СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Учебный предмет "Фортепиано" направлен на приобретение детьми знаний, умений и навыков игры на фортепиано, получение ими художественного образования, а также на эстетическое воспитание и духовно-нравственное развитие ученика.
Обучение игре на фортепиано включает в себя музыкальную грамотность, чтение с листа, навыки ансамблевой игры, овладение основами аккомпанемента и необходимые навыки самостоятельной работы.
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования
«Кирсановская детская школа искусств»
Предметная область
ПО.01. МУЗЫКАЛЬНОЕ ИСПОЛНИТЕЛЬСТВО
ПО.01.УП.03.
ФОРТЕПИАНО
Программа учебного предмета дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области музыкального искусства
«Народные инструменты»
Срок реализации - 5 лет
г.Кирсанов
2018 г.
«Рассмотрено» «Утверждаю»
Педагогическим Советом Директор МБОУ ДО «___» _____________2018г. «Кирсановская детская школа искусств»
Протокол № _______________ Н.М.Король
Приказ № от «_____» _______________ 2018 г.
Разработчик: Меньшова Наталья Александровна,
преподаватель I квалификационной категории
МБОУ ДО «Кирсановская детская школа искусств»
Рецезент: Федосеева Елена Николаевна,
заслуженный работник культуры РФ,
преподаватель кафедры «Специальное фортепиано» ТГМПИ им. С.В.Рахманинова
СОДЕРЖАНИЕ
I. Пояснительная записка
1. Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе;
2. Срок реализации учебного предмета;
3. Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом Учреждения
на реализацию учебного предмета;
4. Форма проведения учебных аудиторных занятий;
5. Цели и задачи учебного предмета;
6. Обоснование структуры программы учебного предмета;
7. Методы обучения;
8. Описание материально-технических условий реализации учебного предмета;
II. Содержание учебного предмета
1. Сведения о затратах учебного времени;
2. Годовые требования по классам;
III. Требования к уровню подготовки учащихся
IV. Формы и методы контроля, система оценок
1. Аттестация: цели, виды, форма, содержание;
2. Критерии оценки;
V. Методическое обеспечение учебного процесса
1. Методические рекомендации педагогическим работникам;
2. Рекомендации по организации самостоятельной работы учащихся;
VI. Списки рекомендуемой нотной и методической литературы
1. Список рекомендуемой нотной литературы;
2. Список рекомендуемой методической литературы.
I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
1. Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе
Программа учебного предмета «Фортепиано» разработана в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; Федеральными государственными требованиями к минимуму содержания, структуре и условиям реализации дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области музыкального искусства «Народные инструменты» (далее ФГТ), утвержденными приказом Министерства культуры Российской Федерации от 12 марта 2012 года № 162; «Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам», утверждённым приказом Министерства образования и науки РФ от 29 августа 2013 года № 1008; «Порядком приёма на обучение по дополнительным предпрофессиональным программам в области искусств», утв. приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 14 августа 2013 года № 1145; «Положением о порядке и формах проведения итоговой аттестации обучающихся по дополнительным предпрофессиональным общеобразовательным программам в области искусств» утв. приказом Министерства культуры РФ от 09.02.2012 № 86; «Санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.4.3172-14
Учебный предмет "Фортепиано" направлен на приобретение детьми знаний, умений и навыков игры на фортепиано, получение ими художественного образования, а также на эстетическое воспитание и духовно-нравственное развитие ученика.
Обучение игре на фортепиано включает в себя музыкальную грамотность, чтение с листа, навыки ансамблевой игры, овладение основами аккомпанемента и необходимые навыки самостоятельной работы. Обучаясь в школе, дети приобретают опыт творческой деятельности, знакомятся с высшими достижениями мировой музыкальной культуры.
Выявление одаренности у ребенка в процессе обучения позволяет целенаправленно развить его профессиональные и личностные качества, необходимые для продолжения профессионального обучения. В то же время программа рассчитана и на тех детей, которые не ставят перед собой цели стать профессиональными музыкантами.
2. Срок реализации учебного предмета «Фортепиано»
Срок освоения программы для детей, поступивших в Учреждение в 1-й класс в возрасте с шести лет шести месяцев до девяти лет, составляет 7 лет.
3.Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом Учреждения на реализацию предмета «Фортепиано» составляет: Таблица 1
Содержание | 4– 8 классы |
Максимальная учебная нагрузка в часах | 429 |
Количество часов на аудиторные занятия | 99 |
Общее количество часов на внеаудиторные (самостоятельные) занятия | 330 |
4. Форма проведения учебных аудиторных занятий: индивидуальная, продолжительность урока - 45 минут. Индивидуальная форма занятий позволяет преподавателю построить содержание программы в соответствии с особенностями развития каждого ученика.
5. Цели и задачи учебного предмета «Фортепиано»
Цели:
обеспечение развития музыкально-творческих способностей учащегося на основе приобретенных им знаний, умений и навыков в области фортепианного исполнительства;
выявление одаренных детей в области музыкального исполнительства и подготовки их к дальнейшему поступлению в образовательные учреждения, реализующие образовательные программы среднего профессионального образования.
Задачи:
формирование у учащихся эстетических взглядов, нравственных установок и потребности общения с духовными ценностями;
развитие музыкальных способностей: слуха, ритма, памяти, музыкальности и артистизма;
освоение учащимися музыкальной грамоты, необходимой для владения инструментом в пределах программы учебного предмета;
овладение учащимися основными исполнительскими навыками игры на фортепиано, позволяющими грамотно исполнять музыкальные произведения как соло, так и в ансамбле, а также исполнять нетрудный аккомпанемент;
обучение навыкам самостоятельной работы с музыкальным материалом и чтению нот с листа;
приобретение учащимися опыта творческой деятельности и публичных выступлений;
формирование у детей комплекса знаний, умений и навыков, позволяющих в дальнейшем осваивать профессиональные образовательные программы в области музыкального искусства;
формирование у наиболее одаренных выпускников мотивации к продолжению профессионального обучения в образовательных учреждениях среднего профессионального образования.
6. Обоснование структуры учебного предмета «Фортепиано»
Обоснованием структуры программы являются ФГТ, отражающие все аспекты работы преподавателя с учеником.
Программа содержит следующие разделы:
сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета;
распределение учебного материала по годам обучения;
описание дидактических единиц учебного предмета;
требования к уровню подготовки учащихся;
формы и методы контроля, система оценок;
методическое обеспечение учебного процесса.
В соответствии с данными направлениями строится основной раздел программы "Содержание учебного предмета".
7. Методы обучения
В музыкальной педагогике применяется комплекс методов обучения. Индивидуальное обучение неразрывно связано с воспитанием ученика, с учетом его возрастных и психологических особенностей. Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие методы обучения:
словесный (объяснение, беседа, рассказ);
наглядно-слуховой (показ, наблюдение, демонстрация пианистических приемов);
практический (работа на инструменте, упражнения);
аналитический (сравнения и обобщения, развитие логического мышления);
эмоциональный (подбор ассоциаций, образов, художественные впечатления).
Индивидуальный метод обучения позволяет найти более точный и психологически верный подход к каждому ученику и выбрать наиболее подходящий метод обучения. Предложенные методы работы в рамках программы «Народные инструменты» являются наиболее продуктивными при реализации поставленных целей и задач учебного предмета и основаны на проверенных методиках и сложившихся традициях сольного исполнительства на фортепиано.
