СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Глагол как часть речи

Нажмите, чтобы узнать подробности

       Урок русского языка  по теме «Имя прилагательное » разработан для 2-ых классов при изучении темы «Части речи» по учебнику Горецкий В.Г., Канакина В.П. Русский язык. 2 класс: учебник для общеобразовательных организаций     В.Г.Горецкий, В.П.Канакина.-8-е изд.-М.: Просвещение, 2018г., 2 ч -143с., (УМК «Школа России»).

Тип урока -  урок открытия новых знаний                                                                                                                                                                                               

Просмотр содержимого документа
«Глагол как часть речи»

Аннотация

к уроку русского языка

« Глагол как часть речи»





Урок русского языка по теме «Имя прилагательное » разработан для 2-ых классов при изучении темы «Части речи» по учебнику Горецкий В.Г., Канакина В.П. Русский язык. 2 класс: учебник для общеобразовательных организаций В.Г.Горецкий, В.П.Канакина.-8-е изд.-М.: Просвещение, 2018г., 2 ч -143с., (УМК «Школа России»).



Тип урока -  урок открытия новых знаний Цель урока: развитие коммуникативных навыков при использовании глаголов в речи

Задачи урока: - познакомить с основными признаками глаголов (на какие вопросы отвечает, что обозначает); -познакомить с ролью глагола в речи; - развивать умение определять синтаксическую роль глаголов в предложении - развивать умение распознавать глаголы в устной и письменной речи - пробуждать интерес к русской поэзии.

Урок русского языка во 2 классе был осуществлён с применением ИКТ, карточек, что позволило сделать учебный процесс личностно-ориентированным, использовать разнообразные формы работы с теоретическими понятиями, сравнивать способы подачи материала, выбирать задания разного уровня сложности. Использование на уроке тестового задания позволяет ученикам быстро оценить свои знания.



Применяемые технологии: проблемно-диалогическая технология; технология оценивания уровня учебных успехов; групповая технология; здоровьесверегающие технологии;


Технологическая карта урока


Предмет/класс

Русский язык, 2 класс

Тема

Глагол как часть речи

УМК

Школа России.

Тип урока

Урок открытия новых знаний

Формы организации познавательной деятельности

Подводящий диалог, индивидуальная, фронтальная, групповая

Цель урока

Развитие коммуникативных навыков при использовании глаголов в речи

Задачи урока

  1. Познакомить с основными признаками глаголов (на какие вопросы отвечает, что обозначает);

  2. Познакомить с ролью глагола в речи;

  3. Развивать умение определять синтаксическую роль глаголов в предложении;

  4. Развивать умение распознавать глаголы в устной и письменной речи;

  5. Пробуждать интерес к русской поэзии.

Планируемые результаты


Предметные:

  • Знать:

- что обозначают глаголы;

- на какие вопросы отвечают глаголы;

- роль глаголов в предложении;

- с какой целью употребляют глаголы в речи.

  • Уметь:

- распознавать глаголы среди других частей речи;

- образовывать глаголы;

- правильно употреблять в речи глаголы.

Личностные:

– развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости;

– развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.


Метапредметные:

  • Регулятивные УУД

- уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя;

- проговаривать последовательность действий на уроке;

- оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки;

- планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей;

- высказывать свое предположение (версию)

  • Познавательные УУД

- уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;

- добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя информацию, полученную на уроке и жизненный опыт 

  • Коммуникативные УУД

- активное использование речевых средств и средств для решения коммуникативных и познавательных задач;

- уметь высказывать свое мнение;

- слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения при совместной работе в группах и в паре

Предметные:

- понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения;

- формирование позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры;

- овладение первоначальными представлениями о нормах русского языка и правилах речевого этикета;

- осознания безошибочного письма как одного из проявления собственного уровня культуры;

- освоение первоначальных научных представлений о системе и структуре русского языка;

- формирование умений анализировать основные единицы языка.

