Конспект урока по обществознанию для 11 класса
Тема: «Глобальные проблемы современности»
Цель: сформировать у учащихся представление о сущности, причинах возникновения и классификации глобальных проблем современности, а также осознание необходимости международного сотрудничества для их решения.
Задачи:
Образовательные: раскрыть понятие «глобальные проблемы», выделить их основные виды и особенности; проанализировать причины возникновения и пути решения ключевых глобальных проблем.
Развивающие: развивать умение анализировать информацию, работать в группах, формулировать и аргументировать свою точку зрения, делать выводы.
Воспитательные: воспитывать чувство ответственности за будущее планеты, гражданскую позицию и понимание важности международного сотрудничества.
ХОД УРОКА:
I. Организационный момент. Приветствие. Проверка готовности к уроку.
II. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ.
Проверка д/з:
Кодификатор ЕГЭ: 1.15. Глобализация и её последствия
Вариант 1
1. Задание 4 ЕГЭ. Ниже приведён ряд признаков. Все они, за исключением двух, характеризуют процессы экономической глобализации.
Создание транснациональных корпораций (ТНК)
Деятельность Всемирной торговой организации (ВТО)
Стандартизация культурных образцов
Формирование глобальных финансовых рынков
Усиление роли национальных правительств
Углубление международного разделения труда
2. Задание 7 ЕГЭ. Выберите верные суждения о процессах глобализации
Глобализация способствует углублению международного разделения труда.
Экономическая глобализация проявляется в создании транснациональных корпораций.
Глобализация приводит к полному исчезновению национальных культур.
Одним из последствий глобализации является усиление миграционных процессов.
Глобализация ограничивает распространение информационных технологий.
3. Задание 8 ЕГЭ. Установите соответствие между проявлениями глобализации и сферами общественной жизни
ПРОЯВЛЕНИЯ ГЛОБАЛИЗАЦИИ | СФЕРЫ ОБЩЕСТВЕННОЙ ЖИЗНИ |
А) Создание международных экономических организаций | 1) Экономическая |
Б) Распространение массовой культуры | 2) Культурная |
В) Формирование глобальных финансовых рынков | 3) Политическая |
Г) Деятельность международных правительственных организаций | Ответ: А__ Б__ В__ Г__ Д__ |
Д) Развитие международного туризма |
4. Задание 9 ЕГЭ. Найдите в приведённом списке позитивные последствия глобализации
Усиление международной конкуренции
Распространение глобальных проблем
Доступ к достижениям мировой науки и культуры
«Утечка умов» из развивающихся стран
Снижение издержек производства
Унификация культурных образцов
5. Задание 25 ЕГЭ. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «глобализация»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию о любом проявлении глобализации в экономической сфере, и одно предложение, раскрывающее любое негативное последствие глобализации.
Кодификатор ЕГЭ: 1.15. Глобализация и её последствия
Вариант 2
1. Задание 4 ЕГЭ. Ниже приведён ряд признаков. Все они, за исключением двух, характеризуют культурную глобализацию.
Создание международных культурных центров
Проведение мировых спортивных соревнований
Деятельность транснациональных банков
Распространение массовой культуры
Проведение международных кинофестивалей
Создание свободных экономических зон
2. Задание 7 ЕГЭ. Выберите верные суждения о последствиях глобализации
Глобализация способствует экономическому росту во всех странах мира.
Процессы глобализации усиливают взаимозависимость стран мира.
Глобализация приводит к уменьшению миграционных потоков.
Одним из последствий глобализации является рост международной торговли.
Глобализация способствует сохранению национальной идентичности всех народов.
3. Задание 8 ЕГЭ. Установите соответствие между примерами и видами глобализации
ПРИМЕРЫ | ВИДЫ ГЛОБАЛИЗАЦИИ |
А) Проведение Всемирного экономического форума в Давосе | 1) Экономическая |
Б) Создание Европейского союза | 2) Политическая |
В) Проведение международных музыкальных фестивалей | 3) Культурная |
Г) Деятельность компании Coca-Cola в разных странах мира | Ответ: А__ Б__ В__ Г__ Д__ |
Д) Работа международных правозащитных организаций |
4. Задание 9 ЕГЭ. Найдите в приведённом списке негативные последствия глобализации
Усиление международной конкуренции
Распространение международного терроризма
Рост мобильности трудовых ресурсов
Экологический кризис
Развитие международного сотрудничества
Ослабление национальных государств
5. Задание 25 ЕГЭ. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «международное разделение труда»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию о факторе, влияющем на международное разделение труда, и одно предложение, раскрывающее значение международного разделения труда для мировой экономики.
