Формы работы по профориентации в начальной школе.
Вопросы профориентации рассматривались в школе всегда, но сегодняшняя ситуация в России, те проблемы, которые испытывают выпускники общеобразовательной школы в профессиональном самоопределении, заставляют по-новому взглянуть на организацию профориентационной работы. В связи с актуализацией вопросов развития профессионального образования в общеобразовательной школе необходимо определить роль и место в этом образовании начальной школе. Обучающиеся 1-4 классов еще далеки от выбора профессии, но правильно поставленная среди них профориентационная работа должна стать основой, на которой в дальнейшем будут развиваться профессиональные интересы и намерения учащихся в старших классах.
Каждый ребенок генетически наделен определенными способностями, предрасположен к изучению каких-то предметов в большей степени. В дальнейшем эти дисциплины (науки) могут стать основой будущей профессии.
С первых шагов ребенка родители задумываются о его будущем, внимательно следят за интересами и склонностями своего ребенка, стараясь предопределить его профессиональную судьбу.
Профессионально ориентированная работа – это система учебно-воспитательной работы, направленная на усвоение школьниками необходимого объёма знаний о мире профессий.
Целью профориентационной работы в начальной школе является расширение знаний о мире профессий, формирование интереса к трудовой деятельности.
В процессе профориентационной работы решаются следующие задачи:
• расширение первоначальных представлений о роли труда в жизни людей, о мире профессий и представление возможности учащимся «примерять» на себя различные профессии через игровую деятельность;
• развитие мотивации к учебе и труду через систему активных методов познавательной и профориентационной игры;
• развитие творческих способностей детей в процессе знакомства с профессиями.
Чем больше профессий будет знакомо ребенку и чем шире его представления о мире профессий, тем меньше ошибок он совершит в дальнейшем в процессе формирования профессионального плана.
Профориентационная работа в начальных классах проводится как на уроках, так и во внеурочное время. Профориентационные мероприятия могут быть представлены в виде оформления классного уголка профессий или школьного стенда, беседы и встречи с людьми разных профессий, экскурсии на предприятия или в музей, ведения «профессионального портфолио», классного часа по профориентации, родительские собрания сочинения, конкурсов, защиты проектов и игры направленные на осмысление отдельных элементов изучаемой профессии.
Иначе, это формы работы по профориентации в начальной школе.
Рассмотрим каждую из форм работы по профориентации в начальной школе.
Беседы с детьми и родителями.
При организации профориентационной работы в начальной школе важно учитывать, что у детей в этот период формируется трудолюбие,
возникает интерес к профессиям родителей и людей ближайшего окружения, Родители являются «живым» профориентационным примером. А для детей младшего школьного возраста – это естественный интерес к работе родителей, желание стать такими, как папы и мамы. Информационное воздействие родителей может проявляться во всех разновидностях их воспитательной деятельности, т.к. на каждом шагу мы сталкиваемся с необходимостью дать ребенку сведения о той или иной профессии. Это, прежде всего, доступные беседы о себе, своей работе, мастер-классы.
Встречи с людьми разных профессий.
Всегда интересно, когда о профессии рассказывает специалист и лучше всего, на рабочем месте. Но так как это не всегда получается по объективным причинам, то нужно представить эту профессию максимально наглядно. Рассказ о профессии должен сопровождаться наглядным материалом: фотографии, рисунки, орудиями труда и др. Можно порекомендовать представить рассказ о профессии в форме истории об одном дне специалиста, о его биографии. Независимо от выбранной формы, лекция (рассказ) должна быть проведена на языке ребенка начальных классов и включать в себя такие моменты, как: история
профессии, о содержание труда, профессионально-важные ограничения при работе по этой профессии, описание интересных историй и случаев из профессиональной жизни различных людей.
Чтобы «оживить» эти встречи, можно заранее провести с ребятами подготовительную работу: подобрать загадки, составить кроссворды, синквейны по профессиям, с представителями которых ожидается встреча.
Экскурсии
Профориентационная экскурсия является одним из видов сопровождения профессионального самоопределения обучающихся, сочетающая в себе не только наглядность и доступность информации, но и возможность формирования у ребят интереса к профессии. Экскурсия помогает школьникам соотнести свои профессиональные интересы и знания, полученные в школе, с новыми представлениями о профессиях, знакомит их с различными видами трудовой деятельности и потребностями в кадрах. В перспективе способствует осознанному выбору своего профессионального пути. Экскурсию следует проводить в заранее намеченных безопасных местах, позволяющих хорошо видеть объекты.
Даже в самом образовательном учреждении можно провести экскурсию в школьную мастерскую и узнать о профессии слесаря, столяра, токаря, шлифовщика.
