Министерство образования Ставропольского края
Государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования
«Региональный многопрофильный колледж»
Мастер-класс
Тема: «Использование цифровых инструментов на уроках Информатики»
Косторнова Л.Н.
г. Ставрополь, 2024 г.
1
Какими цифровыми компетенциями должен обладать современный педагог, чтобы помочь своим обучающимся и соответствовать профстандарту педагога в ИКТ-компетентности?
Педагогическая разминка
ВЕРНО:
- Информационные компетенции: создание фильтров, поиск информации, анализ достоверности, критический и методический анализ найденной информации.
- Коммуникационные компетенции: работа с облачными технологиями, создание коммуникационных каналов связи, создание сетевой политики группы.
- создание цифровых методических материалов – обработка текста, звука, видео, графики; создание сетевых дидактических материалов – мультимедийного, интерактивного, гипертекстового материала. умения пользоваться сетевыми научными библиотеками: Юрайт, Znanium, IPRbooks и другими.
- создание цифровых методических материалов – обработка текста, звука, видео, графики;
- создание сетевых дидактических материалов – мультимедийного, интерактивного, гипертекстового материала.
- умения пользоваться сетевыми научными библиотеками: Юрайт, Znanium, IPRbooks и другими.
- Информационная безопасность: цифровой этикет, безопасность конфиденциальной информации в области права.
- Технологические компетенции: формализация данных, установка и использование стандартного ПО, подключение стандартного оборудования.
2
Немного истории
Пол Гилстер — американский писатель и журналист. В прошлом он был профессором университета штата Иллинойс в Чикаго.
По образованию — инженер в области электроники.
Понятие «цифровая грамотность» впервые в 1997 году ввел Пол Гилстер, американский писатель и журналист.
В качестве критериев достижения цифровой компетентности он выделяет следующие навыки:
1. Навыки поиска нужной информации и инструментов работы с ней, умение быстро освоить эти инструменты ( информационная компетентность );
2. Навыки общения с другими пользователями ( коммуникативная компетентность );
3. Навыки производства информации в разнообразных формах и форматах ( креативная компетентность).
2
Цель
мастер-класса
Цель
мастер-класса
обмен опытом работы педагогов кафедры
изучение возможностей использования цифровых инструментов для работы с обучающимися
повысить уровень профессиональной компетентности
5
разработка учебно-методических материалов с использованием цифровых интернет-сервисов
задачи
рассмотреть понятие «цифровые инструменты»
1
2
Сегодня в конце мастер-класса Вы сможете:
обзор современных цифровых интернет технологий
увидеть возможности использования цифровых интернет-технологий (инструментов) в своей профессиональной деятельности
4
3
4
Пути формирования цифровой среды преподавателя
1 ШАГ - это базовое умение находить нужную информацию в сети интернет, обрабатывать видео, выполнять простые и сложные расчёты, создавать тесты, кроссворды и викторины, использовать шаблоны презентаций и т.д.
2 ШАГ - обмен информацией, то есть умения общаться в мессенджерах, социальных сетях, облачных сервисах с коллегами, обучающимися, родителями. Тут можно рассылать презентации с уроков, объявления и т.д, которую очень быстро получат обучающиеся где бы ни находились.
https://docs.yandex.ru/docs/view?url=ya-disk%3A%2F%2F%2Fdisk%2F Загрузки%2 F3.1%20 Рабочая%20тетрадь_Яндекс.Учебник. pdf&name =3.1%20 Рабочая%20тетрадь_Яндекс.Учебник. pdf&uid =875294628
Яндекс-Учебник по базовым цифровым компетенциям
4
С чего начать?
Лучше всего с платформ, где уже есть готовый контент.
Например, ИОС Сферум нашего колледжа
ИОС Сферум содержит: расписание, журналы, кабинет студента, ЭБС, телефонный справочник и т.д.: все это цифровая среда педагога колледжа, в которой удобно фиксировать результаты обучения, делать объявления и использовать контент учебного занятия.
4
Цифровая грамотность
Чтобы определить свой уровень цифровой грамотности, можно воспользоваться интерактивным тестированием на Платформе «Цифровой гражданин» перейдя по ссылке https://it-gramota.ru / , выполнив предварительно регистрацию на сайте
Цифровая грамотность
Сайт https://teacher.yandex.ru/ предоставляет бесплатную диагностику по информатике для студентов СПО.
Практическое задание № 1
- Откройте сайт https://teacher.yandex.ru/
- Перейдите по ссылке
https://education.yandex.ru/lab/classes/1111441/library/informatics/collection/info_course-spo_2024-25/?grade=99
3. Откройте любой раздел курса. Например, Урок 2. Как устроены сайты.
Практическое задание № 1
4. Откройте презентацию «Как устроены сайты»
5. Выполните предложенные задания. Проверьте ответы.
