Готовимся к ВПР
7.К какому классу относят животных, строение головного мозга которых показано на рисунке 3?
1) Костные рыбы 2) птицы Рисунок 3
3) Пресмыкающиеся 4) Млекопитающие
Ответ:
8.1. Установите соответствие между характеристиками кровеносной системы животных и их классами: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ХАРАКТЕРИСТИКИ КРОВЕНОСНОЙ СИСТЕМЫ КЛАССЫ ЖИВОТНЫХ
А) В сердце содержится только венозная кровь. 1)рыбы
Б) Сердце образовано четырьмя камерами. 2) млекопитающие
В) В венах малого круга течёт артериальная кровь.
Г) У животных имеется один круг кровообращения.
Д) Венозная кровь из сердца поступает непосредственно к лёгким.
Е) Сердце образовано предсердием и желудочком.
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
8.2. Приведите по три примера животных, относящихся к указанным классам. Запишите их названия в таблицу.
1. Хрящевые рыбы 2.Костные рыбы 3. Птицы 4.Моллюски
9. Вставьте в текст пропущенные термины из предложенного перечня, используя для этого их цифровые обозначения. Запишите в текст номера выбранных ответов, а затем получившуюся последовательность цифр (по тексту) впишите в приведённую ниже таблицу.
Размножение инфузории туфельки
Инфузория туфелька размножается половым способом и ______(А). В тёплое время года туфелька многократно делится ______(Б). Осенью при наступлении неблагоприятных условий туфелька размножается ______(В). Две инфузории сближаются вместе и обмениваются ядрами- это называется ______(Г). ПЕРЕЧЕНЬ ТЕРМИНОВ:
1) коньюгация 2) раздельнополый организм 3) пополам4) зигота 5) бесполым 6) спора 7) стрекательная клетка 8) половым путём
10. Если у животного имеются органы дыхания, изображённые на рисунке 4, то для этого животного, вероятнее всего, будут характерны
1) чешуя 2) две пары пятипалых конечностей 3) складки и извилины головного мозга
4)теплокровность 5) плавательный пузырь 6)кожа 7)плавники 8)мозг без извилин
Запишите в ответе цифры, под которыми указаны выбранные характеристики.
Ответ. _____________________________________ Рисунок 4
11. В описании животных зоологи часто употребляют термин «хладнокровность». Приведите пример животных» хладнокровных. От чего зависит жизнь «хладнокровных»
Ответ: ________________________________________________________________________
12. Верны ли следующие суждения о происхождении млекопитающих?
А. Земноводные произошли от древних двоякодышащих рыб. Б. Земноводные произошли от древних рыб: 1) верно только А 2) верно только Б 3) оба суждения верны 4) оба суждения неверны
Ответ.
13. Изучите данные приведённой ниже таблицы и ответьте на вопросы.
13.1 У представителей какого рода человекообразных обезьян самый высокий показатель отношения массы мозга к массе тела? Ответ._____________________________________________________________
13.2 Какие человекообразные обезьяны лучше всех приспособились к жизни в кронах деревьев? Назовите двух представителей. Ответ.________________________________________________________
13.4 Какой признак из числа приведённых может служить доказательством принадлежности всех приматов к классу Млекопитающие?
Ответ. ________________________________________________
7 .К какому классу относят животных, строение головного мозга которых показано на рисунке 3?
1) Костные рыбы 2) Земноводные Рисунок 3
3) Пресмыкающиеся 4) Млекопитающие
Ответ:
8.1. Установите соответствие между характеристиками кровеносной системы животных и их классами: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ХАРАКТЕРИСТИКИ КРОВЕНОСНОЙ СИСТЕМЫ КЛАССЫ ЖИВОТНЫХ
А) В сердце содержится только венозная кровь. 1) земноводные
Б) Сердце образовано четырьмя камерами. 2) птицы
В) В венах малого круга течёт артериальная кровь.
Г) У животных имеется один круг кровообращения.
Д) Венозная кровь из сердца поступает непосредственно к лёгким.
Е) Сердце образовано предсердием и желудочком.
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
8.2. Приведите по три примера животных, относящихся к указанным классам. Запишите их названия в таблицу.
1. Земноводные 2.Паукообразные 3. Кишечнополостные
9. Вставьте в текст «Дыхательная система членистоногих» пропущенные термины из предложенного перечня, используя для этого цифровые обозначения. Запишите в текст цифры выбранных ответов, а затем получившуюся последовательность цифр (по тексту) впишите в приведённую ниже таблицу.
ДЫХАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА ЧЛЕНИСТОНОГИХ
Речной рак дышит при помощи жабр. Растворённый в воде кислород проникает через тонкие стенки жабр в ___________ (А). У паука-крестовика имеются ___________ (Б) и два пучка трахей, которые сообщаются с внешней средой через ___________ (В). При дыхании насекомых с помощью ___________ (Г) кровь не участвует в переносе кислорода и углекислого газа и транспортирует только питательные вещества.
ПЕРЕЧЕНЬ ТЕРМИНОВ:
1) внешняя среда | 2) кровь | 3) полость тела | 4) лёгочные мешки |
5) трахея | 6) жабра | 7) дыхательное отверстие | 8) ротовое отверстие |
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
10. Если у животного имеются органы дыхания, изображённые на рисунке 4, то для этого животного, вероятнее всего, будут характерны
1) чешуя 2) две пары пятипалых конечностей 3) складки и извилины головного мозга
4)теплокровность 5) плавательный пузырь 6)кожа 7)плавники 8)мозг без извилин
Запишите в ответе цифры, под которыми указаны выбранные характеристики.
Ответ. _____________________________________ Рисунок 4
11. В описании животных зоологи часто употребляют термин «теплокровность». Какие преимущества даёт теплокровность
Ответ: ________________________________________________________________________
12. Верны ли следующие суждения о происхождении млекопитающих?
А. Земноводные произошли от древних двоякодышащих рыб. Б. Земноводные произошли от древних рыб.
1) верно только А 2) верно только Б 3) оба суждения верны 4) оба суждения неверны
Ответ.
13. Изучите данные приведённой ниже таблицы и ответьте на вопросы.
Пользуясь таблицей «Размножение рыб» и знаниями из области биологии, выберите правильные утверждения.
Название рыбы | Количество икринок, тыс. | Средний диаметр икринок, мм | Среднее время наступления половозрелости, лет | Средний возраст рыб, выловленных рыбаками в разных водоёмах, лет |
Щука обыкновенная | 30 | 2,7 | 3–4 | 5 |
Норвежская сельдь | 200 | 1,3 | 2–7 | 8 |
Треска балтийская | 1000 | 1 | 5–9 | 3 |
Сазан | 1500 | 1 | 5–6 | 8 |
Колюшка трёхиглая | 0,1–1 | 1,8 | 1 | 2 |
1) Наибольший средний диаметр икринок у щук.
2) Треску балтийскую рыбаки отлавливают в неполовозрелом возрасте.
3) Наибольший средний диаметр икринок у сазана и трески.
4) Количество икринок у колюшки самое низкое, так как действ
1. Пользуясь таблицей «Некоторые характерные особенности человека и человекообразных обезьян», ответьте на следующие вопросы.
1) У представителей какого рода обезьян самый высокий показатель отношения массы мозга к массе тела?
2) Какие приматы лучше всех приспособились к жизни в кронах деревьев? Назовите двух представителей.
3) Какой признак из числа приведённых может служить доказательством принадлежности всех приматов к классу Млекопитающие?
2.Пользуясь таблицей «Размеры яйцеклеток животных», выберите верные предложения.
1) У страуса самая большая яйцеклетка.
2) Размеры яйцеклеток млекопитающих составляют только десятые доли миллиметра, так как питательные вещества яйцеклетки у млекопитающих необходимы на развитие зародыша только на начальной стадии.
3) У аскариды самая большая яйцеклетка.
4) Размеры яйцеклеток лягушки и моллюсков одинаковы, т.к. яйцеклетка развивается в воде.
5) Размеры яйцеклеток у млекопитающих зависят от размера взрослой особи
3.Пользуясь таблицей «Состояние некоторых жизненных процессов у млекопитающих в период активности и во время спячки» и знаниями из области биологии, ответьте на следующие вопросы.
Название животного | Пульс в минуту | Температура тела, °С | % потери в весе |
в период активности | во время спячки | в период активности | во время спячки |
Ёж | 75 | 25 | 35,5 | 3,1 | 31,2 |
Летучая мышь | 420 | 16 | 37,5 | 2,6 | 33,5 |
Хомяк | 175 | 13 | 38,5 | 4,5 | 35 |
Жёлтый суслик | 225 | 12 | 37,0 | 1,4 | 43 |
1) Опускается ли температура тела животных ниже 0 °C во время спячки?
