СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Гимнастика и массаж

Категория: Физкультура

Нажмите, чтобы узнать подробности

Движения сопутствуют всей жизни челове­ка. Лежащие в их основе мышечные сокращения необходимы для гармоничного физического и умственного развития человека. Ограниченность в движениях, малая подвижность вызывают гиподинамию - особое состояние, при котором нарушается нормальная деятельность сердца, легких, нервной системы. В итоге ухудшаются защитная и приспособительная реакции организма на неблагоприятные изменения окружающей среды.

Просмотр содержимого документа
«Гимнастика и массаж»


ГИМНАСТИКА И МАССАЖ


Движения сопутствуют всей жизни челове­ка. Лежащие в их основе мышечные сокращения необходимы для гармоничного физического и умственного развития человека. Ограниченность в движениях, малая подвижность вызывают гиподинамию - особое состояние, при котором нарушается нормальная деятельность сердца, легких, нервной системы. В итоге ухудшаются защитная и приспособительная реакции организма на неблагоприятные изменения окружающей среды.

Врачи утверждают: очень частой причиной отставания в росте является дыхательная недостаточность. Хорошее кислородное насыщение стимулирует быстрый рост.

Особенно неблагоприятно сказывается отсутствие или ограничение движений на растущем детском организме. Физические упражне­ния оказывают благотворное влияние на деятельность почти всех органов и систем. И это не удивительно. Ведь в основе физических упражнений лежит мышечное сокращение, а мышцы составляют третью часть веса ребенка.

Особенно благотворно воздействуют физические упражнения на нервную систему. У малыша же связь между становлением движений и нервной системой особенно выражена. По уровню развитости движений врач судит о развитии головного мозга. Вот почему педиатр так подробно расспрашивает родителей, когда и как ребенок начал держать головку, поворачиваться, ползать, стоять, ходить. Правильное физическое развитие является одно временно и умственным воспитанием. Недаром говорят: гимнастика мышц - это прежде всего гимнастика нервов.

Массаж


Замечательным свойством массажа является его благотворное воздействие не только на непосредственно обрабатываемый участок поверхности тела, но и на весь организм в целом. Массаж улучшает тканевый обмен веществ, совершенствует регуляцию кроветворения, усиливает кровообращение. Кожа становится упругой, мышцы - эластичными.

У детей второго года жизни применяются следующие виды массажа.

Поглаживание - легкие, скользящие, ритмичные движения по коже ладонной или тыльной поверхностью рук. Они усиливают общий обмен веществ, оказывает успокаивающее действие.

Растирание - поглаживание, при котором производится несколько большее давление руками. Оказывает положительное воздействие не только на кожу, но и на подкожно-жировую клетчатку и поверхностно расположенные мышцы. При растирании тканей в различных направлениях улучшается питание мышц, повышается их эластичность и сократительная способность.

Разминание - производится более короткими движениями рук, но с большим давлением, чем при растирании. Оно оказывает воздействие на глубоко лежащие ткани.

Поколачивание - ряд коротких ритмичных ударов, поочередно совершаемых тыльной поверхностью сначала одного, потом двух, а затем трех и четырех пальцев обеих рук. Этот прием массажа рекомендуется только хорошо упитанным детям.

Вибрация производится движениями, вызывающими легкое ритмичное сотрясение тела ребенка. Применяется преимущественно при массаже рыхлых, чересчур упитанных малышей.

Основным видом массажа для детей раннего возраста является поглаживание - им начинают и заканчивают комплекс. Массировать ребенка нужно легко и нежно. Во время массажа руки и ноги малыша должны быть полусогнуты (состояние наибольшего покоя). Массаж рук производится в направлении от кисти к плечу, к подмышечным впадинам, массаж ног - от стопы к паховой области. При массаже ног избегают толчков в область коленной чашечки, обходя ее снаружи и снизу, не массируют внутреннюю поверхность бедер. При массаже живота надо щадить область печени (правое подреберье), при поколачивании спины - поясницу (область почек).


Гимнастика


Умение двигаться не передается по наследству, а формируется в зависимости от условий, в которых растет малыш, поэтому одни дети не умеют ползать, а сразу учатся ходить, а другие умеют сидеть и совсем не ползают, третьи на­чинают плавать раньше, чем ходить, и т.д.

Годовалый ребенок чаще всего уже умеет ходить и стоять без опоры, затем появляются новые движения - умение приседать и сидеть на корточках.

На протяжении второго года жизни происходит дальнейшее развитие координации движений туловища, рук, пальцев. Правильные движения ребенка - показатель нормального и своевременного его развития.

