СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Функциональная грамотность школьника как один из способов повышения качества обучения. Развитие креативного мышления на уроках музыки»

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Креативное мышление - составляющая функциональной грамотности. Задания на развитие креативного мышления на уроках музыки.

Просмотр содержимого документа
««Функциональная грамотность школьника как один из способов повышения качества обучения. Развитие креативного мышления на уроках музыки»»


Учитель музыки Иванова О.А. МБОУ «СОШ №9» г. Губкинский.


«Функциональная грамотность школьника как один из способов повышения качества обучения. Развитие креативного мышления на уроках музыки»

        

                                      Музыкальное творчество детей –

    самый действенный способ их развития.

(Б.В.Асафьев)


Функциональная грамотность – результат целенаправленного организованного процесса познавательной деятельности. «Функциональная грамотность – это способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений».

Сейчас в сфере образования функциональная грамотность становится одной из главных тем обсуждения на всех уровнях: и в школах, и в Министерстве. Почему же она становится такой важной?

Впервые это понятие «функциональная грамотность» было внесено ЮНЕСКО еще в 1957 году. Но тогда под функциональной грамотностью понимали ликвидацию безграмотности — важно было научить большую часть населения читать и писать. Это касалось больше взрослого населения и было необходимо для решения бытовых проблем. Однако революция в науке и технике внесла свои коррективы в развитие и функциональной грамотности, и самого понятия о ней.

Современный мир стал гораздо сложнее, чем был двадцать, а тем более тридцать лет назад. Эти сложности требуют особого подхода в педагогике: это связано с появлением новых технологий, новых профессий, сфер экономики и с социально-психологическими изменениями самого человека.

Одна из важнейших задач современной школы – формирование функционально грамотных людей.

Функционально грамотная личность – это человек:

- ориентирующийся в мире и действующий в соответствии с общественными ценностями, ожиданиями и интересами;

- способный быть самостоятельным в ситуации выбора и принятия решений;

- умеющий отвечать за свои решения;

- способный нести ответственность за себя и своих близких;

- владеющий приёмами учения и готовый к постоянной переподготовке

- обладающей набором компетенций, как ключевых, так и по различным областям знаний;

-хорошо владеющий устной и письменной речью как средством взаимодействия между людьми;

- владеющий современными информационными технологиями.

Цель учителя – развить ребёнка.

- развить мышление из наглядно – действенного перевести его в абстрактно - логическое;

- развить речь, аналитико - синтетические способности, развить память и внимание, фантазию и воображение, пространственное восприятие;

- развить моторную функцию, способность контролировать свои движения, а также мелкую моторику;

- развивать коммуникативные способности, способность общаться, контролировать эмоции, управлять своим поведением. Решая эти задачи, педагог получает в результате функционально развитую личность.

Условия достижения данной цели обучения носит длительный характер:

- учебный процесс ориентирован на развитие самостоятельности и ответственности за результаты деятельности;

- предоставляется возможность, для приобретения опыта достижения цели;

-правила оценивания отличаются чёткостью и понятны всем участникам учебного процесса.

Формирование функциональной грамотности учащихся в современной образовательной системе может быть решено в контексте каждой образовательной области, а также каждого учебного предмета.

Одной из составляющих функциональной грамотности является креативное мышление

«Креативностью называют способность продуцировать необычные творческие идеи, отклоняться от стандартных схем мышления и поведения, быстро и правильно решать проблемы и проблемные ситуации. Креативность позволяет человеку постоянно искать и находить оптимальный выход из ситуации, преодолевать или реконструировать ее». Креативность как личностно-созидательная категория является неотъемлемой частью человеческой духовности и условием творческого саморазвития личности.

Задача учителя музыки в общеобразовательной школе, на мой взгляд, не в том, чтобы научить детей музыкальной грамоте, а в том, чтобы помочь детям научиться понимать музыку, её образную основу, образный язык. Все это должно привить навыки не только слушать, но и слышать музыку, «видеть» ее. С самых первых встреч детей с музыкой я учу их тому, что они слушают не музыку, а рассказ человека – композитора, который говорит с нами с помощью музыки. Слушая музыкальное произведение, каждый ребёнок создаёт в своём сознании образы и картины, рождаемые его собственным творческим воображением.

Воображение у детей, особенно младшего школьного возраста, яркое, живое. При слушании музыки их зрительные образы реализуются в рисунках, которые они делают  на уроке или дома. А учащиеся среднего звена учатся формулировать своё понимание от «разговора» с музыкой письменно в форме рассказа или стихотворения. И некоторые ребята после этого открывают в себе задатки поэта или писателя.

Уроки музыки могут способствовать развитию креативности у школьников. Интуитивное рисование, пластическое интонирование, подбор цветовых ассоциаций развивает чувствительность человека к музыкальным произведениям, помогая через доступную деятельность выразить свое индивидуальное видение содержания музыкального произведения. Учитель предлагает учащимся задания на развитие воображения, предлагает сочинить мелодию к стихам, придумать ритм, озвучить произведение игрой на инструментах, написать сиквейн на определенную тему. Дети представляют и рисуют картины, придумывают истории и сказки, разыгрывают песни, перевоплощаясь в героев, выражают идею произведения в рисунке или с помощью символов, составляют ассоциативный ряд, импровизируют и т.д.