8. Описание материально-технических условий реализации учебного предмета «Фортепиано».
Материально-техническая база Учреждения соответствует санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда. Учебные аудитории для занятий по предмету "Фортепиано" оснащены пианино и имеют площадь не менее 6 кв. метров. Имеются концертный зал с концертным роялем, библиотека и фонотека. Помещения имеют звукоизоляцию и своевременно ремонтируются. Музыкальные инструменты регулярно обслуживаются настройщиком (настройка, мелкий и капитальный ремонт).
II. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА "ФОРТЕПИАНО"
Сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета «Фортепиано», на максимальную, самостоятельную нагрузку учащихся и аудиторные занятия с учётом вариативной части: Таблица 2
Трудоёмкость в часах | Распределение по годам обучения | ||||
4-й класс | 5-й класс | 6-й класс | 7-й класс | 8-й класс | |
количество недель аудиторных занятий | |||||
33 | 33 | 33 | 33 | 33 | |
недельная нагрузка в часах | |||||
Количество часов на аудиторные занятия (в неделю) | 0,5 | 0,5 | 0,5 | 0,5 | 1 |
Количество часов на аудиторные занятия (в год) | 16,5 | 16,5 | 16,5 | 16,5 | 33 |
Общее количество часов на аудиторные занятия | 99 | ||||
Количество часов на самостоятельную работу (в неделю) | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 |
Общее количество часов на самостоятельную работу по годам и общее | 66 | 66 | 66 | 66 | 66 |
330 | |||||
Общее максимальное количество часов занятий в неделю (аудиторные и самостоятельные) | 2,5 | 2,5 | 2,5 | 2,5 | 3 |
Общее максимальное количество часов занятий по годам (аудиторные и самостоятельные) | | | | | 99 |
Общее максимальное количество часов занятий на весь период обучения (аудиторные и самостоятельные) | 429 | ||||
Объём времени на консультации (по годам) | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 |
Общий объём времени на консультации | 10 |
Консультации проводятся с целью подготовки учащихся к контрольным урокам, зачетам, экзаменам, творческим конкурсам и другим мероприятиям по усмотрению Учреждения. Консультации могут проводиться рассредоточено или в счет резерва учебного времени. В случае если консультации проводятся рассредоточено, резерв учебного времени используется на самостоятельную работу учащихся и методическую работу преподавателей.
Резерв учебного времени можно использовать как перед промежуточной (экзаменационной) аттестацией, так и после ее окончания с целью обеспечения самостоятельной работой учащихся на период летних каникул.
Объем самостоятельной работы учащихся в неделю определяется с учетом минимальных затрат на подготовку домашнего задания, параллельного освоения детьми программ начального и основного общего образования. Объем времени на самостоятельную работу определяется с учетом сложившихся педагогических традиций Учреждения, методической целесообразности и индивидуальных способностей ученика (см. таблицу 2). Самостоятельные занятия должны быть регулярными и систематическими.
Аудиторная нагрузка по учебному предмету «Фортепиано» обязательной части программы «Народные инструменты» распределяется по годам обучения с учетом общего объема аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет «Фортепиано» ФГТ.
Виды внеаудиторной работы:
выполнение домашнего задания;
подготовка к концертным выступлениям;
посещение учреждений культуры г. Кирсанова и Тамбовской области;
участие учащихся в концертах, творческих мероприятиях и культурно-просветительской деятельности Учреждения, школ искусств, учреждений культуры г. Кирсанова.
Учебный материал распределяется по годам обучения – классам. Каждый класс имеет свои дидактические задачи и объем времени, предусмотренный для освоения учебного материала.
2. Требования по годам обучения
Содержание программы по учебному предмету «Фортепиано» для учащихся по программе «Народные инструменты» направлено на:
знание инструментальных и художественных особенностей и возможностей фортепиано;
знание в соответствии с программными требованиями музыкальных произведений, написанных для фортепиано зарубежными и отечественными композиторами;
владение основными видами фортепианной техники, использование художественно оправданных технических приемов, позволяющих создавать художественный образ, соответствующий авторскому замыслу;
освоение первоначальных навыков музицирования: чтение нот с листа, подбор по слуху, умение играть в ансамбле;
приобретение навыков творческой деятельности.
Четвёртый класс (первый год обучения)
По окончании учебного года учащийся должен обладать:
знаниями нотной грамоты;
знаниями о специфических особенностях инструмента;
умениями контактировать с фортепианной клавиатурой;
умениями пользоваться контрастными динамическими оттенками (forte, piano);
умениями подбора аппликатуры в пределах пятипальцевой позиции;
навыками владения игровыми приёмами (non legato, legato, staccato);
навыками ровного ритмического исполнения.
В течение года обучающийся должен освоить:
8-12 музыкальных произведений: народные песни, пьесы различных жанров (песня, танец, марш);
Чтение с листа.
Примерный репертуарный список
Андреева М. «Ехали медведи»
Армянская народная песня «Ночь»
Башкирская народная песня «На лодочке»
Берлин Б. «Пони-звёздочка»
Беркович И. Два этюда
Беркович И. Грустная песня
Витлин В. «Серенькая кошечка»
Гедике А. «Заинька»
Гедике А. Обработка народной песни «Как у наших ворот»
Геталова О. «Андрей - воробей»
Геталова О. «Лепёшки»
Гнесина Е. «Азбука»
Гнесина Е. Этюды (по выбору)
Кабалевский Д. Хоровод
Кабалевский Д. «Прогулка»
Кабалевский Д. «Вприпрыжку»;
Карасева В. «Цветики»
Кикта В. «Звоны»
Ляховицкая С. «Где ты, Лёка?»
Металлиди К. «Кот-мореход»
Польская народная песня «Мой конёк»
Русская народная песня «Вдоль, да по речке»
Русская народная песня «Соловушка»
Селени Н. Пьеса
Сигмейстер Э. «Вниз по Миссисипи» (Канон)
Торопова Н. Вальсик
Торопова Н. Полька для медвежонка
Торопова Н. Этюд До мажор
Торопова Н. Этюд-упражнение
Украинская народная песня «Дедушка и внучка»
Шуман Р. «Совёнок»
Примерные программы контрольных уроков
1 вариант:
Торопова Н. Вальсик
Сигмейстер Э. Канон.
2 вариант:
Русская народная песня «Вдоль, да по речке»
Берлин Б. «Пони-звёздочка»
3 вариант:
Кабалевский Д. «Вприпрыжку»
Русская народная песня «Вдоль, да по речке»
Пятый класс (второй год обучения)
По окончании учебного года учащийся должен обладать:
знаниями нотной грамоты;
знаниями музыкальной терминологии;
умением чтения ритмических рисунков на 2, 3, 4 доли;
умениями пользоваться динамическими изменениями силы звука;
умениями подбора аппликатуры в пределах октавы;
навыками разбора нотного текста отдельно каждой рукой;
навыками чтения нот с листа.
В течение года необходимо освоить:
8-12 музыкальных произведений: народные песни, пьесы различных жанров (песня, танец, марш);
чтение с листа.
