ГРАММАТИЧЕСКИЕ ИГРЫ на уроках английского языка в начальной школе
Основные цели грамматических игр:
научить детей употреблению речевых образцов, содержащих определенные грамматические трудности; практически
применять знания по грамматике,
создать естественную ситуацию для употребления грамматических конструкций в естественных ситуациях общения
Hide – and – Seek in the Picture
Цель: тренировка употребления предлогов места.
Необходима большая картинка с изображением комнаты. Водящий (один из учеников) “прячется” где-нибудь на картинке, пишет на бумаге, куда он спрятался и отдаёт её учителю. Дети, задавая водящему общие вопросы, “ищут” его на картинке. Чтобы больше было похоже на настоящие прятки, можно хором прочитать присказку:
Bushel of wheat, bushel of clover,
All not hid, can’t hide over.
All eyes open! Here I come.
Где твои игрушки?
Are you under the bed?
Are you behind the door?
Are you on the chair?
Are you in the box?
.Act as you say.
Цель: тренировка употребления Present Continuous.
Задание заключается в выполнении команд с комментариями. Играют по 3 ученика: 1 – отдаёт команду, 2 – выполняет и говорит, что он делает, 3 – описывает действия второго.
Daily life
1 – Play volleyball. 2 – I am playing volleyball. 3 – He/ She is playing volleyball.
1 – Wash your face. 2 – I am washing my face. 3 – He/ She is washing his/ her face.
1 – Do exercises. 2 – I am doing exercises. 3 – He/ She is doing exercises.
Magic Box
Цель: закрепление употребления изученных временных форм.
В яркой коробке у учителя лежат карточки. Дети вытягивают по одной карточке. Задание: необходимо составить рассказ (можно шутливый), используя глагол, написанный на карточке, во всех известных временных формах. Учитель вытягивает карточку первым и выполняет задание в качестве примера. По возможности все действия могут быть иллюстрированы мимикой, жестами.
Take a shower!
I take a shower every day. I am taking a shower now. But I didn’t take a shower yesterday because I went for a walk with my dog and came home late. Tomorrow I will take a shower because I will do exercises.
Первыми отвечают сильные ученики. После выполнения своего задания, они могут помочь более слабым ученикам или взять ещё карточку и выполнить задание письменно.
Theatre.
Цель: тренировка образования утвердительной, вопросительной, отрицательной форм изученных времён.
Класс делится на две команды. Каждому члену команд раздаются карточки – роли с составными частями предложения. С помощью этих “ролей” участники задают вопросы соперникам, соперники отвечают на них, выстраиваясь в ряд и образуя предложение.
5. Игра с картинкой.
Для лучшего усвоения учащимися структур в Present Continuous можно использовать игру с картиной. Школьникам предлагается угадать, что
делает тот или иной персонаж, изображенный на картинке, которую они пока не видели. Ребята задают вопросы, например: P1: Is the girl sitting at the table?
T : No, she is not.
P2: Is the girl standing?
Побеждает ученик, который угадал действие, изображенное на картинке. Он становится ведущим и берёт другую картинку.
6. Лото
Лото «Глаголы в картинках» является хорошим наглядным пособием для тренировки грамматических форм. На картах - несколько картинок, изображающих какие-либо действия человека, например: катание на коньках, игра в шахматы, чтение книги и т.д. На фишке – одна картинка. Учитель показывает фишку с картинкой (мальчик катается на коньках) и спрашивает: What is he doing?
Учащиеся находят у себя такую же картинку и отвечают:
He is doing.
При правильном ответе он получает фишку.
Цель – автоматизация навыков в употреблении общих вопросов.
А. Can a boy swim? В. Do fishes live in the sea?
Can a cat fly? Do books sing?
Can a fish run? Do you live in a tree?
Can a bird fly? Does Pete go in for sports?
Can you swim?
7. Комментатор .
Учащиеся по очереди выполняют действия и комментируют их, например: I am sitting. I am standing up. I am going to the window.
