ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ ГРАМОТНОСТЬ СОВРЕМЕННЫХ ШКОЛЬНИКОВ И ИХ РОДИТЕЛЕЙ
Михалицина Д.В., учитель географии,
высшая квалификационная категория
МАОУ СОШ №96
География-это больше чем школьный предмет. Это тот культурный код, который формирует человека и общество в целом.
Н.С. Касимов
География-одно из ключевых звеньев формировании естественнонаучной картины мира, она дает комплексное понимание пространства планеты Земля. Только география сочетает в себе естественнонаучную и общественную составляющие, формируя целый комплекс наук. Владение географическими познаниями-важный показатель культуры человека. Под географической грамотностью подразумевается существование познаний по части географии, ступень обладания человеком навыками соображения и ориентирования в пространстве. Понимание географических закономерностей и решение проблем на любом территориальном уровне невозможно без определенного фундамента-знания исходных географических фактов. Безостановочно развивающийся мир ставит человеку новые условия, и в данных условиях важно владеть необходимой эрудицией, определенными навыками и знаниями в различных областях, включая географию. В таком случае можно говорить о грамотности человека подразумевая не только умения писать и читать. Следовательно, знания в области географии предоставляют нам возможность расширить свой кругозор и занять достойное место в обществе.
В сегодняшнем обществе условия к грамотному человеку растут точно так же, как и растет уровень развития в мире. В основном эти требования включают в себя:
Многогранная грамотность. Это совокупность разнообразных вариантов грамотности, относящихся главным образом к практической деятельности. Включая Географию.
Многомодальная грамотность. В основном о многообразии природы языков и формирующих их текстов
Полиграмотность. Предполагается способность человека воспринимать, изучать и понимать разные культуры, умение при необходимости переключаться между ними, исходя из контекста выполняемой деятельности.
Трансграмотность. Это способность к чтению, письму и взаимодействию посредством многообразных инструментов, платформ и СМИ.
Для того что бы проверить уровень географической грамотности в МАОУ СОШ №96 было проведено анкетирование среди обучающихся 9-11 классов и их родителей.
Всего в анкетировании было 23 основных вопроса, так же три дополнительных для статистики. Расположены они в таком порядке что с каждым вопросом уровень сложности повышается, с уровня 5 класса до уровня 9 класса. Был опрошен 71 человек. В это число входят ученики старших классов и их родители.
Критерии оценивания:
5 баллов – усвоена программа 5 класса
5-10 баллов – усвоена программа 5-7 класса
10-17 баллов – усвоена программа 5-8 класса
17-23 баллов – усвоена программа 5-9 класса
Анкетирование среди родителей обучающихся МАОУ СОШ № 96:
Всего прошло 28 взрослых (Рис.1).
Рис.1
Можно сделать вывод:
Все 28 человек владеют географией на уровне 5-7 классов (т.к. все 28 человек набрали десять и более баллов)
14 участников из 28 помнят уроки географии на уровне 5-8 классов.
И только 11 респондентов владеют географическими знаниями с 5 по 9 классы.
Результаты подведены не учитывая то что участник мог ответить на вопрос программы 9 класса, но не ответить на вопрос программы 5 класса.
Примеры вопросов (Рис.2,3,4):
Что значит слово «география» с греческого языка?
Рис.2
К каким океанам имеет выход Россия?
Рис.3
Что проникает через озоновые дыры в атмосфере на Землю?
Рис.4
Подводя итог можно сказать, что большая часть взрослого поколения имеет базовые знания по географии.
Анкетирование среди учеников старших классов МАОУ СОШ № 96
Всего прошло 43 ученика 9-11 классов (Рис.5)
Рис.5
41 человек усвоили программу уровня 5 класса и 7 класса
37 человек усвоило программу 8 класса
15 человек подтвердили уровень знаний 9 класса
Примеры распределения вариантов ответов на такие же вопросы, что и отвечали учителя и родители этих обучающихся (Рис.6,7,8):
Что значит слово «география» с греческого языка?
Рис.6
К каким океанам имеет выход Россия?
Рис.7
Что проникает через озоновые дыры в атмосфере на Землю?
Рис.8
Исходя из результатов анкетирования можно предложить мероприятия, направленные на повышение географической грамотности у обучающихся. Обратимся к русскому географическому обществу (сокращённо «РГО») — географическая общественная организация России, основанная 6 августа 1845 года. Главная задача Русского географического общества — сбор и распространение достоверных географических сведений. Экспедиции Русского географического общества сыграли большую роль в освоении Сибири, Дальнего Востока, Средней и Центральной Азии, Мирового океана, в развитии мореплавания, открытии и изучении новых земель, в становлении метеорологии и климатологии. С 1956 года РГО входит в Международный географический союз. РГО предлагает множество географических мероприятий для поднятия уровня грамотности в этой сфере.
К примеру:
Географический диктант
Географический диктант проводится Русским географическим обществом по инициативе Председателя Попечительского Совета Общества, Президента Российской Федерации В.В. Путина ежегодно с 2015 года. Его основной целью является популяризация географических знаний и повышение интереса к географии России среди населения. В 2021 году МАОУ СОШ № 96 стала площадкой проведения Диктанта. По итогу, приняли участие в диктанте 39 человек, зарегистрированных на площадке МАОУ СОШ № 96. Из них 61% школьники (большая часть обучающиеся школы 96, были ребята из гимназии № 210, школы № 92), работающих участников – 36,1% - учителя школ № 96, 92, 11, гимназии 210, воспитатель садика 308, сотрудники Сатурн Урал, Свердловэнерго и др. Возрастная категория участников Диктанта, зарегистрировавшихся на площадке от 13 до 64 лет.
Осень Уральского следопыта
На старте каждая команда спасателей получает карту-схему с обозначенными контрольными пунктами, которые необходимо пройти, бегунок участника с перечисленными для прохождения баллами.
Задача команды за время квеста набрать максимальное количество баллов, проходя конкурсные этапы.
Этапы связаны с географией и с общей физической подготовкой.
Направленна на повышение географической грамотности на практике. Ежегодно наши обучающиеся принимают участие в этом квесте, повышая не только свою географическую грамотность, демонстрируют физическую подготовку и смекалку.
Географическая грамотность сегодня необходима современному человеку не меньше, нежели общая грамотность, она способна дать целостное представление окружающего мира. Перед нами стоит задача формирования гармонично развитой личности, в котором одним из главных аспектов является географическое образование.
Если наше общество будет знать такую науку как география хотя бы на базовом уровне, это уже значительно повысит уровень экологии в нашем мире и понизит вероятность чрезвычайных ситуаций природного и биолого-социального характера, что обеспечит продолжение человеческого рода.