ГИМНАСТИКА пробуждения ПОСЛЕ ДНЕВНОГО СНА В РЕЖИМЕ ДЕТСКОГО САДА
Здоровье - это естественное состояние организма, характеризующееся его уравновешенностью с окружающей средой и отсутствием каких-либо болезненных изменений, это возможность оптимально выполнять адекватные возрасту биологические и социальные функции.
Василий Александрович Сухомлинский говорил:
«Я не боюсь ещё раз повторить:
Забота о здоровье-
это важнейший труд воспитателя.
От жизнерадостности, бодрости детей
Зависит их духовная жизнь,
Мировоззрение, умственное развитие,
Прочность знаний, вера в свои силы».
Итак: предметом нашего обсуждения станет такая форма работы, как гимнастика после дневного сна. Звери птицы всегда отдыхают, когда устают, так они накапливают силы. Так же и людям, а особенно детям необходим отдых. Во сне восстанавливается затраченная детским организмом энергия, нормализуется деятельность нервных клеток головного мозга, создаются условия для дальнейшего развития ребёнка. Гимнастика после дневного сна – это комплекс мероприятий облегчающих переход от сна к бодрствованию. Основная цель гимнастики после дневного сна – поднять настроение и мышечный тонус детей с помощью контрастных воздушных ванн и физических упражнений. Для того чтобы совместно укреплять здоровье ребенка, необходимо четко знать: возрастные особенности физиологии детского организма на каждом этапе его развития и те мероприятия, необходимые для поддержания и улучшения его здоровья.
В наше время гимнастика прочно вошла в систему физического воспитания детей и занимает в ней важное место. Основные задачи, решаемые с помощью комплекса гимнастики после сна это:
- Формировать у детей жизненно важные двигательные навыки и умения , способствующие сохранению правильной осанки, стопы и исправлению искривлений позвоночника.
- Способствовать гармоничному, пропорциональному развитию тела, формированию красивой осанки, грациозности.
- Развивать двигательные способности ребенка, пластичность, выдержку.
Комплекс гимнастики состоит из нескольких частей:
1. Гимнастика в постели.
Гимнастика в постели направлена на постепенный переход детей ото сна к бодрствованию. Звучит музыка 1-1,5 мин. (время на индивидуальное пробуждение) Или под словесное сопровождение Музыкальное сопровождение вызывающие приятные положительные эмоции (пение птиц, шум леса, моря, классическая
музыка для детей), которое выступает в качестве терапевтического средства, корректируя психофизическое состояние детей . В течение месяца музыка не меняется, а упражнения выполняются разными сказочными героями, и только через 1 – 1,5 месяца музыкальная композиция и комплекс упражнений должны быть заменены полностью.
Начинаете будить детей нежным голосом, зовя их в сказку, предлагая лечь на спину, руки вытянуть вдоль туловища, ….(релаксация). Педагог начинает её с уже проснувшимися детьми, остальные присоединяются по мере пробуждения. Гимнастика в постели включает в себя потягивание, поочерёдное поднимание рук и ног, комплекс упражнений начиная с головы до ног. Главное правило – исключить резкие движения, которые могут вызвать растяжение мышц, перевозбуждение и, как следствие, головокружение.
Длительность гимнастики в постели около 2-3 минут. В результате грамотного выполнения комплекса гимнастики после сна создается оптимальная возбудимость нервной системы, улучшается работа сердца, увеличивается кровообращение и дыхание, что обеспечивает повышенную доставку питательных веществ и кислорода к клеткам.
После хорошей гимнастики исчезает чувство сонливости, вялости, слабости, повышается умственная и физическая работоспособность, активность, настроение и самочувствие ребёнка.
Однако не стоит забывать о задачах профилактики простудных заболеваний и повышение устойчивости организма к природным воздействиям, которые решаются в процессе выполнения гимнастики после дневного сна. Если упражнения гимнастики после сна сочетать с воздействием различных температурных раздражителей (например, холодного воздуха или воды), поток импульсов в центральную нервную систему увеличивается весьма значительно. Совокупное действие физических упражнений и температурных влияний чрезвычайно эффективно ускоряет процесс пробуждения организма.
2. Затем выполняется дыхательная гимнастика.
Для укрепления иммунитета, профилактики простудных заболеваний и заболеваний верхних дыхательных путей в комплексы гимнастики пробуждения необходимо включать дыхательные упражнения, наибольший оздоровительный эффект достигается только при достаточном длительном выполнении этих упражнений. Дозировку их нужно увеличивать постепенно от -1 до 3-4 минут. Дыхательная гимнастика важна для восстановления сердечного ритма, снятия возбуждения.
3. Проводится индивидуальная работа с детьми .
Педагог организует её как самостоятельную деятельность детей. Например, дать детям задание собирать жёлуди, камушки и т. п. поочерёдно правой и левой ногой.
Комплекс гимнастики после дневного сна для профилактики нарушений осанки и плоскостопия начинается с небольшой разминки, которая включает разные виды ходьбы, бега, прыжков ,различные упражнения с простейшими тренажерами (с диском «Здоровье», ) ребристая доска, резиновые коврики, кольца с шипами и др. заканчивают пробежкой по массажным дорожкам .
Общая длительность оздоровительной гимнастики
после дневного сна должна составлять
- Подготовительная группа – 10-12 минут
- Старшая группа – 8-10 минут
- Средняя группа – 6-8 минут
- 2 младшая группа – 5-6 минут
- 1 младшая группа – 4-5 минут
Наиболее простым способом оценки адекватности выбранной нагрузки является самочувствие после гимнастики. Если в результате выполнения комплекса упражнений ребёнок ощущает себя бодрым, энергичным, в хорошем настроении и самочувствии, значит, нагрузка была близкой к оптимальной.
Закаливание организма можно осуществлять только при отсутствии воспалительных процессов в организме. В противном случае закаливающие процедуры могут спровоцировать обострение заболеваний . Каждый ребенок выполняет упражнения в том объеме, который ему доступен и приятен. Если ребенок по каким-либо причинам не хочет выполнять упражнение, он может просто наблюдать за выполнением, или выполнять частично.
4. Водные процедуры.
Заканчивается гимнастика водными процедурами (умывание, обливание рук прохладной водой и т.п.)
Таким образом, ежедневное выполнение комплекса гимнастики, разработанного с учетом закономерностей функционирования организма после сна и индивидуальных особенностей детского организма, позволяет подготовить организм к предстоящим умственным, физическим и эмоциональным нагрузкам, является хорошим средством сохранения и укрепления здоровья, профилактики, обеспечивает высокую умственную и физическую работоспособность в течение второй половины дня.
Гимнастика после сна увеличивает общий уровень двигательной активности ребёнка, снижая неблагоприятные последствия малоподвижного образа жизни. Грамотно составленный комплекс гимнастики не вызывает отрицательных эмоций, одновременно повышает настроение, самочувствие и активность ребёнка, тонус центральной нервной системы и увеличивает общую сопротивляемость организма. Здоровье - большой дар, без которого трудно сделать жизнь счастливой, интересной и долгой. Здорового ребенка легче растить, учить и воспитывать.