4
Обзор облачных сервисов:
https://journal.tinkoff.ru/list/best-cloud-services/?ysclid=m29bulcih682828906
На сайте представлена характеристика 15 лучших облачных сервисов: Яндекс Диск ; 2. Google Диск ; 3. Облако Mail.ru ; 4. iCloud ; 5. Сбердиск ; 6. OneDrive ; 7. МТС Вторая память ; 8. Облако Билайн ; 9. TeraBox ; 10. Dropbox ; 11. pCloud ; 12. MediaFire ; 13. Box ; 14. Теле2 Диск ; 15. Телеграм
Самые распространенные :
https://workspace.google.com / Google Диск.
Это сервис хранения, редактирования и совместной работы с файлами в интернете. В него входят: Google Документы, Таблицы, Презентации, Формы — набор офисных приложений и аналогов Word, Excel, PowerPoint и т.д. Сервис Google популярен из-за своей простоты и скорости работы.
https://360.yandex.ru/disk/ Yandex Диск.
«Яндекс Диск» — часть экосистемы «Яндекс 360», где есть почта, аналог Microsoft Office, календарь, заметки и система видеосвязи «Телемост». Одно из ключевых преимуществ сервиса — расширенные возможности загрузки файлов, есть автоматическая загрузка мультимедиа: все фото и видео сразу отправляются в отдельный раздел диска и не занимают общее место в хранилище.
4
Обзор web-сервисов:
web-сервис для создания аватаров
https :// webtun.com/webservices/146-obzor-web-servisov-dlya-sozdaniya-avatarov.html
Если в настоящей жизни встречают «по одежке», то в онлайновом мире форумов и чатов встречают, прежде всего, по аватару. По картинке, которая сопровождает каждое новое сообщение пользователя, можно судить о музыкальных пристрастиях, о жизненной позиции, о характере и т.д. Поэтому большинство пользователей к выбору аватара относятся не менее ответственно, чем к выбору НИКА на форуме или адреса для ящика электронной почты.
web-сервис Облако слов
Облако слов визуально отражает частоту и важность слов в выбранном тексте, что делает его убедительным наглядным помощником для передачи ключевых идей. Это сайты:
https :// wordcloud . online / ru ? ysclid = m 27 vtnq 3 oe 506609484 Облако слов
https://wordscloud.pythonanywhere.com/ Облако слов
4
Практическое задание № 2
1. Перейдите по любой ссылке https :// wordcloud . online / ru ? ysclid = m 27 vtnq 3 oe 506609484 Облако слов
https://wordscloud.pythonanywhere.com/ Облако слов
2. Введите 10 слов, относящиеся к теме нашего мастер-класса, отделяя слово от слова символом «пробел». Например, Информатика, Облако, Компетенции, Цифровизация, Диагностика и т.д.
3. Выполните настройку для текста, нажмите Создать.
4. Получим, примерно так.
4
Обзор web-сервисов:
web сервис необычных поисковиков и секреты поиска в интернет https://webtun.com/webservices/145-neobychnye-poiskoviki-i-sekrety-poiska-v-internet.html
Без Google, Yahoo, Yandex и многих других привычных сегодня поисковых систем пребывание пользователя в Сети скорее напоминало бы хождение слепого по лесу. Значимость поисковых систем для работы в интернете трудно переоценить - у многих пользователей в качестве стартовых страниц указаны адреса поисковых систем, и именно с них для многих начинается бесконечное путешествие по различным ресурсам сети.
Вот некоторые из них:
- FindSounds.com - ищет звуки
- Gnod.net - подберет музыку, книги и фильмы по вкусу
- Alldll.net - найдет файлы библиотек
- Medpoisk.ru - поиск медицинской информации
- Taggalaxy.de - поиск картинок и фотографий
- Torrent-finder.com - поиск торрентов
- Astronet.ru - астрономический поисковый сервис
- Friv.com - бесплатные игры на любой вкус!
LearningApps.org является приложением Web 2.0 для поддержки обучения и процесса преподавания с помощью интерактивных упражнений. Цель ресурса – сбор интерактивных модулей и возможность сделать их общедоступными.
4
Практическое задание № 3
- Перейдите по ссылке LearningApps.org
- Выберите «Все упражнения»
- Выберите «Информатика и ИКТ»
- Выберите «Информационные технологии»
5. Выберите «Сервисы Интернета»
4
Практическое задание № 3
7. Выполните задание – установите верное соответствие
8. Проверьте результат
4
web сервис необычных поисковиков
https:// webtun.com/webservices/145-neobychnye-poiskoviki-i-sekrety-poiska-v-internet.html
Большая часть времени, проводимая пользователем в интернете, тратится на поиск интересующей его информации. Самый универсальный способ найти что-то в интернете - воспользоваться одной из многочисленных поисковых систем.
