МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
Утверждаю
Директор, доцент ___________ Зулпуев З.Б.
Приказ № _____ «____» _________ 202__ г.
Регистрационный №__________
Рассмотрен и одобрен
Учебно-методическим советом института, протокол № ____________
от «______» _________ 202__ г.
Временно
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
Специальность: 230109 «Программное обеспечение вычислительной техники и автоматизированных систем»
Квалификация: техник-программист
Узген – 2024
Глава 1. Общие положения
1. Государственный образовательный стандарт Кыргызской Республики по специальности 230109 «Программное обеспечение вычислительной техники и автоматизированных систем» среднего профессионального образования Кыргызской Республики (далее – Государственный образовательный стандарт) разработан в соответствии с Законом Кыргызской Республики «Об образовании», Постановлением Кабинета Министров Кыргызской Республики от 8 июля 2024 года №371. "Об утверждении Макета государственного образовательного стандарта начального, среднего и высшего профессионального образования Кыргызской Республики" и иными нормативными правовыми актами Кыргызской Республики в области образования и утверждается в порядке, установленном Кабинетом Министров Кыргызской Республики.
Требования государственных образовательных стандартов являются минимальными требованиями для обязательного выполнения образовательными организациями профессионального образования независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности.
2. Термины, определения, обозначения, сокращения:
1) академический кредит - условная единица измерения объема учебной и (или) научной нагрузки обучающегося;
2) вид профессиональной/трудовой деятельности - совокупность обобщенных трудовых функций, имеющих родственный характер, результаты и условия труда;
3) вид экономической деятельности - процесс, приводящий к получению однородного набора продукции (товаров или услуг), характеризующий наиболее разукрупненные категории классификации видов деятельности;
4) государственный образовательный стандарт - общественно согласованная совокупность требований формального образования, определяющая минимум содержания образовательной программы, базовых требований к подготовке по уровням образования, определяющих цели и результаты обучения;
5) гибридный метод обучения - метод обучения, при котором процесс обучения сочетает традиционный метод обучения путем непосредственного контакта педагога и обучающегося с методом онлайн-обучения;
6) интегрированная программа - это образовательная программа, разработанная на основе объединения программ общего среднего и начального профессионального образования для предоставления возможности выпускникам основного общего образования получить общее среднее образование;
7) квалификация - уровень знаний, навыков и социально-личностных компетенций, характеризующих подготовленность к обучению и выполнению определенного вида профессиональной деятельности, подтверждаемых документом установленного образца;
8) компетенция - заранее заданное социальное требование (норма) к образовательной подготовке обучающегося, необходимой для его эффективной продуктивной деятельности в определенной сфере;
9) модуль - часть учебной дисциплины, имеющая определенную логическую завершенность по отношению к установленным целям и результатам обучения;
10) национальная рамка квалификаций - структурированное описание уровней квалификаций в соответствии с набором критериев, направленное на интеграцию и координацию национальных квалификационных подсистем, обеспечение сопоставимости квалификаций и являющееся основой для системы подтверждения соответствия и присвоения квалификации;
11) обобщенная трудовая функция - совокупность связанных между собой трудовых функций, сложившаяся в конкретном производственном, непроизводственном или бизнес-процессе и является единицей профессионального стандарта;
12) объект профессиональной деятельности - предметы, явления, процессы, на которые направлено воздействие в процессе трудовой деятельности;
13) образовательная программа - содержание образования по конкретной специальности, определяющее цели, задачи, планируемые результаты, организацию образовательного процесса по соответствующему уровню профессионального образования;
14) обучение на рабочем месте - система подготовки кадров, направленная на приобретение общих и профессиональных знаний и навыков обучающимся в образовательной организации с обязательным практическим обучением и закреплением профессиональных знаний и навыков, а также приобретением опыта работы в производственных подразделениях/комплексах образовательной организации и (или) на базе предприятий/организаций;
15) профессиональный стандарт - характеристика квалификации, необходимой для осуществления определенного вида профессиональной деятельности и выполнения определенной трудовой функции;
16) профиль - направленность образовательной программы на конкретный вид и/или объект профессиональной деятельности;
17) результаты обучения - утверждение относительно того, какие знания, умения и навыки ожидаются от обучающегося после успешного завершения процесса обучения;
18) специальность - конкретная область знаний, за которую выпускник получает диплом или же комплекс приобретенных путем специальной подготовки и опыта работы знаний, умений и навыков, необходимых для определенного вида деятельности в рамках той или иной специальности в соответствии с уровнями Национальной рамки квалификации Кыргызской Республики;
19) ускоренная программа - программа, предусматривающая обучение с признанием предыдущих результатов обучения в сокращенные сроки;
20) цикл дисциплин - часть образовательной программы или совокупность учебных дисциплин, имеющая определенную логическую завершенность по отношению к установленным целям и результатам обучения, воспитания.
