Тема урока: Глагол. Глаголы движение
Тип урока: обобщение и систематизация знаний по теме
Цели урока:
1. Обобщение и систематизация знаний по теме «Глаголы движение".
2. Развитие и закрепление познавательных компетенций.
3. Развитие умения самоконтроля, навыка работы в группе.
4. Воспитание нравственных качеств личности.
5. Воспитание бережного отношения к слову.
Оборудование:
экран, компьютер, презентация к уроку, раздаточный материал, записи на доске.
Ход урока
1. Организационный момент. Психологический настрой на урок.
Здравствуйте, ребята! Я рада всех вас видеть! Давайте подарим друг другу хорошее настроение. Я улыбнусь вам, вы улыбнитесь мне. Я хочу вам пожелать, чтобы сегодняшний урок обогатил вас новыми знаниями, вы получили удовольствие от работы друг с другом и стали немножко добрее. Садитесь.
2. Мотивация. Актуализация.
-Угадайте загадку:
Я свою задачу вижу в том,
Чтоб сказать о действии любом.
-Какова тема сегодняшнего урока?
Запись числа и темы урока в тетради.( С комментированием)
В конце урока непременно нам успех.
-Как вы думаете, о чём, по-вашему, пойдёт речь на уроке?
-Какие задачи вы ставите перед собой?
- Где могут пригодиться знания, полученные на уроке?
Учитель: Ребята, вы получили листы самооценки, поэтому в течение урока вы будете вносить свои результаты в него за разные виды деятельности.
3. Обобщение и систематизация знаний. Подготовка учащихся к обобщённой деятельности. Воспроизведение на новом уровне.
-В качестве эпиграфа к уроку я взяла слова Л.Н.Толстого:
«Глагол является основой языка. Найти верный глагол для фразы- значит дать движение фразе».(Слайд 2)
- Отберите ту часть информации, которая отражает мнение Л.Н.Толстого о глаголе.
(Ответ: без глагола не построить предложений, не передать собеседнику никаких сообщений.)
Русские люди очень активные и путешествуют много. Но сегодня не об этом, а о грамматике. ;)
Для обозначения движения в русском языке есть несколько вариантов - "идти", "бежать", "ехать", "лететь",
"плыть". Интересно, что все эти слова обозначают движение только в одном направление. Для движения в разных направлениях или туда и обратно употребляются уже другие слова.
Слайд
Всего в русском языке 14 пар глаголов движения, то есть 28 слов. Разделяются они по направлению движения и по способу движения, а также если субъект без объекта или с объектом.
Слайд
ГРУППА "ИДТИ" → В ОДНОМ НАПРАВЛЕНИЕМ:
в момент речи (в настоящее время, "сейчас") субъект движется в одном
направлении
Сейча́с я иду́ в университе́т на рабо́ту.
в прошедшем и будущем времени необходимо ещё одно (минимум) действие, чтобы остановить момент движения в одном направлении
Вчера́ я шёл в магази́н и говори́л по телефо́ну.
За́втра я бу́ду е́хать в университе́т и повторя́ть ле́кции.
Слайд:
регулярное (постоянное) движение в одном направлении
Ка́ждый день я е́ду в университе́т на авто́бусе, а из университе́та иду́ пешко́м.
ГРУППА "ХОДИТЬ" → В РАЗНЫХ НАПРАВЛЕНИЯХ:
в момент речи (в настоящее время,
"сейчас") субъект движется в разных направлении
Спортсме́ны бе́гают на стадио́не. Я хожу́ по ко́мнате.
Слайд:
движение туда и обратно повторяется
Ка́ждый день я е́зжу на рабо́ту на метро́.
Вчера́ мы ходи́ли на бале́т "Лебеди́ное о́зеро".
способность, умении двигаться
Мой сын ещё ма́ленький, но уже́ хо́дит сам.
Рассмотрим формы глаголов движения, которые обозначают:
Движение в одном
(определенном) направлении
Движение в разных
направлениях, туда и обратно
- пешком
ИДТИ́
ХОДИ́ТЬ
я иду́
ты идёшь
он идёт
она́ идёт
мы идём
вы идёте
они́ иду́т
я хожу́
ты хо́дишь
он хо́дит
она́ хо́дит
мы хо́дим
вы хо́дите
они́ хо́дят
Вчера:
он шёл
она́ шла
они́ шли
Вчера:
он ходи́л
она́ ходи́ла
они́ ходи́ли
Слайд:
быстро, пешком
БЕЖА́ТЬ
БЕ́ГАТЬ
я бегу́
ты бежи́шь
он бежи́т
она́ бежи́т
мы бежи́м
вы бежи́те
они́ бегу́т
я бе́гаю
ты бе́гаешь
он бе́гает
она́ бе́гает
мы бе́гаем
вы бе́гаете
они́ бе́гают
Вчера:
он бежа́л
она́ бежа́ла
они́ бежа́ли
Вчера:
он бе́гал
она́ бе́гала
они́ бе́гали
Слайд:
Е́ХАТЬ
Е́ЗДИТЬ
я е́ду
ты е́дешь
он е́дет
она́ е́дет
мы е́дем
вы е́дете
они́ е́дут
я е́зжу
ты е́здишь
он е́здит
она́ е́здит
мы е́здим
вы е́здите
они́ е́здят
Вчера:
он е́хал
она́ е́хала
они́ е́хали
Вчера:
он е́здил
она́ е́здила
они́ е́здили
Слайд:
Глаголы "идти" - "ходить", "бежать" - "бегать", "ехать" - "ездить", "плыть" - "плавать", "лететь" - "летать" и другие обозначают движение субъекта без объекта, на транспорте или без него. Эти глаголы различаются направлением движения: в одну сторону или в разные стороны, туда-обратно.
Рефлексия .
-Как вы считаете, что сегодня на уроке нам удалось, а над чем ещё надо поработать?
-Было ли тебе интересно? – Сумел ли показать свои знания?
9. Самооценка.
-Оценка учителя.
На дом .зад.
1. Параграфы 116,117.
2. Упр. 258
(Слайды 10,11).Поздравление.
Урок окончен. Спасибо за работу.