Оборудование и материалы

Компьютер, мультимедиа проектор, кластер « Внешность человека» (на каждую группу), карточки с заданиями для всей группы, нарисованный торт и свечи разного цвета для рефлексии, таблица «Анализ индивидуальной деятельности по теме «ГЛАГОЛ».

Используемые образовательные ресурсы

Печатные:

  1. Канакина В.П., Горецкий В. Г. Русский язык: Учебник для 2 класса: 2 ч. – М: «Просвещение», 2017.


ЭОРы, ЦОРы:

  1. Электронное приложение к учебнику В.П. Канакиной, В. Г. Горецкого, 2 класс

  2. Презентация к уроку созданная в программе Micrsoft Offce Power Point.

  3. Песня «Выглянуло солнышко из-за серых туч»


Используемые педагогические технологии, методы и приемы


- системно-деятельностный подход; - информационно-коммуникационная технология - проблемно-диалогическая технология; - технология оценивания уровня учебных успехов;

- личностно-ориентированное обучение; - групповая технология;

- здоровьесверегающая технология
























Ход урока


Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся


I.Организационный момент. Психологический настрой детей


Прозвенел звонок, начинается урок русского языка. Мы спокойны, добры, приветливы, ласковы. Глубоко вздохните и выдохните. Выдохните обиды, злость, беспокойство. Забудьте о них. Вдохните в себя свежесть раннего весеннего утра, тепло солнечных лучей. Я желаю вам хорошего настроения и бережного отношения друг другу.

Дети выполняют движения, проверяют подготовку рабочих мест.


- Посмотрите на картину Исаака Левитана. ( Слайд 1) Как вы думаете какое время года изобразил художник? Почему вы так думаете?

- Исаак Левитан — действительно непревзойденный мастер изображения пейзажей России. Картина так и называется «Март». На картине мы видим самое начало весны. Всё ожидает прихода нового тёплого сезона. Небо безупречного голубого цвета. Природа нежится в ярких тёплых солнечных лучах. Снег начинает таять. Он стал рыхлым и истоптанным. Кое-где на дороге уже проглядывает земля. Деревья вокруг дома тоже ожидают весну. На верхушке одной из берез белеет скворечник. Пройдет немного времени, и его заселят пернатые жильцы. Скоро это произойдёт, ведь на дворе - март!

Март (от лат. Марсов месяц). Своё название месяц получил в честь римского бога войны и охраны Марса.

- Ранняя весна.

Рассказывают, по каким приметам определили, что это весна.




II. Минутка чистописания

- Сегодня на минутке чистописания мы будем прописывать первую букву в названии картины Исаака Левитана. Догадались, что эта за буква?

- Буква м.

Прописывают буквы Мм.

III. Актуализация знаний


- Прочитайте стихотворение Михаила Садовского.( Слайд 2) Как оно называется?

Всю зиму

Белый снег

Белел,

А в марте взял

И почернел.

Почернел с досады,

Что люди

Солнцу рады!

Михаил Садовский

- Найдите в этом стихотворении слова с изученными орфограммами.


- Найдите однокоренные слова? Назовите корень.

- Найдите слово в стихотворении, в котором букв больше, чем звуков.

- Найдите в предложение существительное по таким признакам:

  • это существительное неодушевленное, нарицательное, стоит в единственном числе, отвечает на вопрос что?

  • это существительное одушевленное, нарицательное, всегда стоит во множественном числе, отвечает на вопрос кто?

- Дайте характеристику словам солнце, Михаил.






- Какую часть речи мы с вами уже изучили?

- Что вы узнали об этой части речи?






- Март











- Безударные гласные: белел, почернел.

Парные согласные: снег.

- Белел, белый. Корень - бел-

- Солнцу.


- Снег


- Люди



- Солнце - это существительное неодушевленное, нарицательное, всегда стоит в ед.ч., отвечает на вопрос что?

- Михаил - это существительное одушевленное, собственное, стоит в ед.ч., отвечает на вопрос кто?

- Имя существительное

- Имя существительное – это часть речи, которая отвечает на вопрос кто? и что?, обозначает предмет. Существительные бываю одуш. и неодуш, собст. и нариц. Существительные могут изменяться по числам.

