Образовательные: учить детей анализировать литературное произведение, выявить идею произведения
Развивающие: развивать интерес к чтению, любознательность.
Воспитывающие: способствовать воспитанию доброжелательности между учащимися.
Оборудование, ЭОР и интернет ресурсы урока: учебник, презентация.
Формы работы с учащимися: фронтальная, индивидуальная.
Содержание этапов урока | Формируемые УУД |
Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
1.Организационный этап. |
Здравствуйте, ребята! Меня зовут И.В. Сегодня я проведу у вас урок литературного чтения. Садитесь. «Чтение – прекрасный урок, Много полезного в каждой из строк, Будь это стих или рассказ Вы учите их, они учат вас». Проверим готовность к уроку. | Приветствие учащимися учителя. Садятся. Проверяют готовность к уроку. | Личностные: смыслообразование (Я должен посмотреть…) Регулятивные: волевая саморегуляция Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками. |
2.Этап подготовки учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала |
- Внимание на слайд! Посмотрите, может кто-то знает, что это за писатель? ( На слайде 2 портрет Ганса Христиана Андерсена) Г.Х. Андерсен – писатель, автор многих всемирно известных сказок. - Ребята, а кто знает сказки этого великого писателя? Наиболее известные из них: «Снежная королева», «Гадкий утенок», «Оле Лукойе», «Русалочка», «Стойкий оловянный солдатик», «Принцесса на горошине» «Свинопас», «Огниво», «Новое платье короля», «Дюймовочка». (Слайд 3-8) - Сегодня мы начнем знакомимся с еще оной сказкой Г.Х.Андерсена, а с какой именно вы узнаете, когда отгадаете загадку: Злая ведьма зло свершила В птиц всех братьев превратила. И сестрицу, как могла, Очернила, прогнала. А сестренка в горе тяжком, Ох, намаялась бедняжка. Обратить смогла в людей, Братьев – диких ... - С какой же сказкой мы сегодня познакомимся? - А кто уже догадался, какая же тема будет сегодняшнего урока? (Слайд 9) - Что значит «дикие»? (Слайд 10) - Правильно, а какие мы задачи перед собой поставим? | - «Снежная королева», «Гадкий утенок», «Оле Лукойе», «Русалочка». Слушают загадку. - Диких лебедей. - Мы познакомимся с сказкой «Дикие лебеди». - Г.Х.Андерсен «Дикие лебеди». - Неприрученные. Познакомиться с текстом, понять его содержание. | Познавательные: Личностные: Регулятивные: Коммуникативные: |
3.Этап усвоения новых знаний или способов действий. |
- Ребята, откройте учебник на странице 155. - Предлагаю подробнее узнать об этом писателе: 2 апреля 1805 - 4 августа 1875 (70 лет) Детство Андерсена прошло в бедности и нужде. Когда ему было 11 лет, у него умер отец, и ему пришлось работать ради пропитания. В 14 лет он решил повидать мир и отправился в Копенгаген «Чтобы стать знаменитым!». Андерсен был актером, учился пению, балету, пытался писать стихи и пьесы. В 17 лет за пьесу получил стипендию. Став взрослым много путешествовал. Во впечатлениях от поездок, знакомств он черпал вдохновение для своих произведений. Сказку «Дикие лебеди» написал в 1962 году. - Как думаете, о чем или о ком будет его сказка «Дикие лебеди»? - Хорошо, давайте вернемся к этому вопросу в конце урока. | Открывают. Слушают. - О диких лебедях. | Познавательные: Личностные: Регулятивные: Коммуникативные: |
4.Этап проверки понимания учащимися нового материала. |
- Знакомить с сказкой начну вас я, слушайте меня внимательно и следите (чтение учителем 1 части). - Почему это именно сказка? А не рассказ. - Где и с кем происходят события, описанные в сказке? - Как изменилась чудесная жизнь героев во дворце и почему? - Как поступила мачеха с Элизой и принцами? - Как эту часть можно озаглавить? (Слайд 14) ФИЗКУЛЬТМИНУКА: Вот и утро! Хватит спать! Перед тем как вылетать, Надо крылышки размять. Вверх крыло, вниз крыло, А теперь наоборот! Крылья в стороны разводим, А лопатки вместе сводим. Вправо – влево наклонились И на землю опустились. - Ребята, 2 часть мы прочитаем с вами вместе. - Почему отец Элизы, взглянув на нее, испугался и сказал, что это не его дочь? - Какой вы видите мачеху? - Как можно озаглавить эту часть? (Слайд 16) | Следят за чтением учителя. - Потому, что это произведение построено на основе вымысла. - С принцами и их сестрой Элизой. - Умерла мать, и король женился, мачеха была злой колдуньей и невзлюбила детей - Элизу отправила к крестьянам на воспитание, а братьев хотела превратить в черных воронов. Повторяют за учителем. Читают вместе с учителем. - Злая королева натерла Элизу соком грецкого ореха и спутала ее волосы, и отец ее не узнал. - Злой, с холодным сердцем. | Познавательные: Личностные: Регулятивные: Коммуникативные: |
5.Этап закрепления материала. Самостоятельная работа с самопроверкой. Применение знаний и способов действий. |
- Прочитайте 3 часть про себя. - Какая встреча изменила дальнейшую судьбу Элизы? - Кто из братьев рассказал сестре об их печальной участи? - Что он сказал Элизе? - Как можно озаглавить эту часть? (Слайд 18) - Вернемся к началу работы, когда мы определяли, о ком будет сказка. И так, о ком же у нас была сказка? | Чтение 3 части детьми относительно законченными фрагментами. - Встреча со старушкой. - Самый старший. - Он сказал, что с заходом солнца они снова превращаются в людей, и чтобы не разбиться, спешат опуститься на землю. - Встреча Элизы с братьями. - О принцах, их сестре Элизе, злой мачехе, короле. | Познавательные: Личностные: Регулятивные: Коммуникативные: |
6.Этап информирования учащихся о домашнем задании, инструктаж по его выполнению. |
- Ребята, а сейчас откройте дневники, запишем домашнее задания. - Домашним заданием у вас будет пересказ первых 3 частей сказки «Дикие лебеди». | Открывают дневники, записывают домашнее задание. | Познавательные: Личностные: Регулятивные: Коммуникативные: |
7.Подведение итогов урока. Рефлексия. |
- С каким произведением мы работали сегодня на уроке? - Кто автор произведения? - Понравилась ли вам сказка? Если да, то почему? Если нет, то почему? - Какую цель ставили в начале урока? - Добились ли поставленной цели? - Внимание на слайд 19. Продолжите предложения: Сегодня на уроке я узнал… Теперь я могу… Своей работой на уроке… Спасибо за урок! (Слайд 20) | - «Дикие лебеди». - Г.Х. Андерсен. Высказывают свое мнение. - Познакомиться с текстом, понять его содержание. - Да. Самооценка. | Познавательные: Личностные: Регулятивные: Коммуникативные: |