Вот некоторые из них:
FindSounds.com - ищет звуки
Gnod.net - подберет музыку, книги и фильмы по вкусу
Alldll.net - найдет файлы библиотек
Medpoisk.ru - поиск медицинской информации
Taggalaxy.de - поиск картинок и фотографий
Torrent-finder.com - поиск торрентов
Astronet.ru - астрономический поисковый сервис
Friv.com - бесплатные игры на любой вкус!
Практическое задание № 4
- Перейдите на любой из сайтов создания кроссворда.
Например, https://biouroki.ru/workshop/crossgen.html
- Создайте кроссворд по теме: «Устройство ПК». Испльзуйте не менее 10 слов
- Нажмите кнопку Создать. В результате получим несколько вариантов кроссворда.
- Придумайте и запишите определение для слов.
4
Практическое задание № 5
Создание тестов
1. Перейти на сайт Видеоуроки https://videouroki.net
2. Изучите инструкции по созданию и работе с тестом.
3. Выберите Создать тест.
4. Выберите тему теста.
5. Укажите параметры настройки: систему оценивания, порядок заданий и вариантов, ограничение времени, список вопросов, просмотр ошибок и т.д.
6. Выберите систему оценивания. Итоговая оценка зависит от % выполненных заданий.
4
Практическое задание № 5
Создание тестов
Любой созданный тест автоматически публикуется на сайте и попадает в поиск через две недели после создания.
7. Выберите тест, который я использую на своих учебных занятиях. Например, проверочный тест по теме: «Модели и моделирование».
8. Выберите Пройти тест
На мой взгляд – это очень удобный сервис для создания и проверки знаний обучающихся по различным темам.
4
Вывод
В завершении нашего мастер-класса хочется сказать, что цифровое обучение актуально в настоящее время. Различные формы цифрового обучения позволяют проводить разные виды занятий, иметь постоянную коммуникацию с обучающимися. Но чтобы из всего многообразия существующих электронных образовательных ресурсов найти те, которые подходят конкретному педагогу придется потратить немало времени и приложить немало усилий. Однако именно готовность педагога к поиску, к изучению и применению новых решений является гарантией успешной цифровизации образования в стране. Использование цифровых технологий в деятельности педагога и в обучающем процессе становятся важной необходимостью, позволяющей раскрыть не только творческий его потенциал, но и подчеркнуть его индивидуальность.
Но не стоит забывать, что личность преподавателя, его человеческие и профессиональные качества — это главные составляющие качественного и эффективного образования обучающихся, а цифровые инструменты и технологии — не самоцель, а верные помощники педагога в его нелегком труде.
4
Рефлексия
Устали??
Хочу снять ваше усталость методом «Анкета»
Предложу вам ответить на вопросы анкеты, наполнение которых можно менять, дополнять в зависимости от того, на какие элементы мастер-класса обращается особое внимание.
1. На мастер-классе я работал
активно / пассивно
2. Своей работой на мастер-классе я
3. Мастер-класс для меня показался
доволен / не доволен
4. За мастер-класс я
коротким / длинным
5. Мое настроение
не устал / устал
6. Материал мастер-класса мне был
стало лучше / стало хуже
понятен / не понятен
полезен / бесполезен
интересен / скучен
легким / трудным
интересным / неинтересным
Литература
1. С.В. Гайсина, И.П. Давыдова. Методические рекомендации по цифровому образованию «Карта цифровых компетенций». Санкт-Петербургская акаде-мия постдипломного педагогического образования. Институт цифрового образования. Кафедра методологии и технологий цифрового образования. СПБ АППО
2. Паспорт национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации», утв. 24.12.2018. [Дата обращения 01.11.2021]
URL: http://static.government.ru/media/files/urKHm0gTPPnzJlaKw3M5cNLo6gczMkP F.pdf
3. Крылова О.Н., Даутова О.Б. Педагогические технологии для старшей школы в условиях цифровизации современного образования. СПб.: КАРО, 2020.
4. Яндекс-Учебник по базовым цифровым компетенциям
https://docs.yandex.ru/docs/view?url=ya-disk%3A%2F%2F%2Fdisk%2FЗагрузки%2F3.1%20Рабочая%20тетрадь_Яндекс.Учебник.pdf&name=3.1%20Рабочая%20тетрадь_Яндекс.Учебник.pdf&uid=875294628 Сайт Видеоуроки https://videouroki.net
5. https://crossmaker.ru/ru/ Создай свой кроссворд онлайн
6. https://biouroki.ru/workshop/crossgen.html Мастерская «Создать кросс-ворд»
7. https://textometr.ru/crossword-generator Создать кроссворд онлайн
8. https://puzzlecup.com/crossword-ru/ Фабрика кроссвордов
9. web сервис необычных поисковиков и секреты поиска в интернет https://webtun.com/webservices/145-neobychnye-poiskoviki-i-sekrety-poiska-v-internet.html
Мастер-класс
Тема: «Использование цифровых инструментов на уроках Информатики»