Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №1
Проектная работа
Говорящие фамилии в произведении «Недоросль»
Выполнил:
обучающийся 9 Б класса
МБОУ СОШ № 1
с. Александров Гай
Коржинов Шамиль
Руководитель: Мусинова В.К.
учитель русского языка
и литературы
с. Александров Гай 2022
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………….... 3
ГЛАВА 1 Пояснительная записка…………………………………………...4
Объект исследования…………………………………………………4
Актуальность темы……………………………………………….. ....4
Цели и задачи исследования……………………………………..…..4
Этапы и методы исследования……………………………………. ...5
ГЛАВА 2 Теоретические исследования………………………………… ...6
2.1 Понятие «фамилия» в толковых словарях русского языка…….....6-7
2.2 «Говорящие фамилии» как художественный прием в произведе-
ниях русской литературы………………………. …………………….… ...8-9
ГЛАВА 3 Практические исследования…………………………………...10
3.1 Говорящие фамилии в комедии «Недоросль» Д.И. Фонвизина.10- 12
Заключение …………………………………………………………………13
Список используемой литературы ……………….……………… …..14
ВВЕДЕНИЕ
У каждого человека есть имя и фамилия, они многое могут рассказать о человеке. Особенно тщательно подбирают имена и фамилии для своих персонажей большинство русских писателей. И это не случайно.
На уроках литературы мы часто знакомимся с героями, которые носят говорящие фамилии. Так мастера художественного слова порой указывают на происхождение и общественное положение персонажа того или иного художественного произведения. Иногда в фамилии отражается и авторское отношение к герою. Глубокое и всестороннее познание художественного слова невозможно без осмысления использования автором системы собственных имен. Очевидно, что во многих случаях фамилия несет важную смысловую нагрузку, помогая раскрыть образ, характер персонажа.
Многим читателям при осмыслении художественного произведения становится интересно, откуда берутся фамилии, почему автор дал именно эту фамилию, а не какую-либо другую. Наша работа направлена на изучение говорящих фамилий в произведениях русской классической литературы.
ГЛАВА 1 Пояснительная записка
Область исследования – художественное произведение русского писателя 18- 19 веков.
Объект исследования – говорящие фамилии литературных персонажей. 1.2 Актуальность исследования:
Выбор этой темы исследовательской работы обусловлен большим читательским интересом к говорящим фамилиям в русской литературе. Это необходимо исследовать, чтобы в полной мере понять авторский замысел.
Цель исследования: рассмотреть использование говорящих фамилий на примере произведения писателя 18-19 веков.
Гипотеза:
Выбор писателями фамилии литературных персонажей не случаен. Говорящие фамилии как художественный прием являются одним из способов раскрытия характеров героев. Так ли это? Выясним в ходе нашего исследования.
Задачи:
- Исследовать понятие «фамилия» в толковых словарях.
- Рассмотреть «говорящие фамилии» как художественный прием в произведениях русской литературы.
- Проанализировать использование говорящих фамилий в произведениях русских писателей 18-19 веков.
- Сделать выводы по теме исследования.
- Выполнить компьютерную презентацию.
1.4. Этапы исследования:
- Изучение научной литературы, подбор теоретического материала.
- Прочтение комедии «Недоросль» Д.И. Фонвизина
- Написание проекта.
- Создание компьютерной презентации.
Методы исследования:
- метод изучения информации научно-популярной литературы;
- сбор информации из толковых словарей, научно-литературных стаей, цитат из художественных произведений, наблюдение;
-анализ, сравнение.
ГЛАВА 2 Теоретические исследования
2.1 Понятие «фамилия» в толковых словарях русского языка
В.И. Даль в «Большом иллюстрированном толковом словаре» слово «фамилия» растолковывает так: Фамилия. 1. Семья, семейство// 2. Род, колено, поколенье, племя, кровь, предки и потомство. Он древней, хорошей фамилии (знатного рода) //3. Прозванье, родовое имя.
В толковом словаре С.И. Ожегова русского языка дается следующее толкование слова «фамилия»: Фамилия. 1. Наследственное семейное наименование, прибавляемое к личному имени. Девичья фамилия (до замужества). 2. То же, что род. Старинная фамилия. 3. То же, что семья (устар.). Фамильное сходство.
Обратимся к словарю Д.Н. Ушакова. В нем слово «фамилия» имеет следующие значения: 1. Наследственное семейное наименование, прибавляемое к личному имени и переходящее от отца (или матери) к детям, а от мужа к жене. Назвать свое имя и фамилию. Переменить свою фамилию. 2. То же, что род. Пушкин принадлежал к старинной дворянской фамилии. 3. Семья, члены семьи (разг. устар.). Наблюдайте вашу болезнь. К тому же вот к вам и фамилия теперь приехала, о ней-то попомните. Достоевский. 4. В Древнем Риме- семья вместе с рабами и клиентами (истор.).
