Учитель музыки Иванова О.А. МБОУ «СОШ №9» г. Губкинский.
«Функциональная грамотность школьника как один из способов повышения качества обучения. Развитие креативного мышления на уроках музыки»
Музыкальное творчество детей –
самый действенный способ их развития.
(Б.В.Асафьев)
Функциональная грамотность – результат целенаправленного организованного процесса познавательной деятельности. «Функциональная грамотность – это способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений».
Сейчас в сфере образования функциональная грамотность становится одной из главных тем обсуждения на всех уровнях: и в школах, и в Министерстве. Почему же она становится такой важной?
Впервые это понятие «функциональная грамотность» было внесено ЮНЕСКО еще в 1957 году. Но тогда под функциональной грамотностью понимали ликвидацию безграмотности — важно было научить большую часть населения читать и писать. Это касалось больше взрослого населения и было необходимо для решения бытовых проблем. Однако революция в науке и технике внесла свои коррективы в развитие и функциональной грамотности, и самого понятия о ней.
Современный мир стал гораздо сложнее, чем был двадцать, а тем более тридцать лет назад. Эти сложности требуют особого подхода в педагогике: это связано с появлением новых технологий, новых профессий, сфер экономики и с социально-психологическими изменениями самого человека.
Одна из важнейших задач современной школы – формирование функционально грамотных людей.
Функционально грамотная личность – это человек:
- ориентирующийся в мире и действующий в соответствии с общественными ценностями, ожиданиями и интересами;
- способный быть самостоятельным в ситуации выбора и принятия решений;
- умеющий отвечать за свои решения;
- способный нести ответственность за себя и своих близких;
- владеющий приёмами учения и готовый к постоянной переподготовке
- обладающей набором компетенций, как ключевых, так и по различным областям знаний;
-хорошо владеющий устной и письменной речью как средством взаимодействия между людьми;
- владеющий современными информационными технологиями.
Цель учителя – развить ребёнка.
- развить мышление из наглядно – действенного перевести его в абстрактно - логическое;
- развить речь, аналитико - синтетические способности, развить память и внимание, фантазию и воображение, пространственное восприятие;
- развить моторную функцию, способность контролировать свои движения, а также мелкую моторику;
- развивать коммуникативные способности, способность общаться, контролировать эмоции, управлять своим поведением. Решая эти задачи, педагог получает в результате функционально развитую личность.
Условия достижения данной цели обучения носит длительный характер:
- учебный процесс ориентирован на развитие самостоятельности и ответственности за результаты деятельности;
- предоставляется возможность, для приобретения опыта достижения цели;
-правила оценивания отличаются чёткостью и понятны всем участникам учебного процесса.
Формирование функциональной грамотности учащихся в современной образовательной системе может быть решено в контексте каждой образовательной области, а также каждого учебного предмета.
Одной из составляющих функциональной грамотности является креативное мышление
«Креативностью называют способность продуцировать необычные творческие идеи, отклоняться от стандартных схем мышления и поведения, быстро и правильно решать проблемы и проблемные ситуации. Креативность позволяет человеку постоянно искать и находить оптимальный выход из ситуации, преодолевать или реконструировать ее». Креативность как личностно-созидательная категория является неотъемлемой частью человеческой духовности и условием творческого саморазвития личности.
Задача учителя музыки в общеобразовательной школе, на мой взгляд, не в том, чтобы научить детей музыкальной грамоте, а в том, чтобы помочь детям научиться понимать музыку, её образную основу, образный язык. Все это должно привить навыки не только слушать, но и слышать музыку, «видеть» ее. С самых первых встреч детей с музыкой я учу их тому, что они слушают не музыку, а рассказ человека – композитора, который говорит с нами с помощью музыки. Слушая музыкальное произведение, каждый ребёнок создаёт в своём сознании образы и картины, рождаемые его собственным творческим воображением.
Воображение у детей, особенно младшего школьного возраста, яркое, живое. При слушании музыки их зрительные образы реализуются в рисунках, которые они делают на уроке или дома. А учащиеся среднего звена учатся формулировать своё понимание от «разговора» с музыкой письменно в форме рассказа или стихотворения. И некоторые ребята после этого открывают в себе задатки поэта или писателя.
Уроки музыки могут способствовать развитию креативности у школьников. Интуитивное рисование, пластическое интонирование, подбор цветовых ассоциаций развивает чувствительность человека к музыкальным произведениям, помогая через доступную деятельность выразить свое индивидуальное видение содержания музыкального произведения. Учитель предлагает учащимся задания на развитие воображения, предлагает сочинить мелодию к стихам, придумать ритм, озвучить произведение игрой на инструментах, написать сиквейн на определенную тему. Дети представляют и рисуют картины, придумывают истории и сказки, разыгрывают песни, перевоплощаясь в героев, выражают идею произведения в рисунке или с помощью символов, составляют ассоциативный ряд, импровизируют и т.д.