В настоящем Макете государственного образовательного стандарта используются следующие сокращения:
ВПО - высшее профессиональное образование;
ГОС - государственный образовательный стандарт;
НПО - начальное профессиональное образование;
НРК КР - Национальная рамка квалификации Кыргызской Республики;
СПО - среднее профессиональное образование;
УМС - учебно-методические совет.
Глава 2. Область применения
3. Настоящий ГОС представляет собой совокупность норм, правил и требований при реализации образовательной программы по специальности 230109 «Программное обеспечение вычислительной техники и автоматизированных систем» среднего профессионального образования и является основанием для разработки учебной, организационно-методической документации, оценки качества освоения образовательной программы.
4. Основными пользователями настоящего ГОС по специальности 230109 «Программное обеспечение вычислительной техники и автоматизированных систем» среднего профессионального образования являются:
1) администрация и педагогический состав, ответственные в своих образовательных организациях за разработку, эффективную реализацию и обновление образовательных программ с учетом достижений науки, техники и социальной сферы по данной специальности;
2) обучающиеся, ответственные за эффективную реализацию своей учебной деятельности по освоению образовательной программы по данной специальности;
3) работодатели в соответствующей сфере профессиональной деятельности;
4) УМО, обеспечивающие разработку ГОС по поручению уполномоченного государственного органа в сфере образования Кыргызской Республики;
5) уполномоченный государственный орган в сфере образования, обеспечивающий контроль за соблюдением законодательства в системе профессионального образования;
6) аккредитационные агентства, осуществляющие внешнюю оценку соответствия оказываемых образовательных услуг установленным аккредитационным агентством стандартам, процедурам и правилам.
Глава 3. Общая характеристика специальности
5. Форма освоения образовательной программы по специальности 230109 «Программное обеспечение вычислительной техники и автоматизированных систем» среднего профессионального образования очная.
6. Требования к уровню образования абитуриентов. Абитуриент при поступлении должен иметь один из следующих документов:
на образовательную программу СПО:
- свидетельство об основном общем образовании;
- аттестат о среднем общем образовании;
- диплом о начальном профессиональном образовании (при наличии документа об основном или среднем общем образовании);
7. Нормативный срок освоения образовательной программы:
по специальности СПО на базе среднего общего образования при очной форме обучения составляет не менее 1 (одного) года 10 месяцев.
В случае реализации данной образовательной программы на базе основного общего образования установленный нормативный срок освоения увеличивается на 1 (один) год.
Сроки освоения образовательной программы СПО по очно-заочной (вечерней) и заочной формам обучения, а также в случае сочетания различных форм обучения, увеличиваются образовательной организацией, реализующей программы СПО, на 6 месяцев относительно установленного нормативного срока освоения при очной форме обучения, в случае если они работают по этой специальности.
Лицам, имеющим НПО соответствующего профиля или СПО образовательная организация предоставляет право на освоение образовательной программы по ускоренным программам с учетом признания результатов предшествующего образования и обучения.
6) срок обучения при реализации ускоренных программ образовательная организация определяет по результатам переаттестации (перезачета) полностью или частично результатов обучения по отдельным дисциплинам (модулям) и/или отдельным видам обучения на рабочем месте, освоенным (пройденным) обучающимся при получении предыдущего образования.