Учитель даёт ученику карточку за каждое правильно названное действие. Победителем становится тот, который набрал большее количество карточек.
8. WHAT DO YOU LIKE TO DO?
Цель – активизация в речи общих вопросов.
Один из учащихся загадывает, что он любит делать, остальные задают ему вопросы: Do you like to swim? Do you like to play football? До тех пор, пока не отгадают. Отгадавший становится водящим.
9. HAVE YOU …
Цель: тренировать учащихся в употреблении общих вопросов с глаголом to have. На столе учителя разложены игрушки. Ученикам предлагается посмотреть на них и запомнить. /предварительно можно повторить с учащимися все названия по-английски/. Затем ученики отворачиваются, а ведущий берёт со стола какую-либо игрушку и прячет её за спиной. Остальные игрушки закрываются газетой. Ученики задают вопросы ведущему : Have you a cat? Have you a dog? и т. д. и так до тех пор, пока кто-либо из учеников не отгадает спрятанную игрушку. Он и занимает место ведущего.
10. CHANGES.
Один ученик выходит из класса. В это время в классе происходят какие-то изменения : один или два ученика меняют свои места за партами, передвигается стул, открывается окно и т. п.
Когда водящий возвращается, он должен ответить на вопрос «What has changed?» т. е. назвать всё, что изменилось в классе . Например: The window was shat, now it is open. Pete was at the first desk, now he is at the third desk. Счёт может быть командным или индивидуальным. За каждое правильное предложение команда /или ученик/ получает одно очко.
11. Любимые занятия карлсона.
Ребята, вы знаете Карлсона, который живёт на крыше.
Передо мной картинка, на которой изображен Карлсон за своим любимым занятием. Угадайте, что он делает. Учащиеся задают вопросы: Is he playing ball? Is he reading a book? еtc.
12. Комнатный бой.
Это грамматическая игра на отработку структуры.
В игре – два человека.
Каждый из участников рисует план своей комнаты(они не должны видеть рисунков друг друга), а также пустой квадрат, представляющий собой план комнаты партнера, который будет заполняться «мебелью» в ходе игры.
При этом заранее оговариваются названия и количество предметов в комнатах. Затем они по очереди задают друг другу вопросы, пытаясь выяснить расположение мебели в комнате партнера.
Например: Is there a table in the middle of the room? Is there a TV-set in the left corner?
Если ответ утвердительный, то спрашивающий делает соответствующие рисунки в пустом квадрате и задает следующий вопрос.
Если ответ отрицательный, он теряет право задавать вопросы и отвечает на вопросы партнера. Выигрывает тот, кто первым отгадал расположение мебели в комнате партнера и заполнил пустой квадрат.
13. Подарки.
Цель: закрепление лексики по теме, автоматизация употребления изученных глаголов в будущем времени в устной речи.
Ход игры: образуются две команды. На доске записываются два ряда слов: 1) наименование подарка, 2) список глаголов. Играющие должны сказать, используя при этом глаголы из списка, что они будут делать с подарками, полученными в день рождения. Каждый участник игры придумывает по одному предложению. Выигрывает команда, которая быстрее справиться с заданием составит предложения без ошибок.
14. Цифры.
Цель: повторение количественных числительных.
Ход игры: образуются две команды. Справа и слева на доске записывается вразброску одинаковое количество цифр. Учитель называет цифры одну за другой. Представители команд должны быстро найти и вычеркнуть названную цифру на своей половине доски. Выигрывает та команда, которая быстрее справится с заданием.
- Грамматические игры
Цель данного вида – научить учащихся употреблению речевых образцов, содержащих определенные грамматические трудности, создать естественную ситуацию для употребления данного речевого образца, развить речевую творческую активность и самостоятельность учащихся.
Примеры игр:
1 игра:
Глагол to have хорошо усваивается в игре “Button”. Все ученики держат ладони лодочкой. Ведущий кладет пуговицу в руки одного из них, а другой ведущий должен угадать, у кого она находится. Второй ведущий обращается к ученику: “Button, button! Have you a button? No”, слышит он в ответ и обращается с этим же вопросом к другому ученику. Игра продолжается до тех пор, пока ведущий не угадает, у кого в руках пуговица; при этом он может задать только три вопроса. Эта игра готовит учащихся к диалогической речи.