Для того, чтобы экскурсия была наиболее эффективной формой профориентационной деятельности в начальной школе, необходимо соблюдение ряда условий:
использование занимательного материала;
организация встреч с представителями различных профессий;
дополнительная информация о профессии.
Классные часы по профориентации.
На классных часах и на внеклассных занятиях младшие школьники читают стихи о разных профессиях, разгадывают загадки, инсценируют
произведения, составляют пословицы о труде, рассказывают о профессиях своих родителей, участвуют в викторинах. Например, читая разные книги, мы встречаемся с разными героями, которые стали знамениты благодаря своей профессии.
Тематика классных часов по профориентации разнообразна. Это: «Профессии наших мам и пап», «Как путешествует письмо», «Как появилась одежда», «Я выбираю профессию», «Кто помогает нам отдыхать», «Труженики села» (ко Дню работника сельского хозяйства), «Учитель - звучит гордо» (ко Дню учителя). Любой профессиональный праздник может стать темой классного часа. На классном часе т.ж. можно проводить анкетирование по профориентации: какие профессии знакомы школьникам; какие профессии нравятся; кем мечтаете стать в будущем и т.д..
Чем больше профессий будет знакомо ребенку и чем шире его представления о мире профессий, тем меньше ошибок он совершит в дальнейшем в процессе формирования профессионального выбора.
Оформление классного уголка и школьного стенда.
Оформление уголка профессии в пространстве класса заключается в том, что детям предлагается подобрать какую-либо информацию о профессиях. Здесь можно использовать книги, фотоматериалы, газетные вырезки, имеющие отношение к профессии. Затем весь материал обрабатывается и размещается в уголок класса. В ходе проведения занятия по профориентации нужно всегда обращаться к этому уголку. Также здесь можно использовать материал, соответствующий профессиональному празднику. У многих профессий есть свой праздничный день – собственный профессиональный праздник.
Родительские собрания по профориентационной тематике.
Родительские собрания являются одной из основных форм работы с семьёй по профориентации. Выбор тематики собрания может осуществляться на основе результатов предварительного анкетирования родителей и учащихся или в соответствии с планом работы по профориентации в образовательном учреждении. Участие родителей в разработке тем собраний во многом определяет их эффективность. На родительских собраниях нацеливать родителей на включение школьников в разные кружки и секции.
На собраниях можно обсудить:
профессиональные интересы и склонности детей, методы и способы их изучения и развития;
правила выбора профессии;
факторы, оказывающие влияние на выбор профессии;
типичные ошибки, которые совершают родители и дети, определяя дальнейший жизненный путь;
состояние здоровья и его роль при профессиональном выборе;
роль родителей при формировании обоснованного профессионального плана детьми.
Игры направленные на осмысление отдельных элементов изучаемой профессии.
Развитие представлений младших школьников о мире профессий осуществляется при помощи такого приема, как профориентационные игры. Игра еще некоторое время после начала обучения в школе продолжает оставаться ведущей деятельностью учащегося. Среди приёмов профессиональной ориентации учеников выделяются игровые приемы и
упражнения, которые помогают учителю в занимательной для детей форме решать образовательные и воспитательные задачи. Игры способствуют расширению знаний учеников о многообразии профессий, обогащают представления о действиях представителей той или иной профессии, о материалах и инструментах врача, автослесаря, художника, летчика, программиста и т.д. Для этого можно использовать такие игры, как «Угадай профессию», «Профессия на букву...», «Кто использует в работе?» (назвать профессии, которые используют заданный инструмент или материал, например, расческа, поварешка) и т.д.
Ведение школьниками «Профессионального портфолио».
Портфолио служит для сбора информации об образовательных достижениях ученика, для повышения образовательной активности школьника. Оно отражает результаты индивидуальной образовательной активности. В портфолио школьники вкладывают результаты своих достижении в разных видах деятельности, таких как, школьный конкурс, олимпиада, спортивные награды, творческие и исследовательские работы. А также грамоты, благодарственные письма, вырезки из газет, свои рисунки и письменные работы, фотоматериалы. Ведение портфолио начинается с первого года обучения.
Один из разделов портфолио «Мои мечты» - здесь ребенок пишет о своей будущей профессии о своих самых заветных мечтах.
Грамотно построенная система профориентационной работы в начальном звене способствует формированию в сознании школьников разнообразных представлений о мире труда и профессий, воспитывает у них бережное отношение к результатам труда, а также понимание значимости труда специалистов для жизни и развития общества.
Итак, можем сделать вывод: работа по профориентации в начальной школе должна быть планомерной и целенаправленной; при самоопределении учащихся необходимо использовать различные формы профориентационной работы.
3