IV.Самоопределение к деятельности

- Сегодня мы с вами приступим к более подробному изучению другой части речи.

- Догадайтесь, какую часть речи мы с вами будем изучать следующие несколько уроков.

- Интересная часть речи

В русском языке живёт.

Кто что делает расскажет:

Чертит, пишет иль поёт,

Вышивает или пашет,

Или забивает гол,

Варит, жарит, моет, чистит-

Всё расскажет нам…

- Итак, сегодня мы с вами вспомним, что мы уже знаем о глаголе и хорошо его запомним.

- Перед нами «Глаголик».(Слайд 3) Он весь в движении. Он делает так много дел сразу, что кажется, будто у него несколько рук и ног. Глаголик будет приходить к нам на каждый урок, пока мы будем изучать его.

- Что нам нужно вспомнить о глаголе?












-Глагол






- На какие вопросы отвечает глагол и что обозначает.

V.Систематизация знаний по теме

- Итак, нам надо вспомнить на какие вопросы отвечает глагол и что обозначает.

- Посмотрите на слайд. Кто это?

- Что делают дети?

- Задайте вопрос от существительного к глаголу.


- Что обозначают слова играет и пишет?

- Сформулируйте правила о глаголе. Проверти себя по учебнику стр. 68.


- Вот что о себе говорит наш Глаголик.

Любит ДЕЙСТВИЯ глагол:
Встал, умылся и пошёл.

Что же делает предмет?
Даст такой глагол ответ:
Смотрит, думает, читает,
Любит, знает, сострадает.

Состояния души
Ты в глаголы запиши.

- Глагол мы будем подчеркивать двумя линиями и сокращенно подписывать гл.

- ГЛАГОЛ - слово, речь, мысль… В древнерусском языке было слово глаголить – говорить. А часть речи, которая обозначает действие предмета, назвали глаголом, ведь она рассказывает, «глаголит» о предмете: что он делает, что делал или что будет делать. Глаголъ - название буквы Г в славянской и русской азбуке.

По частоте употребления глагол занимает второе место после имён существительных.


- Мальчик и девочка.

- Мальчик играет. Девочка пишет.

- Мальчик что делает? играет.

Девочка что делает? пишет.

- Действие предмета

- Формулируют правило и проверяют себя по учебнику.











VI. Расширение знаний по теме «Глагол как часть речи».

- Итак, мы вспомнили, что обозначает глагол, и на какие вопросы отвечает. А теперь я вам приготовила интересные задания, что бы вы хорошо запомнили эту часть речи.

1. Устно. Подберите подходящие глаголы к картинкам.


2. Что же происходит весной в природе? Запишите глаголы к картинкам


Работа по группам

1 гр. (Приложение 1) Слова какой части речи перед вами? Докажите.Образуйте от имен существительных глаголы.

чтение

плавание

свист

рисование

ходьба

треск

2 группа Вопросы помогают правильно определить часть речи. Потренируемся в этом.(Приложение 2)

Распределим слова в два столбика: в первый – глаголы, отвечающие на вопрос что делать?, во второй – что сделать?

Рисовать, нарисовать, писать, написать, копать, выкопать, пришить, шить, засиять, сиять.

3 группа – В стихотворении С.Я. Маршака измените глаголы по вопросам. (Приложение 3)


4 группа. - В стихотворении Г. Р. Лагздынь «Март» найдите глаголы. (Приложение 4)

Кто больше глаголов найдет за 1 минуту (текст стихотворения повернут на 90º и 270º, что затрудняет поиск глаголов и заставляет детей поворачивать голову в правую и левую сторону, тем самым дает возможность расслабить мышцы плечевого пояса).

.




- Чистит, идет, качается, играет, танцует, едет.

(Дети смотрят на картинки животных и записывают их действия, слушают голова птиц)

- Имена существительные – они отвечают на вопрос что и обозначают предмет.

- Читать, плавать, свистеть, рисовать, трещать.







Распределяют глаголы в два столбика.




(Изменяют глаголы по вопросам)





Находят глаголы.