Примерный репертуарный список
Абелев Ю. «Осенняя песенка»
Барток Б. Пьеса
Барахтина Ю. Два этюда
Барахтина Ю. Вариации на тему В. Калинникова «Тень-тень»
Барахтина Ю. Вариация на русскую народную песню «Ах вы, сени»
Беркович И. Этюд соль минор
Бер О. «Тёмный лес»
Берлин Б. «Марширующие поросята»
Галынин Ш. «Чижик»
Гедике А. Этюд До мажор
Дюбюк А. Русская песня с вариацией
Качурбина Ю. «Мишка с куклой»
Николаев А. Этюд До мажор
Торопова Н. Смелый этюд
Торопова Н. Канон
Торопова Н. «Цветок и бабочка»
Телеман Г. Пьеса
Шитте Л. Два этюда
Примерная программа контрольных уроков
1 вариант:
Барток Б. Пьеса
Барахтина Ю. Этюд До мажор
2 вариант:
Бер. О. «Тёмный лес»
Галынин Г. «Чижик»
3 вариант:
Барахтина Ю. Вариации на русскую народную песню «Ах вы, сени»
Телеман Г. Пьеса
Шестой класс (третий год обучения)
По окончании учебного года учащийся должен обладать:
знаниями, необходимыми для самостоятельного разбора нотного текста отдельно каждой рукой;
умениями определять характер изучаемой музыки;
умениями самостоятельно находить метро - ритмические особенности произведения;
умениями пользоваться динамическими оттенками (fortissimo, forte, mezzo forte,
mezzo piano, piano, pianissimo, crescendo, diminuendo);
умениями подбора аппликатуры в позициях от чёрных клавиш;
навыками чтения нот с листа;
навыками слухового контроля;
первоначальными навыками педализации.
В течение года, учащийся должен освоить:
6-10 музыкальных произведений – пьес с элементами полифонии (1), с элементами крупной формы (1), 1-3 этюда (или технические пьесы), 2-4 пьес изобразительного и кантиленного характера, 1-2 ансамбля;
чтение с листа.
Примерный репертуарный список
Полифонические произведения
Барток Б. Менуэт Соль мажор
Барток Б. Канон
Бах И.С. Менуэт соль минор
Бах И.С. Волынка
Гедике А. Прелюдия
Гендель Г. Ария Соль мажор
Керимов С. Песня старого горца
Моцарт Л. Менуэт соль минор
Русская народная песня «А я по лугу»
Русская народная песня «Как пойду я на быструю речку»
Произведения крупной формы
Барахтина Ю. Вариации на русскую народную песню «Я на горку шла»
Барахтина Ю. Вариации на белорусскую народную песню
Бенда И. Сонатина ля минор
Бетховен Л. Сонатина Фа мажор
Бетховен Л. Рондо Соль мажор
Диабелли А. Сонатина C dur;
Плейель И. Рондо До мажор
Столяревская И. Вариации на тему львёнка и черепахи
Тюрк К. Сонатина До мажор
Чичков Ю. Сонатина Соль мажор
Пьесы
Бетховен Л. «Сурок»
Вилла-Лобос Э. Пьесы (по выбору)
Денисов Э. Кукольный вальс
Мелартин Э. Пастораль
Свиридов Г. «Упрямец»
Симонова В. «Весенний вальс»
Симонова В. «Сказка о журавле и цапле»
Чайковский П. Старинная французская песенка
Шуберт Ф. Немецкий танец
Шуман Р. Марш.
Этюды
Беренс Г. Этюд. Соч. 70 № 44
Геллер М. Этюд До мажор
Дювернуа Ж. Этюд. Соч. 176 № 24
Лемуан А. Этюд. 34
Лемуан А. Этюд. Соч. 37 № 6
Торопова Н. Этюд «Минутка»
Торопова Н. Весенний этюд
Черни К. (Гермер) Этюд № 4, вторая тетрадь;
Черни К. (редакция Гермера Г.) Этюдф. Тетрадь I: № 33
Шитте Л. Этюд. Соч. 108 № 6
Примерные программы контрольных уроков
1 вариант:
Тюрк К. Сонатина До мажор
Торопова Н. Этюд «Минутка»
2 вариант:
Чичков Ю. Сонатина Соль мажор
Свиридов Г. «Упрямец»
3 вариант:
Плейель И. Рондо До мажор
Чайковский П. Старинная французская песенка
Седьмой класс (четвёртый год обучения)
По окончании учебного года учащийся должен обладать:
знаниями нотной грамоты;
знаниями музыкальной терминологии;
умениями в медленном темпе преодолевать трудности метро – ритмических особенностей произведений;
умениями пользоваться разнообразной динамикой (forte, mezzo forte, mezzo piano, piano,) с применением crescendo и diminuendo;
умениями подбора аппликатуры в позициях от белых клавиш;
навыками чтения нот с листа;
В течение года учащийся должен освоить:
5 – 8 музыкальных произведений: 1 полифоническое произведение, 1 произведение крупной формы, 1-3 пьесы, 1-3 этюда, 1-2 ансамбля;
гаммы: мажорные - До, Соль, минорные - ля, ми, ре отдельно каждой рукой на две октавы. Аккорды и короткие арпеджио по 3 звука отдельно каждой рукой на две октавы. Хроматическая гамма (прямое движение) двумя руками на две октавы.
Полифонические произведения
Александров А. «Кума»
Арман Фугетта
Бах Ф. Э. Анданте
Барток Б. Менуэт C-dur
Бём Г. Прелюдия
Бланжини Ф. Ариэтта
Керимов С. «Песня старого горца»
Кирбергер И. Сарабанда
Крофт В. Сарабанда e- moll
Куперен Ф. «Кукушка»
Люлли Ж. Б. Менуэт d- moll
Ляпунов С. Пьеса
Моцарт В. А. Ария Es- dur
Рано Ф. Менуэт в форме рондо
Циполли Д. Менуэт d- moll
Экклз Д. Менуэт D-dur
Юцевич Е. Каноническая имитация
Крупная форма
Атвезд Т. Сонатина G-dur
Андрэ А. Сонатина G-dur
Беркович И. Вариации на тему русской народной песни «Во сыром бору тропина»
Бетховен Л. Сонатина для мандолины F-dur, ч. 1
Бетховен Л. ван Сонатина G-dur I, II части
Глиэр Р. Рондо, соч. 43
Кабалевский Д. Сонатина a- moll
Клементи М. Сонатина C-dur II, III части
Лихнер Т. Рондо
Любарский Н. Вариации на тему русской народной песни «Коровушка»
Моцарт В. А. Вариации на тему из оперы «Волшебная флейта»
Рейман В. Маленькая сонатина
Рожавская Ю. Сонатина A-dur II часть
Сорокин К. Детская сонатина D-dur
Хаслингер Т. Сонатина C-dur I часть
Хаслингер Т. Сонатина G-dur I часть
Шмитт Д. Сонатина A-dur
Пьесы
Алябьев А. Пьеса g- moll
Беркович И. Мазурка.
