СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Гиперактивный ребенок в семье

Нажмите, чтобы узнать подробности

Консультация для родителей дошкольников. Рассмотрена природа гиперактивности, приёмы работы с высокоактивными детьми. 

Просмотр содержимого документа
«Гиперактивный ребенок в семье»


Консультация для родителей «Гиперактивный ребёнок в вашей семье»


Каждый ребенок индивидуален и уникален. Но как понять ребенка, развить уникальность, как учесть индивидуальность, если ребенок не сидит на месте, быстро раздражается, вертится, постоянно что-то роняет, проливает и одновременно с этим привязывает соседского кота к стулу? Для того, чтобы сделать легче поиск удачных приемов воспитания и обучения, мы поговорим сегодня о некоторых категориях детей, с которыми часто бывает трудно ладить. Итак, если вашему ребенку трудно усидеть на месте, если он суетится, много двигается, неуклюж и часто роняет вещи, если он невнимательный и легко отвлекается, если поведение ребенка слабоуправляемое, то, возможно, ваш ребенок — гиперактивный.


Гиперактивность


(англ. hyperactive child syndrome; attention-deficit hyperactivity disorder) синдром дефицита внимания с гиперактивностью (С. д. в. г., гипердинамический синдром. Гиперактивность проявляется несвойственными для нормального ребенка невнимательностью, отвлекаемостью, импульсивностью.


Гиперактивность – это не поведенческая проблема, не результат плохого воспитания, а медицинский и психологический диагноз, который может быть поставлен специалистами по результатам специальной диагностики и наблюдением за ребенком.


Если ребенок живой, подвижный и непоседливый – это не всегда свидетельствует о его гиперактивности. Вполне нормально, если он не может усидеть долго за столом, неугомонен перед сном, непослушен в магазине игрушек и бегает, не останавливаясь, после длительного переезда. Главное отличие активного ребенка от гиперактивного заключается именно в том, что последний будет бегать, бесцельно двигаться, не задерживаясь надолго на любом, самом интересном предмете, независимо от ситуации, будь то дома, в гостях или кабинете врача. На него не подействуют ни бесконечные просьбы, ни уговоры, ни подкуп. У него не работает механизм самоконтроля, в отличие от его сверстников, даже самых избалованных. Гиперактивность – это болезнь, которую необходимо лечить.


Авторы психологического словаря относят к внешним проявлениям гиперактивности невнимательность, отвлекаемость, импульсивность, повышенную двигательную активность. Часто гиперактивности сопутствуют проблемы во взаимоотношениях с окружающими, трудности в обучении, низкая самооценка. При этом уровень интеллектуального развития у детей не зависит от степени гиперактивности и может превышать показатели возрастной нормы. Первые признаки гиперактивности наблюдаются в возрасте до 7 лет и чаще встречаются у мальчиков, чем у девочек.


Характерная черта умственной деятельности гиперактивных детей – цикличность: продуктивно они могут работать 5–15 минут. А затем 3–7 минут мозг отдыхает, накапливает энергию для следующего цикла. В момент адаптации необходимо двигаться, крутиться и постоянно вертеть головой. Для этого чтобы сохранить концентрацию внимания,он применяет адаптивную стратегию: активизирует центры равновесия при помощи двигательной активности.


Существуют различные мнения о причинах возникновения гиперактивности: это могут быть генетические факторы, особенности строения и функционирования головного мозга, родовые травмы, инфекционные заболевания, перенесенные ребенком в первые месяцы жизни. Наличие гиперактивности определяет специалист — врач после проведения специальной диагностики. При необходимости назначается медикаментозное лечение.


Внешние проявления гиперактивности с возрастом могут меняться. Если в раннем детстве отмечается незрелость двигательных и психических функций, то в подростковом возрасте проявляются нарушения адаптационных механизмов, а это может стать причиной правонарушений и преступлений. У гиперактивных детей часто развивается тяга к алкоголю и наркотическим веществам. Гиперактивность считается патологией и представляет собой серьезную социальную проблему. К подростковому возрасту повышенная двигательная активность в большинстве случаев исчезает, но импульсивность и дефицит внимания сохраняется.