2 игра:
Для обработки более сложных фраз с глаголом to have может быть использована игра «Скорый поезд». Предлагается умеренный темп проговаривания фразы, например: “I have a book in my hand”. Через некоторое время предупреждаю, что поезд набирает скорость и ускоряет темп проговаривания фразы. Все учащиеся спешат проговорить фразу, чтобы «не отстать от поезда».
3 игра:
Дети становятся в кружок, водящий посередине. Дети водят хоровод и поют песенку:
One and two,
I and you,
One and two,
Who are you?
Учащийся, напротив которого оказался водящий отвечает на вопрос. Следующий куплет:
One, two, three
He and she.
One, two, three
Who is she?
На этот вопрос отвечает водящий, напротив которого оказался любой из учащихся.
4 игра:
Дети становятся в цепочку и за спиной передают какую-нибудь игрушку. Водящий считает до 10 и командует: Stop! И после этого пытается угадать, у кого игрушка, задавая при этом вопрос: Do you have a dog? Если он угадал, ученик отвечает: Yes, I do и становится водящим.
5 игра:
Дети водят хоровод и проговаривают считалочку:
One potato, two potatoes, three potatoes, four;
Five potatoes, six potatoes, seven potatoes more.
Как только считалка завершается, дети должны назвать имя того, на ком она кончилась: His name is…кто не успел или не правильно назвал her или his, садится на место.
6 игра “Wearenice”
Дети встают в две шеренги друг напротив друга. Учитель просит повторять за ним каждую строчку, сопровождая слова жестами:
- I am nice (указывают на себя)
- You are nice (указывают на стоящего напротив в другой шеренге)
- We are nice (дети, в каждой шеренге указывают на всех, стоящих рядом)
-And you (указывают на всех, стоящих напротив)
- He is nice (указывают на мальчиков)
- She is nice (указывают на девочек)
- They are nice, too (указывают на всех)
7 игра “Where do you live?”
Игра идет по цепочке. Дети передают другу друг мяч со словами:
Уч.1: You are a crocodile. Where do you live?
Уч.2: I live in the river. (обращаясь к следующему ученику) You are a frog. Where do you live?
Уч.3: I live in the pond. You are a horse. Where do you live?
Уч.4: I live in the farm. You are a bear. Where do you live?
Уч.5: I live in the forest. You are a dog. Where do you live?
Уч.6: I live in the house. You are a tiger. Where do you live?
Уч.7: I live in the zoo.
Грамматические игры.
Цели:
-научить учащихся употреблять речевые образцы, содержащие определённые грамматические трудности
-Создать естественную ситуацию для употребления данного речевого образца
-развить речевую творческую активность учащихся
Игра “What is this?”
Учитель показывает открытку детям испрашивает: “Guess, what is this?” Ребята задают вопросы:” Is this a girl?” Учитель отвечает:” No it isn’ t” или “Yes, it is.”
Игра “ Memory Game.”
Обучает употреблению в речи структуры типа: It’s Vera’s pen.Прохожу между рядами с корзиной. Каждый ученик кладёт в неё какой-то предмет, иллюстрирующий изученную лексику, говоря:”Take it please.”Я благодарю учеников, а затем ставлю корзину на стол. Показывая один из предметов задаю вопрос: “Whose pen is this?”Желающий отвечает: “It’ Vera’pen.” Побеждает тот, кто узнал наибольшее количество предметов.
Игра “Фокусник.”
Отрабатывается вопрос и ответы на него:”What kind of box is this?” “This is a big, small, long, short, round, square, thick, thin box.”Фокусник задаёт вопрос. Если предмет назван неверно, он показывает его и говорит:”That’s wrong.”Если предмет угадан, то ученик выполняет роль фокусника и игра продолжается.