2) Кто из перечисленных животных в норме больше тратит энергии в период их активности?
3) Кто из перечисленных животных больше остальных теряет в весе за время спячки и почему?
Пользуясь таблицей «Дыхательная поверхность жабр у рыб» и знаниями курса биологии ответьте, на следующие вопросы:
Виды рыб | Масса, г | Дыхательная поверхность жабр, см2 |
серебряный карась | 10,0 | 16,96 |
камбала | 135,0 | 889,00 |
окунь | 73,0 | 1173,8 |
1) Какая связь существует между образом жизни рыбы и дыхательной поверхностью её жабр?
2) У какой из рыб отношение дыхательной поверхности к массе тела больше?
3) Чем объясняется то, что у камбалы меньшая площадь поверхности жабр, чем у окуня, хотя масса камбалы
Пользуясь таблицей «Развитие и биология насекомых-вредителей» и знаниями курса биологии ответьте на следующие вопросы.
1) Какие из названных насекомых развиваются с неполным превращением?
2) В какой стадии развития наносят вред растениям капустная белянка и озимая совка?
3) Какими частями растения питается капустная белянка?
4.Пользуясь таблицей «Максимальная продолжительность жизни разных видов позвоночных», ответьте на вопросы и выполните задание.
1. Какое из представленных в таблице млекопитающих имеет наибольшую продолжительность жизни?
2. Какая птица дольше всего проживет в зоопарке?
3. Зависит ли продолжительность жизни животного от его размеров?
5.Пользуясь таблицей «Максимальная продолжительность жизни некоторых видов позвоночных», ответьте на следующие вопросы и выполните задание.
1) Какое из представленных в таблице пресмыкающихся имеет наибольшую продолжительность жизни?
2) Какая рыба живет дольше всего?
3) Зависит ли продолжительность жизни животного от его уровня обмена веществ?
6.Вставьте в текст «Пищеварение у плоских червей» пропущенные термины из предложенного перечня, используя для этого цифровые обозначения. Запишите в текст цифры выбранных ответов, а затем получившуюся последовательность цифр (по тексту) впишите в приведённую ниже таблицу.
ПИЩЕВАРЕНИЕ У ПЛОСКИХ ЧЕРВЕЙ
Свободноживущие плоские черви по образу жизни, как правило, ___________ (А). Пища, поступившая в их организм, переваривается в клетках стенок кишечника и в ___________ (Б). Непереваренные остатки пищи удаляются через ___________ (В). Некоторые паразитические черви не имеют кишечника, поступление пищи у них происходит через ___________ (Г).
ПЕРЕЧЕНЬ ТЕРМИНОВ:
1) полость кишки | 2) ротовое отверстие | 3) анальное отверстие | 4) желудок |
5) поверхность тела | 6) глотка | 7) симбионт | 8) хищник |
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
7.Вставьте в текст «Развитие насекомых» пропущенные термины из предложенного перечня, используя для этого цифровые обозначения. Запишите в текст цифры выбранных ответов, а затем получившуюся последовательность цифр (по тексту) впишите в приведённую ниже таблицу.
РАЗВИТИЕ НАСЕКОМЫХ
Развитие, при котором личинки насекомых обычно похожи на взрослых особей, называют ___________ (А). Насекомые с ___________ (Б) проходят в своём развитии четыре стадии. За счёт накопления личинками питательных веществ под хитиновым покровом ___________ (В) происходят сложные изменения — превращение во взрослую особь. Взрослые насекомые майского жука живут в наземно-воздушной среде, а личинка – в ___________ (Г).
ПЕРЕЧЕНЬ ТЕРМИНОВ:
1) почва | 2) вода | 3) лес | 4) неполное превращение | 5) полное превращение |
6) куколка | 7) гусеница | 8) яйцо | 9) личинка | |
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
8.Вставьте в текст «Характерные признаки насекомых» пропущенные термины из предложенного перечня, используя для этого цифровые обозначения. Запишите в текст цифры выбранных ответов, а затем получившуюся последовательность цифр (по тексту) впишите в приведённую ниже таблицу.
ХАРАКТЕРНЫЕ ПРИЗНАКИ НАСЕКОМЫХ
Тело большинства насекомых состоит из ___________ (А) отделов. На голове у насекомых находится ___________ (Б) усика. На груди имеются три пары ног и крылья. Дыхание взрослых насекомых происходит с помощью хорошо развитых ___________ (В). В связи с этим у насекомых ___________ (Г) не участвует в переносе кислорода и углекислого газа. Насекомые — самый крупный по числу видов класс животных.
