СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Готовимся к ЕГЭ 2017. Задание 24. Теория и практика.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная презентация может быть использована как элемент урока по порготовке к ЕГЭ, на элективах, индивидуальных занятиях с учащимися, как повторительный материал.

Просмотр содержимого документа
«Готовимся к ЕГЭ 2017. Задание 24. Теория и практика.»

Готовимся к ЕГЭ. Задание 24. Презентацию выполнила: учитель русского языка и литературы мельник Ю.а. 2016 – 2017 учебный год.

Готовимся к ЕГЭ. Задание 24.

Презентацию выполнила: учитель русского языка и литературы мельник Ю.а.

2016 – 2017 учебный год.

Задание 24.

  • Чтобы правильно выполнить это задание на ЕГЭ по русскому языку, надо его понять!
  • Итак, задание! В нем встречается то, что вы уже повторили раньше, в других заданиях. Это намного облегчает работу. Формулировка задания:
  • Вставьте на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номерам терминов из списка. Запишите в таблицу под каждой буквой соответствующую цифру.
  •   «Ф.А. Вигдорова говорит о сложных явлениях в нашей повседневной
  • жизни, неслучайно ведущим приёмом в тексте становится (А)_________
  • (предложения 24, 29–30). Акцентировать внимание читателей на важных
  • мыслях автору помогает ещё один приём – (Б)_________ (предложения
  • 17–18, 28–29). Искреннюю взволнованность автора и неравнодушное
  • отношение к проблеме, поставленной в тексте, передают синтаксическое
  • средство – (В)_________ («как себя», «как в своей собственной»
  • в предложении 22) и троп – (Г)_________ (« головокружительной  горы»
  • в предложении 28, « коварных  воронок» в предложении 29)».
  • Вчитайтесь в формулировку задания. Вас просят найти приемы, синтаксическое средство и троп. Это подсказка, которая ограничивает круг поиска.

Список терминов: 1) книжная лексика В списке терминов есть тропы, есть синтаксические средства и то, что объединено словом «приемы». 2) эпитет В списке, представленном в задании, есть тропы: эпитет, олицетворение. Значит, ответ Г надо искать только среди них. 3) противопоставление В списке есть синтаксические средства: вводное слово, сравнительный оборот. Ищите среди них ответ В. 4) разговорная лексика Есть даже лексические средства: книжная лексика, разговорная лексика, синонимы. (Их исключаем из круга поисков сразу, так как о них не упомянуто в задании.) 5) анафора Есть художественные приемы (их еще  называют стилистическими фигурами): противопоставление, анафора. Распределите среди них ответы А, Б. Видите, как упростилась работа. Давайте вспомним по группам выразительные средства русского языка. 6) олицетворение 7) вводное слово  8) синонимы 9) сравнительный оборот

Список терминов:

1) книжная лексика

В списке терминов есть тропы, есть синтаксические средства и то, что объединено словом «приемы».

2) эпитет

В списке, представленном в задании, есть тропы: эпитет, олицетворение. Значит, ответ Г надо искать только среди них.

3) противопоставление

В списке есть синтаксические средства: вводное слово, сравнительный оборот. Ищите среди них ответ В.

4) разговорная лексика

Есть даже лексические средства: книжная лексика, разговорная лексика, синонимы. (Их исключаем из круга поисков сразу, так как о них не упомянуто в задании.)

5) анафора

Есть художественные приемы (их еще  называют стилистическими фигурами): противопоставление, анафора. Распределите среди них ответы А, Б.

Видите, как упростилась работа. Давайте вспомним по группам выразительные средства русского языка.

6) олицетворение

7) вводное слово

8) синонимы

9) сравнительный оборот

Тропы – это слова, словесные выражения, используемые в переносном значении.