Уроки музыки в школе помогают развивать у детей необходимые универсальные способности: фантазию, воображение, артистичность, интеллект, мышление, речь, что необходимо для различных сфер деятельности человека.

Я применяю в своей работе разнообразные творческие задания. Приведу несколько примеров таких заданий:

  • «10 фактов из жизни и творчества композитора». Это задание развивает у детей определённые компетентности: способность к самостоятельному поиску информации, отбору значимого материала, умению преподнести найденный материал. Выполняя данное задание, ребята стараются найти наиболее яркие и интересные факты. После этого на уроке общими усилиями мы создаём многогранный образ композитора. Важно то, что не учитель дал информацию, а сами дети нашли её.

  • «История одной песни». Ребята самостоятельно ищут информацию об истории создания отдельных песен на заданную тему. При этом важен не только конечный результат, но и сам поисковый процесс, как способ организации духовного развития.

  • Мини-проекты: «Моя мама лучшая на свете», «Мама моей мамы», «Песня на войне», «История военной песни» и др. При выполнении данного вида заданий особую ценность имеют личностное отношение и эмоции, рождающиеся в душе ребёнка.

  • Задания на логику и мышление:

- закончите фразу «Я изучаю музыку, поэтому я могу (я знаю)…»;

- подберите как можно больше слов – ассоциаций к музыкальному произведению;

- придумайте название к пьесе;

- выразите эмоции и настроение произведения в рассказе, стихах или рисунке;

- объясните высказывание о музыке или композиторе;

- представьте, что каждая мелодия – это человек, расскажите о нем

- послушайте произведение и подумайте, что это, беседа – согласие или беседа – спор? Можно ли определить о чем «беседуют» инструменты? Можно ли определить время суток, изображенное в музыке? Эмоциональное состояние героев? («Ноктюрн» из квартета №2 А.П.Бородина.)

- нарисуй несуществующий инструмент; нарисуй инструмент, объединяющий в себе три инструмента.

  • «Возьмите» интервью у известного композитора, музыканта, дирижера (работа в парах или группах).

  • Найдите в интернете современные обработки классических произведений и оформите диск.

Творчество является нормальным и постоянным спутником детского развития. Каждый ребёнок должен испытать радость творчества, ибо с ней связана эмоциональная отзывчивость на музыку. Этому способствует детская творческая деятельность, которую я применяю в своей работе.

Очень интересен такой приём, как игра на детских музыкальных инструментах, что не только вызывает огромный интерес у учащихся, но и помогает развитию музыкальной памяти, ритма, гармонического, тембрового слуха, выработке исполнительских навыков. В данном виде работы учащиеся приобретают навык коллективного творчества, сотрудничества.

Учащиеся младших классов выполняют вместе с родителями задание «Создай свой музыкальный инструмент», а затем на уроке, с удовольствием, играют на своих инструментах. Здесь проявляется совместная творческая деятельность детей и их родителей.

И, конечно же, пение, как активная деятельность, способствует творческому развитию школьников. Пение – самый простой и в то же время самый эмоциональный способ самовыражения, доступный каждому ребёнку. Наряду с хоровым исполнительством, я практикую сольное и групповое пение, что позволяет детям оказаться и в роли исполнителя, и в роли слушателя. Зачастую, сольное пение перед аудиторией позволяет неуверенному в своих способностях ребёнку раскрепоститься и преодолеть свои страхи и комплексы, что благотворно влияет на его психологическое состояние.

Песню можно разыграть, инсценировать, исполнить по ролям. Дети с интересом разыгрывают музыкальные песни-сказки. Например, в сказке «Теремок» у них есть возможность не только продемонстрировать свои вокальные данных, но еще и проявить свои актерские способности.

Чтобы творческие проявления детей на занятиях имели целенаправленный, активный и эмоциональный характер, я применяю разнообразный комплекс педагогических приёмов:

  • предоставление шанса каждому школьнику для поиска и выявления индивидуальных творческих способностей;

  • создание на уроке атмосферы творческой активности и личной заинтересованности;

  • различные виды музыкальной деятельности школьников на уроке;

  • музыкально - художественная импровизация учителя;

  • разработка серий творческих заданий, и наиболее эффективных форм их постановки перед детьми;

  • усложнение творческих заданий от занятия к занятию;

  • развитие природной музыкальности каждого ребёнка;

  • создание ситуации успеха.

Применение метода детского творчества ни в коей мере не исключает из урока объяснение, рассказ, иллюстрацию и т. д. Творчество учащихся должно гармонично вплетаться в урок, наряду с другими видами деятельности.

На уроке музыки дети, на самом деле, всё время действуют творчески, поскольку оказываются в условиях, в которых они могут проявлять свою индивидуальность. Важно помнить, что творчески развиваться ребёнок может только в атмосфере доверия, доброжелательности и взаимного уважения. Всё это способствует приобретению веры в себя, уверенности в своих силах, воспитывает активную, целеустремлённую творческую личность.

Как сказал Джон Денискар: «Творчество - момент создания будущего в настоящем». Перефразируя эти слова, можно сказать, что только развитие творческих способностей с раннего возраста может сформировать гармонично развитую личность в будущем.