СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Фрагмент содержания рабочей программы и календарно-тематический план Предмет: Литературное чтение УМК "Перспектива"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Представлен фрагмент рабочей программы и календарно-тематического планирования по предмету "Литературное чтение" для 4 класса, разработанной в соответствии с УМК "Перспектива". Документ отражает структуру курса, последовательность изучения произведений, распределение учебного времени по темам и планируемые результаты обучения.

Просмотр содержимого документа
«Фрагмент содержания рабочей программы и календарно-тематический план Предмет: Литературное чтение УМК "Перспектива"»

Фрагмент содержания программы по предмету: литературное чтение, 4 класс

УМК: Перспектива

Выполнила студентка 3 курса (ФИО) Таянчина Анастасия Евгеньевна


Наименование раздела

(соответствует срокам практики)

Содержание учебного предмета

Количество часов

Характеристика деятельности учащихся

Планируемые результаты освоения учебного предмета

Предметные

(к разделу)

Метапредметные

(к разделу)

Личностные

Великие русские писатели (12 часов)

М. Лермонтов. «Горные вершины». Гёте. Перевод В.Брюсова. Сравнение текстов

1

Работа индивидуально, в парах/ группах:

Сравнивать произведения живописи и литературы.

Находить в тексте средства художественной выразительности: сравнение, олицетворение, эпитет, метафора.

Употреблять средства худо­жественной выразительности в собственной речи.

Составлять рассказ по картине; представлять его в группе.

Выявлять особенности исторической песни. Читать по ро­лям.

Задавать самостоятельно вопросы по тексту; давать оценку вопросов.

Пересказывать тексты подробно и кратко. Участвовать в работе группы; договариваться друг с другом.

Распределять роли.

Инсценировать произведение.

Прове­рять себя и самостоятельно оценивать свои достижения

Чтение вслух и про себя.

Выразительное чтение.

Чтение с остановками и прогнозированием.

Анализ текста:

определение темы и основной мысли произведения.

Характеристика героев.

Анализ сюжета и композиции.

Выявление авторской позиции.

Определение жанра произведения.

Поиск и анализ изобразительных средств языка

Работа с иллюстрациями:

Рассматривание иллюстраций к произведениям.

Соотнесение иллюстраций с текстом.

Создание собственных иллюстраций

Объяснение устаревших и незнакомых слов.

Устная и письменная речь:

Ответы на вопросы по содержанию произведения.

Пересказ текста (подробный, краткий, выборочный).

Составление плана произведения.

Составление характеристик героев.

Дискуссии и обсуждения.

Творческая деятельность:

Инсценирование отрывков из произведений.

Работа в группах:

Обсуждение прочитанного.

Совместный анализ текста.































ориентироваться в нравственно-этических понятиях в контексте изученных произведений;

читать вслух и про себя в соответствии с учебной задачей, использовать разные виды чтения (изучающее, ознакомительное, поисковое выборочное, просмотровое выборочное)

соотносить читаемый текст с жанром художественной литературы (литературные сказки, рассказы, стихотворения, басни)

  • владеть элементарными умениями анализа и интерпретации текста: определять тему и главную мысль, последовательность событий в тексте произведения, выявлять связь событий, эпизодов текста;

характеризовать героев, давать оценку их поступкам, составлять портретные характеристики персонажей, выявлять взаимосвязь между поступками и мыслями, чувствами героев, сравнивать героев одного произведения по самостоятельно выбранному критерию (по аналогии или по контрасту), характеризовать собственное отношение к героям, поступкам;

объяснять значение незнакомого слова с опорой на контекст и с использованием словаря; 

  • участвовать в обсуждении прослушанного/прочитанного произведения: строить монологическое и диалогическое высказывание с соблюдением норм русского литературного языка (норм произношения, словоупотребления, грамматики); устно и письменно формулировать простые выводы на основе прослушанного/прочитанного текста, подтверждать свой ответ примерами из текста;

читать по ролям с соблюдением норм произношения, расстановки ударения, инсценировать небольшие эпизоды из произведения;