Игра “Questions.”
Загадав предмет, ведущий начинает с присказки: “I spy with my little eye something beginning with D”, называя первую букву, задуманного слова. Ученики задают вопрос, пытаясь отгадать:”Is it a cat?”
Игра “The Gate.”
Игра позволяет повторить, закрепить в памяти все виды вопросительных предложений. Двое учеников, соединив руки, становятся перед классом, образуя ворота. Остальные по очереди подходят к ним и задают вопросы. В зависимости от правильности вопроса следует ответ:”The gate is open”или”The gate is shut”
Игра “Бестолковый поросёнок.”
Для этой игры желательно иметь маску поросёнка. Поросёнок никак не может запомнить расписание уроков и всё время переспрашивает ребят:”Do you have 5 lessons on Monday? Do you have English on Tuesday?”
Игра “Дирижёр.”
В роли дирижёра выступает учитель. Дирижёр поднимает карточку со знаком вопроса и хор произносит: “What are you doing?”Учитель показывает на одного из учеников и тот говорит:”I am speaking English.”Хор комментирует:”He is speaking English.”Дирижёр вновь поднимает знак вопроса, и игра продолжается.
Игра “There is…”
Группа делится на две команды. Учитель складывает в коробку предметы, названия которых известны ученикам. После этого члены команд по очереди называют по-английски эти предметы:”There is a book in the box.”
Игра “Zoo.”
1. Скажи классу, какие из этих животных ты можешь увидеть в зоопарке.
Ученик-“I can see a tiger in the zoo.
2.Каких животных в зоопарке нет.
Ученик-“Cows don’t live in the zoo или There is no cow in the zoo.”
3.Каких животных можно увидеть в деревне.
Ученик: “I can see a horse in the village.”
Игра “Hedgehogs.”
Даю предложения на русском языке, учащиеся ищут в тексте эквивалентное предложение на английском языке. Тот ученик, который первым нашёл нужное предложение, прочитывает его. Например:” Наша школа не очень большая.” Ученик из текста:”Our school is not so large”
Игра “Butterfly.”
Со словами:”Fly, butterfly, fly!”кто-либо из детей подбрасывает бабочку вверх, над листом бумаги, на котором написана та или иная грамматическая структура. Надо найти предложение с данной структурой.
Игра “Blind Man’s Buff.”
Игра в жмурки. Водящий с завязанными глазами постоянно спрашивает:”Where are you?”Все вразнобой, иногда меняя голоса, кричат:” I am here.”Но вот водящий поймал “ жертву”.”Are you Lena?”Lena:”Yes, I am.” Лена стала водить.
Изучение грамматических явлений является одним из наиболее трудных моментов в изучении английского языка. Но здесь тоже могут помочь различные рифмовки и стихотворения. Их можно использовать как на начальном и среднем, так и на продвинутом этапах обучения английскому языку.
The verb “ to be”
I am a pupil.
You are a writer.
She is a teacher.
He is a fighter.
***
I've got/She/He/It has got
I am a kitten.
I've got a mitten.
I am a giraffe.
I've got a scarf.
It is a kitten.
It has got a mitten.
It is a giraffe.
It has got a scarf.
***
Present Continuous
I am calling my friends
At half past three.
They are very busy,
They can't come to me:
Pete is reading a book,
Kate is learning to cook,
Pat is feeding her cat,
Jack is tidying his flat.
***
Present Perfect
I've been to the Zoo,
I've seen a kangaroo,
I've eaten a cake-
I'm feeling great!
***
Subjunctive Mood
If I were a cat – I would catch a rat.
If I were a ball – I would jump and fall.
If I were a bee – I would hide in the tree.
If I were a kangaroo – I would live in the Zoo.
I wish I could run like a dog.
I wish I could swim like a frog.
I wish I could fly like a butterfly.
I wish I could smile like a crocodile.
***Passive Voice
The book was read.
The pet was fed.
The work was done.
The song was sung.
The letter was written
And sent to Great Britain.
Then it was read
And quickly sent back.