Ключи для учителя
Вариант | Задание | Ответ | Критерии оценивания |
1 | 1 | 3, 5 | 1 балл |
1 | 2 | 1, 2, 4 | 1 балл |
1 | 3 | А1, Б2, В1, Г3, Д2 | 2 балла |
1 | 4 | 1, 3, 5 | 1 балл |
1 | 5 | Смысл понятия: Глобализация — это процесс интеграции народов и государств в единое мировое экономическое, информационное и культурное пространство. Предложение о проявлении в экономике: Проявлением глобализации в экономической сфере является деятельность транснациональных корпораций (ТНК), размещающих свои производства в разных странах мира. Предложение о негативном последствии: Негативным последствием глобализации является углубление разрыва в уровнях экономического развития между развитыми и развивающимися странами («золотой миллиард» и периферия). | 3 балла |
| | | |
2 | 1 | 3, 6 | 1 балл |
2 | 2 | 2, 4 | 1 балл |
2 | 3 | А1, Б2, В3, Г1, Д2 | 2 балла |
2 | 4 | 2, 4, 6 | 1 балл |
2 | 5 | Смысл понятия: Международное разделение труда (МРТ) — это специализация отдельных стран на производстве определенных видов товаров и услуг для последующей продажи на мировом рынке. Предложение о факторе: На международное разделение труда влияет наличие у страны определенных ресурсов, например, полезных ископаемых, благоприятных климатических условий или дешевой рабочей силы. Предложение о значении: Значение международного разделения труда для мировой экономики заключается в повышении эффективности производства и росте общего объема мирового товарооборота. | 3 балла |
Метод: фронтальная беседа. Вопросы для учащихся:
С какими вызовами сталкивается человечество сегодня?
Что такое глобализация и каковы её последствия?
Может ли одна страна в одиночку решить проблему изменения климата или международного терроризма?
Цель: подвести учащихся к осознанию того, что существуют проблемы, которые затрагивают всех и требуют совместных усилий.
III. МОТИВАЦИЯ. Прием «Мировые новости»
«Учёные бьют тревогу: рекордное таяние ледников в Антарктиде»
«Пандемия COVID-19: мир закрывает границы»
«ООН: голод в странах Африки достиг критической отметки»
«Кибератака на крупнейший нефтепровод США»
Вопрос классу: «Что общего у всех этих новостей?» (Они касаются не одной страны, а всего мира; они угрожают стабильности и будущему человечества). Подводим к формулировке темы урока: «Глобальные проблемы современности».
IV. ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА
1. Понятие и особенности глобальных проблем (Объяснение учителя + беседа)
Определение: Глобальные проблемы — это совокупность проблем человечества, которые возникли во второй половине XX века, угрожают существованию цивилизации и требуют для своего решения совместных усилий всех народов и государств.
Особенности
Планетарный характер (затрагивают все страны и народы).
Угрожают существованию человечества.
Требуют коллективных международных усилий для решения.
Взаимосвязаны и взаимобусловлены (одна проблема усугубляет другую).
2. Классификация глобальных проблем
Группа | Вид проблем | Примеры проблем |
1 | Экологические | Изменение климата, загрязнение Мирового океана, озоновые дыры, исчезновение видов. |
2 | Экономические и социальные | Проблема «Север-Юг» (разрыв в развитии), демографическая проблема, бедность, голод. |
3 | Политические | Угроза мировой термоядерной войны, распространение оружия массового уничтожения, международный терроризм. |
4 | Гуманитарные и культурные | Распространение опасных заболеваний, наркомания, кризис духовных ценностей. |
3. Пути решения глобальных проблем (Объяснение учителя)
Создание и укрепление системы международной безопасности (ООН, G20, UNESCO, WHO).
Развитие международного сотрудничества (подписание международных договоров: Киотский протокол, Парижское соглашение по климату).
Проведение продуманной демографической политики.
Развитие «зелёных» и энергосберегающих технологий.
Формирование нового планетарного мышления, воспитание экологической и политической культуры.
V. Закрепление. Метод: дискуссия. Вопросы для обсуждения:
Какая из глобальных проблем, на ваш взгляд, является самой опасной и почему?
Приведите пример взаимосвязи двух глобальных проблем (например, перенаселение → усиление давления на природу → экологический кризис).
Почему решение глобальных проблем невозможно силами одной, даже очень развитой страны?
VI. Рефлексия и подведение итогов. Резюмируем и подведём итог по новой теме. Выбираем несколько учеников, которые выскажутся.
VIII. Домашнее задание. Учить записи в тетради, составить развернутый план по теме «Глобальные проблемы современности».