В «Школьном толковом словаре русского языка» можно найти такое пояснение слова «фамилия»: 1. Наследственное семейное наименование человека, прибавляемое к личному имени, переходящее от отца (или матери) к детям или приобретаемое в браке. Получить фамилию при рождении. 2. Род поколений, носящих одно наследственное наименование и имеющих одного предка. Старинная знатная фамилия. 3. Устар. Семья, члены семьи. Сфотографироваться всей фамилией.
Само же слово «фамилия» латинского происхождения. Но по всей Европе это слово распространилось именно в значении «семья», «супруги». И в России слово «фамилия» поначалу употребляли в значении «семья». В XVII — XVIII веках еще бытовало слово «прозвище»: оно-то в те времена и обозначало фамилию. И только в XIX веке слово «фамилия» приобрело свое второе значение, ставшее основным: «наследственное семейное именование, прибавляемое к личному имени». Это нам и удалось проследить в исследуемых толковых словарях русского языка.
2.2 «Говорящие фамилии» как художественный прием в произведениях русской литературы
Собственные имена и прозвища занимают важное место в русской художественной литературе. Невозможно познать художественное полотно без осмысления использования автором системы собственных имен. Употребление «говорящих» фамилий является одним из ярких изобразительных средств многих писателей, среди которых Д.И. Фонвизин, И.С.Тургенев, Н.В. Гоголь, А.П. Чехов.
Имена собственные изучает раздел ономастика – раздел лексикологии (от греч. оnomastike – искусство давать собственные имена). В литературоведении же выделяется раздел поэтической ономастики. Здесь речь идет об антропонимах (антропоним- единичное собственное имя или совокупность имен, идентифицирующих человека) как наиболее часто встречающихся в художественном тексте собственных именах.
В качестве типизации неоценимую помощь писателям оказывают выдуманные фамилии, имена. Они несут назывную и характерологическую функцию. В такие известные фамилии, как Простакова, Скотинин, Вральман, Стародум, Ляпкин-Тяпкин, Гибнер закладывались в скрытой форме разнообразные значения, чтобы создать определенный образ героя. Через фамилию автор передает свое отношение к герою, дает возможность читателю познакомиться с персонажем, еще не прочитав произведение. Во время прочтения текста осмысления вдумываешься в его содержание, говорящие фамилии помогают глубже понять привычки и характер литературных персонажей.
В русской литературе такой прием, как «говорящие фамилии» получил широкое распространение в эпоху классицизма. Драматурги сочиняли выразительные имена- характеристики. Если мы обратимся к комедии «Недоросль» Дениса Ивановича Фонвизина, то уже список действующих лиц даст нам полное представление о его героях, их характере и поступках.
Более того герои с соответствующими фамилиями в классических произведениях делились на «положительных» и «отрицательных». В комедии «Недоросль» Д.И. Фонвизина к «положительным» героям можно отнести Стародума, Милона, Правдина, а к «отрицательным»- Скотинина, Вральмана, Простакову. Фамилии последних персонажей становятся средством насмешки, создают комический эффект. Следовательно, мастера сатиры использовали прием «говорящие фамилии» для создания обобщенного образа сатирического типа.
Таким образом, прием «говорящие фамилии» является одним из самых экспрессивных средств художественной литературы.
ГЛАВА 3 Практические исследования
3.1 Говорящие фамилии в комедии «Недоросль» Д.И. Фонвизина
В XVIII веке вершиной развития драматургии классицизма стало творчество Дениса Ивановича Фонвизина. Поднимая проблемы воспитания дворянства, самоуправства в России, Д.И. Фонвизин создает классицистическую комедию. Для классицистических пьес характерны свои особенности, в том числе деление героев на «положительных» и «отрицательных». Н.М. Азарова по этому поводу отмечает: «Каждый герой- носитель какой-нибудь черты (добродетели или порока), что отражается в «говорящих фамилиях» (Скотинин, Простаков, Милон, Правдин, Стародум у Фонвизина).
Тринадцать героев пьесы драматург условно делит на 2 полюса. Однако нужно отметить, что не всех персонажей «Недоросля», исходя из их имен, можно отнести к «положительным» или «отрицательным». Например, Цыфиркин и Кутейкин являются лексически нейтральными и говорят лишь о роде занятий наставников Митрофана. Следовательно, с говорящими именами у Д.И. Фонвизина не все так просто и однозначно.
Рассмотрим значение имени Митрофан (в переводе с греческого языка «подобный своей матери»). Становится ясно, что он во всем походит на свою мать, находится под ее покровительством. Молодой дворянин, который не желает учиться, проявляет боязнь, слабость духа, не имеющий достойной цели в жизни, явно относится к отрицательным персонажам комедии. После выхода данного произведения имя «Митрофан» в России стало ассоциироваться с лентяем и невеждой.
Галерею отрицательных персонажей с выразительными именами- характеристиками продолжают Простакова, Простаков, Скотинин, Вральман.
Госпожа Простакова и Простаков – родители Митрофана. Их фамилия произошла от слова «простой», значит, указывает на простоту. В первую очередь – на простоту души, что свидетельствует о бедном духовном мире героев. Эту фамилию Простакова получает после замужества. И если Простаков не имеет своего мнения, во всем потакает жене, то она, наоборот, очень своенравный и корыстный человек. Объяснить это можно тем, что Простакова из рода дворян по фамилии Скотинины. Отец у нее был малообразованным, поэтому она и Тарас Скотинин (ее брат)- невежды. Неудивительно, что и Митрофан становится зеркальным отражением матери.