Беркович И. Токкатина
Волков В. Мазурка
Волков В. Марш
Гайдн Й. Танец Es-dur
Гречанинов А. Мазурка
Лядов А. Колыбельная
Майкапар С. Вальс
Майкапар С. «Колыбельная»
Майкапар С. «Дождик»
Николаева Т. Сказочка
Осокин М. Танец
Свиридов Г. «Упрямец»
Симонова В. «Сказка о журавле и цапле»
Торопова Н. «Шутка»
Чайковский П. И. Старинная французская песенка
Шуберт Ф. Немецкий танец
Шуман Р. Марш
Этюды
Беренс Г. Этюд № 44, op. 70
Дювернуа Ж. Этюд № 24, op. 176
Лемуан А. Этюд № 34, op. 37
Лемуан А. Этюд № 6, op. 37
Торопова Н. Этюд «Минутка»
Торопова Н. «Весенний этюд»
Черни К. (Гермер) Этюд № 4, II тетрадь
Черни К. (Гермер) Этюд № 33, I тетрадь
Шитте Л. . Этюд № 6, op. 108
Шитте Л. . Этюд № 17, op. 108
Ансамбли
Беркман - Щербинина Е. Три детские пьесы для 2-х фортепиано в 4 руки
Беркович И. Фортепианные ансамбли, соч. 30
Глинка М. Песня Вани из оперы «Иван Сусанин»
Иванов – Радкевич Н. Колыбельная
Прокофьев С. Отрывок из симфонической сказки «Петя и волк» в облегчённом переложении Б. Смолякова
Серов А. Варяжская баллада
Чайковский П. «Мой Лизочек так уж мал»
Чайковский П. Пятьдесят русских народных песен в 4 руки: №1, 2, 6
Примерная программа контрольных уроков
1 вариант:
Александров А. «Кума»
Дювернуа Ж. Этюд № 24, op. 176
2 вариант:
Бём Г. Прелюдия
Лемуан А. Этюд № 6, op. 37
3 вариант:
Юцевич Е. Каноническая имитация
Шитте Л. . Этюд № 17, op. 108
2 вариант
Примерный репертуарный списокПолифонические произведения
Бах И. С. Ария из французской сюиты c- moll
Буцко Ю. Фугетта
Гендель Г. Ф. Прелюдия
Гесслер И. Полифоническая прелюдия
Глинка М. И. Двухголосная фуга
Люлли Ж. Жига
Кабалевский Д. Прелюдия и фуга
Моцарт Л. Ария g-moll
Мясковский Н. Маленький дуэт (канон)
Орик Ж. Сарабанда
Пёрселл Г. Прелюдия C-dur
Франк С. Канон
Хренников Т. Инвенция
Циполли Д. Фугетта F-dur
Эшпай А. Прелюдия
Крупная форма
Бенда Й. Сонатина d- moll
Бетховен Л. Сонатина F-dur I часть
Ботяров Е. Сонатина C-dur
Вебер К. М. Анданте с вариациями G-dur
Вебер К. М. Сонатина C-dur
Гайдн Й. Соната - партита C-dur
Грациоли Дж. Сонатина G-dur
Гуммель И. Сонатина C-dur I часть
Дюссек Я. Сонатина G-dur
Кабалевский Д. Вариации на русскую тему. Соч.51, №1
Кулау Ф. Сонатина A-dur I часть
Моцарт В. А. Сонатина C-dur
Чимароза Д. Соната G-dur
Чимароза Д. Соната c- moll
Пьесы
Александров А. Русская народная мелодия, соч. 76
Александров Ю. Три не трудные пьесы
Беркович И. Украинская песня
Барток Б. Пьеса
Барток Б. Менуэт
Григ Э. Вальс, соч. 38
Глиэр Р. Романс, соч. 31
Глинка М. Прощальный вальс
Майкапар С. Токкатина, соч. 8
Моцарт В. Контрданс
Носенко В. В поход. Соч. 15
Разоренов С. Словацкая песня. Соч. 12
Свиридов Г. Зима
Степовой Я. Прелюд, соч. 9
Шуман Р. Песенка жнецов. Соч. 68
Этюды
Беренс Г. Этюд a- moll
Беренс Г. Этюд C-dur
Бертини А. . Этюд e- moll
Гедике А. Миниатюры в форме этюдов. Соч. 8
Гедике А. Двенадцать мелодических этюдов: №4, 14
Дювернуа Ж. G-dur
Лемуан А. Этюд C-dur
Лемуан А. Этюд G-dur
Черни К. Этюд C-dur
Черни К. Этюд № 28 D-du
Черни К. Этюд № 1 C-dur
Черни К. – Гермер Г. Этюды. Часть I: №35-36, 42, 46
Шитте Л. «Арпеджио»
Ансамбли
Аренский А. Пьесы в 4 руки: Кукушка, Сказка, Вальс. Соч. 34
Балакирев М. Четырнадцать избранных русских народных песен
Глиер Р. Менуэт, Народная песня. Соч. 38
Глиер Р. Песня. Соч. 41
Крейн К. Вариация «Лауренсии» из балета «Лауренсия»
Лядов А. Протяжная, Колыбельная. Соч. 58
Мусоргский М. Гопак
Русские народные песни в обр. П. Чайковского и А. Лядова
Примерная программа контрольных уроков
1 вариант:
Гендель Г. Ф. Прелюдия
Лемуан А. Этюд C-dur
2 вариант:
Моцарт Л. Ария g-moll
Бертини А. . Этюд e- moll
3 вариант:
Хренников Т. Инвенция
Шитте Л. «Арпеджио»
Восьмой класс (пятый год обучения)
По окончании учебного года учащийся должен обладать:
знаниями, необходимыми для самостоятельного разбора нотного текста отдельно каждой рукой;
умениями определять характер изучаемой музыки;
умениями самостоятельно находить метро - ритмические особенности произведения;
умениями пользоваться динамическими оттенками (fortissimo, forte, mezzo forte, mezzo piano, piano, pianissimo, crescendo, diminuendo);
умениями подбора аппликатуры в позициях от чёрных клавиш;
навыками чтения нот с листа;
навыками слухового контроля;
навыками слухового контроля, навыками владения педализацией.
В течение года ученик должен освоить:
6-10 музыкальных произведений: 1 полифоническое произведение, 1 произведение крупной формы, 2-4 пьесы, 1-3 этюда, 1-2 ансамбля.
гаммы: бемольные мажорные от белых и от чёрных клавиш (Фа-мажор, Си- бемоль, Ми- бемоль) отдельно каждой рукой на две октавы. Аккорды по три звука и арпеджио (короткие и длинные без обращений) по четыре звука отдельно каждой рукой на две октавы. Хроматическая гамма на две октавы отдельно каждой рукой. Кадансовый оборот: T-S-D-T.
