СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Голосовые игры.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Голосовые игры - речевой этап в развитии певческого голоса у детей. Они помогают в формировании таких певческих навыков, как дыхание, дикция, навык головного высокого звучания, легкость и полётность звучания.

Просмотр содержимого документа
«Голосовые игры.»



Голосовые игры

Развитие певческого голоса у детей надо начинать с речевого этапа. Ведь с помощью речи ребёнку намного легче прочувствовать, понять и повторить средства музыкальной выразительности: регистры голоса (низкий, средний, высокий); динамику (громкость изменения голоса); темпы (от медленного до быстрого).

На речевом этапе надо работать и над формированием таких певческих навыков, как дыхание, дикция, навык головного высокого звучания, легкость и полётность голоса и даже многоголосия. Ведь прежде чем высоко и выразительно запеть, ребёнок должен научиться высоко и выразительно говорить. Именно поэтому речевой этап предшествует певческому этапу развития голоса. В содержание работы на речевом этапе можно включать голосовые развивающие игры. Дети дошкольного возраста могут играть вместе с взрослыми, а также исполнять их сами, включаясь в спонтанное (стихийное) голосовое музицирование.

"Кто как поет"

Нужно изобразить цыплёнка высоким тонким голосом, а тигренка и бычка - низким, грудным. Пусть дети попытаются показать, как рычит тигр и мычит бычок.

Я вам песенку пою или просто говорю.

У цыпленка голос тонок, послушай, как пищит цыпленок: «Пи-пи-пи».

И тигренок не молчит - низким голосом рычит: «Рррр!»

А бычок мычит упрямо, просит молока у мамы,

Терпеливо маму ждет, толстым голосом поет: «Муууу!»

Высоко щебечут птицы, светит солнце высоко.

Будем песню петь учиться быстро, весело, легко.



"Песенка кота"

В этой песенке часто повторяется звук «ррр», а он, как известно, является очень мощным языковым вибрантом, который включает в работу не только мышцы лицевой мускулатуры, ротовой полости и гортани, а также мышцы живота и диафрагму. Таким образом, через звук «Р» мы можем сделать вибрационный массаж всех внутренних органов.

Как же научиться произносить этот трудный для детей звук? Начните с губного вибранта «Брр». Обычно все дети легко вибрируют губами. А затем в губную вибрацию нужно подключить кончик языка, подтянуть его к губам. При этом голова чуть-чуть наклонена вперед, щеки и губы распущены. В это же время мышцы живота максимально напряжены и активны.

Кот на солнышке лежит,   «Брр»,  «Мррр»

И уютно так урчит:        «Брр»,    «Мррр»

Где же песенка звучит?    «Брр»,   «Мррр»

Вот загадка – кот молчит!   «Брр», «Мррр»



"Бегемот"

Это стихотворение способствует правильному формированию гласных звуков. Представьте, как раскрывает рот бегемот: он выдвигает нижнюю челюсть вперед и слегка запрокидывает голову назад, без напряжения, при этом видны четыре верхних и четыре нижних зуба.

Следите за тем, чтобы мышцы лица были свободны от напряжения. Звук «А» произноситься в грудном, низком регистре. Пусть ребенок создаст образ грозного Бегемота, который стережет свой дом -  своё болото.

Раздается из болота «Аааааа!»

Грозный голос Бегемота:«Аааааа!»

Он болото стережет, «Аааааа!»

Низким голосом поет. «Аааааа



"Колыбельная"

«Колыбельную» нужно произнести тоненьким ласковым голосом, желательно переходить на гласную «А» из среднего в высокий регистр, исполнять более протяжно, убаюкивающее. При этом рот нужно открывать по тем правилам, что и для Бегемота, а образ создать совершенно противоположный – петь заботливо, нежно.

Кукла Катя спать пошла, я спою ей: «А-а-ааааа».

Кукла Катя, засыпай: «баю-ба-ай, баю-бай».



"Ночная песенка филина"

В этой песенке часто произноситься звук «У». Сначала вспомним, как поет Бегемот - он поет свою песню на звуке «А». открываем рот на «А», как Бегемот, а затем прикрываем зубы губами и формируем звук «У». теперь можно играть в Филина, который поет свою песню в темном лесу и пугает его жителей. Песенка исполняется как можно более низким и таинственным звуком. Все гласные произносятся очень большим ртом. У Филина интонации пугающие, а у зверей трусливые. Главное, чтобы на звуке «У» голос у Филина звучал в низком регистре, а на «ууух» - плавно поднимался  снизу вверх, напоминая вой. У зверей же интонация меняется на «испуганную», в звуковысотном отношении она остается прежней. Очень важно при этом энергично произносить звук «Х», так как именно на нем включается в работу диафрагма. Подумайте, с какой интонацией можно было бы исполнять последнюю строчку? Ведь Филин не умеет петь иначе. У него просто такая песенка.

Важную роль в этой игре занимает движение. Руки – это крылья Филина, он взмахивает ими от самого плеча, «пугает» зверей! Следите, если у ребенка руки (крылья) вверху, то и звук должен быть высоким, если внизу – то низкий. Это способствует развитию координации движений и развитию звукковысотного слуха.

Ухал, охал, ахал филин:            «У - ууух! У – ууух!»

Эхо слышалось в лесу.              «У - ууух! У – ууух!»

Звери в страхе разбежались,     «У - ууух! У – ууух!»

Песни Фили испугались.          «У - ууух! У – ууух!»



«Слоник»

Игра в «слоника» построена на сонорном звуке «Н». Этот звук производит мощную вибрацию в полости носа и гайморовых пазухах. Представим, что вместо носа у нас длинный хобот и мы на звук «Н» машем им вправо и влево. Положите пальчики на нос, и вы услышите, как вас лечит «гнусавый голосок».

Слоник песенки любил: «ннн-ннн, ннн-ннн».

Слоник хоботом трубил: «ннн-ннн, ннн-ннн».

Песня в хоботе нашлась. «ннн-ннн, ннн-ннн».

Нам по голосу пришлась. «ннн-ннн, ннн-ннн».

Мой гнусавый голосок «ннн-ннн, ннн-ннн».

Мне почистит хоботок: «ннн-ннн, ннн-ннн».



"Песенка про смех"

«Песенка про смех» является упражнением, где активно включается в работу мускулатура нижней части туловища, что способствует активизации работы диафрагмы (которая как бы пульсирует). С одной стороны, происходит активный массаж внутренних органов, с другой – снимается нагрузка с сердечной мышцы.

Начало песенки звучит в среднем регистре, мишки «гогочут» в низком, а мартышки «верещат» очень высоко. Пусть ребенок «проверяет» смешинку и держится за живот, и делает это как можно более весело! Следите за артикуляцией, не забывайте, как открывает рот Бегемот.

Все игрушки любят смех – «ха-ха-ха-ха-ха-ха-ха».

Это хаханьки для всех«ха-ха-ха-ха-ха-ха-ха».

Им смешинка в рот попала – «ха-ха-ха-ха-ха-ха-ха».

И в животике застряла – «ха-ха-ха-ха-ха-ха-ха».

Мишки весело хохочут – «го-го-го-го-го-го-го»,

Толстым голосом грохочут: «го-го-го-го-го-го-го».

А мартышки верещат – «ха-ха-ха-ха-ха-ха-ха».

Тонким голосом пищат: «ха-ха-ха-ха-ха-ха-ха!»





3