  • 1.    Эпитет  – это художественное определение. Чаще всего выражен прилагательным, поэтому ищите в тексте красивые, необычные, образные прилагательные-определения.
  • Сквозь  волнистые  туманы пробирается луна.   А волны моря с  печальным  рёвом о камень бились.
  • 2.  Олицетворение   – наделение неодушевленных предметов признаками и свойствами человека. Отговорила роща золотая березовым веселым языком.  Забормотал спросонок гром.
  • 3.   Сравнение   – сопоставление двух предметов и явлений. Сравнение состоит из двух частей: кого (что) сравнивают и с кем (чем) сравнивают. Снежная пыль   столбом стоит в воздухе . (Творительный сравнения:  пыль как столб .)
  • Её любовь к сыну была  подобна безумию . ( Сравнение создается с помощью слов   подобный, похожий. Любовь как безумие .)
  • Под ним Казбек , как грань алмаза , снегами вечными сиял . (Сравнение вводится с помощью слов как , будто, точно, словно, как будто. Казбек  как грань алмаза. )
  • 4.   Метафора  – скрытое сравнение, перенос значения с одного предмета на другой. Всегда несет яркую образность.
  • В саду горит  костер рябины красной . Улыбкой ясною природа сквозь сон встречает  утро года = весна . В каждый  гвоздик душистой сирени , распевая, вползает пчела.

  • Научитесь  отличать метафору от сравнения .
  • Пример  сравнения :   Дождь, как горох,  рассыпался по крыше.  Дождь горохом  рассыпался по крыше . (Речь идет о дожде, к этому слову-явлению подбирается сравнение.)
  • Пример  метафорыСтеклянный горох дождя  рассыпался по крыше . (На первое место вышло переносное значение, художественный образ.)
  • Различайте  метафору и фразеологизм . Фразеологизм существует в языке как языковая единица, он закреплен в словаре, все люди одинаково воспроизведут фразеологизм. Метафора уникальна, она рождена творческой фантазией автора. Можно сказать, что фразеологизмы – это бывшие метафоры, которые долго жили в языке, стали всем известны, привычны, застыли в своем составе.
  • 5.  Гипербола   –  образное выражение, содержащее непомерное преувеличение размера, силы, значения и т.д. какого-либо явления: « В сто сорок солнц закат пылал».
  • 6.  Метонимия   – «переименование» предмета речи, замена одного понятия другим по сходству, по близости явлений.
  • Все флаги в гости будут к нам (флаги = корабли).
  • Ликует буйный Рим (город = жители города).
  • И вы, мундиры голубые ( = жандармы, люди в мундирах).
7.  Литота  – чрезмерное преуменьшение свойств изображаемого предмета или явления.  Ваш шпиц, прелестный шпиц, не более наперстка! 8.  Ирония  – скрытая насмешка. Мы назовем глупое — умным, мелкое – значительным, безобразное – красивым, вкладывая в эту характеристику противоположный смысл, выражая тем самым свое пренебрежение, насмешку.  Ой, какой большой человек идёт! (о ребёнке). Пожалуйте в мой дворец (о маленькой комнате). Едва ли кто польстится на такую красавицу (о некрасивой женщине).
  • 7.  Литота  – чрезмерное преуменьшение свойств изображаемого предмета или явления. Ваш шпиц, прелестный шпиц, не более наперстка!
  • 8.  Ирония  – скрытая насмешка. Мы назовем глупое — умным, мелкое – значительным, безобразное – красивым, вкладывая в эту характеристику противоположный смысл, выражая тем самым свое пренебрежение, насмешку. Ой, какой большой человек идёт! (о ребёнке). Пожалуйте в мой дворец (о маленькой комнате). Едва ли кто польстится на такую красавицу (о некрасивой женщине).