составлять устные и письменные высказывания на заданную тему по содержанию произведения (не менее 10 предложений)

  • использовать в соответствии с учебной задачей аппарат издания (обложку, оглавление, аннотацию, иллюстрации, предисловие, приложения, сноски, примечания);



































Познавательные:

базовые логические действия: находить закономерности и противоречия при анализе сюжета (композиции), восстанавливать нарушенную последовательность событий (сюжета)

устанавливать причинно-следственные связи в сюжете фольклорного и художественного текста, при составлении плана, пересказе текста, характеристике поступков героев

базовые исследовательские действия:

формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведённого наблюдения 

работа с информацией:

  • анализировать и создавать текстовую, графическую информацию в соответствии с учебной задачей

коммуникативные:

воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде;

проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалога и дискуссии;

признавать возможность существования разных точек зрения;

корректно и аргументированно высказывать своё мнение;

строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей;

создавать устные и письменные тексты

регулятивные:

  • планировать действия по решению учебной задачи для получения результата;

  • выстраивать последовательность выбранных действий;

  • принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;



































  • Гражданско-патриотическое воспитание: осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности, сопричастности к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного края, проявление уважения к традициям и культуре своего и других народов в процессе восприятия и анализа произведений выдающихся представителей русской литературы и творчества народов России;

первоначальные представления о уважении и достоинстве человека, о нравственно-этических нормах поведения

Духовно-нравственное воспитание:

  • осознание этических понятий, оценка поведения и поступков персонажей художественных произведений в ситуации нравственного выбора;

Эстетическое

воспитание:

  • понимание образного языка художественных произведений, выразительных средств, создающих художественный образ.

Ценности научного познания:

  • потребность в самостоятельной читательской деятельности, саморазвитии средствами литературы, развитие познавательного интереса, активности, инициативности, любознательности и самостоятельности в познании произведений художественной литературы, творчества писателей.






































М. Лермонтов. «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»

1

Особенности исторической песни. М. Лермонтов. «Бородино».

1

Л.Толстой. «Маman» (Из повести «Детство»). Герои рассказа. Л. Толстой.

1


И. Никитин. Средства художественной выразительности для создания картины. И. Никитин. «Когда закат прощальными лучами…»

1



И. Бунин. «Гаснет вечер…», «Ещё холодно и сыро».

1

Н. Некрасов. «Мороз, Красный нос». Сравнение со сказочным текстом

1



Л. Толстой. «Был русский князь Олег»

1

Басни Л.Толстого.

1


Семейное чтение. Л. Толстой. «Петя Ростов».

2





Наш театр. И. Крылов. «Ворона и Лисица». Инсценирование

1



КТП по предмету: литературное чтение 4

№ урока

Дата

Тема урока


Электронные (цифровые) образовательные ресурсы

Форма реализации воспитательного потенциала темы

1.

22.04.25

М. Лермонтов. «Горные вершины». Гёте. Перевод В.Брюсова. Сравнение текстов.

Аудиозапись стихотворений в исполнении мастеров, интерактивные упражнения на сравнение текстов.

Российский образовательный портал

http://www.school.edu.ru

Журнал «Начальная школа»

www.openworld/school

Классикаwww.klassika.ru

Открытая русская электронная библиотека

http\\orel.rsl.ru

E-Reading - большая онлайн-библиотека. 

Презентации к уроку. www.rusedu.info

https://www.yaklass.ru/p/chtenie/4-klass/tvorchestvo-m-iu-lermontova-7257388/m-iu-lermontov-gornye-vershiny-7246631/re-a020a791-b1c1-4e99-a8de-a8603d555d17



Формирование эстетического вкуса, любви к поэзии, развитие умения видеть красоту в природе и искусстве.

2.

25.04

М. Лермонтов. «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова».

Видеофрагменты экранизаций, иллюстрации к песне, онлайн-словарь устаревших слов.