ПЕРЕЧЕНЬ ТЕРМИНОВ:
1) один | 2) два | 3) три | 4) четыре |
5) жабра | 6) лёгочный мешок | 7) трахея | 8) кровь |
9.Вставьте в текст «Дождевой червь» пропущенные термины из предложенного перечня, используя дня этого цифровые обозначения. Запишите в текст цифры выбранных ответов, а затем получившуюся последовательность цифр (по тексту) впишите в приведённую ниже таблицу.
Дождевой червь
Дождевые черви — подотряд малощетинковых червей из типа ________(А) черви. Число сегментов изменчиво: от 80 до 300. Кровеносная система у червей_____________(Б), достаточно хорошо развита, кровь имеет красный цвет. Дыхание осуществляется через богатую чувствительными клетками кожу, которая покрыта защитной слизью. Нервная система дождевых червей состоит из брюшной цепочки нервных_________(В). Дождевые черви являются ___________(Г), каждая половозрелая особь обладает женской и мужской половой системой. Размножение происходит через ________________(Д), внутри которого яйца оплодотворяются и развиваются.
ПЕРЕЧЕНЬ ТЕРМИНОВ:
1) круглые 2) кольчатые 3) узел 4) перемычка 5) поясок 6) незамкнутый 7) замкнутый
8) гермафродит 9) раздельнополое
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
Вставьте в текст «Аскарида» пропущенные термины из предложенного перечня, используя для этого числовые обозначения. Запишите в текст цифры выбранных ответов, а затем получившуюся последовательность цифр (по тексту) впишите в приведённую ниже таблицу.
Аскарида
Аскариды — крупные __________(А) черви, их длина может достигать 40 сантиметров. Наиболее часто поражают органы желудочно-кишечного тракта, вызывают ___________(Б). Излюбленным местом обитания взрослых особей является тонкая кишка. Аскариды — двуполые. Аскариды свободно продвигаются по ходу________(В) тракта, поэтому могут заползти в органы __________(Г) системы, вызвав тем самым удушье. Заразиться можно, съев немытые овощи или фрукты. Постоянное нахождение паразитов в кишечнике приводит к ___________(Д) стенки кишечника.
ПЕРЕЧЕНЬ ТЕРМИНОВ:
1) аскаридоз 2) дисбактериоз 3) желудочно-кишечны 4) дыхательный
5) воспаление 6) двуполый
7) гермафродит
8) круглый
9) кольчатый
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
10.Вставьте в текст «Кольчатые черви» пропущенные термины из предложенного перечня, используя для этого цифровые обозначения. Запишите в текст цифры выбранных ответов, а затем получившуюся последовательность цифр (по тексту) впишите в приведённую ниже таблицу.
КОЛЬЧАТЫЕ ЧЕРВИ
К кольчатым червям относят животных, имеющих длинное __________(А) тело. Они подобно плоским и круглым червям — __________(Б) животные с __________(В) симметрией тела. У кольчатых червей имеется __________(Г) и более сложные, чем у других червей, нервная система и органы чувств. Живут кольчатые черви в морях, пресных водоёмах, почве.
ПЕРЕЧЕНЬ ТЕРМИНОВ:
1) двухслойное
2) членистое
3) кровеносная система
4) двухсторонняя
5) нечленистое
6) трёхслойное
7) лучевая
8) дыхательная система
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
11.Вставьте в текст «Животная клетка» пропущенные термины из предложенного перечня, используя для этого цифровые обозначения. Запишите в текст цифры выбранных ответов, а затем получившуюся последовательность цифр (по тексту) впишите в приведённую ниже таблицу.
ЖИВОТНАЯ КЛЕТКА
Все представители царства Животные состоят из _________ (А) клеток. Наследственная информация в этих клетках заключена в _________ (Б), которые находятся в ядре. Постоянные клеточные структуры, выполняющие особые функции, называют _________ (В). Одни из них, например _________ (Г), участвуют в биологическом окислении и называются «энергетическими станциями» клетки.
ПЕРЕЧЕНЬ ТЕРМИНОВ:
1) кольцевая ДНК | 2) лизосома | 3) эукариотическая | 4) митохондрия |
5) хромосома | 6) прокариотическая | 7) органоид | 8) хлоропласт |
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам: