СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Геймифицируй это»: как превратить урок в игру

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

«Геймифицируй это»: как превратить урок в игру Автор: Давиденко В.А. Геймификация — это когда игровые правила используют для достижения реальных целей. Другими словами, за счет игры вы делаете скучные задания интересными, избегаемое — желанным, а сложное — простым.

Образование уже отчасти геймифицировано. В школе ученик правильно выполнил упражнение на уроке – получил хорошую оценку. Допустил ряд ошибок  — заработал плохую. В конце каждого учебного года  —  level up и переход на другой «уровень». Портреты лучших «геймеров» гордо смотрят с доски почета. Любой урок можно превратить в игру и устроить настоящий фейерверк!

Просмотр содержимого документа
««Геймифицируй это»: как превратить урок в игру»

«Геймифицируй это»: как превратить урок в игру

Один учитель истории однажды на уроке изобразил древнего египтянина. По сюжету боги разгневались на него и отправили в наше время. Вернуть испуганного «туриста» обратно мог каждый из учеников. Главное — накопить достаточно «магической силы», правильно ответив на ряд вопросов о стране пирамид. «Маной» служили кружочки из синего картона. Стараясь их заработать, в игру включились даже закоренелые двоечники. Урок прошел в 1995 году. А в начале 2000-х такой прием массово стали называть геймификацией в образовании.

Геймификация — это когда игровые правила используют для достижения реальных целей. Другими словами, за счет игры вы делаете скучные задания интересными, избегаемое — желанным, а сложное — простым.

Образование уже отчасти геймифицировано. В школе ученик правильно выполнил упражнение на уроке – получил хорошую оценку. Допустил ряд ошибок  — заработал плохую. В конце каждого учебного года  —  level up и переход на другой «уровень». Портреты лучших «геймеров» гордо смотрят с доски почета. Любой урок можно превратить в игру и устроить настоящий фейерверк!


Как же создать такой урок?

  • Проработайте сюжет

Чтобы урок стал игрой, в первую очередь нужна увлекательная история. Это стержень квеста. Помните начальный курс математики? Чтобы дети не скучали, микросюжет заложен в основу каждой задачи: «Кролик Крош собрал 16 съедобных грибов и 9 поганок. Сколько всего грибов собрал кролик?».

  • Определите цели

Здесь обычно возникает проблема с формулировкой. «Изучить ядерное оружие и его боевые свойства» — так себе игровая цель. Смахивает на пункт в учебном плане по ОБЖ. Фраза «в мире началась ядерная война» будоражит больше. Ставьте перед школьниками конкретные игровые цели. Например, «составьте список вещей, которые возьмете с собой при эвакуации». За счет такого подхода дети больше запомнят из теории. Все потому что знания, которые они черпают на уроке, тут же помогают решить конкретную игровую задачу.

  • Распределите роли между учениками

Игра, при которой ученик выполнил задание и сидит без дела, мало чем отличается от сценария «решил контрольную, сдал тетрадь учителю». Поделите класс на группы и каждой присвойте конкретную роль. Так в мире математики одни могут владеть методами решения, другие — данными. Дети не будут скучать и научатся работать в команде.

  • Придумайте испытания и правила игрового мира

Это может быть любая математическая задачка, химический опыт, ребус, шарада или языковая анаграмма. Главное — придать задаче интересный контекст. Важно: каждое испытание должно стать условием для продвижения вперед.

Не забывайте и об игровой механике. Это то, как работает игра: ее правила и причинно-следственные связи. Поступив определенным образом, ты получаешь определенный результат.

Например, с каждым пройденным испытанием игроки обретают новые способности. Или для продвижения вперед нужно собрать определенное количество ресурсов.

Все поступки игроков должны иметь последствия. Еще лучше, если от их выбора будет зависеть ход истории. Развилка в сюжете — тоже мощный прием.

  • Пример

Школьный учитель Дэвид Хантер из Сиэтла разработал целую систему обучения, основанную на игровом сценарии. Книжку по географии он превратил в комикс про зомби, а учебный курс — в квест. Согласно «сюжету» действие происходит в мире зомби-апокалипсиса. Задача детей — просчитать безопасный маршрут, покинуть эпицентр скопления бродячих, не стать добычей, создать человеческую колонию. Успех каждой «миссии» зависит от того, насколько хорошо школьники проходят тесты по миграции, видам рельефа, климату и прочим географическим разделам. Каждое задание, согласно канонам геймификации, ведет на новый «уровень».

Используйте на уроке телефоны и планшеты

На уроках дети не выпускают мобильник из рук? Тем лучше. Придумайте, как можно задействовать их в игре. К примеру, установите на телефоны и планшеты приложение, которое станет ключом к выполнению «миссии».

