Великие русские писатели (12 часов) | М. Лермонтов. «Горные вершины». Гёте. Перевод В.Брюсова. Сравнение текстов | 1 | Работа индивидуально, в парах/ группах: Сравнивать произведения живописи и литературы. Находить в тексте средства художественной выразительности: сравнение, олицетворение, эпитет, метафора. Употреблять средства художественной выразительности в собственной речи. Составлять рассказ по картине; представлять его в группе. Выявлять особенности исторической песни. Читать по ролям. Задавать самостоятельно вопросы по тексту; давать оценку вопросов. Пересказывать тексты подробно и кратко. Участвовать в работе группы; договариваться друг с другом. Распределять роли. Инсценировать произведение. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения Чтение вслух и про себя. Выразительное чтение. Чтение с остановками и прогнозированием. Анализ текста: определение темы и основной мысли произведения. Характеристика героев. Анализ сюжета и композиции. Выявление авторской позиции. Определение жанра произведения. Поиск и анализ изобразительных средств языка Работа с иллюстрациями: Рассматривание иллюстраций к произведениям. Соотнесение иллюстраций с текстом. Создание собственных иллюстраций Объяснение устаревших и незнакомых слов. Устная и письменная речь: Ответы на вопросы по содержанию произведения. Пересказ текста (подробный, краткий, выборочный). Составление плана произведения. Составление характеристик героев. Дискуссии и обсуждения. Творческая деятельность: Инсценирование отрывков из произведений. Работа в группах: Обсуждение прочитанного. Совместный анализ текста. | ориентироваться в нравственно-этических понятиях в контексте изученных произведений; читать вслух и про себя в соответствии с учебной задачей, использовать разные виды чтения (изучающее, ознакомительное, поисковое выборочное, просмотровое выборочное) соотносить читаемый текст с жанром художественной литературы (литературные сказки, рассказы, стихотворения, басни) владеть элементарными умениями анализа и интерпретации текста: определять тему и главную мысль, последовательность событий в тексте произведения, выявлять связь событий, эпизодов текста; характеризовать героев, давать оценку их поступкам, составлять портретные характеристики персонажей, выявлять взаимосвязь между поступками и мыслями, чувствами героев, сравнивать героев одного произведения по самостоятельно выбранному критерию (по аналогии или по контрасту), характеризовать собственное отношение к героям, поступкам; объяснять значение незнакомого слова с опорой на контекст и с использованием словаря; участвовать в обсуждении прослушанного/прочитанного произведения: строить монологическое и диалогическое высказывание с соблюдением норм русского литературного языка (норм произношения, словоупотребления, грамматики); устно и письменно формулировать простые выводы на основе прослушанного/прочитанного текста, подтверждать свой ответ примерами из текста; читать по ролям с соблюдением норм произношения, расстановки ударения, инсценировать небольшие эпизоды из произведения; составлять устные и письменные высказывания на заданную тему по содержанию произведения (не менее 10 предложений) использовать в соответствии с учебной задачей аппарат издания (обложку, оглавление, аннотацию, иллюстрации, предисловие, приложения, сноски, примечания); | Познавательные: базовые логические действия: находить закономерности и противоречия при анализе сюжета (композиции), восстанавливать нарушенную последовательность событий (сюжета) устанавливать причинно-следственные связи в сюжете фольклорного и художественного текста, при составлении плана, пересказе текста, характеристике поступков героев базовые исследовательские действия: формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведённого наблюдения работа с информацией: анализировать и создавать текстовую, графическую информацию в соответствии с учебной задачей коммуникативные: воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде; проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалога и дискуссии; признавать возможность существования разных точек зрения; корректно и аргументированно высказывать своё мнение; строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей; создавать устные и письменные тексты регулятивные: планировать действия по решению учебной задачи для получения результата; выстраивать последовательность выбранных действий; принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы; | Гражданско-патриотическое воспитание: осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности, сопричастности к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного края, проявление уважения к традициям и культуре своего и других народов в процессе восприятия и анализа произведений выдающихся представителей русской литературы и творчества народов России; первоначальные представления о уважении и достоинстве человека, о нравственно-этических нормах поведения Духовно-нравственное воспитание: осознание этических понятий, оценка поведения и поступков персонажей художественных произведений в ситуации нравственного выбора; Эстетическое воспитание: понимание образного языка художественных произведений, выразительных средств, создающих художественный образ. Ценности научного познания: потребность в самостоятельной читательской деятельности, саморазвитии средствами литературы, развитие познавательного интереса, активности, инициативности, любознательности и самостоятельности в познании произведений художественной литературы, творчества писателей. |