Гиперактивность у детей способствует возникновению трудностей в освоении чтения письма, счета. Наблюдается задержка в психическом развитии на 1.5–2 года. Недостаточно развита внутренняя речь, которая должна контролировать социальное поведение. У них слабая психоэмоциональная устойчивость при неудачах, низкая самооценка, упрямство, лживость, вспыльчивость, агрессивность. Из-за непонимания со стороны окружающих у детей формируется агрессивная модель поведения, выгодная для них, а поэтому трудноисправимая.


Дети с синдромом гиперактивности имеют достаточно высокие компенсаторные механизмы.Для их включения должны соблюдаться определенные условия:


– обеспечение эмоционального нейтрального воспитания без интеллектуальных перегрузок;


– соблюдение режима дня и достаточное время для сна;


– соответствующая медикаментозная поддержка;


– разработка индивидуальной помощи ребенку со стороны невролога, психолога, воспитателей и родителей.


Как выявить гиперактивного ребенка?


  • Основные проявления гиперактивности можно разделить на 3 блока: дефицит активного внимания, двигательная расторможенность и импульсивность. Американские психологи Бейкер и Алворд предлагают следующие критерии выявления гиперактивности у ребенка.


Критерии гиперактивности:


Дефицит активного внимания:


1. непоследователен;


2. не может долго удерживать внимание, не может сосредоточиться;


3. невнимателен к деталям;


4. при выполнении задания допускает большое количество ошибок в результате небрежности;


5. плохо слушает, когда к нему обращаются;


6. с большим энтузиазмом берется за задание, но так и не заканчивает его;


7. испытывает трудности в организации;


8. избегает заданий, требующих долгих умственных усилий;


9. легко отвлекается;


10. часто сменяет деятельность;


11. часто бывает забывчив;


12. легко теряет вещи.


Двигательная расторможенность:


1. постоянно ерзает;


2. проявляет признаки беспокойства (барабанит пальцами, двигается в кресле, теребит пальцами волосы, одежду и т. д.);


3. часто совершает резкие движения;


4. очень говорлив;


5. быстрая речь.


Импульсивность:


1. начинает отвечать, не дослушав вопрос;


2. не способен дождаться своей очереди, часто вмешивается, прерывает;


3. не может дождаться вознаграждения (если между действиями и вознаграждением есть пауза);


4. при выполнении заданий ведет себя по-разному и показывает очень разные результаты (на некоторых занятиях ребенок спокоен, на других - нет, но одних уроках он успешен, на других - нет);


5. спит намного меньше, чем другие дети, даже в младенчестве.


Правила поведения родителей с гиперактивным ребенком:


• поддерживать дома четкий распорядок дня;


• выслушивать то, что хочет сказать ребенок (в противном случае он не услышит вас);


• автоматически одними и теми же словами повторять многократно свою просьбу (нейтральным тоном);


•отвлекать ребенка в случае капризов: предложить на выбор другую возможную в данный момент деятельность; задать неожиданный вопрос; отреагировать неожиданным для ребенка образом (пошутить, повторить его действия);


• сфотографировать ребенка или подвести его к зеркалу в тот момент, когда он капризничает;


• оставить в комнате одного (если это безопасно для его здоровья);


• не запрещать действие ребенка в категоричной форме;


• не читать нотаций (ребенок все равно их не слышит);


• не приказывать, а просить (но не заискивать);


• не настаивать на том, чтобы ребенок во что бы то ни стало принес извинения.


• Работать с ребенком в начале дня, а не вечером.


• Делить работу на короткие периоды. Использовать физкультминутки.


• Снизить требования к аккуратности в начале работы.


• Сидеть рядом с ребенком во время занятий. Использовать тактильный контакт.


• Договариваться с ребенком о тех или иных действиях заранее.


• Поощрять сразу же, не откладывая на будущее.


• Предоставлять возможность выбора.


