СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Функциональные блоки по А.Р.Лурия

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рассматриваются 3 основных функциональных блока или три основных аппарата мозга, участие которых необходимо для осуществления речевой деятельности

Просмотр содержимого документа
«Функциональные блоки по А.Р.Лурия»

Функциональные блоки по А.Р. Лурию.


А.Р.Лурия разделил (условно) мозг человека на 3 функциональных блока, взаимодействие которых необходимо для любой психической деятельности.


1 энергетический блок - формируется от внутриутробного периода до 2-3 лет, отвечает за регуляцию тонуса организма и включает: ретикулярную формацию ствола мозга, неспецифические структуры среднего мозга, диэнцефальных отделов, лимбическую систему, медиобазальные отделы коры лобных и височных долей мозга. 1-й блок мозга преимущественно ответствен и за эмоциональное «подкрепление» психической деятельности (переживание успеха - неуспеха). Этот блок мозга участвует в организации внимания, памяти, эмоционального состояния (особенно страх, боль, удовольствие, гнев), перерабатывает разнообразную информацию о состоянии внутренних органов и регулирует эти состояния, а так же поддерживает общий тонус ЦНС.

Все, что происходит с мамой во время беременности (болезни, психотравмы, приём лекарств и т.д.) откладывает свой отпечаток на формирование 1 блока мозга.

Признаки нарушений в развитии 1-го блока мозга:

-истощаемость, утомляемость, вялость;

- эмоциональная неуравновешенность;

- это дети невротики, т.к. реагируют на любой стимул окружающего мира

- аллергии в самых разнообразных проявлениях;

-повышенная частота заболеваний;

- гипо- или гипертонус;

- дети пишут «как курица лапой»;

- долго не могут научиться завязывать шнурки;

- двигательная неловкость;

- синкинезии (движения, присоединяющиеся к основным – движения языком во время письма);

- вычурные позы;

- дизартрии, дисграфии;

- сужение полей зрения;

- слабая (или полное отсутствие) конвергенция глаз;

- часто богатая речь (более взрослая, чем надлежит в их возрасте);

- хорошо развитое мышление.


2 блок – приёма, переработки и хранения информации – формируется от 3-х до 7 лет и включает в себя основные анализаторные системы: зрительную, слуховую и кожно-кинетическую, корковые зоны которые расположены в задних отделах больших полушарий головного мозга.

Особенностью этого блока является шестислойное строение коры:

- первичные зоны (обеспечивающие приём и анализ поступающей извне информации). При поражении возникает нарушение восприятия отдельных признаков воспринимаемого раздражителя одной модальности (слепое пятно, гемианопсия, нарушение тон-шкалы, анестезия и т.д.).

- вторичные зоны (выполняющие функции синтеза информации от одного анализатора). При поражении наблюдается нарушение синтеза отдельных признаков воспринимаемого раздражителя в целостный образ одной модальности (агнозии, афазии).

- третичные зоны (основной задачей которых является комплексный синтез информации).

Поражение третичных зон приводит к нарушению комплексного синтеза раздражений, поступающих от разных анализаторов, что проявляется в нарушении ориентировки в пространстве. Причём, согласно закону прогрессивной латерализации, при поражении третичных зон правого полушария нарушается предметная ориентировка в пространств, а пи поражении аналогичных зон левого полушария – страдает символическая ориентировка в пространстве.

Признаки несформированности 2-го блока мозга:

- бедность, однотипность движений тела в пространстве, их недостаточная дифференцированная координация, неловкость;

- несформированность сенсо-моторных координаций;

- несформированность пространственных представлений.


3 блок – блок программирования, регуляции и контроля за протеканием психической деятельности – формируется от 7 до 15 лет, включает моторные, премоторные и префронтальные отделы коры лобных долей мозга. Полное созревание лобных долей происходит к 20 годам.

При поражении третьего функционального блока мозга характер нарушения функций связан с тем, какой именно аппарат повреждён. При поражении моторной коры – наблюдаются парезы и параличи отдельных групп мышц. Поражение премоторной коры приводит к распаду двигательных навыков, поражение префронтальных отделов проявляется в нарушении сознательной целенаправленной деятельности и в этом случае целенаправленное поведение заменяется «полевым поведением».

Признаки несформированности 3-го блока мозга:

- синдром нарушения (недоразвития) программирования и контроля произвольных действий. Лобный синдром. Дефицит программирования и контроля у детей, его проявления в учебной деятельности;

- синдром нарушения (недоразвития) серийной (динамической) организации движений и речи у взрослых и детей;

- нарушения праксиса и речи, эфферентная и динамическая апраксия и афазия (дисфазия);

- недоразвитие моторики, фразовой и связной речи у детей. (по О.Ю. Цвирко)