Российский образовательный портал

http://www.school.edu.ru

Журнал «Начальная школа»

www.openworld/school

Классикаwww.klassika.ru

Открытая русская электронная библиотека

http\\orel.rsl.ru

E-Reading - большая онлайн-библиотека. 

Презентации к уроку. www.rusedu.info

https://resh.edu.ru/subject/lesson/970/

Воспитание уважения к истории России, героическому прошлому, формирование нравственных качеств (честность, справедливость, патриотизм).

3.

28.04.25

Особенности исторической песни. М. Лермонтов. «Бородино».

Интерактивная карта Бородинского сражения, видеоэкскурсия по Бородинскому полю, аудиозапись песни "Бородино".

Российский образовательный портал

http://www.school.edu.ru

Журнал «Начальная школа»

www.openworld/school

Классикаwww.klassika.ru

Открытая русская электронная библиотека

http\\orel.rsl.ru

E-Reading - большая онлайн-библиотека. 

Презентации к уроку. www.rusedu.info

https://resh.edu.ru/subject/lesson/7385/conspect/


Формирование чувства гордости за свою страну, уважения к подвигу русских солдат, воспитание патриотизма.

4.

29.04.25

Л.Толстой. «Маman» (Из повести «Детство»). Герои рассказа. Л. Толстой. «Ивины».

Иллюстрации к повести "Детство", аудиокнига "Детство", интерактивная викторина по содержанию.

Российский образовательный портал

http://www.school.edu.ru

Журнал «Начальная школа»

www.openworld/school

Классикаwww.klassika.ru

Открытая русская электронная библиотека

http\\orel.rsl.ru

E-Reading - большая онлайн-библиотека. 

Презентации к уроку. www.rusedu.info


https://www.yaklass.ru/p/chtenie/4-klass/tvorchestvo-l-n-tolstogo-7258929/povest-l-n-tolstogo-detstvo-otryvok-7230894/re-0c2db0b8-9c35-42fa-bad7-ce21291abf1b


Формирование ценностного отношения к семье, уважения к матери, развитие эмпатии и понимания чувств других людей.

5.

30.01.25

И. Никитин. Средства художественной выразительности для создания картины. И. Никитин. «Когда закат прощальными лучами…»

Презентация с репродукциями картин русских художников, онлайн-тренажер по определению средств выразительности.

Российский образовательный портал

http://www.school.edu.ru

Журнал «Начальная школа»

www.openworld/school

Классикаwww.klassika.ru

Открытая русская электронная библиотека

http\\orel.rsl.ru

E-Reading - большая онлайн-библиотека. 

Презентации к уроку. www.rusedu.info

https://www.yaklass.ru/p/chtenie/3-klass/o-poezii-7281474/i-s-nikitin-vstrecha-zimy-7283517/re-3c58d80d-58fe-4b67-bc46-47db171ea343/pe?resultId=4220972179&c=2



Развитие наблюдательности, умения видеть красоту в окружающем мире, формирование эстетического вкуса.

6.

05.05.25

И. Бунин. «Гаснет вечер…», «Ещё холодно и сыро».

Аудиозаписи с голосами природы, видеоролики о весеннем пейзаже, интерактивные упражнения на сравнение настроений в стихотворениях.

Российский образовательный портал

http://www.school.edu.ru

Журнал «Начальная школа»

www.openworld/school

Классикаwww.klassika.ru

Открытая русская электронная библиотека

http\\orel.rsl.ru

E-Reading - большая онлайн-библиотека. 

Презентации к уроку. www.rusedu.info

https://www.culture.ru/poems/27196/gasnet-vecher-dal-sineet



Воспитание любви к природе, умения чувствовать и передавать настроение, развитие воображения.

7.

06.05.25

Н. Некрасов. «Мороз, Красный нос». Сравнение со сказочным текстом.

Иллюстрации к поэме, аудиокнига "Мороз, Красный нос", интерактивные задания на сравнение с русскими народными сказками.