Лексические средства выразительности

  • 1 . Антонимы -  это слова, имеющие прямо противоположные лексические значения, например: «правда» — «ложь», «добрый» — «злой», «говорить» — «молчать».
  • Контекстные антонимы – т.е., слова, противопоставленные в определённом тексте.
  • 2 . Синонимы - это слова, близкие или тождественные по значению .Примеры  синонимов  в русском языке: кавалерия — конница, смелый — храбрый, идти — шагать.
  • Контекстные синонимы - это слова, которые являются синонимами только в данном контексте. Например, слова студент и юноша в языке не  синонимы . А в тексте вполне могут таковыми быть.
  • 3 . Фразеологизмы - это устойчивое по составу и структуре и целостное по значению сочетание двух или более слов. В отличие от словосочетаний или предложений фразеологизм  не составляется каждый раз заново, а воспроизводится в готовом виде . Сделать из мухи слона, Совать свой нос…, Тянуть кота за хвост.
  • 4 . Разговорные слова - такие  слова , которые, придавая речи непринужденный, неофициальный характер, лишены в то же время грубости: вертушка, верхогляд, возомнить, восвояси, вот-вот, вояка, всезнайка, всяческий, глупить, говорун, грязнуля, деликатничать, допотопный, досюда, дурнушка, егоза, егозить, живность, жеманница, загляденье, задирать, заждаться, здоровяк, зевака, завтрашний, знаться, зря, зубрить, зубрежка, изворачиваться, кавардак, каверза, кадровик, каланча (об очень высоком человеке) , канителиться
  • 5 . Просторечные слова – слова, свойственные малообразованным носителям языка и явно отклоняющиеся от существующих литературных языковых норм: грызня – ругань, поблажка – притворство, жадничать – скупиться, уйма –множество, газетчик – журналист.
  • 6.   Неологизмы – слова, недавно появившиеся в языке: андройд, вебинар, инстап и т.д.
  • 7 . Термины – слово или словосочетание, являющееся названием некоторого понятия какой-нибудь области науки, техники, искусства и так далее .
  • 8 . Канцеляризмы  – слова, характерные для стиля деловых бумаг: По какому это вопросу  плачем, гражданочка?  Имели место   отдельно взятые  ошибки и недочеты .
  • 9.  Устаревшие слова – историзмы и архаизмы, слова, вышедшие из употребления. Историзмы  - это слова, вышедшие из употребления потому, что исчезли из жизни предметы и явления, которые они обозначали: зипун, алтын, волость, уезд и т.д. Архаизмы  - это слова, обозначающие понятия, предметы, явления, существующие в настоящее время; по различным (в первую очередь - экстралингвистическим) причинам архаизмы были вытеснены из активного употребления другими словами. В отличие от историзмов, имеют синонимы в современном русском языке: поелику (союз) – потому что, сей (мест.) – этот, льзя - можно; тать - вор; аки - как; пиит - поэт; отроковица – подросток. 10 . Диалектизмы  – слова, употребляемые жителями отдельной местности:  стайка – сарай, кочет – петух, прясло – звено изгороди .
  •  
Синтаксические средства 1. Однородные члены предложения. Ряды однородных членов . 2. Лексический повтор . Казалось, в природе все уснуло: спала река, спали деревья, спали облака. 3. Многосоюзие . Зато  и  внук,  и  правнук,  и  праправнук растут во мне, пока я сам расту. 4. Вопросно-ответная форма изложения. Что делать? Ума не приложу. Куда бежать? Не знаю. 5. Вводные слова, вводные (вставные) конструкции. Враги его, друзья его  (что, может быть, одно и то же)  его честили так и сяк. 6 .  Сравнительный оборот.  В отличие от сравнения как одного из видов тропов не обладает яркой образностью, не несет в себе переносного значения,  используется как уточняющее, проясняющее мысль средство,  усиливает эмоциональное воздействие.