• Оставаться спокойным. Нет хладнокровия — нет преимущества!


Ограничения:


1. Не позволяйте ребенку засиживаться перед телевизором. В некоторых семьях принято оставлять постоянно работающий телевизор, даже если его никто не смотрит в данный момент, в этом случае нервная система ребенка сильно перегружается от постоянного шумового и светового фона. Старайтесь, чтобы телевизор в комнате, где находится малыш, был выключен.


2. Не разрешайте ребенку играть в компьютерные игры.


3. Гиперактивный ребенок перевозбуждается от большого скопления людей. По возможности избегайте людных мест (крупные магазины, рынки, театры) – они оказывают на нервную систему ребенка чрезмерно сильное действие.


4. Гиперактивного ребенка нужно отдавать в сад как можно позже, когда он уже научится более-менее контролировать своё поведение. И обязательно предупредите воспитателей о его особенностях.


Как играть с таким ребенком?


Подбирая игры, особенно подвижные,необходимо учитывать особенности детей: дефицит внимания, двигательная активность, импульсивность, быструю утомляемость, неумение длительное время подчиняться групповым правилам. В игре трудно дождаться своей очереди и считаться с интересами других. Желательно использовать игры с четкими правилами, способствующие развитию внимания.


• «Найди отличие». Ребенок рисует несложную картинку (котик, домик) и передает ее взрослому, а сам отворачивается. Взрослый дорисовывает несколько деталей и возвращает картинку. Ребенок должен заметить, что изменилось в рисунке. Затем взрослый и ребенок меняются местами.


• «Ласковые лапки».6-7 мелких предметов различной фактуры: кусочек меха, кисточка, бусы, вата. Все выкладывается на стол. Ребенку предлагается оголить руку по локоть; родитель объясняет, что по руке будет ходить «зверек» и касаться ласковыми лапками. Надо с закрытыми глазами угадать, какой «зверек» прикасался к руке, — отгадать предмет. Прикосновения должны быть поглаживающими, приятными.Вариант игры: «звере» будет прикасаться к щеке, колену, ладони.


• «Кричалки-шепталки-молчалки»3 силуэта ладони: красный, желтый, синий. Это сигналы. Когда взрослый поднимает красную руку — «кричалку», можно бегать, кричать, сильно шуметь; желтая ладонь — «шепталка» — можно тихо передвигаться и шептаться; на сигнал «молчалка» — синяя ладонь — дети должны замереть на одном месте или лечь на пол и не шевелиться. Заканчивать игру следует молчалками.


• «Час тишины и час можно».


• «Давайте поздороваемся»: 1 хлопок — здороваемся за руку, 2 хлопка – плечиками, 3 хлопка — спинками.


• «Ловим комаров».


Упражнения,направленные на развитие произвольности и самоконтроля:


«Черепаха».


«Кричалки-шепталки-молчалки».


«Говори»: задают вопрос ребёнку, и он отвечает только тогда, когда даётся команда «Говори!».


«Царевна Несмеяна»: нужно рассмешить царевну Несмеяну.


Упражнения на снижения импульсивности и агрессивности:


«Крик в пустыне»: ребёнок садятся скрестив ноги по-турецки, и по сигналу начинают громко кричать. При этом необходимо наклониться вперёд доставая руками и лбом до пола.


«Два барана»:читают текст: "Рано-рано два барана повстречались на мосту". Участники игры, широко расставив ноги, склонив вперед туловище, упираются ладонями и лбами друг в друга. Задача — противостоять друг другу, не сдвигаясь с места, как можно дольше. Можно издавать звуки "Бе-е-е". Необходимо соблюдать "технику безопасности", внимательно следить, чтобы "бараны" не расшибли себе лбы.


«Рубка дров»: ребенок рубит воображаемым топором воображаемые дрова с криком «ха!». Это поможет выходу гнева.


Упражнения,направленные на развитие концентрации внимания:


«Кто летает?».


«Чужие колени».


«Сантики-фантики-лимпопо».


«Считалочки-бормоталочки».