Российский образовательный портал

http://www.school.edu.ru

Журнал «Начальная школа»

www.openworld/school

Классикаwww.klassika.ru

Открытая русская электронная библиотека

http\\orel.rsl.ru

E-Reading - большая онлайн-библиотека. 

Презентации к уроку. www.rusedu.info

https://www.yaklass.ru/p/chtenie/3-klass/o-poezii-7281474/n-a-nekrasov-ne-veter-bushuet-nad-borom-7281283/re-2f035911-0fd0-478d-a701-6ec58ff615ee



Воспитание сочувствия к простым людям, уважения к труду, формирование нравственных ценностей (доброта, милосердие).

8.

07.05.25

Л. Толстой. «Был русский князь Олег».

Видеоматериалы об истории Древней Руси, иллюстрации к летописям, онлайн-викторина по истории.

Российский образовательный портал

http://www.school.edu.ru

Журнал «Начальная школа»

www.openworld/school

Классикаwww.klassika.ru

Открытая русская электронная библиотека

http\\orel.rsl.ru

E-Reading - большая онлайн-библиотека. 

Презентации к уроку. www.rusedu.info

https://www.chitalnya.ru/work/3994823/



Воспитание интереса к истории России, уважения к прошлому, формирование чувства патриотизма.

9.

12.05.25

Басни Л.Толстого.


Аудиозаписи басен в исполнении актеров, интерактивные задания на определение морали басен, создание собственных иллюстраций.

Российский образовательный портал

http://www.school.edu.ru

Журнал «Начальная школа»

www.openworld/school

Классикаwww.klassika.ru

Открытая русская электронная библиотека

http\\orel.rsl.ru

E-Reading - большая онлайн-библиотека. 

Презентации к уроку. www.rusedu.info

https://azbyka.ru/fiction/basni-skazki-rasskazy/



Формирование нравственных качеств (честность, справедливость, мудрость), развитие критического мышления, умения анализировать поступки героев.

10.

13.05.25

Семейное чтение. Л. Толстой. «Петя Ростов».

Видеофрагменты экранизации романа "Война и мир", иллюстрации с изображением семьи Ростовых, онлайн-форум для обсуждения произведения.

Российский образовательный портал

http://www.school.edu.ru

Журнал «Начальная школа»

www.openworld/school

Классикаwww.klassika.ru

Открытая русская электронная библиотека

http\\orel.rsl.ru

E-Reading - большая онлайн-библиотека. 

Презентации к уроку. www.rusedu.info

https://rutube.ru/video/b62dfca48de8b8473dc290d6ee1763b0/



Формирование ценностного отношения к семье, дружбе, воспитание чувства патриотизма и готовности к самопожертвованию.

11.

15.05.25

Л. Толстой. «Петя Ростов». Пересказ.


Интерактивная карта с ключевыми событиями в отрывке, генератор вопросов для пересказа.

Российский образовательный портал

http://www.school.edu.ru

Журнал «Начальная школа»

www.openworld/school

Классикаwww.klassika.ru

Открытая русская электронная библиотека

http\\orel.rsl.ru

E-Reading - большая онлайн-библиотека. 

Презентации к уроку. www.rusedu.info

https://mishka-knizhka.ru/rasskazy-dlya-detej/rasskazy-tolstogo-l-n/petja-rostov/


Развитие речи, навыков пересказа, внимания к деталям.

12.

16.05.25

Наш театр. И. Крылов. «Ворона и Лисица». Инсценирование.

Видеозаписи театральных постановок басни, интерактивные упражнения на развитие актерского мастерства, онлайн-конструктор декораций.

Российский образовательный портал

http://www.school.edu.ru

Журнал «Начальная школа»

www.openworld/school

Классикаwww.klassika.ru

Открытая русская электронная библиотека

http\\orel.rsl.ru

E-Reading - большая онлайн-библиотека. 

Презентации к уроку. www.rusedu.info

https://кроха-театрал.рф/node/481


Развитие творческих способностей, артистизма, умения работать в команде, формирование умения видеть мораль в поступках героев.