Полифонические произведения
Бах И. С. Маленькая прелюдия C-dur
Бах И. С. Маленькая прелюдия g- moll
Бах И. С. Полонез g- moll
Бах И. С. Менуэт G-dur
Вервик Е. Осеннее настроение
Гедике А. Инвенция, соч. 60
Гедике А. Прелюдия a- moll, соч. 60
Иванов – Радкевич Н. 8 полифонических пьес: № 3, 6
Маттесон И. Ария
Моцарт В. А. Менуэт
Нейзидлер Г. Падуана
Пахельбель И. Гавот с вариациями
Пёрсел Г. Танец
Пирумов А. Маленькая инвенция e- moll
Полынский Н. «Заплетися плетень» (инвенция)
Рамо Ж. Ф. Менуэт g- moll
Крупная форма
Беркович И. Сонатина C-dur
Грациоли Г. Сонатина G-dur I часть
Гурлит К. Сонатина C-dur №1, op. 188 I часть
Диабелли А. Сонатина F-dur №1, op. 168 I , II части
Кабалевский Д. Сонатина a- moll, op. 27
Клементи М. Сонатина C-dur, №3, op. 36 II, III части
Кулау Ф. Рондо из Сонатины C-dur, №1, op. 55
Кулау Ф. Сонатина G-dur I часть
Мелартин Э. Сонатина g- moll, I часть
Плейель И. Сонатина D-dur
Черни К. Сонатина C-dur I часть
Чимароза Д. Сонатина g- moll, I часть
Пьесы
Гурилёв Л. две прелюдии
Кабалевский Д. Новелла
Кабалевский Д. Медленный вальс
Майкапар С. Педальная прелюдия
Мелартин Э. «Час голубого цвета»
Прейер К. «Трещотка»
Тамберг Э. «Кошка крадётся»
Симонова В. «Листопад»
Симонова В. «Романс»
Чайковский П. И. «В церкви»
Этюды
Бертини Г. Этюд №18, op. 100
Кабалевский Д. Этюд a- moll
Лемуан А. Этюд №6, op. 37
Лемуан А. Этюд №10, op. 37
Лешгорн А. Этюд B-dur
Тамберг Э. Этюд C-dur №9, op. 13
Торопова Н. Этюд «Коррида»
Хаджиев П. Этюд a- moll
Черни К. (Гермер) Этюд № 42, I тетрадь
Черни К. (Гермер) Этюд № 4, II тетрадь
Ансамбли
Балакирев М. 30 русских народных песен в 4 руки: «Калинушка с малинушкой»
Глиэр Р. Песня, соч. 41
Гнессина Е. Пьеса в 4 руки «Ладушки»
Золотарёв В. 30 украинских песен в 4 руки: № 22, соч. 15
Иванов – Радкевич Н. Марш
Иванов – Радкевич Н. Гавот
Лядов А. Протяжная, соч. 58
Лядов А. Колыбельная, соч. 58
Островский А. «Девчонки и мальчишки»Прокофьев С. «
Прокофьев С. «Вставайте люди русские» из кантаты «Александр Невский
Чайковский П. Пять русских народных песен
Примерная программа контрольного урока
1 вариант:
Диабелли А. Сонатина F-dur №1, op. 168 I , II части
Мелартин Э. «Час голубого цвета»
2 вариант:
Кулау Ф. Сонатина G-dur I часть
Симонова В. «Листопад»
3 вариант:
Чимароза Д. Сонатина g- moll, I часть
Чайковский П. «В церкви»
2 вариант
Полифонические произведения
Бах И. С. «Двухголосная инвенция» C-dur
Бах И. С. «Маленькая прелюдия» c- moll(II тетрадь)
Бах И. С. «Маленькая прелюдия» a- moll(I тетрадь)
Гендель Г. Ф. Фуга C-dur
Гендель Г. Ф. 12 легких пьес: Сарабанда, Жига, Прелюдия, Аллеманда
Кабалевский Д. Шесть маленьких прелюдий и фуг: № 1
Лядов А. Канон G-dur соч. 34
Майкапар С. Прелюдия и фугетта, соч. 37, № 4
Мясковский Н. В старинном стиле, соч. 43
Окунев Г. «Прелюдия и фугетта»
Рамо Ж. Ф. «Сарабанда» a- moll
Скарлатти Д. «Фугетта» C-dur
Крупная форма (вариации)
Барток Б. Баллада (Тема с вариациями)
Бетховен Л. Легкая соната C-dur, часть II
Гайдн Й. Соната G-dur, часть I
Гайдн Й. Песня с вариациями (La Roxeiane)
Глинка М. И. Вариации на романс «Прекрасный день» из оперы Керубини «Фаниска»
Гурилёв А. Вариации на тему «Не томи, родимый» из оперы М. Глинки «Иван Сусанин»
Дварионас Б. Вариации F-dur
Юбссек И. Сонатина Es-dur, соч. 20
Кабалевский Д. Лёгкие вариации Op.40, № 2
Кабалевский Д. Лёгкие вариации Соч.51, № 4
Кабесон А. Вариации на рыцарскую песню
Пахельбель И. Ария с шестью вариациями
Рааухвергер М. Вариации на датскую тему
Риетти В. Тема с вариациями
Рожавская Ю. Рондо
Сейсс И. Сонатина D-dur, соч. 8
Скултэ А. Сонатина C-dur
Чичков Ю. Вариации C –dur
Чимароза Д. Соната g- moll
Пьесы
Александров Ю. Грустный рассказ
Александров Ю. Шутка
Бах И. Весна
Бетховен Л. Весело - грустно
Гедике А. Миниатюра d- moll, Соч. 8 № 2
Глиэр Р. В полях, Русская песня, соч. 34;Прелюдия, соч. 16
Григ Э. Поэтическая картинка Соч. 3 № 1
Дебюсси К. Маленький негритёнок
Ипполитов – Иванов М. Маленькая пьеса Соч. 7 № 5
Калинников В. Грустная песенка g- moll
Калинников В. Русское интермеццо
Лядов А. «Я с комариком плясала»
Мусоргский М. Слеза
Прокофьев С. Детская музыка: Марш, Дождь и радуга
Слонимский С. Дюймовочка
Хачатурян А. Подражание народному (из «Детского альбома»)
Этюды
Александров А. Этюд F- dur
Беренс Г. Этюд соч. 61, № 28
Бертини А. Этюд соч. 29, № 10
Косенко В. Этюд соч. 15, № 4
Крамер И. (редакция Г. Бюлова, № 17). Этюд D- dur
Лак Т. Избранные этюды, соч. 75, 95 № 1, 3-5,11
Лешгорн А. . Этюд соч. 136, № 10
Майкапар С. «Бурный поток»
Николаева Т. Тарантелла, соч. 19, № 7
Парцхаладзе М. Этюд g- moll
Раков Н. Пятью пальцами
Шитте Л. Этюды № 18, 19, соч. 68
Ансамбли
Аренский А. Соч. 34. Шесть пьес в 4 руки: Сказка
Бетховен Л. «Марш»
Вебер К. «Мазурка», соч. 10, № 4
Гершвин Дж. Колыбельная из оперы «Порги и Бесс»
Глиэр Р. Мазурка, соч. 38
Григ Э. «Утро» из сюиты «Пер Гюнт»
Грибоедов А. Вальс e- moll
Гедике А. «Вальс»
Итальянская народная песня «Санта Лючия»
Лядов А. 8 русских народных песен(переложение в 4 руки): Протяжная, Колыбельная, соч. 58
Свиридов Г. «Вальс»
Кюи Ц. «Расплясались»
Раков Н. «Мелодия»
Шуберт Ф. Экосезы в 4 руки, соч. 38
Примерная программа академического концерта
1 вариант:
Гендель Г. Ф. Фуга C-dur
Бетховен Л. Легкая соната C-dur, часть II
Мусоргский М. Слеза
2 вариант:
Лядов А. Канон G-dur соч. 34
Юбссек И. Сонатина Es-dur, соч. 20
Григ Э. Поэтическая картинка Соч. 3 № 1
3 вариант:
Скарлатти Д. «Фугетта» C-dur
Чичков Ю. Вариации C –dur
Мелартин Э. «Час голубого цвета»
III. Требования к уровню подготовки учащихся
Уровень подготовки учащихся является результатом освоения программы учебного предмета «Фортепиано», который предполагает формирование следующих знаний, умений, навыков, таких как:
наличие у учащегося интереса к музыкальному искусству, самостоятельному музыкальному исполнительству;
умение самостоятельно разучивать и грамотно исполнять музыкальные произведения различных жанров и стилей;
знание фортепианного репертуара, включающего произведения разных стилей и жанров в соответствии с программными требованиями;
знание художественно-исполнительских возможностей инструмента;
знание профессиональной терминологии;
умение читать с листа несложные музыкальные произведения;
приобретение навыков слухового контроля, умения управлять процессом исполнения музыкального произведения;
приобретение навыков по использованию музыкально-исполнительских средств выразительности, выполнению анализа исполняемых произведений, владению различными видами техники, использованию художественно оправданных технических приемов;
наличие творческой инициативы, сформированных представлений о методике разучивания музыкальных произведений и приемах работы над исполнительскими трудностями;
наличие музыкальной памяти, развитого мелодического, тембрового слуха;
наличие навыков репетиционно - концертной работы в качестве солиста.
