Тема урока: Гидролиз солей.
Форма урока: проблемно-поисковый с применением групповой технологии.
Цели урока
Обучающие:
- научиться составлять уравнения гидролиза;
- научиться применять полученные знания.
Развивающие:
- анализировать полученную информацию, выделять главное, делать выводы
Воспитательные:
- формирование коммуникативных компетенций.
Оборудование урока:
- рабочая тетрадь;
- реактивы для проведения эксперимента УИОД (устройства измерения обработки данных);
- датчик pH;
- инструктивные карточки для проведения лабораторных опытов и осуществления самостоятельной работы, презентация.
Формы познавательной деятельности:
- участие в обсуждении;
- проведение лабораторного эксперимента;
- самостоятельная работа по инструктивным карточкам в группах.
План урока.
- Орг момент
- «Вызов»- моделирование проблемного вопроса:
А) изображение на слайде презентации;
Б) лабораторный эксперимент с УИОД;
2. Запись темы урока(слайд 3 презентации)
Самостоятельная работа с учебником и тетрадью по инструктивным карточкам
- Беседа с использованием презентации
- Самостоятельная работа по инструктивной карточке, по выполнению лабораторных опытов.
- Рефлексия, подведение итогов урока. Подготовка основного вывода
Ход урока:
- Организационный момент
- Приветствие учащихся
- Моделирование проблемного вопроса
Учитель обращает внимание учащихся на таблицу растворимости и просит объяснить почему в отдельных клетках стоят прочерки. Сегодня на уроке мы найдем объяснение этому.
- Основная часть урока
- Деление на группы.
Группы состоят из 4-х человек, каждая группа получает инструктивную карточку и набор реактивов в лотке для проведения лабораторных опытов и УИОД с датчиками pH.
- Работа в группах.
Обсуждение теоретического материала с визуальным сопровождением ( слайды презентации)
Учащиеся выполняют лабораторные опыты, исследуют pH растворов солей, при помощи УИОД. Учащимся предложены соли, образованные сильным основанием и слабой кислотой, сильной кислотой и слабым основанием, сильной кислотой и сильным основанием. Наборы солей в группах разные.
- После выполнения лабораторных опытов учащимся предлагается обсудить гидролиз солей разных типов, на этом этапе учащиеся объясняют друг другу, почему растворы солей имею различную реакцию среды.
- Итог урока.
- Подготовка основного вывода
- Рефлексия
- Запись домашнего задания
Пример инструктивной карточки:
Задание 1.
Определите среду раствора следующих солей и результаты испытаний запишите в таблицу.
Соль
|
Тип соли
|
pH раствора
|
Среда раствора
|
Тип гидролиза
|
NaCL
|
|
|
|
|
Na 2CO3
|
|
|
|
|
AlCl3
|
|
|
|
|
Задание 2.
Составьте уравнение гидролиза в молекулярном и ионном виде :
NaCl+ HOH=
Na2CO3+HOH=
AlCl3+HOH=
Задание 3.
Водные растворы каких из перечисленных веществ будут иметь pH меньше 7 ? Как растворы этих веществ будут вызывать изменения окраски лакмуса? :
бромид натрия ______________________________________________________
нитрат лития _______________________________________________________
фосфат калия _______________________________________________________
бромид железа ______________________________________________________
ацетат натрия _______________________________________________________
Приложение к инструктивной карточке
Любую соль можно представить как продукт взаимодействия кислоты и основания.
Основания
|
|
Кислоты
|
Сильные
HCl, HJ,HBr,HNO3, H2SO4, HClO4
|
Слабые
H2CO3, H2SO3, H2SiO3, H2S, HF
|
Сильные
LiOH, KOH, NaOH, Ca(OH)2, Ba(OH)2
|
NaCl, BaCl2, Li2SO4
|
Na2SO3, K2CO3, Na2SiO3,K2S
|
Слабые
Al(OH)3, NH4OH и другие нерастворимые
|
AlCl3,( NH4 )2 SO4,, Zn (NO3)2
|
Al2S3, ( NH4 )2 S,, Zn F2
|
Использованная литература:
- Учебник Габриелян О.С. – Химия 11
- Габриелян О.С. Настольная книга учителя. Химия 11. Дрофа. 2004 год
- Бойко Е.Н., Сажнева Т.В., «Методическое пособие применение технологии обучения в сотрудничестве на уроках химии». Издательство Ростовского областного ИПК и ПРО, 2008 г., с. 28-33.