Тема: И.А.Бунин «Первый снег».
Цели урока:
- расширять знания детей о творчестве И.Бунина;
- активизировать навыки правильного, выразительного чтения;
- развивать память, речь;
УУД:
Регулятивные:
- организовывать свое рабочее место,
- вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу, если она расходится с эталоном (образцом),
Коммуникативные:
- соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить,
- вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное),
- сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в паре: устанавливать и соблюдать очерёдность действий, корректно сообщать товарищу об ошибках,
- участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы.
Познавательные:
- знакомство учащихся со стихами русских поэтов о зиме;
- развитие образного восприятия мира, памяти, внимания, навыков выразительного чтения;
- формирование навыка сравнения и анализа;
Личностные:
- ценить взаимопомощь и взаимоподдержку друзей,
- внимательно относиться к собственным переживаниям и переживаниям других людей; нравственному содержанию поступков.
Оборудование к уроку:
1. Компьютер.
2. Проектор.
3. Колонки.
4. Экран.
5. Раздаточный материал: кроссворд, заготовки для изготовления снежинок, заготовки рамок для рисунков, бумага, клей, ножницы, цветные карандаши.
Ход урока:
1.Орг. момент. Сегодня мы познакомимся с новыми стихотворениями, но наш урок будет не совсем обычным. Я назвала его урок-фантазия!
- А что такое фантазия? (ответы детей)
- Фантазия помогает людям жить более интересно, красиво и разнообразно.
Догадайтесь, на какую тему мы сегодня будем фантазировать?
Всё кругом бело-синее,
Всё в тонком кружеве теней.
А лес укрыт пушистым инеем,
Уснул до первых вешних дней. (зима)
- Мы поговорим сегодня о прекрасном, волшебном времени года – о зиме. О первом снеге.
- А чтобы лучше настроится на зимний лад, давайте разгадаем кроссворд. Для этого нам надо объединиться в группы по 4-5 человек. Разгадав кроссворд, узнаете цвет зимы.
1. Большие кучи снега, которые наметает метель (в ед. числе)
2. Покружилась звёздочка в воздухе немножко
Села и растаяла на моей ладошке.
3. Появившаяся во время оттепели вода и подтаявший снег замерзают на дорогах. Это явление называют…
4. Обильное (сильное ) выпадение снега называется…
5. Щиплет уши, щиплет нос, лезет в валенки мороз.
Брызнешь воду- упадёт не вода уже, а лёд.
Даже птице не летится - от мороза стынет птица.
Повернуло солнце к лету. Что скажи за месяц это?
Ответы на кроссворд:
1 cугроб
2 снежинка
3 гололед
4 снегопад
5 январь
- Итак, какой же основной цвет зимы? (Белый)
Скажите, как называются люди, которые фантазируют при помощи красок и кистей? (ХУДОЖНИКИ)
Вводная беседа
- Какое сейчас время года?- Какие зимние месяцы вы знаете? - Нравится ли вам зима?
– Почему?
2. Работа над акростихом.
-Прочитайте стихотворение.
На доске:
С неба падали пушинки
На замерзшие поля.
Ель закутали косынкой ,
Жаркой шубой тополя
И укрыли дом да площадь
Необычным одеялом.
Как же их зовут? – ты спросишь.
Имя здесь я написала.
-Кто догадался, о чем это стихотворение? Отгадку вы найдите,
если прочитаете сверху вниз первые буквы стихотворных строчек. Такой вид стихотворений называется акростихом.
3.Речевая разминка.
Проведем дыхательную гимнастику. Представьте, что на ваши ладушки упали снежинки.
Вы полюбовались их красотой и решили отпустить на волю . Наберите воздух. Сдуньте снежинки с руки (повторить 3 раза ). А теперь проведем речевую разминку.
Произнесите предложение ,записанное на доске , делая ударение каждый раз на другом слове.
На доске: С неба падают снежинки.
4. Актуализация знаний .
Учитель читает вступительную статью к разделу ,дети следят по тексту.
-Какие ассоциации возникают у мальчика со словом ЗИМА?
-Чем стихотворение отличается от прозы?
- Прочитайте про себя загадки на странице 189.Среди них найдите стихотворные .
-Какая загадка не является стихотворением? Почему ?
- Соответствуют ли рисунки загадкам?
-Назовите правильные отгадки.
-Что значит « Серебром деревья убирает»? Как вы понимаете эти слова?
-Отгадайте загадки о зиме, которые я вам загадаю.
Сели детки на карниз и растут все время вниз .
(сосулька)
Зимой в поле лежал, а весной в речку побежал.
(снег)
Без рук рисует ,без зубов кусает
(мороз)
5.Постановка цели урока.
-Ребята , посмотрите на картину на доске. –Какое впечатление она на вас произвела ?
- Какое настроение ,какие чувства у вас возникают глядя на эту картину?
-Сегодня мы в гостях у чародейки и волшебницы Зимы.
-Мы познакомимся со стихотворением И.А.Бунина « Первый снег»
Русский писатель , поэт Иван Алексеевич Бунин родился 22 октября 1870 году в г.Воронеже в семье обедневшего дворянина ,принадлежащего к старинному дворянскому роду. В семье Буниных было 9 детей , но 5 из них умерли . Т.к.денег на образование не было ,то образование И.Бунина проходило в домашних условиях : полностью освоить программу гимназии ,а затем и университета помог его старший брат Юлий, к тому времени окончивший университет.
Первое стихотворение Бунин написал в 8 лет.
6.Изучение нового материала.
А).Слушание стихотворения И.А .Бунина.
-Какую картину вам нарисовало ваше воображение ?
-Какой день, какую погоду вы себе представили ?
- Можно ли сказать ,что настроение ,передаваемое автором стихотворения радостное, ликующее , торжествующее ?
-Есть ли в стихотворении непонятные слова ? Давайте найдем толкование в словаре в конце книги.
-Какие слова вы бы выделили голосом при чтении и произношении трудных слов :
Ярким пурпуром (ударение на 1 слоге)
Пред закатом (не перед!)
Б). Выразительное чтение 3-4 ученика.
7.Физкультминутка.
Сейчас у нас небольшая зимняя разминка
Солнце землю греет слабо,
(руки вверх и вниз)
По ночам трещит мороз,
(руки на пояс, наклоны в стороны)
Во дворе у Снежной Бабы
(руки на пояс, поворот вокруг себя)
Побелел морковный нос.
(дети показывают нос)
В речке стала вдруг вода
Неподвижна и тверда,
(прыжки на месте) Вьюга злится, снег кружится
(дети кружатся)
Заметает всё кругом
Белоснежным серебром
(имитируют движения руками)
8. Закрепление изученного материала .
Сейчас я проверю знаете ли вы пословицы о зиме .Эти снежинки залетели к нам в окно и принесли пословицы. Я буду читать начало , а вы заканчивать пословицу .
Зимой снег глубокий , летом хлеб (высокий ).
Два друга – мороз да (вьюга ).
Береги нос в большой ( мороз).
-Благодаря поэзии мы учимся лучше понимать друг ,чувствовать и ценить неповторимую красоту русской природы . Художники ,писатели ,поэты и композиторы любили русскую зиму и посвящали ей свои произведения . Великий русский композитор П.И.Чайковский написал музыкальное произведение «Времена года». Послушайте и скажите :- о каком времени года эта музыка?
9.Подведение итогов урока.
10. Домашнее задание: выучить стихотворение наизусть , выполнить иллюстрацию к нему.