IV. Формы и методы контроля, система оценок
1. Аттестация: цели, виды, форма, содержание.
Оценка качества реализации программы "Фортепиано" включает в себя текущий контроль успеваемости, промежуточную и итоговую аттестацию учащихся.
Контроль знаний, умений и навыков учащихся обеспечивает оперативное управление учебным процессом и выполняет обучающую, проверочную, воспитательную и корректирующую функции.
Виды контроля и учёта успеваемости: текущий контроль, промежуточная аттестация, итоговая аттестация.
Текущий контроль знаний и умений осуществляется в рамках урока в целях контроля за качеством освоения программы.
Промежуточная аттестация является основной формой контроля учебной работы учащихся по программе «народные инструменты» и проводится с целью определения:
качества реализации образовательного процесса;
качества теоретической и практической подготовки по учебному предмету;
уровня умений и навыков, сформированных у учащегося на определённом этапе обучения.
В соответствии с ФГТ промежуточная аттестация проходит в виде зачётов.
Контрольные прослушивания проводятся в соответствии с графиком.
Выступления учащихся оцениваются характеристикой, в которой отражаются достигнутые успехи и имеющиеся недостатки, а также оценкой по пятибалльной системе, которая выставляется коллегиально.
Итоговая аттестация выпускников представляет собой форму контроля (оценки) освоения выпускниками программы «Народные инструменты» в соответствии с ФГТ, а также срокам их реализации. Итоговая аттестация по предмету проводится в форме академического концерта, по его итогам выставляется оценка «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно», которая заносится в свидетельство об окончании Учреждения.
График промежуточной и итоговой аттестации
Таблица 3
Класс | Вид контрольного прослушивания
| Месяц проведения | Программные требования |
4
| Контрольный урок
Контрольный урок | Декабрь;
апрель или май | два разнохарактерных произведения два разнохарактерных произведения |
5
| Контрольный урок
Контрольный урок | Декабрь;
апрель или май | два разнохарактерных произведения два разнохарактерных произведения |
6 | Контрольный урок
Контрольный урок | Декабрь;
апрель или май | Этюд, пьеса
Крупная форма, пьеса |
7 | Контрольный урок
Контрольный урок | Декабрь;
апрель или май | Этюд, пьеса
Полифония, пьеса |
8 | Контрольный урок Зачёт | Декабрь апрель или май | Этюд, пьеса Полифония Крупная форма Кантилена |
2. Критерии оценок
Для аттестации учащихся создаются фонды оценочных средств, которые включают в себя методы контроля, позволяющие оценить приобретенные знания, умения и навыки.
Критерии оценки качества исполнения
По итогам исполнения программы на зачете, академическом прослушивании или экзамене выставляется оценка по пятибалльной шкале:
Оценка «5» («отлично»):
увлечённость исполнением;
слуховой контроль собственного исполнения;
корректировка игры при необходимой ситуации;
понимание чувства формы;
выразительность интонирования;
единство темпа;
ясность ритмической пульсации;
яркое динамическое разнообразие.
Оценка «4» («хорошо»):
стабильность воспроизведения нотного текста;
выразительность интонирования;
попытка передачи динамического разнообразия;
единство темпа.
Оценка «3» («удовлетворительно»):
неустойчивое психологическое состояние на сцене;
формальное прочтение авторского нотного текста без образного осмысления музыки;
слабый слуховой контроль собственного исполнения;
ограниченное понимание динамических, аппликатурных, технологических задач;
темпо-ритмическая неорганизованность;
однообразие и монотонность звучания.
.Оценка «2» («неудовлетворительно»):
остановки при исполнении;
отсутствие слухового контроля;
ошибки в воспроизведении нотного текста;
низкое качество звукоизвлечения;
отсутствие выразительного интонирования;
метро-ритмическая неустойчивость.
Согласно ФГТ данная система оценки качества исполнения является основной, но с учетом целесообразности оценка качества исполнения может быть дополнена системой «+» и «-», что даст возможность более конкретно и точно оценить выступление обучающегося.
Фонды оценочных средств призваны обеспечивать оценку качества приобретенных выпускниками знаний, умений и навыков, а также степень готовности учащихся выпускного класса к возможному продолжению профессионального образования в области музыкального искусства.
При выведении экзаменационной (переводной) оценки учитывается следующее:
оценка годовой работы ученика;
оценка на академическом концерте или экзамене;
другие выступления ученика в течение учебного года.
Оценки выставляются по окончании каждой четверти и полугодий учебного года.
V. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА
1.Методические рекомендации педагогическим работникам
Учебный предмет «Фортепиано» имеет огромное значение в общем процессе воспитания музыканта. Курс фортепиано служит основой для изучения практически всех музыкальных предметов, т. к. позволяет воспитывать навыки сольного и ансамблевого музицирования, чтения нот с листа, транспонирования и т. д.
Должное внимание в программе уделено «формирующему» значению курса фортепиано, способствующему выработке эстетических вкусов, расширению общего культурного кругозора учащегося народного отделения, приобщение учащихся к мировой музыкальной культуре. Не менее важной целью является подготовка наиболее талантливых детей к продолжению музыкального образования в средних специальных учебных заведениях.
Учебный репертуар учащихся по предмету «Фортепиано» включает в себя сочинения различных жанров: этюды, полифонические произведения, произведения крупной формы, пьесы советских композиторов, ансамбли. Общим требованием программы является воспитание навыков совместного музицирования (ансамбль), который следует вводить с первого года обучения на фортепиано. Репертуар ансамблей должен быть органично связан с основной специальностью учащегося. Допустимы и даже желательны репертуарные совпадения ансамблей с программой по специальности: исполняя одно и тоже произведение в классе фортепиано и по специальности, учащийся комплексно осваивает сольную партию основного инструмента и партию фортепиано. Подобные формы работы вызывают большую заинтересованность у учащихся, повышают их работоспособность, делают более разнообразным содержание урока, пробуждают творческую активность, дисциплинируют учащихся, повышают их ответственность. Всё это связано с необходимостью комплексного подхода к процессу музыкально - предпрофессионального образования, направленного на всесторонне подготовленного учащегося.