VII.Физминутка Берегите глаза

«Ах, как долго мы писали»

Ах, как долго мы писали,

Глазки у ребят устали.

Посмотрите все в окно,

Ах, как солнце высоко.

Мы глаза сейчас закроем,

В классе радугу построим,

Вверх по радуге пойдем,

Вправо, влево повернем,

А потом скатимся вниз,

Жмурься сильно, но держись.

Дети поворачиваются к окну и выполняют физминутку для глаз

(Поморгать глазами)

(Посмотреть влево - вправо)

(Посмотреть вверх.)

(Закрыть глаза ладошками)

(Посмотреть по дуге вверх вправо и вверх - влево)

(Посмотреть вниз)

(Зажмурить глаза, открыть и поморгать им)

VIII. Продолжение работы над глаголом

6. Глагол – член предложения

- Мы уже знаем, что в предложении выделяют главные и второстепенные члены. К главным членам предложения относятся подлежащее и сказуемое. Каким же членом предложения является глагол?


«Корзина мнений»

- Дети составляют нераспространенные предложения и выделяют главные члены предложения.

Делают вывод, что глагол в предложении является сказуемым.


IX.Применение новых знаний для решения учебно-практических задач.

Давайте на практике проверим ваши предположения.

Работа по учебнику стр. 70 №120

Слайд

8. Игра «Кто это? Что это?» По глаголам определите, о каком предмете идет речь.

Шипит, ползает, извивается -

Растёт, цветёт, пахнет –

Облизывается, мурлычет, мяукает –

Идут, бьют, тикают –


10. Послушайте песню «Учат в школе» выписать глаголы.


(Работают самостоятельно).




- Змея

- Цветок

- Кошка

- Часы


Дети выписывают глаголы из песни «Учат в школе»

X.Индивидуальная самостоятельная работа детей


ТЕСТ (Приложение 5)

После выполнения теста, дети проверяют себя с доски и выставляют оценку себе. (Приложение 6 )


Выполняют тест самостоятельно

Самопроверка. Самооценка.

XI. Итог урока. Рефлексия.


- Вернемся к задачам урока.

Вспомним, какие задачи решали на уроке и выполнили ли мы их?


- Оцените свою работу на уроке с помощью свечей.

(Приложение 7)




- Заполнение каждый свою таблицу «Анализ индивидуальной деятельности на уроке по теме «Глагол»


(Называют задачи урока и как они их усвоили).

(Дети передают друг другу торт и прикрепляют к нему свечки разного цвета.

Зеленая - я доволен своей работой на уроке

Желтая - я хорошо работал, но умею лучше

Красная - работа не получилась, не доволен собой

XII. Домашнее задание

Учебник с. 68 правило.


I. Из словарей синонимов и антонимов с. 140-141 выписать по три пары глаголов синонимов и антонимов.


Записывают домашнее задание




























Литература

1. Канакина В.П., Горецкий В. Г. Русский язык: Учебник для 2 класса: 2 ч. – М: «Просвещение», 2017.


Электронные ресурсы:

  1. http://cs308129.vk.me/v308129235/8de1/n4L1DvEwOPU.jpg

  2. http://www.ailona.ru/_ph/112/26914515.png

  3. http://www.playcast.ru/uploads/2014/12/17/11140463.png

  4. http://info-shkola.ru/wp-content/uploads/2016/01/Март.-Левитан.png

  5. http://demiart.ru/forum/uploads14/post-946858-1392469970.jpg

  6. http://1.bp.blogspot.com/-dwkgRbhMPVQ/UPvDImrDL5I/AAAAAAAAEK4/hHAbnLvFH4o/s1600/priznaki_suschestvitelnogo.jpg

  7. http://vkarpinsk.info/wp-content/uploads/2013/10/2013-10-07_11-33-43-600x449.jpg