8. Трудоемкость образовательной программы СПО по очной форме обучения составляет не менее 120 (сто двадцать) академических кредитов.
Нормативная трудоемкость одного учебного семестра равна не менее 30 академическим кредитам (при двух семестровой организации учебного процесса). Один академический кредит равен 30 часам учебной работы обучающегося (включая аудиторную, самостоятельную работу и все виды аттестации).
Нормативная трудоемкость образовательной программы по очно-заочной (вечерней) и заочной формам обучения, а также в случае сочетания различных форм обучения и использования дистанционных образовательных технологий, за учебный год составляет не менее 45 (сорока пяти) академических кредитов.
9. Целью образовательной программы по специальности 230109 «Программное обеспечение вычислительной техники и автоматизированных систем» среднего профессионального образования
1) в области обучения являются: подготовка в области основ гуманитарных, социальных, экономических, математических и естественнонаучных знаний, получение высшего профессионально профилированного образования, позволяющего выпускнику успешно работать в избранной сфере деятельности, обладать универсальными и профессиональными компетенциями, способствующими его социальной мобильности и устойчивости на рынке труда;
2) в области воспитания личности является: формирование социально личностных качеств студентов: целеустремленности, организованности, трудолюбия, ответственности, гражданственности, коммуникативности, толерантности, повышение их общей культуры.
10. Вид экономической деятельности:
62.01.0 Разработка программного обеспечения;
62.09.0 Прочая деятельность в области информационных технологий и вычислительной техники;
63.12.0 Использование Web-порталов (Интернета)
63.99.0 Прочая деятельность по информационному обслуживанию, не включенная в другие группировки
11. Области профессиональной деятельности выпускников.
Квалификационный уровень 5. Программы уровня среднего профессионального образования, практический опыт.
Областью профессиональной деятельности выпускников является совокупность методов и средств для разработки, сопровождения и эксплуатации программного обеспечения вычислительной техники и автоматизированных систем.
12. Объекты профессиональной деятельности.
Объектами профессиональной деятельности выпускника являются:
- вычислительная техника и автоматизированные системы;
- программное обеспечение автоматизированных систем (программы, программные комплексы и системы);
- математическое, информационное, техническое, эргономическое, организационное и правовое обеспечение автоматизированных систем;
- первичные трудовые коллективы
13. Выпускник, освоивший образовательную программу по специальности 230109 «Программное обеспечение вычислительной техники и автоматизированных систем» СПО подготовлен к освоению образовательных программ ВПО (бакалавр, специалист), в том числе образовательных программ ВПО соответствующего профиля по ускоренным программам.
Глава 4. Общие требования к условиям реализации образовательных программ
14. Образовательные организации самостоятельно разрабатывают образовательные программы соответствующего уровня профессионального образования с учетом потребностей рынка труда. Образовательная программа разрабатывается на основе соответствующего ГОС по специальности, Национальной рамки квалификаций, отраслевых/секторальных рамок квалификаций и профессиональных стандартов (при наличии).
Набор дисциплин (модулей) и их трудоемкость, которые относятся к каждому циклу образовательной программы, образовательная организация определяет самостоятельно в установленном для цикла объеме, с учетом требований к результатам ее освоения, в виде совокупности результатов обучения, предусмотренных НРК КР.
15. Образовательные организации обновляют образовательные программы с учетом развития науки, культуры, экономики, техники, технологий и социальной сферы, в соответствии с рекомендациями заинтересованных сторон, но не реже одного раза в 5 (пять) лет. Обновление образовательных программ включает:
1) разработку стратегии по обеспечении качества подготовки выпускников;
2) периодический мониторинг образовательных программ;
3) разработку объективных процедур оценки уровня знаний и умений, навыков обучающихся, компетенций выпускников на основе требований к компетентности выпускников, согласованных с работодателем;
4) обеспечение качества и компетентности педагогического состава;
5) обеспечение, реализуемой образовательной программы, достаточными ресурсами, контроле эффективности их использования;
6) регулярное проведение самооценки по минимальным требованиям аккредитации, установленным Кабинетом Министров Кыргызской Республики;
7) информирование общественности о результатах своей деятельности, планах, инновациях.