Синтаксические средства

  • 1. Однородные члены предложения. Ряды однородных членов .
  • 2. Лексический повтор .
  • Казалось, в природе все уснуло: спала река, спали деревья, спали
  • облака.
  • 3. Многосоюзие .
  • Зато  и  внук,  и  правнук,  и  праправнук растут во мне, пока я сам расту.
  • 4. Вопросно-ответная форма изложения.
  • Что делать? Ума не приложу. Куда бежать? Не знаю.
  • 5. Вводные слова, вводные (вставные) конструкции.
  • Враги его, друзья его  (что, может быть, одно и то же)  его честили так и сяк.
  • 6Сравнительный оборот.  В отличие от сравнения как одного из видов тропов не обладает яркой образностью, не несет в себе переносного значения,  используется как уточняющее, проясняющее мысль средство,  усиливает эмоциональное воздействие.
7 . Восклицательные предложения. Вопросительные предложения. Побудительные предложения: Давай не ссориться. Не забывайте меня. 8 . Риторический вопрос  не требует ответа. Ответ и так ясен и заложен в самом вопросе. Сколько еще можно терпеть это пренебрежение и черствость?  (Ответ ясен – терпеть надоело.) 9. Риторическое обращение  – это условное обращение к предметам, признак эмоционального подъема, экспрессии. Часто объединяется в предложении с риторическим вопросом. Куда ты скачешь, гордый конь, и где опустишь ты копыта?  (Обращение к памятнику Петру I) 10. Риторическое восклицание  встречается в предложениях с риторическими вопросами и обращениями и помогает передать эмоциональный подъем и патетичность высказывания. 11. Цитирование  – дословная выдержка из какого-либо текста.
  • 7 . Восклицательные предложения. Вопросительные предложения. Побудительные предложения:
  • Давай не ссориться. Не забывайте меня.
  • 8 . Риторический вопрос  не требует ответа. Ответ и так ясен и заложен в самом вопросе.
  • Сколько еще можно терпеть это пренебрежение и черствость?  (Ответ ясен – терпеть надоело.)
  • 9. Риторическое обращение  – это условное обращение к предметам, признак эмоционального подъема, экспрессии. Часто объединяется в предложении с риторическим вопросом.
  • Куда ты скачешь, гордый конь, и где опустишь ты копыта?  (Обращение к памятнику Петру I)
  • 10. Риторическое восклицание  встречается в предложениях с риторическими вопросами и обращениями и помогает передать эмоциональный подъем и патетичность высказывания.
  • 11. Цитирование  – дословная выдержка из какого-либо текста.
   Приемы (стилистические фигуры) . 1. Парцелляция   — намеренное разделение единого по смыслу высказывания на несколько отдельных предложений. Одно предложение делится интонационно паузами, а на письме – знаками конца предложения. Запомни, что услышал сегодня.  Надолго. Навсегда . 2. Синтаксический параллелизм  – «зеркальное», симметричное строение смежных предложений. В синем море волны хлещут, В синем небе звезды блещут. Гляжу на будущность с боязнью, Гляжу на прошлое с тоской. 3. Градация  – последовательность расположения слов по степени нарастания смыслового и эмоционального значения.  Светились, горели, сияли  огромные голубые глаза.  Нехорошо, недостойно, глупо и гадко  смеяться над человеком.

  Приемы (стилистические фигуры) .