Уроки музыки в школе помогают развивать у детей необходимые универсальные способности: фантазию, воображение, артистичность, интеллект, мышление, речь, что необходимо для различных сфер деятельности человека.
Я применяю в своей работе разнообразные творческие задания. Приведу несколько примеров таких заданий:
«10 фактов из жизни и творчества композитора». Это задание развивает у детей определённые компетентности: способность к самостоятельному поиску информации, отбору значимого материала, умению преподнести найденный материал. Выполняя данное задание, ребята стараются найти наиболее яркие и интересные факты. После этого на уроке общими усилиями мы создаём многогранный образ композитора. Важно то, что не учитель дал информацию, а сами дети нашли её.
«История одной песни». Ребята самостоятельно ищут информацию об истории создания отдельных песен на заданную тему. При этом важен не только конечный результат, но и сам поисковый процесс, как способ организации духовного развития.
Мини-проекты: «Моя мама лучшая на свете», «Мама моей мамы», «Песня на войне», «История военной песни» и др. При выполнении данного вида заданий особую ценность имеют личностное отношение и эмоции, рождающиеся в душе ребёнка.
Задания на логику и мышление:
- закончите фразу «Я изучаю музыку, поэтому я могу (я знаю)…»;
- подберите как можно больше слов – ассоциаций к музыкальному произведению;
- придумайте название к пьесе;
- выразите эмоции и настроение произведения в рассказе, стихах или рисунке;
- объясните высказывание о музыке или композиторе;
- представьте, что каждая мелодия – это человек, расскажите о нем
- послушайте произведение и подумайте, что это, беседа – согласие или беседа – спор? Можно ли определить о чем «беседуют» инструменты? Можно ли определить время суток, изображенное в музыке? Эмоциональное состояние героев? («Ноктюрн» из квартета №2 А.П.Бородина.)
- нарисуй несуществующий инструмент; нарисуй инструмент, объединяющий в себе три инструмента.
«Возьмите» интервью у известного композитора, музыканта, дирижера (работа в парах или группах).
Найдите в интернете современные обработки классических произведений и оформите диск.
Творчество является нормальным и постоянным спутником детского развития. Каждый ребёнок должен испытать радость творчества, ибо с ней связана эмоциональная отзывчивость на музыку. Этому способствует детская творческая деятельность, которую я применяю в своей работе.
Очень интересен такой приём, как игра на детских музыкальных инструментах, что не только вызывает огромный интерес у учащихся, но и помогает развитию музыкальной памяти, ритма, гармонического, тембрового слуха, выработке исполнительских навыков. В данном виде работы учащиеся приобретают навык коллективного творчества, сотрудничества.
Учащиеся младших классов выполняют вместе с родителями задание «Создай свой музыкальный инструмент», а затем на уроке, с удовольствием, играют на своих инструментах. Здесь проявляется совместная творческая деятельность детей и их родителей.
И, конечно же, пение, как активная деятельность, способствует творческому развитию школьников. Пение – самый простой и в то же время самый эмоциональный способ самовыражения, доступный каждому ребёнку. Наряду с хоровым исполнительством, я практикую сольное и групповое пение, что позволяет детям оказаться и в роли исполнителя, и в роли слушателя. Зачастую, сольное пение перед аудиторией позволяет неуверенному в своих способностях ребёнку раскрепоститься и преодолеть свои страхи и комплексы, что благотворно влияет на его психологическое состояние.
Песню можно разыграть, инсценировать, исполнить по ролям. Дети с интересом разыгрывают музыкальные песни-сказки. Например, в сказке «Теремок» у них есть возможность не только продемонстрировать свои вокальные данных, но еще и проявить свои актерские способности.
Чтобы творческие проявления детей на занятиях имели целенаправленный, активный и эмоциональный характер, я применяю разнообразный комплекс педагогических приёмов:
предоставление шанса каждому школьнику для поиска и выявления индивидуальных творческих способностей;
создание на уроке атмосферы творческой активности и личной заинтересованности;
различные виды музыкальной деятельности школьников на уроке;
музыкально - художественная импровизация учителя;
разработка серий творческих заданий, и наиболее эффективных форм их постановки перед детьми;
усложнение творческих заданий от занятия к занятию;
развитие природной музыкальности каждого ребёнка;
создание ситуации успеха.
Применение метода детского творчества ни в коей мере не исключает из урока объяснение, рассказ, иллюстрацию и т. д. Творчество учащихся должно гармонично вплетаться в урок, наряду с другими видами деятельности.
На уроке музыки дети, на самом деле, всё время действуют творчески, поскольку оказываются в условиях, в которых они могут проявлять свою индивидуальность. Важно помнить, что творчески развиваться ребёнок может только в атмосфере доверия, доброжелательности и взаимного уважения. Всё это способствует приобретению веры в себя, уверенности в своих силах, воспитывает активную, целеустремлённую творческую личность.
Как сказал Джон Денискар: «Творчество - момент создания будущего в настоящем». Перефразируя эти слова, можно сказать, что только развитие творческих способностей с раннего возраста может сформировать гармонично развитую личность в будущем.