За время обучения в Учреждении учащийся накапливает и приобретает определённый багаж навыков игры на инструменте, умение самостоятельно разучивать и исполнять произведения, читать ноты с листа, играть в ансамбле. Знания, полученные в Учреждении, подкрепляются исполнительскими навыками, предполагающих возможность воспроизведения на фортепиано музыки разных направлений, эпох и стилей.
С четвёртого класса необходимо начинать работу над гаммами и арпеджио и проводить эту работу до восьмого класса включительно. К окончанию Учреждения учащий должен знать все мажорные и минорные гаммы и арпеджио к ним.
Неотъемлемой частью занятий по предмету «Фортепиано» является чтение нот с листа. Планомерные занятия чтением с листа вырабатывают практический навык, необходимый будущим профессионалам – музыкантам для более широкого знакомства с музыкой. По мере развития учащегося и усвоения ими навыков чтения с листа выбор произведений постепенно усложняется.
Овладевая навыками чтения нот с листа, желательно связывать их с курсом музыкально - теоретических дисциплин и знакомиться с произведениями композитора того или музыкального направления, которые в данный момент изучают по курсу музыкальной литературы. Аналогичная связь и координация возможна и с курсом сольфеджио. Так, в одновременном чтении нот с листа партии солиста и аккомпанемента учащийся, воспроизводя голосом партию солиста, закрепляет интонационно – слуховые навыки, вырабатываемые по курсу сольфеджио.
В процессе преподавания «Фортепиано» преподаватель должен научить учащегося не только искусству исполнения на инструменте, но и правильно понимать художественный замысел произведений, помочь ему овладеть музыкально – исполнительскими приёмами на художественном и учебно-вспомогательном материале. Также необходимо развивать музыкально-образное мышление, работать над интонированием на инструменте, динамикой звучания, метро-ритмическими особенностями произведений.
Беседы на уроках, совместное посещение концертов с последующим обсуждением помогают развивать интерес и любовь учащихся к инструментальному искусству, приобщить к лучшим образцам исполнительской фортепианной школы.
В работе с учащимися допустимы различные формы изучения педагогического репертуара: ознакомление, разбор, фрагментарное разучивание, эскизное разучивание, игра по нотам, игра наизусть, концертное исполнение.
Подбор репертуара преподаватель должен осуществлять, постепенно усложняя материал и руководствуясь возможностями учащегося.
В зависимости от поставленной задачи в содержание урока входят:
проверка домашнего задания;
разбор нового материала;
отработка трудных технических приёмов;
повторение пройденных пьес;
подготовка к концертным выступлениям, академическим концертам, экзаменам.
2. Методические рекомендации по организации самостоятельной работы
Результаты обучения во многом зависят от того, как учащийся занимается дома. Для повышения эффективности самостоятельного выполнения домашних заданий преподаватель должен помочь каждому ребёнку: объяснить домашнее задание, посоветовать спланировать распорядок дня, рассказать о том, сколько времени необходимо отводить разным видам работы на инструменте, какими приёмами и способами полезно работать над музыкальным материалом.
Тесный контакт преподавателя с родителями учащихся оказывает положительное влияние на весь процесс обучения. В беседах с родителями необходимо делать акцент на их участие и поддержку своих детей в занятиях музыкой, на необходимости систематических домашних занятий, их продолжительности и эффективности.
Результат обучения детей по данной программе зависит от степени одарённости учащегося, его заинтересованности, мотивации к обучению и трудолюбия. Развитие исполнительских навыков и умений в дальнейшем будет зависеть от самостоятельной работы учащихся. Самостоятельные занятия должны быть регулярными и систематическими, периодичность занятий – каждый день, количество занятий в неделю – от 2 часов.
Ученик должен быть физически здоров. Занятия при повышенной температуре опасны для здоровья и нецелесообразны, так как результат занятий всегда будет отрицательным.
Индивидуальная домашняя работа может проходить в несколько приемов и должна строиться в соответствии с рекомендациями преподавателя по «Фортепиано».
Необходимо помочь ученику организовать домашнюю работу, исходя из количества времени, отведенного на занятие. В самостоятельной работе должны присутствовать разные виды заданий: игра технических упражнений, гамм и этюдов (с этого задания полезно начинать занятие и тратить на это примерно треть времени); разбор новых произведений или чтение с листа более легких (на 2-3 класса ниже по трудности); выучивание наизусть нотного текста, необходимого на данном этапе работы; работа над звуком и конкретными деталями (следуя рекомендациям, данным преподавателем на уроке), доведение произведения до концертного вида; проигрывание программы целиком перед зачетом или концертом; повторение ранее пройденных произведений. Все рекомендации по домашней работе в индивидуальном порядке дает преподаватель и фиксирует их, в случае необходимости, в дневнике.
Домашняя подготовка учащихся включает следующие виды самостоятельной работы:
изучение музыкальных произведений;
запоминание нотного текста (игра наизусть);
работа над инструктивным материалом;
изучение музыкальной терминологии;
детальная работа над технически трудными местами (пассажами, скачками, звуковедением и т.д.) в музыкальных произведениях;
чтение нот с листа;
подбор по слуху;
закрепление пианистических умений и навыков.
VI. СПИСКИ РЕКОМЕНДУЕМОЙ НОТНОЙ И МЕТОДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
«Альбом сонатин для фортепиано» Вып. 2. Москва «Музыка» 1980г.
«Альбом ученика-пианиста Хрестоматия 1 класс Сост.: Королькова И., Цыганова Г. Ростов-на-Дону «Феникс» 2007г.
«Альбом ученика-пианиста Хрестоматия 2 класс» Сост.: Королькова И., Цыганова Г. Ростов-на-Дону «Феникс» 2007г.
«Альбом ученика-пианиста 3 класс Хрестоматия» Сост.: Королькова И., Цыганова Г. Ростов-на-Дону «Феникс» 2008г.
Бах И.С. Инвенции и симфонии. Минск «ИТЛ БК» 1993г.
Бах И.С. Маленькие прелюдии. – М., «Музыка», 1994
Бах И.С. Нотная тетрадь Анны Магдалены Бах. – М.: «Музыка», 1972
Бетховен Л.. Легкие сонатины. – Таллин, 1976
«125 новых пьес для фортепиано Лучшее - из хорошего Хрестоматия 1 класс ДМШ» Сост.: Поливода Б., Сластенко В. Ростов-на-Дону «Феникс» 2007г.
«В музыку с радостью» О. Геталов, И. Визная, Санкт-Петербург «Композитор» 2002г.
Вариативная программа для детских музыкальных школ «Музыкальный инструмент. Фортепиано» составители – Е.И. Гудова, С.А. Чернышов. Москва 2006г.
Гайдн Й. Избранные произведения. – М.: «Музыка», 1980
Гайдн Й. Избранные пьесы. – М.: «Музыка», 1981
Гайдн Й. Сонаты. – М.: «Музгиз», 1980
«Дебют Концертный репертуар юного пианиста» Вып.1 Минск «ИТЛ БК» 1994г.
«Избранные этюды для фортепиано» Минск «ИТЛ БК» 1994г.
«Игра наизусть» Л.Маккиннон. Москва «Классика – 21» 2006г.