Фамилия Скотинин тоже говорит за себя. Он очень любит свиней, многих сравнивает с ними. В своей речи Скотинин часто упоминает о свиньях: «Пойти бы прогуляться на скотный двор»; (Митрофану) «Ох ты чушка проклятая!». Фамилия Скотинин указывает на невежество, отсутствие правильного воспитания, нравственную деградацию персонажа.
Фамилия Адама Адамыча (учит Митрофана французскому языку и другим наукам)- Вральман, отчасти русская, отчасти немецкая. Очевидно, что она происходит от слова «врать» и семантически указывает на ложь, обман. Действительно, какие знания может дать человек, который ранее служил кучером у Стародума? Он хитрый, ленивый и льстивый человек, который ничему не учит Митрофана.
«Положительные» герои комедии, имеющие соответственные говорящие фамилии,- Милон, Правдин, Стародум и Софья.
Фамилия Милон произошла от слова «милый, любимый». Софья любит офицера Милона, отсюда «милый», «любимый». Имя пришло, вероятно, из западных языков. Если провести параллель с английским словом Melon (в переводе означает «дыня»), то становится понятно, почему так сладки его речи.
Правдин- чиновник, давний друг Стародума. Он от лица правительства послан к Простаковым в дом, чтобы принять в опеку ее имение и деревни. Фамилия «Правдин» свидетельствует о том, что он всегда говорит только правду и везде пытается ее добиться. Он- защита от барского произвола, слабомыслия и тиранства.
Софья. В переводе с греческого языка означает «мудрость», «премудрая». В комедии «Недоросль» Софья- молодая девушка, племянница Стародума. Она грамотна, много читает. Говорит: «Нельзя не любить правил добродетели». Развитию нравственных качеств Софьи благоприятствуют философские разговоры со Стародумом о дружбе, семье, богатстве, уме и совести. Мы наблюдаем сходство в их внутреннем мире: (Софья) «Ваше изъяснение, дядюшка, сходно с моим внутренним чувством, которого я изъяснить не могла. Я теперь живо чувствую и достоинство честного человека, и его должность». Стародум же видит в ней «сердце честного человека».
Стародум- дядя Софьи. Воплощение мудрости старших поколений. Отец дал Стародуму отличное воспитание, он твердил сыну: «…имей сердце, имей душу, и будешь человек во всякое время». Стародум достоин восхищения и подражания.
Таким образом, прием «говорящие фамилии» в комедии «Недоросль» Д.И. Фонвизина помогает определить черты характера и род занятия героев. Писатель - просветитель понимает, что простой обыватель прежде всего обращает внимание на фамилии героев. Являясь великолепным сатириком, настраивая читателей на комичный лад, автор преследует свою цель-изображение пороков современного ему общества.
Заключение
Целью данной работы было рассмотреть использование говорящих фамилий на примере произведения писателя 18-19 веков. Экспрессивное использование собственных имен характерно многим писателям. Они тщательно продумывают, какие имена, фамилии могут включить в ткань художественного произведения. Выбор фамилии отражает субъективное отношение к создаваемому литературному персонажу. Зачастую фамилия раскрывает характер героя, тип личности, поэтому можно утверждать, что наша гипотеза подтвердилась. В ходе исследования мы также выяснили, что говорящие фамилии у Д.И. Фонвизина - это наследие классицизма: деление героев на «положительных» и «отрицательных».
Таким образом, говорящие фамилии в русской литературе 18-19 веков проходят в своем становлении ряд этапов. При создании художественного текста важную роль играют говорящие фамилии, помогающие раскрыть характеры героев, идейный замысел автора.
Список используемой литературы
Азарова Н.М. Текст. Пособие по русской литературе XIX века, ч. 1.- М.: «Прометей», 2000.
Введенская Л. А., Колесников Н. П.. От собственных имен к нарицательным. М.: Просвещение, 1989.
Даль В. И. «Большой иллюстрированный толковый словарь русского языка». Под ред. Ю. Медведева. – ООО «Издательство Астрель», М.,2004.
Никонов В.А. «География фамилий».- Наука, М., 1988.
Никонов В.А. Имена персонажей. – В кн.: «Поэтика и стилистика русской литературы». – Л., Наука, 1981.
Ожегов С.И. «Словарь русского языка» под общ. ред. Л.И. Скворцова.- «ОНИКС 21 век», 2003.
Суперанская А.В., Суслова А.В. «Современные русские фамилии».- М., Наука, 1984.
Ушаков Д. Н. «Большой толковый словарь современного русского языка. – ООО «Буколика», ООО «РООССА», 2008. (если шинель)
Фонвизин Д.И. «Недоросль».- Издательство «Детская литература», Ленинградское отделение, 1989 г
Школьный толковый словарь // А.А. Семенюк, М.А. Матюшина.- ООО «Русское слово-учебник», М., 2012.