16. Оценка качества подготовки обучающихся и выпускников должна включать их текущую, промежуточную и итоговую государственную аттестации.
17. Текущая аттестация обучающихся проводится в течение учебного семестра на основании системы оценивания, установленной образовательной организацией, реализующей образовательную программу соответствующего уровня профессионального образования (утвержденную педагогическим/ученым советом).
18. Промежуточная аттестация обучающихся проводится в каждом семестре и по всем дисциплинам/модулям выставляются оценки по результатам текущей аттестации в семестре.
19. Итоговая государственная аттестация обучающихся проводится по завершению полного курса обучения. Виды государственных аттестационных испытаний определяются образовательной организацией в соответствии с нормативными правовыми актами Кыргызской Республики, регулирующими проведение итоговой государственной аттестации выпускников. К итоговой государственной аттестации допускается выпускник, не имеющий академической задолженности и завершивший полный курс обучения, предусмотренный учебным планом.
20. Для текущей, промежуточной и итоговой аттестации обучающихся на соответствие их персональных достижений поэтапным или конечным требованиям соответствующей образовательной программы создаются базы оценочных средств, включающие типовые задания, контрольные работы, модульные тесты и практические задания, позволяющие оценить уровень приобретенных компетенций. Базы оценочных средств разрабатываются и утверждаются образовательной организацией, реализующей образовательную программу.
21. В образовательной программе должны быть указаны ресурсные, материально-технические условия и учебно-методическая обеспеченность образовательной организации, реализующей образовательную программу соответствующего уровня профессионального образования, достаточные для формирования общих компетенций выпускников.
22. Образовательная организация, реализующая образовательную программу соответствующего уровня профессионального образования, обязана:
1) сформировать социокультурную среду;
2) создать условия, необходимые для всестороннего развития и социализации личности, сохранения здоровья обучающихся;
3) способствовать развитию воспитательных/вне учебных компонентов образовательного процесса, включая развитие самоуправления, участие обучающихся в работе общественных организаций, спортивных и творческих клубов, научных студенческих обществ.
23. Образовательная программа СПО может содержать дисциплины по выбору обучающегося на усмотрение образовательной организации.
24. Образовательная организация обязана предоставить обучающимся доступ к образовательной программе, учебным курсам (дисциплинам, модулям), сделать вводные курсы, запрашивать интересы и желания выбора курсов и т.п. для формирования индивидуальной программы обучения. Обучающийся формирует свой индивидуальный план обучения с участием академического консультанта, предоставляемого образовательной организацией.
25. Образовательная организация обязана ознакомить обучающихся с их правами и обязанностями при формировании образовательной программы, разъяснить, что избранные обучающимися дисциплины становятся для них обязательными, а их суммарная трудоемкость не должна быть меньше, чем это предусмотрено учебным планом.
26. Образовательная организация при разработке и реализации образовательной программы обязана учитывать политику гендерного равенства, обеспечить социальную инклюзию, а также развитие цифровизации.
Глава 5. Общие требования к правам и обязанностям обучающегося при реализации образовательной программы
27. При формировании своей индивидуальной образовательной траектории обучающийся имеет право получить консультацию в образовательной организации по выбору дисциплин и их влиянию на будущую специальность.
28. В целях достижения результатов при освоении образовательной программы в части развития компетенций, обучающиеся имеют право участвовать в развитии студенческого самоуправления, работе общественных организаций, спортивных и творческих клубов, научных студенческих обществ.
29. Обучающиеся обязаны выполнять в установленные сроки все задания, предусмотренные образовательной программой образовательной организации.
30. Объем учебной нагрузки обучающегося устанавливается не менее 38 часов в неделю, включая все виды его аудиторной и внеаудиторной (самостоятельной) учебной работы. Максимальный объем учебной нагрузки обучающегося в неделю устанавливается образовательной организацией.