  • 1. Парцелляция   — намеренное разделение единого по смыслу высказывания на несколько отдельных предложений. Одно предложение делится интонационно паузами, а на письме – знаками конца предложения.
  • Запомни, что услышал сегодня.  Надолго. Навсегда .
  • 2. Синтаксический параллелизм  – «зеркальное», симметричное строение смежных предложений.
  • В синем море волны хлещут,
  • В синем небе звезды блещут.
  • Гляжу на будущность с боязнью,
  • Гляжу на прошлое с тоской.
  • 3. Градация  – последовательность расположения слов по степени нарастания смыслового и эмоционального значения.
  • Светились, горели, сияли  огромные голубые глаза.  Нехорошо, недостойно, глупо и гадко  смеяться над человеком.
4. Анафора  – единоначатие, повторение одинаковых слов в начале строф или близко расположенных фраз. Чтобы  не попасть в капкан,  чтобы  в темноте не заблудиться… начерти на карте план. 5. Антитеза  – резкое противопоставление понятий, мыслей, образов. Мне грустно потому, что весело тебе. Я глупая, а ты умён, живой, а я остолбенелая . 6. Аллюзия  – намек на общеизвестный исторический, литературный,  общественный факт, известную цитату, афоризм. Чтобы увидеть аллюзию в тексте, надо обладать известным багажом знаний. Мой дядя самых честных правил…   Так начинается роман Пушкина. Эта   строка – аллюзия, намек на строчку из басни Крылова : Осёл  был самых честных правил… 7. ОксЮморон  – контрастное сочетание слов, противоположных по смыслу. Мертвые души. Сладкая горечь воспоминаний. Убогая роскошь .  
  • 4. Анафора  – единоначатие, повторение одинаковых слов в начале строф или близко расположенных фраз.
  • Чтобы  не попасть в капкан,  чтобы  в темноте не заблудиться… начерти на карте план.
  • 5. Антитеза  – резкое противопоставление понятий, мыслей, образов.
  • Мне грустно потому, что весело тебе. Я глупая, а ты умён, живой, а я остолбенелая .
  • 6. Аллюзия  – намек на общеизвестный исторический, литературный,  общественный факт, известную цитату, афоризм. Чтобы увидеть аллюзию в тексте, надо обладать известным багажом знаний.
  • Мой дядя самых честных правил…   Так начинается роман Пушкина. Эта   строка – аллюзия, намек на строчку из басни Крылова : Осёл  был самых честных правил…
  • 7. ОксЮморон  – контрастное сочетание слов, противоположных по смыслу.
  • Мертвые души. Сладкая горечь воспоминаний. Убогая роскошь .
  •  
Выполним задание: А :  (24)Он не страшился смерти на поле битвы, но побоялся сказать слово в пользу справедливости. (29) Он не боится  переплыть незнакомую реку, полную коварных воронок. (30) Но он боится сказать : «Стекло разбил я».

Выполним задание:

  • А(24)Он не страшился смерти на поле битвы, но побоялся сказать слово в пользу справедливости. (29) Он не боится  переплыть незнакомую реку, полную коварных воронок. (30) Но он боится сказать : «Стекло разбил я».
Использован  прием противопоставления  –  антитеза .
  • Использован  прием противопоставления  –  антитеза .
Б :  (17) Он  ходил в разведку, где каждый шаг грозил ему гибелью. (18) Он  воевал в воздухе и под водой, он не бегал от опасности, бесстрашно шёл ей навстречу. (28) Он  не боится слететь на лыжах с самой головокружительной горы. (29) Он  не боится переплыть незнакомую реку, полную коварных воронок.
  • Б(17) Он  ходил в разведку, где каждый шаг грозил ему гибелью. (18) Он  воевал в воздухе и под водой, он не бегал от опасности, бесстрашно шёл ей навстречу. (28) Он  не боится слететь на лыжах с самой головокружительной горы. (29) Он  не боится переплыть незнакомую реку, полную коварных воронок.
Использован прием единоначатия предложений – анафора.
  • Использован прием единоначатия предложений – анафора.
В:   (22)Но когда по навету клеветника сняли с работы его друга, человека, которого он знал,  как себя , в невиновности которого он был убеждён,  как в своей собственной , он не вступился.
  • В:   (22)Но когда по навету клеветника сняли с работы его друга, человека, которого он знал,  как себя , в невиновности которого он был убеждён,  как в своей собственной , он не вступился.
Использовано синтаксическое средство –  сравнительный оборот .
  • Использовано синтаксическое средство –  сравнительный оборот .
Г:   (28)Он не боится слететь на лыжах с самой  головокружительной  горы. (29)Он не боится переплыть незнакомую реку, полную  коварных  воронок.
  • Г:   (28)Он не боится слететь на лыжах с самой  головокружительной  горы. (29)Он не боится переплыть незнакомую реку, полную  коварных  воронок.
Использован  троп   –  эпитет .
  • Использован  троп   –  эпитет .
Удачи на ЕГЭ!!!

Удачи на ЕГЭ!!!