СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Генетика пола 9 класс.

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок "открытия" нового знания.Формы работы на уроке:групповые,индивидуальные.Используются следующие педагогические технологии:проблемного обучения,развивающего обучения,сосатвления алгоритма выполнения задания,развитие навыков самопроверки и самоконтроля.

Просмотр содержимого документа
«Генетика пола 9 класс.»

Тема урока «Определение пола и наследование признаков, сцеплённых с полом».


Цель урока: продолжить развитие общебиологических понятий о размножении организмов; ввести представление о механизмах определения пола; продолжить формирование умений решать генетические задачи.

Оборудование: карточки на магнитах для решения генетических задач; раздаточный материал для учащихся (4 примера решения генетических задач по данной теме), карточки для опроса.


Ι Организационный момент.

ΙΙ Актуализация опорных знаний.

Для проверки усвоения основных понятий и законов по теме «Генетика» организуется работа в парах, проводится фронтальный опрос.


  1. Фронтальный опрос по типу игры «Светофор».

После вопроса учителя учащиеся поднимают красную карточку, если не знают ответ, жёлтую – если сомневаются в правильности своего ответа, зелёную – если уверены в правильности ответа.

Основные понятия: ген, локус, аллель, (доминантная, рецессивная), гамозигота, гетерозигота, скрещивание, (моногибридное, дигибридное), гомологичные хромосомы, группа сцепления, гамета, генотип, фенотип.

Законы: Ι з-н Менделя, ΙΙ з-н Менделя, ΙΙΙ з-н Менделя, закон Т. Моргана.


  1. Групповая работа (в парах)- на знание и понимание терминов и понятий.

На партах учащихся лежат листочки с возможными ответами. Ответы – под определёнными номерами. В любой паре один проверяющий, другой отвечающий. Учитель задаёт вопросы, учащиеся указывают на цифру (номер) правильного ответа. Затем учащиеся меняются ролями.


Ι вариант.

1. Определите генотип, содержащий разные аллели одного вида.

2. Признак, который внешне у потомства проявляется редко.

3. Гены, отвечающие за один и тот же признак.

4. Скрещивание родителей, отличающихся по двум парам признаков.

5. Совокупность взаимодействующих генов организма.


ΙΙ вариант.

  1. Укажите рецессивный гомозиготный генотип.

  2. Признак, проявляющийся у гибридных особей.

  3. Гены, находящиеся в одной хромосоме.

  4. Скрещивание родителей, отличающихся по одной паре признаков.

  5. Совокупность внешних и внутренних признаков организма.


По окончании работы в парах (взаимопроверки) учащимся выставляются оценки с учётом баллов по фронтальному опросу.


ΙΙΙ Изучение новой темы.

Подавляющее большинство животных представлено особями двух видов: мужским и женским, причём расцепление по признаку пола происходит в соотношении 1:1. каким образом поддерживается такое соотношение, как определяется пол? Расщепление 1:1 обычно происходит при скрещивании гетерозигот с гомозиготой по рецессивным аллелям (Аа х аа). Грегор Мендель предположил, что один пол - гетерогаметен, другой - гомогаметен по гену (фактору), определяющему пол. Это предположение было подтверждено в начале 20 века Томасом Морганом. Он предположил, что самцы и самки отличаются по набору хромосом.

Как известно учащимся, кариотип - число, форма, размер хромосом, характерных для определённого вида организмов. («caryon»- ядро, «typos»- форма, образец).

(Рассматривается рис. 33 со стр.82).

В соматических клетках самца и самки все пары хромосом, кроме одной, одинаковы и несут одинаковые типы генов.

Хромосомы, одинаковые у самца и самки - аутосомы.

Пара хромосом, отличающаяся у самца и самки – половые. Половые хромосомы бывают двух типов – X и Y. Пол определяется их сочетанием (XX и XY). Пол, определяющийся содержанием XX – хромосом – гомогаметный. Пол, определяющийся содержанием XY – хромосом – гетерогаметный. Гетерогаметные особи дают 2 типа гамет по половым хромосомам.







Механизм определения пола (таблица на доске).

Примеры животных

Самки

Самцы

Млекопитающие, рептилии, мухи, амфибии.

XX

XY

Птицы, некоторые рыбы, бабочки.

XY

XX

Прямокрылые, пауки, жуки, кузнечики, пчёлы, трутни.

XX


Вывод по уроку:

Пол организма определяется в момент оплодотворения и зависит от хромосомного набора зиготы.



Схема соотношения полов.

P XX XY

Гаметы X X и Y

F1 XX XY XY

1:1

В половых хромосомах расположено множество различных генов. Расположение гена в половой хромосоме называют – сцеплением гена с полом. Не все гены половых хромосом отвечают за признаки, имеющие отношение к полу. Если гены в аутосомах, то наследование осуществляется независимо от того, кто носитель генов – отец или мать.

(идёт изучение таблицы 1 со стр. 83)


Генов, не имеющих отношения к половым признакам, много в X – хромосоме. Y – хромосома в этом плане генетически инертна. Большинство генов X – хромосомы не представлены в Y – хромосоме. Поэтому наследование признаков, сцеплённых с полом, разное у самцов и самок (три типа сцепления – сцеплённое с X, с Y, с X и Y).


(разбор задачи со стр. 83 учебника – проявление черепаховой окраски у кошек)


Вывод по уроку:

Наследование признаков, контролируемых генами половых хромосом, называют – наследованием, сцепленным с полом. Оно может быть по-разному представлено у особей мужского и женского пола в животном мире.

ΙV Общие выводы урока.


Существуют наследственные аномалии, заболевания, сцеплённые с полом – к примеру, гемофилия, дальтонизм.


V Закрепление изученного материала.


(Разбор на доске генетических задач на наследование гемофилии, дальтонизма, отсутствия потовых желёз и др. Задачи у каждого учащегося на листочке. Две задачи с листочка даются на дом в качестве домашнего задания для закрепления пройденного на уроке материала).


VΙ Подведение итогов урока.

Домашнее задание - прочитать § 23, выводы по уроку, решение двух задач с листочка.

Список использованной литературы:

1.Пепеляева О.А.,Сунцова И.В. Поурочные разработки по общей биологии.9 класс.М.:ВАКО,2009.

2.Журнал «Биология в школе.»

3.Каменский А.А и др.Биология.Введение в общую биологию и экологию.9 класс.М.:Дрофа,2002.

4.Пономарева И.Н. и др.Учебник «Биология» 9 класс.М.:Внтана-Граф,2014.