  • Химия провести химические исследования в портативной лаборатории Chemist.

  • История можно создать игру с карточками с QR-кодом и воспользоваться телефонами с QR-ридерами.

  • География Приложение EarthViewer. покажет, как выглядела планета миллионы лет назад, как росли вулканы Гренландии, менялся климат и ландшафт. Каждый объект на карте содержит историческую и геологическую справку.

  • Музыка Пусть ребята скачают на гаджеты приложения с музыкальными инструментами (гитара, флейта, пианино, барабаны) и под руководством педагога разучат композицию.


Освоив законы геймификации, можно не только превратить урок в игру, но и самостоятельно создать обучающий квест на компьютере.

Так, три учительницы из московской школы №1363 создали для детей обучающую игру «Приключения Оли и Коли в стране десятичных дробей».

По сюжету, путешествуя по сказочному миру, школьники помогают местным жителям. К примеру, ставят забор вокруг садового участка Лесовичка. Для этого дети используют математические познания. В игре они сродни суперсиле.


Какие элементы игры можно использовать на уроке

Очки, уровни, шкала прогресса, рейтинговая система  — эти и другие  элементы, заложенные в основу любой компьютерной аркады, помогут «собрать» кабинетную игру.

  • Суть  — облечь трудности в веселые игровые миссии. При таком подходе монстры — это домашние задания, битвы с боссами — тесты и контрольные работы. За каждую «победу» игрок получает опыт, который, к примеру, влияет на оценку.

  • Цель — повысить мотивацию и вовлеченность детей, чтобы они не морщились от очередного ДЗ и тяжело не вздыхали при слове «диктант».

  • Пример

 Даже мусор дети будут собирать с азартом, если превратить его в ресурс для победы. Это концепт экологического квеста «Чистые игры». Если вкратце, то здесь за железные банки, фантики и коробки игроки зарабатывают очки. Те, у кого их больше, получают приз. Уже проведено 38 игр, собрано 106 тонн мусора, а стоило просто добавить субботнику элементы игры.


4 ошибки при создании игры

Вы придумали яркую историю, задания, сказочный мир, показали игру ученикам, символично нажали на «play» и… Нет искры. У детей не зажегся огонек в глазах. Чтобы застраховать себя от провала, изучите ошибки, которые чаще всего допускают при создании игры:

  • Заигрались. Ударившись в геймификацию, велик риск «заиграться» и позабыть о сути — в школе дети должны учиться. Урок превратится в бесполезную забаву. Вы зря потратите силы и время. Школьники, конечно, останутся довольны — они весело скоротали 40 минут, но ничему не научились.

  • Сбой в игровой механике. Если одни ученики получают уровень за уровнем, а другие сидят в аутсайдерах, несмотря на все усилия, возможно, вы плохо проработали правила игрового мира. Исправьте недочеты. Иначе в проигрыше дети будут винить вас, как никудышного ведущего.

  • Фокус на соревнованиях. Соперничество — один из козырей в колоде геймификации. Однако не стоит «ходить» только с этой карты. Если детей заботит лишь, как бы вскарабкаться на вершину рейтинга, это не образовательная игра, а спорт. Карл Капп, известный в среде электронного обучения блогер и автор книг, дает такой совет: «Используйте соревнование, если хотите заинтриговать. Оно должно длиться ровно столько, чтобы дети окунулись в игру и накопили запал».

  • Перебор с наградами. Если вы подкидываете ученикам бейджи и медальки по поводу и без, то вскоре они обесценятся. Знаки отличия превратятся в никому не нужное барахло. Идеальный вариант — выдавать награды лишь тем «игрокам», достижение которых признают даже конкуренты.


Почему образованию нужны игры

  • Учёба — это труд. Игра же – сладкая приправа. Она делает обучение увлекательным и приятным, чтобы дети с охотой возвращались в класс.

  • Человек лучше запоминает то, что вызывает эмоции. Неважно, положительные или отрицательные — любое сильное впечатление оставляет глубокий отпечаток в памяти.

  • В игре дети раскрываются с неожиданной стороны. Становятся понятны их истинные желания и возможности. Например, тихоня, не блистающий способностями, в процессе игры оказывается хорошим стратегом. В итоге получает признание, повышает самооценку, как следствие — стремится к знаниям.

Геймификация – не просто прививка от скуки,  у нее множество преимуществ, однако все хорошо в меру. Строгость тоже порою нужна, и превращать учебу в бесшабашную вечеринку не стоит. Используйте игру, когда хочется разбавить серьезность урока или просто объяснить сложную тему. Тогда в ваш класс ученики будут приходить с большим желанием и огоньком любопытства в глазах.