  8. http://img-fotki.yandex.ru/get/6427/181450557.63/0_a3da2_ea75facb_orig.jpg

  9. http://smayli.ru/data/smiles/jivotniea-3347.gif

    1. http://s9.favim.com/orig/131211/fox-gif-Favim.com-1137762.gif

  10. http://i99.beon.ru/s52.radikal.ru/i136/1205/83/7ac4587e3322.gif

  11. http://ejik-land.ru/comm/img/i-78b71-tumblr-miwobzea9i1rbz9cko1-400.gif

  12. http://www.playcast.ru/uploads/2015/12/03/16154438.gif

  13. http://f4.mylove.ru/Z_2om9NqjkKzTSoax.gif

  14. http://smayli.ru/data/smiles/cveta-606.gif

  15. http://city-gif.narod.ru/22/073.GIF

  16. http://wdesk.ru/_ph/214/2/806633757.gif

  17. http://pictures-hd8.ru/img/articles/May/13/6fee3d81ea78afd6c825c81e28f8b7ba/2.jpg

  18. http://video-otkritka.ru/albom/raznoe-prozrahnii/69261118_07.png

  19. http://vamotkrytka.ru/_ph/25/2/782091424.gif

  20. http://guitartime.ru/images/af/duxovie/girl_music_trombone.gif

  21. http://api.ning.com/files/bTQ94SQ5wOKtyvDoKwDkgi9*3I83Zah91c74EbmDy-J92LiJnh6E8EcqRPgpMO0MSqUBeCSSztZaAODByZICqsGAAtXewI82/1year.jpg



ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Образуйте от имен существительных глаголы

Чтение -

Плавание -

Свист -

Рисование -

Ходьба -

Треск -


ПРИЛОЖЕНИЕ 2.

Распределите слова в 2 столбика

Рисовать, нарисовать, писать, написать, копать, выкопать, пришить, шить, засиять, сиять.

Что делать?

Что сделать?













ПРИЛОЖЕНИЕ 3.

Поставь глаголы в нужную форму.

С

что сделал?



что сделал?



что сделали?



что сделало?



что сделал?



нег теперь уже не тот, -

(Потемнеть) он в поле.
На озерах (треснуть) лед,
Будто (расколоть).

Облака (бежать) быстрей.
Небо (стать) выше.

(Зачирикать) воробей
Веселей на крыше.








ПРИЛОЖЕНИЕ 4.


В стихотворении Г. Р. Лагздынь «Март» найдите глаголы.


Мы сегодня рано встали.

Нам сегодня не до сна!

Говорят, скворцы вернулись!

Говорят, пришла весна!

А на улице мороз.

Снег летит колючий,

И ползут по облакам

В белых шубах тучи.

Ждём, весна.

Давным-давно,

А ты бродишь где-то!

Без тебя ведь не придёт

Солнечное лето!























ПРИЛОЖЕНИЕ 5

Ф.И. учащегося________________________________
1. Закончи предложение.
Глагол – это ________________________, которая обозначает ___________________
_________________ и отвечает на вопросы: ___________________________________

2.Подчеркни глаголы.
1) кормить 2) кормушка 3) кормилец 4) кормовая 5) покормили

3. Запишите антонимы к каждому глаголу.
1) чернеть-_________________ 2) идти-_____________________

4. Запишите синонимы к каждому глаголу.
1) смеяться -__________________ 2) бранить-__________________

5. Подчеркни грамматическую основу в предложениях.
1) По овражкам бегут весёлые ручейки.
2) Грачи вьют гнёзда на деревьях.
3) Мы увидели огромный дом.

6. Подберите к каждому имени существительному однокоренное слово-глагол.
сад -____________ полёт -___________________
звон -____________ соль -____________________



ПРИЛОЖЕНИЕ 6





АНАЛИЗ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКЕ
ПО ТЕМЕ
«ГЛАГОЛ»

Фамилия ________________________ Имя _____________________

ЗНАЮ на какие вопросы отвечают глаголы


ЗНАЮ как на подчёркиваются и обозначаются глаголы на письме


ЗНАЮ что обозначают глаголы


УМЕЮ задавать вопросы глаголам


ЗНАЮ какую роль выполняют глаголы в предложении


УМЕЮ находить глаголы в устной и письменной речи


ИТОГО:






















ПРИЛОЖЕНИЕ 7


13