Конспект урока. Русский язык. 5 класс
Тема: «Лексическое значение глагол»
Цели:
1)углубить знания о глаголе как части речи, его лексическом значении;
2)развивать умение употреблять глаголы в речи;
3)развивать мотивацию к аналитической деятельности.
Планируемые результаты:
Учащиеся научатся
определять лексическое значение глагола;
составлять тексты-повествования, используя глаголы звучания;
использовать приемы получения информации;
объяснять языковые явления.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Ход урока
Организационный этап.
Актуализация знаний.
Прочитайте стихотворение и уточните, о какой части речи пойдет разговор на уроке.
Что без меня предметы?
Лишь названья.
А я приду –
Всё в действие придёт.
Летит ракета.
Люди строят зданья.
Цветут сады,
И хлеб в полях растёт.
(В.В. Волина)
3. Постановка темы, целей урока. Создание проблемной ситуации.
Прочитайте слова. Что их объединяет? (общее лексическое значение)
пишет | зеленеет |
строит | бледнеет |
говорит | худеет |
шьет | краснеет |
Что называют слова в 1-м столбике? А во 2-м?
Сформулируйте основной вопрос урока? (Какое значение могут иметь глаголы?)
Сформулируем тему урока! (Лексическое значение глагола) – запись в тетрадь
Сформулируем цели урока! (выводятся на экран)
Знать лексическое значение глагола.
Уметь определять лексическое значение глагола.
Уметь использовать глаголы с различными лексическими значениями в речи.
4.Этап открытия новых знаний.
Задание 1.(Работа в парах) Прочитайте группы глаголов. Подумайте, что обозначают глаголы каждой группы. Попробуйте дать название группам глаголов.
??? | ??? | ??? |
прыгать | говорить | жить |
бегать | рассказывать | существовать |
плыть | произносить | находиться |
идти | ответить | быть |
Ответ: 1-ая группа – глаголы движения, 2-ая группа – глаголы речи, 3-я группа – глаголы существования
Изучение теоретического материала – работа с презентацией.
5.Закрепление изученного
Задание 2. (Работа в парах) Прочитайте отрывок из поэмы А.С. Пушкина «Руслан и Людмила».
Померкла степь. Тропою темной
Задумчив едет наш Руслан
И видит: сквозь ночной туман
Вдали чернеет холм огромный
И что-то страшное храпит.
Он ближе к холму, ближе – слышит:
Чудесный холм как будто дышит.
Найдите глаголы. К каким лексическим группам они относятся? Какую роль играют в создании общей картины повествования?
движения | звучания | состояния | процесса | существования | речи | мысли |
едет | храпит | чернеет | дышит | | | |
| | | видит | | | |
| | | слышит | | | |
Глаголов каких групп не оказалось в стихотворении Пушкина? Дополните таблицу своими примерами!
Физминутка. Задание. Я называю слова. Вы определяете их часть речи. Если это глаголы – хлопаете, если существительные – топаете.
Задание 3. (Работа в группах) Придумайте и запишите текст-повествование, в котором одним из средств создания настроения были бы глаголы звучания: петь, говорить, кричать, свистеть, стонать, шуметь, шуршать, греметь, шелестеть…
6. Подведение итогов. Рефлексия. Заполнение листов самоанализа
Какую тему мы изучили на уроке?
Сегодня на уроке я изучил тему…
Что нового сегодня вы узнали на уроке?
Сегодня на уроке я узнал…..
Чему на уроке научились?
Сегодня на уроке я научился….
Что понравилось вам на уроке?
На уроке мне понравилось…
7. Запись домашнего задания. Выставление отметок.
Параграф
Составить текст-повествование (5-7 предложений) с глаголами движения.
Возможные варианты глаголов движения: приближаться, объехал, прибавить, тормозить, поехать, идти, разгоняться, останавливаться…