Фрагмент урока по математике на тему «Умножение на 0»
- Добрый день, меня зовут Анастасия Владимировна. На сегодняшнем уроке математики я буду работать вместе с вами.
- Кто скажет, для чего мы изучаем математику?
- Вы правы! Уроки математики помогают нам в разных жизненных ситуациях, но также они открывают перед нами возможность узнать что-то новое и сделать свои собственные открытия. Как вы думаете, сможем ли мы сегодня сделать для себя маленькое, но ОТКРЫТИЕ? (Да). В таком случае, я желаю вам удачи, которая обязательно приведет к успеху!
Актуализация знаний: фронтальная работа + листочки.
- Ребята, а что нужно сделать перед тем, как начать открывать новые для себя знания? (Вспомнить то, что уже знаешь). А чтобы вспомнить то, что мы уже знаем, я предлагаю выполнить задание (На слайде появляется задание. Детям раздаются листочки с заданиями).
- Ребята, что вы видите на своих листочках? (Выражения). Что необычного вы заметили в этих выражениях? (В этих выражениях складываются одинаковые слагаемые).
- Как можно сократить запись этих выражений? (Заменить сложение одинаковых слагаемых умножением).
- Замените сложение умножением и примените переместительное свойство умножения к полученным выражениям. Все преобразования запишите к себе на листочки.
- Что у вас получилось?
1) 4+4+4= (4*3=3*4).
2) 8+8+8+8= (8*4=4*8).
3)16+16= (16*2=2*16).
Сообщение темы и постановка задач урока.
- Ну вот мы с вами вспомнили то, что уже знаем, а именно переместительное свойство умножения. Оно поможет нам при изучении новой темы, которая звучит так: «Умножение на 0».
- Исходя из темы, попробуйте поставить цель (Научиться умножать любые числа на 0).
- Что необходимо сделать, чтобы добиться этой цели? (Поставить задачи или план действий). Давайте составим план, расставив его пункты в правильном порядке (На доске в хаотичном порядке: сформулировать правило умножения на ноль, сравнить выводы с учебников, научиться применять правило на практике). Что сделаем в первую очередь? Что сделаем после этого? Что сделаем в конце?
- Что мы сделаем в первую очередь? (Сформулируем правило умножения на нуль). Для того, чтобы сформулировать это правило поработаем в группах. Перед началом работу хочу напомнить вам самые главные правило работы в группах: слушать друг друга и приходить к общему решению вместе, не мешать работать другим.
- У вас на столах лежат карточки: переверните их, рассмотрите задание, внимательно прочитайте их. Ваша задача записать выражения, используя переместительное свойство умножения, а после заменить умножение суммой одинаковых слагаемых. Всем ли всё понятно? Если возникнут трудности, то поднимите руку, я подойду и помогу вам. Если вы закончите раньше, покажите свою готовность правильной посадкой. Можете приступать к выполнению задания, у вас 1 минута.
- А чтобы сформулировать это правило, выполним следующее задание. Запишите выражения, пользуясь переместительным свойством умножения.
4*0= (0*4)
6*0= (0*6)
8*0= (0*8)
- Замените умножение суммой одинаковых слагаемых. Чему будет равна записанная сумма?
4*0= (0*4=0+0+0+0=0)
6*0= (0*6=0+0+0+0+0+0=0)
8*0= (0*8=0+0+0+0+0+0+0+0=0)
- Я вижу, что вы уже закончили. Выберите представителей, который представят ваши задания. Расскажите, что вы сделали и какой у вас получился результат (Представители защищают работу). Можете вернуться на свои места.
- Что общего у всех этих равенств? (Они все равны 0).
- Какой вывод мы можем сделать? (При умножении любого числа на нуль получается нуль).
- Мы полнили первый пункт плана и сформулировали правило умножения на нуль. Что нам нужно сделать дальше? (Сравнить выводы с учебником). Откройте учебник на странице 67. Найди первое правило в красной рамке. Прочтите его вслух (один ребёнок читает правило в слух).
- Верно ли мы сформулировали правило умножения на нуль? (Верно).
- Мы выполнили второй пункт плана и сравнили выводы с учебником. Что нам нужно сделать дальше? (Научиться применять правило на практике).
- Чтобы научиться применять это правило на практике, мы поработаем в нескольких группах. Катя, Катя и Катя – работают с выражениями вида а*0 в группах. Маша и Маша работают с выражениями только вида 0*в в парах. А у Лили будет своё индивидуальное задание: поработай со вторым правилом из учебника. Используя это правило найти значение выражения вида с:0. Если найти значение выражения невозможно, то объясни почему?
Для группы: - Прочитайте задание вслух (записать выражение а*0, подставив в него недостающее число, а после найти его значение.) Всем ли понятно задание, можете приступать к его выполнению. Если у вас возникли трудности, обязательно поднимите руку.
Ваша задача:
если а = наибольшему двузначному числу (99 • 0=0).
если а = числу, в котором 6 дес. 3 ед. (63 • 0=0).
если а = числу, к которому, прибавив 7, получится 30 (23*0=0).
если а = числу количество десятков и единиц равны наименьшему однозначному числу (11*0=0)
Для пары:
если в = наименьшему трехзначному числу (0 •100=0).
если в = четному числу из чисел 11, 16, 7 (0 • 16=0).
Для индивидуального задания:
если с = наименьшему двузначному числу (10:0. На нуль делить нельзя, поэтому мы не можем найти значение этого выражения).
если с = нечётному числу из ряда чисел 22, 15, 10 (15:0. На нуль делить нельзя, поэтому мы не можем найти значение этого выражения).
- Я вижу, что группы закончили. Выберите представителя, который покажет задание, остальные можете присесть. Что у вас получилось?
- Теперь послушаем ЛИЛЮ, что она скажет? Выходи вот сюда (к доске). Запомните эту информацию, она нам пригодится.
- Сравните свои ответы с эталоном на доске (Учитель проектирует ответы на доску с помощью документ камеры). Если всё записано и решено верно, то поставьте знак «+», если неверно – «-».
- Поднимите зелёный круг те пары, у которых нет ошибок.
- Поднимите жёлтый круг те пары, у которых 1 ошибка.
- Если вы подняли зелёный круг, ваша отметка за урок «5», если жёлтый – «4». Можете опустить круги.
Итог урока:
- Кто помнит, какова была тема нашего урока? (Умножение на 0).
- Какова была цель? (Научиться делить любые числа на нуль).
- Какие пункты плана мы выполнили? (Формулировали правило умножения на нуль, сравнивали выводы с учебником, учились применять правило на практике).
- С какими математическими правилами мы сегодня познакомились? (1. При умножении любого числа на нуль получается нуль; 2. Делить на нуль нельзя).
Рефлексия учебной деятельности:
- Продолжите следующие предложения:
- Как мы и предполагали в начале урока, мы сумели сделать для себя маленькое, но ОТКРЫТИЕ. С чем я вас и поздравляю. Закройте учебники, сложите всё на край парты. Спасибо всем за прекрасный урок математики. Урок окончен.