СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Гражданско – патриотическое воспитание личности младшего школьника средствами умк «азбука смоленского края"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Начальная школа является тем уровнем образования, вкотором закладываются основы гражданско - патриотического воспитания личности.

Просмотр содержимого документа
«Гражданско – патриотическое воспитание личности младшего школьника средствами умк «азбука смоленского края"»

Пилипчак Светлана Анатольевна,

учитель начальных классов

МБОУ «Средняя школа №1 им. Ю.А. Гагарина»

города Гагарина Смоленской области



ГРАЖДАНСКО – ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ЛИЧНОСТИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА ПО СРЕДСТВАМ УМК «АЗБУКА СМОЛЕНКОГО КРАЯ»


Содержание образования на современном этапе направлено на обновление в соответствии с новыми образовательными потребностями России. И большое внимание уделяется формированию человека как целостной личности, способной творчески самовыражаться, саморазвиваться, обеспечивая свою интеграцию.

Реализация этой цели требует решения целого ряда задач, среди которых: последовательное воспитание у школьников активной позиции хранителя и созидателя отечественной культуры, истории своей Родины, своего края, стремящегося к их процветанию.

И именно начальная школа является тем уровнем образования, в котором закладываются основы гражданско – патриотического воспитания личности.

Патриотизм в переводе с греческого означает любовь к Родине, преданность своему Отечеству.

«Гражданственность» - интегративная комплексная характеристика личности, понятие, которое характеризует гражданско- патриотическую позицию человека, его ценностную ориентацию, подразумевающую ответственность за судьбу своей Родины, сопричастность с ее судьбой. А любить Родину- значит, любить свой родной край, свою малую родину.

Все это нашло отражение в УМК «Азбука Смоленского края» для учащихся начальных классов (авторы С.А. Болотова, О.В. Сибиченков), призванному воспитывать любви к Родине, гордости за героическое прошлое нашей области, за право называться смолянином; любви и уважению к землякам, прославляющим город(село); желанию быть похожим на них своими поступками и делами; бережному отношению к памятникам прошлого.

УМК «Азбука Смоленского края» основывается на общедидактических и специфических принципах обучения младших школьников.

Это, прежде всего, краеведческий принцип отбора материала, выполненный таким образом, чтобы в наибольшей степени влиять на душу ребенка, строить обучение на основе непосредственного восприятия им особенностей своей малой родины.

Принцип научности означает науку как источник системы фактов, понятий, закономерностей, изучаемых в данном курсе по краеведению, и проявляется, прежде всего, в отборе учебного материала, применяемых методов обучения.

Принцип доступности и посильности позволяет использовать учащимися доступный по уровню трудности краеведческий материал, не требующий затруднений для его усвоения.

Нравственный (этический) принцип проявляется в отборе исторического материала. Рассказы, стихи, очерки, направленные на воспитание патриотических чувств людей, чувств уважения и любви к героическому прошлому народа, чувства сопереживания с людьми и событиями родного края.

Принцип вариативности отражен в структуре и объеме программы курса. Также интегрируются различные формы подачи учебной информации: текст, иллюстрация, карта- схема, дидактический рисунок, загадки, ребусы и др.

Такой подход к представлению учебной информации предполагает вариативность в выборе форм (занятия в классе, экскурсии, уроки- путешествия, уроки –заседания «Клуба знатоков», утренники, игры, викторины), методов (беседы, рассказ, чтение и обсуждение детских книг по теме задания, встречи с участниками исторических событий, ветеранами, сбор материала для краеведческого уголка, музея) и приемов работы, которые учитывают индивидуальные способности и возможности учащихся.

Принцип наглядности реализуется использованием слайдов, видеоматериалов, презентаций, любительских кинофильмом, фотографий и зарисовок памятников истории и культуры, портретов и фотографий земляков, экскурсионных буклетов, фотоальбомов.

Принцип организации краеведческо - познавательной деятельности учащихся (принцип маятника):

Свой город----история и культура Смоленского края;

История государства, края----история родного города.

Принцип интеграции направлен на формирование у детей целостного представления о своей малой родине, в виде органически связанного между собой единого целого наследия нашего края.

Программа регионального курса «Азбука Смоленского края» включает в себя 3 раздела (блока) тем, 2-й из которых затрагивает вопросы истории Смоленщины.

Первоначально региональное содержание реализовывалось как углубленное изучение на специальных уроках. Это были поистине уроки творческого познания, уроки воспитания уважения и любви к каждому уголку своей родной земли, ее героическому прошлому и настоящему. На уроках использовались логические приемы мышления: сопоставление, сравнение, выявление различий и сходств в событиях, причин и значения событий и др. И, конечно, использование фантазии учащихся, их творческих способностей. Все это позволяло учащимся усваивать основы исторического краеведения в процессе активной познавательной деятельности. А учителю, для вовлечения детей в этот процесс, применять вариативность в выборе заданий, как к отдельному этапу урока, так и к целому уроку. Все это позволяло планировать структуру урока таким образом, чтобы сделать учение осмысленным, увязывая его с реальными, жизненными ситуациями, для того, чтобы выработать свою жизненную позицию в отношении мира, тем самым совершенствоваться в нравственных нормах и правилах.