31. Объем аудиторных занятий в неделю при очной форме обучения определяется ГОС и специфики специальности для СПО не менее 35% общего объема, выделенного на изучение каждой учебной дисциплины/профессионального модуля.
В часы, отводимые на самостоятельную работу по учебной дисциплине, включается время, предусмотренное на подготовку к экзамену по данной учебной дисциплине (модулю).
32. При очно-заочной (вечерней) форме обучения объем аудиторных занятий должен быть не менее 16 часов в неделю.
33. Общий объем каникулярного времени в учебном году должен составлять 7-10 недель, в том числе не менее двух недель в зимний период в зависимости от срока обучения.
Глава 6. Требования к содержанию образовательной программы соответствующего уровня профессионального образования
34. Выпускник по специальности 230109 «Программное обеспечение вычислительной техники и автоматизированных систем» СПО в соответствии с целями образовательной программы, видами экономической деятельности, указанными в пунктах 9 и 10 настоящего ГОС должен обладать следующими компетенциями:
1) общими:
ОК-1. Способен использовать целостную систему базовых знаний об охране окружающей среды, ориентироваться в ценностях жизни, культуры, а также проявлять уважение к людям, толерантность к другой культуре.
ОК-2. Способен логически строить свою устную и письменную речь на государственном (уровень В1), официальном и одном из иностранных языков на уровне профессионального общения.
ОК-3. Способен использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК-4. Способен ставить и решать коммуникативные задачи внутри малой группы людей в профессиональной деятельности.
ОК-5. Способен планировать и организовать собственную деятельность и деятельность малой группы людей.
ОК-6. Способен использовать предпринимательские знания и навыки в профессиональной деятельности.
ОК-7. Способен адаптироваться к изменениям условий труда, техники и технологий в профессиональной деятельности.
2) профессиональными:
- разработка программных модулей программного обеспечения для автоматизированных систем:
ПК 1. Выполнять разработку спецификаций отдельных компонентов;
ПК 2. Осуществлять разработку кода программного продукта на основе готовых спецификаций на уровне модуля;
ПК 3. Выполнять отладку программных модулей с использованием специализированных программных средств;
ПК 4. Выполнять тестирование программных модулей;
ПК 5. Осуществлять оптимизацию программного кода модуля;
ПК 6. Разрабатывать компоненты проектной и технической документации с использованием графических языков спецификаций; - разработка и администрирование баз данных:
ПК 7. Разрабатывать объекты базы данных;
ПК 8. Реализовывать базу данных в конкретной системе управления базами данных;
ПК 9. Решать вопросы администрирования базы данных;
ПК 10. Реализовывать методы и технологии защиты информации в базах данных;
- участие в интеграции программных модулей:
ПК 11. Анализировать проектную и техническую документацию на уровне взаимодействия компонентов программного обеспечения;
ПК 12. Выполнять интеграцию модулей в программную систему;
ПК 13. Выполнять отладку программного продукта с использованием специализированных программных средств;
ПК 14. Осуществлять разработку тестовых наборов и тестовых сценариев;
ПК 15. Производить инспектирование компонента программного продукта на предмет соответствия стандартам кодирования;
- выполнение работ по одной или нескольким рабочим профессиям, должностям служащих.
Согласно профессиональному стандарту профессиональные компетенции - это обобщенные трудовые функции)
35. Образовательная программа разработана с учетом уровня профессионального образования, в соответствии со структурой, прилагаемой к утвержденному Макету ГОС СПО (Приложение).
36. Образовательная программа должна обеспечить реализацию обязательных дисциплин общегуманитарного цикла, перечень и трудоемкость которых определён и утверждён приказом МОН КР от _____ ___________________ № ________.