«Крохе-музыканту» часть 1, 2. И. Королькова, Ростов-на-Дону «Феникс» 2004 г.
«Как научить играть на рояле. Первые шаги.»С.В. Грохотов. Москва «Классика – 21» 2006г.
«Клавирная музыка Баха в фортепианном классе» Н.Калина. Москва «Классика – 21» 2006г.
Методическая разработка «Особенности образовательного процесса и учебных программ детской музыкальной школы» В.Крюкова, Г.Левченко.
Методические указания по организации учебно-воспитательной работы в инструментальных классах детских музыкальных школ. Сост. А.Д.Алексеев, А.П. Батагова, Е.Н. Орлова, И.А. Дашкова, В.В. Дельнова, Э.Ш. Тургенева, З.П. Проскурякова. Москва. Всесоюзный методический кабинет. 1988.
«Музыкальная мозаика для фортепиано 2-3 классы ДМШ» И.И.Бондарев. Ростов-на-Дону «Феникс» 1998 г.
«Музыкальная педагогика» В.В. Крюкова. Ростов – на Дону «Феникс» 2002.
«Музицирование для детей и взрослых» Барахтин Ю. Новосибирск «Окарина» 2007г.
«Музицирование для детей и взрослых». Вып. 2. Барахтин Ю. Новосибирск «Окарина» 2007г.
«Музицирование для детей и взрослых». Вып. 3. Барахтин Ю. Новосибирск «Окарина» 2008г.
«От сонатины к сонате» Минск «ИТЛ БК» 1994г.
«Обучение игре на фортепиано» Г.М. Цыпин. Москва «Просвещение» 1984г.
«Первые шаги маленького пианиста» сост.: Г.Баранова, А. Четвертухина. Москва «Музыка» 1997г.
«Первая встреча с музыкой» А.Артоболевская. Москва «Советский композитор» 1992.
«Пьесы 1-3 классы ДМШ» Москва «Кифара» 1998г.
«Работа над фортепианной техникой» Е.Либерман. Москва «Классика – 21» 2006г.
«Ритм» Э.Жак-Далькроз. Москва «Классика – 21» 2006г.
«Сборник пьес для фортепиано для ДМШ 5 – 6 классы» Сост. С.А. Барсукова. Ростов-на-Дону «Феникс» 2000г.
«Фортепианная игра» Сост.: Малинников В., Николаев И., Натансон В. Москва «Музыка» 1980г.
«Фортепиано 3 класс» Сост. Милич Б. Минск «Кифара» 2002г.
«Фортепиано 4 класс» Сост. Милич Б. Минск. «Кифара» 2005г.
«Фортепианная техника» Сост. Натансон В. Дельнова В. Малинников В. Москва «Музыка» 1982г.
«Хрестоматия педагогического репертуара для фортепиано за 1 класс» Н. Любомудрова, К. Сорокина, А. Туманян. Москва «Музыка» 1985г.
«Хрестоматия педагогического репертуара для фортепиано за 2 класс» Н. Любомудрова, К. Сорокина, А. Туманян. Москва «Музыка» 1981г.
«Хрестоматия педагогического репертуара для фортепиано за 3 класс» Н. Любомудрова, К. Сорокина, А. Туманян. Москва «Музыка» 1981г.
«Хрестоматия для фортепиано 3 класс ДМШ» Сост. Верижникова Т.А., Подрудкова Е.А., Четвертухина Л.И. Москва «Музыка» 2002г.
«Хрестоматия педагогического репертуара Фортепиано 4 класс» Сост.: Сорокин К., Бапулов А. Москва. Музыка 1999г.
«Хрестоматия педагогического репертуара для фортепиано за 4 класс» Н. Любомудрова, К. Сорокина, А. Туманян. Москва «Музыка» 1981г.
«Хрестоматия педагогического репертуара для фортепиано Полифонические пьесы 5 класс» Выпуск 1.Сост. Н. Копчевский Москва «Музыка» 1978г.
«Хрестоматия педагогического репертуара для фортепиано Полифонические пьесы 5 класс» Выпуск 2.Сост. Н. Копчевский Москва «Музыка» 1984г.
«Хрестоматия педагогического репертуара для фортепиано Произведения крупной формы 5 класс» Выпуск 1.Сост. Н. Копчевский Москва «Музыка» 1981г.
«Хрестоматия педагогического репертуара для фортепиано Произведения крупной формы 5 класс» Выпуск 2.Сост. Н. Копчевский Москва «Музыка» 1981г.
«Хрестоматия педагогического репертуара для фортепиано Этюды 5 класс» Выпуск 1.Сост.Н. Копчевский Москва «Музыка» 1983г.
«Хрестоматия педагогического репертуара для фортепиано Этюды 5 класс» Выпуск 2.Сост. Н. Копчевский Москва «Музыка» 1980г.
«Хрестоматия педагогического репертуара для фортепиано 5 класс Пьесы» Выпуск 1. Москва «Музыка» 1980г.
«Хрестоматия педагогического репертуара для фортепиано 6 класс Пьесы» Выпуск 1. Москва «Музыка» 1980г.
«Хрестоматия педагогического репертуара для фортепиано Полифонические пьесы 6 класс» Выпуск 1.Сост. Н. Копчевский Москва «Музыка» 1983г.
«Хрестоматия педагогического репертуара для фортепиано Полифонические пьесы 6 класс» Выпуск 2. Сост. Н. Копчевский Москва «Музыка» 1984г.
«Хрестоматия педагогического репертуара для фортепиано Произведения крупной формы 6 класс» Выпуск 1.Сост. Н. Копчевский Москва «Музыка» 1978г.
«Хрестоматия педагогического репертуара для фортепиано Произведения крупной формы 6 класс» Выпуск 2.Сост. Н. Копчевский Москва «Музыка» 1979г.
«Хрестоматия педагогического репертуара для фортепиано Этюды 6 класс» Выпуск 1.Сост. Н. Копчевский Москва «Музыка» 1983г.
«Хрестоматия педагогического репертуара для фортепиано Этюды 6 класс» Выпуск 2. Сост. Н. Копчевский Москва «Музыка» 1982г.
«Черни К. Школа беглости Соч.299» Москва «Музыка» 1979г.
«Школа игры на фортепиано 110 новых пьес» Сост.: Б.А.Поливода, В.Е. Сластенко. Ростов-на-Дону «Феникс» 2006г.
«Этюды для фортепиано на разные виды техники 2 класс ДМШ» Сост.:Гиндин Р., Карафинка М. Киев «Музыкальная Украина» 1973г.
«Юному музыканту пианисту» 1 класс. Сост.: Цыганова Г., Королькова И., Ростов-на-Дону «Феникс» 2012г.
«Юному музыканту-пианисту Хрестоматия для учащихся ДМШ 3 класс.» Сост.:Г.Г.Цыганова, И.С. Королькова. Ростов-на-Дону «Феникс» 2008г.
«Юному музыканту-пианисту Хрестоматия для учащихся ДМШ 4 класс» Сост.: Цыганова Г.Г., Королькова И.С. Ростов-на-Дону «Феникс» 2006г.
«Юному музыканту-пианисту Хрестоматия для ДМШ 5 класс» Сост.: Королькова И., Цыганова Г. Ростов на Дону «Феникс» 2008г.
26