С первого шага хождение стимулирует кровообращение, активизирует дыхание, заставляет работать мышцы нижних конечностей. Начавший ходить малыш быстрее взрослеет. Ходьба заставляет его глубже дышать, и лучше, если он будет вдыхать чистый воздух, поэтому чаще проветривайте комнату.

Важно определить задачи гимнастики на втором году жизни.

Первая задача - научить ребенка правильно ходить. Годовалый ребенок все еще теряет равновесие, ходит, часто перебирая ножками, почти бегом, чтобы не упасть, причем полноценные самостоятельные шаги появляются после развития координации в движениях рук.

Для воспитания правильной ходьбы нужно учить детей ходить, сближая ноги и ставя их параллельно. Для этого предлагайте им передвигаться по ограниченной поверхности: скамейке, доске, дорожкам шириной от 30-25 см до 15-10 см.

Вторая задача - воспитывать чувство равновесия. Учите детей ходить по ограниченной поверхности, приподнятой на определенную высоту (от 1,5-2 см в начале года до 15-20 см в конце). Соблюдайте принцип: чем выше поверхность, тем она должна быть шире.

Третья задача - профилактика плоскостопия, которую можно решить, предлагая ребенку ходить босиком по неровной поверхности (песок, гравий, трава, ворсистый ковер, массажный коврик или специальное пособие -ребристая доска).

Четвертая задача - формирование правильной осанки. Этому способствуют такие упражнения, как подлезания под скамью, палку, веревку, обруч. Расстояние от пола до поверхности должно быть не меньше 25-30 см, чтобы свободно проходила голова.

Пятая задача - развитие координации движений. Для этого упражняйте ребенка в сложной ходьбе, вхождении и схождении с одного предмета на другой, перешагивании через предметы.

Большое внимание, как и на первом году жизни, уделяется общеразвивающим упражнениям.

Проводя гимнастические упражнения, надо придерживаться следующих правил:

  • включать в работу все группы мышц: спины, живота, плечевого пояса, рук, ног;

  • чередовать упражнения и отдых;

  • менять исходное положение (стоя, сидя, лежа на животе, на спине).

До 1 года 2 месяцев среди гимнастических упражнений должны еще оставаться элементы массажа - массаж спины, живота.

Постарайтесь увлечь малыша занятиями. Вызывайте интерес, обращаясь к нему со словами: «Ложись, как рыбка», «Тянись, тянись, посмотри, какой ты высокий» и т.п. Если гимнастика доставляет ребенку радость, нравится ему, то занятия физкультурой станут любимой игрой.

Страхуя малыша, не держите его за кисть или за руку: детские суставы слишком эластичные, слишком слабенькие. Если ребенок споткнется, вы невольно можете резко дернуть его и вывихнуть ему сустав. (По этой же причине не держите ребенка за руку, поднимаясь по лестнице.) Более того, поддержка с одной стороны лишает малыша чувства равновесия. Лучше поддерживайте его под мышки, став сзади.

Отметим, что ежедневная утренняя зарядка проводится с детьми старше 2 лет, а с детьми от 1 года до 1,5 лет занятия физкультурой же­лательно проводить после второго сна, через день, по 8-10 минут.

Не следует заниматься гимнастикой, если ребенок болен, плачет, не желая выполнять упражнения, а также сразу после перенесенной болезни (после ангины в течение 10 дней, после пневмонии - 20). Во время занятий физкультурой на ребенке должны быть только маечка и трусики. Обязательно проветрите комнату. Летом малыш может заниматься стоя босиком на коврике перед открытой форточкой, а летом - перед открытым окном или балконом.

Во время выполнения ребенком упражнений внимательно следите за его дыханием -движения должны согласовываться с ритмом вдох-выдох, чтобы носовое дыхание не нарушалось. Задержка или затруднение дыхания во время гимнастики вызывает быстрое обеднение крови кислородом, в то время как хорошее, глубокое дыхание улучшает кровообращение - грудная клетка действует подобно насосу, пригоняя кровь к сердцу. Легкие как бы массируют сердце. Физические упражнения ускоряют обменные процессы в организме, улучшают усвоение питательных веществ, по­вышают аппетит. Кроме того, активное занятие взрослого с ребенком гимнастикой содей­ствует формированию речи малыша.

Необходимо помнить, что в этом возрасте у детей еще слабый опорно-связочный аппарат стопы, поэтому спрыгивание с высоты может вызвать деформацию ее свода.

Ниже приведены примерные комплексы гимнастических упражнений, рекомендуемые для детей второго года жизни (см. приложение).

Следует помнить, что дети именно этого возраста с удовольствием выполняют все гимнастические упражнения, воспринимая их как хоро­шую, интересную игру. Игровое звучание можно придать любому гимнастическому упражнению.


Подготовлено

Инструктором по физической культуре

Руруа Я.А.