Перечень и трудоемкость обязательных дисциплин общегуманитарного цикла
для образовательных программ СПО
№ | Наименования дисциплин | Трудоёмкость |
В кредитах | В часах |
1. | Кыргызский язык и литература | 3 | 90 |
2. | Русский язык | 2 | 60 |
3. | Иностранный язык | 2 | 60 |
4. | История Кыргызстана | 4 | 120 |
5. | Манасоведение | 2 | 60 |
6. | География Кыргызстана | 2 | 60 |
| Итого | 15 | 450 |
Каждый цикл дисциплин имеет базовую (обязательную) и вариативную части, устанавливаемые образовательной организацией. Вариативная часть дает возможность углубления подготовки, определяемой содержанием базовой части, получения дополнительных компетенций, необходимых для обеспечения конкурентоспособности выпускника в соответствии с запросами регионального рынка труда и возможностями продолжения образования.
37. Требования к содержанию, объему и структуре выпускных квалификационных работ определяются образовательной организацией в соответствии с нормативными правовыми актами, регулирующими проведение итоговой государственной аттестации выпускников образовательной организации соответствующего уровня.
Глава 7. Кадровое обеспечение учебного процесса
38. Реализация образовательной программы должна обеспечиваться педагогическими кадрами, имеющими образование, соответствующее уровню профессионального образования, профилю преподаваемой дисциплины и систематически занимающимися научной и методической деятельностью. Компетенции преподавателя в соответствующей профессиональной области могут подтверждаться также документами о дополнительном образовании (сертификаты, удостоверения, дипломы и т.д.).
39. Преподаватели профессионального цикла для СПО должны иметь высшее профессиональное образование (кроме авиационных специальностей) не ниже бакалавра или специалиста.
При оценке качественного состава преподавателей профессионального цикла учитываются производственники со стажем более 10 лет.
Преподаватели должны повышать свою квалификацию не реже 1 раза в 3 года.
Глава 8. Учебно-методическое и информационное обеспечение учебного процесса
40. Реализация образовательной программы независимо от уровня профессионального образования должна обеспечиваться доступом каждого обучающегося к базам данных и библиотечным фондам, формируемым по полному перечню дисциплин образовательной программы.
41. Перечень обязательных учебников и методических пособий согласно лицензионным требованиям определяется образовательной организацией.
42. Обеспеченность обучающихся учебной литературой и/или электронной литературой, необходимой для реализации образовательной программы, должна соответствовать лицензионным требованиям. Источники учебной информации должны отвечать современным требованиям.
43. В образовательном процессе должны использоваться нормативные правовые акты, локальные акты, материалы профессионально-ориентированных периодических изданий.
Глава 9. Материально-техническое обеспечение учебного процесса
44. Образовательная организация, реализующая образовательную программу, должна располагать материально-технической базой, обеспечивающей проведение всех видов лабораторной, дисциплинарной и междисциплинарной подготовки, практической и научно-исследовательской работы обучающихся, предусмотренных учебным планом образовательной организации, соответствующей санитарным и противопожарным правилам и нормам (указывается значимое для образовательной программы материально-техническое обеспечение, например: учебно-производственные мастерские, учебно-производственные комплексы, учебные хозяйства, полигоны, технологические лаборатории, студии и т.п. Необходимо указать также соотношение оборудования, инвентаря, инструментов, учебно-расходных материалов и т.д. к обучающемуся).
Приложение к ГОС СПО КР
СТРУКТУРА
образовательной программы среднего профессионального образования
№ | Код ЦД | Циклы дисциплин и проектируемые результаты их освоения | Объем образовательной программы и ее учебных циклов в академических кредитах (1 год 10 мес.) |
1 | Блок 1 | 1) общегуманитарный цикл; 2) математический и естественнонаучный цикл; 3) профессиональный цикл | 70-100 |
2 | Блок 2 | Обучение на рабочем месте (практические умения и навыки определяются образовательной программой образовательной организации) | 15-40 |
3 | Блок 3 | Итоговая государственная аттестация | 5-10 |
4 | | Физическая культура (*) (по 2 часа в неделю в указанных семестрах) | 3-5 семестры |
5 | Объем образовательной программы СПО | 120 |
(*) - дисциплина является обязательной для освоения, но не переводится в академические кредиты и не входит в общую трудоемкость образовательной программы.