Прежде всего это

а) целеполагание- постановка учебной задачи на основе создания проблемной ситуации- соотнесения того, что уже известно и уже усвоено учащимися, и того, что еще неизвестно («Зачем?» «Где или для чего могут пригодиться полученные знания?»)

При постановке цели дети используют опорные глаголы:

- познакомиться;

- узнать;

-научиться;

- выяснить;

- сравнить;

- проанализировать.

При целеполагании использую прием «Ситуации яркого пятна» - это может быть необычный предмет (памятник, бюст и т. д.), картина или просто выделенная цветом или размером запись на доске. Тем самым я побуждаю учащихся к принятию цели, строю диалог и способствую достижению цели.

б) поиск информации,

в) моделирование,

г) планирование- определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата, составление плана и последовательности действий, прогнозирование- планирование результата.

Эта работа способствует развитию осознанности выполнения деятельности, причин ошибок и коррекции. Для реализации этого этапа часто использую прием «Обсуждение готового плана решения учебной задачи».

Задание:

- Составить кроссворд по теме со словами из рубрик «Музей слов», которые ребята уже изучили. Для этого предлагаю план:

- найти изученные слова,

-выписать из учебника или толкового словаря значение каждого слова,

- начертить кроссворд и пронумеровать клеточки.

Обсуждение:

- Поможет ли вам данный план в составлении кроссворда?

- Что произойдет, если переставить пункты плана? (Можно ли сначала начертить кроссворд, а потом выбрать слова из списка?)- Пункты плана переставлять нельзя. Часто для разрешения проблемной ситуации использую следующие приемы:

  1. Самостоятельное решение--- коллективная проверка результатов---выявление причин затруднения.

  2. Группировка- деление ряда слов, предметов, цифр на группы с обоснованием своих высказываний.

  3. «Верите ли вы, что…» - учащимся в начале урока на листочках даю факты, работая в группах дети знакомятся с ними. Если они согласны с данными фактами, то ставят в таблице «+», а если нет, то «-». В конце урока снова возвращаемся к утверждениям. Ребята видят, в чем они заблуждались.

  4. Эстафета читательского творчества «По следам прочитанного». Учащиеся при помощи клеше выражают свое отношение к прочитанному материалу:

- Я почувствовал(а)…

- Я увидел(а)…

- Я вспомнил(а)…

- Мне стало грустно…

- Я бы продолжил(а) написанное так…

- Если бы я оказался (ась) в подобной ситуации, я бы действовал(а) так…

- Этот текст напомнил мне случай из моей жизни…

- Текст вызвал у меня чувство…

Большие возможности для достижения цели дает система заданий учебника.

  1. Работа со специальной терминологией, знакомство с книгами- словарями, объяснение терминологических словосочетаний.

  2. Собственное оценивание с точки зрения общечеловеческих норм.

Зад. 46 стр.92

- Сделайте план маршрута путешествия по местам боевой славы своего района.

Зад. 57 стр.137

- Для классного краеведческого уголка сделайте альбом «Мои земляки».

  1. Творческие задания.

Зад. 31 стр.53

- Сделайте макет отдельных башен или всей крепостной стены из любого подручного материала.

Зад.41 стр.73

- Сделайте альбом или выставку в своем классе, посвященные военному прошлому Смоленщины.

Зад. 40 стр.72

- Дорогие ребята. Я написала вам небольшое письмо. Прочитать его вы сможете по первым буквам нарисованных предметов.

(Чтобы любить родной край, надо его хорошо знать.)

  1. Написание мини- сочинения, сообщения

Зад. 17 стр. 28

-Обратитесь к «Копилке знатока». Найдите и подготовьте сообщение (доклад) о районе, где вы живете.

Зад. 39 стр. 71

- Подготовьте сообщение о военном прошлом вашего города (села).

  1. Составление текста.

Зад.8-12 стр.141-143

д) контроль (мотивирующий и диагностический) - сопоставление результата с заданным эталоном, коррекция- внесение необходимых дополнений и корректив, оценка (рефлексивная и прогностическая) - выделение и осознание того, что усвоили, а в чем оказались неправы. (Для этого использую контрольные вопросы к теме урока). Эти действия являются стартовыми в формировании учебной деятельности.

На этом этапе использую различные приемы:

  1. «Исключение».

Детям предлагаю ряд загадок, картинок, слов с неоднократным повтором, но одно из них не подходит к данному ряду. Анализируя дети находят лишнее.

  1. Всевозможные игры: «Лесенка», «Число- контролер», сверка с образцом (готовым ответом),

  2. Выполнение задание по алгоритму,

  3. Взаимоконтроль с товарищами,

  4. «Волшебные линеечки» (оценочная шкала) -измерение любых параметров работы, ставя выше или ниже крестик,

  5. «Задания- ловушки» (рефлексия усвоения способа действий) - озвучивание ответов на задания с ложным ответом.

  6. «Умные вопросы» -умение не просто определить «дефицит» своих знаний, но и задать нужный вопрос учителю:

«Я этого не знаю, но могу узнать, если задам учителю вопрос…»

  1. «Многоступенчатый выбор» (умение работать со столом «заданий» (карточки),

  2. «Разноцветные поправки» (умение работать над совершенствованием своей работы.) Собираю и просматриваю тетради учеников, но не оцениваю. Через некоторое время предлагаю внести исправления карандашом другого цвета с учетом новых знаний. Затем собираю работы и оцениваю. Результат: «прирост» в знаниях.

е) умение слушать,

ж) самоопределение,

з) саморегуляция.

К сожалению, в настоящее время материал УМК «Азбука Смоленского края» приходится включать в базовое содержание путем равномерного распределения регионального содержания по учебным предметам. Но опыт работы, совместная деятельность педагога, учеников и их родителей остается бесценной в гражданско- патриотическом воспитании подрастающего поколения. Никто не остается равнодушным, посещая краеведческие музеи, возлагая цветы к памятникам знаменитых земляков, встречаясь с ветеранами, совершая незабываемые экскурсии «Путешествие- знакомство с достопримечательностями родного города», «Улицы моего города». Школьники становятся «сынами» поискового отряда «Корчагинец» и с интересом участвуют в раскопках и перезахоронении останков воинов Великой Отечественной войны.

Школа, история России, история своего родного края- эти темы объединены одной, самой важной для человека - темой Родины. А узнавать, понимать, уважать и любить свою Родину необходимо учиться на протяжении всей жизни. Гордость за свою страну начинают испытывать уже первоклашки, переступив порог своей школы. 12 апреля 2018 в 81 стране мира стартовала масштабная акция Гагаринский урок «Космос-это мы» (В этом году он проходил дистанционно). В рамках данной акции в школьном музее была открыта «Парта героя», посвященная первому в мире космонавту, выпускнику нашей школы Юрию Алексеевичу Гагарину.

1 сентября 2018 года, в канун освобождения Смоленщины от немецко- фашистских захватчиков, была продолжена «Эстафета подвига», и установлены еще 4 «Парты Героя», посвященные Героям Советского Союза, выпускникам нашей школы: Игорю Сорневу, Александру Румянцеву, Дмитрию Румянцеву, Николаю Невскому. Их подвиг бессмертен. На них равняется молодежь. И лучшие ученики школы удостаиваются права сидеть за партой героя, подавая пример другим.

В канун 75-летия Великой Победы был широко использован материал УМК «Азбука Смоленского края». Дети, совершая путешествие в мир прошлого, знакомились со славными страницами истории России, Смоленской земли, узнали о героических свершениях и мужестве наших соотечественников, земляков. А это так важно в наше время, когда многое забывают и интерпретируют в угоду политических соображений. Дети нашли в своем сердце уголок для гордости за своих прадедов.

С целью увековечивания исторической памяти о героях Великой Отечественной войны школьники участвуют в уникальном школьном проекте по сбору воедино информации обо всех участниках Великой Отечественной войны, чьи внуки и правнуки учатся или работают (работали) в МБОУ «Средняя школа №1». На сайте школы создали страницу «Бессмертный полк школы». Планировалось создать «Книгу памяти» и памятный баннер, состоящих из фотографий героев, которые будут размещены и использоваться в экспозиции школьного музея. И пусть пандемия нарушила наши планы, обучающиеся вплотную занимались поисковой деятельностью, собирали материал из разных источников, создали новый банк информации о героях и их подвигах. И праздник 9 мая состоялся. Дети сняли видеоролики о своих прадедах, нарисовали рисунки на тему «Победа!», выучили песни, стихи о известных Смоленских поэтов, участвовали в акции «Окна Победы» и разместили результаты своей работы в инстаграм. Также дети участвовали в международном конкурсе «В сердце ты у каждого, Победа!», в викторинах «Мы знаем, чтим и помним!», «За мир, за страну!», где стали победителями, о чем свидетельствуют дипломы.

Таким образом, мы видим, что содержание УМК «Азбука Смоленского Края» построено так, что учитель имеет огромные возможности для формирования гражданско- патриотических качеств личности младших школьников. А результаты этой работы- «налицо».


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ


  1. Агапова И., Давыдова М. Патриотическое воспитание в школе. - М.: Айрис-пресс, 2011 - 143 с.

  2. Азаров. Ю. Педагогическое искусство патриотического воспитания школьников // Дополнительное образование. - 2013. - №6. - С.3 - 7.

  3. Болотова С.А., Сибиченков О.В. Азбука Смоленского края: учебное пособие по краеведению для выпускного класса начальной школы. – Ч.2 – Смоленск: Изд.Смоленского областного института усовершенствования учителей, 2000. – С.28, 53, 71-73, 92, 137, 141-143.

  4. Федеральный государственный стандарт начального общего образования: текст с изм. и доп. на 2011 г./ Министерство образования и науки РФ. – М.: Просвещение, 2011.