И. П. Васильевых, Ю. Н. Гостева. ТИПОВЫЕ ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ. 14 вариантов заданий
ВАРИАНТ 5
Часть 1
Ответами к заданиям 1-25 являются цифра (число) или слово (несколько слов), последовательность цифр (чисел). Запишите ответ в поле ответа в тексте работы, а затем перенесите в БЛАНК ОТВЕТОВ М 1 справа от номера задания, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и других дополнительных символов. Каждую букву или цифру пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведёнными в бланке образцами.
Прочитайте текст и выполните задания 1-3.
(1)В России XIX века культурным центром являлся не только Петербург, Москва также была центром культурного притяжения. (2) если Петербург был имперским городом, наиболее полно воплотившим идеи европеизма, то Москва больше сохраняла начала традиционности и в культуре, и в общественном сознании. (3)Наличие двух центров культуры сказывалось на особенностях взаимодействия столицы и провинции, которая больше тяготела к Москве как к хранительнице патриархального образа жизни и исторической памяти.
1. Укажите два предложения, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений.
1) Петербург был имперским городом, наиболее полно воплотившим идеи европеизма, а Москва больше сохраняла начала традиционности и в культуре, и в общественном сознании, поэтому провинция всегда тяготела к Москве.
2) В России XIX века было два культурных центра: Петербург и Москва, к которой, как к хранительнице патриархальных традиций и исторической памяти, больше, чем к европеизированному имперскому Петербургу, тяготела провинция.
3) Провинция всегда тяготела к Москве, поскольку этот город в большей степени сохранял начала традиционности и в культуре, и в общественном сознании, чем имперский Петербург, наиболее полно воплотивший идеи европеизма.
4) Наличие в России XIX века двух центров культуры — Петербурга и Москвы — сказывалось на взаимодействии столицы и провинции, больше тяготевшей не к европеизированному имперскому Петербургу, а к патриархальной Москве.
5) Центром культурного притяжения в прошлом веке можно было считать как Москву, сохранявшую начала традиционности и в культуре, и в общественном сознании, так и Петербург, являвшийся имперским городом, наиболее полно воплотившим идеи европеизма.
Ответ: ______________________________________.
2. Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно стоять на месте пропуска во
втором (2) предложении текста? Выпишите это слово (сочетание слов).
Но / Наоборот, / Так как / Поэтому / Несмотря на это,
Ответ: ______________________________________.
3. Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова КУЛЬТУРА. Определите значение, в котором это слово употреблено во втором (2) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.
КУЛЬТУРА, ы; ж.
1) То же, что культурность. Человек высокой культуры.
2) Разведение, выращивание какого-нибудь растения или животного. К. льна. К. шелкопряда.
3) Высокий уровень чего-нибудь, высокое развитие, умение. К. производства. К. голоса (у певцов). Физическая к. (физкультура). К.речи.
4) Совокупность производственных, общественных и духовных достижений людей. История культуры. К. древних греков.
5) Разводимое растение, а также клетки микроорганизмов, выращенные в питательной среде в лабораторных или промышленных условиях. Технические культуры. К. органической ткани.
Ответ: ______________________________________.
4. В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.
окружИт / начАлся / понЯв / сОгнутый / стройнА
Ответ: ______________________________________.
5. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.
В списке крытых ЛЕДОВЫХ арен России представлены все крытые стадионы России, на которых проводились или проводятся матчи по хоккею с шайбой.
При составлении БЛАГОДАРНОГО письма, адресованного родителям учеников, следует серьёзно обдумать его содержание: в нём должно быть по достоинству оценено неравнодушное отношение к жизни школы.
Когда на подпись Олегу Николаевичу было принесено последнее заключение о готовности нового эксперимента, у него за плечами было уже три неудавшихся эксперимента, и четвёртая неудача с большой вероятностью могла ПЕРЕПОЛНИТЬ чашу терпения руководства.
Кипячение СНИЖАЕТ временную жёсткость воды, возникающую при излишней концентрации солей кальция, марганца и магния, за счёт выпадения минералов в осадок. ЖЕЛАТЕЛЬНЫМ поворотом событий как для одной, так и для другой страны было бы значительное увеличение потоков поставок товаров и услуг.
Ответ: ______________________________________.
6. В одном из приведённых ниже выделенных слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
ГЛОЖЕТ кость / тончайших ЧУЛОК / длинноногих ЦАПЕЛЬ / ЧЕТЫРЁХСТАМИ школами
ЖЁСТЧЕ мела
Ответ: ______________________________________.
7. Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ | ПРЕДЛОЖЕНИЯ |
A) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением | 1) Большим событием в культурной жизни России стала постановка оперы М.И. Глинки «Жизнь за царя» в Петербурге в 1836 году. |
Б) нарушение в построении предложения с причастным оборотом | 2) Огромное влияние на русскую драматургию и театр оказал А.Н. Островский, пьесы которого стали новым этапом в развитии сценического реализма и не только обновили репертуар театров, но и искусство актёра. |
B) нарушение в построении предложения с однородными членами | 3) В маленьком кафе, хозяевами которого были пожилые супруги, Леонид Сергеевич поинтересовался, как вы завариваете такой на редкость вкусный чай. |
Г) нарушение в построении предложения с косвенной речью | 4) В конце XIX века стали устанавливать коммутаторы, позволявшие ускорять работу, но требовавшие более быстрой реакции от работника телефонной станции. |
Д) нарушение видо-временной соотнесённости глагольных форм | 5) Агафья вспомнила имя бывшего односельчанина, с которым не виделась четверть века, с трудом, и то после того, как представляет его избу, стоявшую с ангарской стороны улицы под двумя громадными тёмными елями. |
| 6) Максим Горький считал, что писать нужно так, чтобы «словам было тесно, а мыслям просторно». |
| 7) В созданном И.А. Буниным в 1920 году замечательном произведении «Деревне», по словам исследователя творчества писателя, «говорила» страдающая и думающая деревенская Россия. |
| 8) В специальном Положении о частных телеграфных и телефонных станциях, изданных в 80-е годы, правительством было обращено внимание на личные качества телефониста, которые ему необходимы «для успешной и правильной передачи и приёма депеш ». |
| 9) Сказанное кем-то грубое слово обычно вызывает недоумение окружающих и неприязнь по отношению к тому, кто это слово произнёс. |
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
Ответ:
8. Определите слово, в котором пропущена безударная чередующаяся гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.
разб..редить / самор..ализация / разб..рающийся / распор..жение / иниц..ативный
Ответ: ______________________________________.
9. Определите ряд, в котором в обоих словах пропущена одна и та же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.
ра..шить, не..жатый / впр..куску, пр..сечь / сверх..яркий, р..яный / п..мерк, п..завчера
предыдущий, по..скал
Ответ: ______________________________________.
10. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква О.
подкрад..ваться / оправд..ваться / воспит.. вать / посовет.. вать / разгляд..вать
Ответ: ______________________________________.
11. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Ю.
вер..щий / сыпл..щийся / жал..щий / помн..щий / стро..щийся
Ответ: ______________________________________.
12. Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.
(НЕ)СПЕША открыв иллюстрированный альбом, библиотекарь с гордостью продемонстрировал посетителю интересующую его репродукцию.
Дочь с трудом сдерживала волнение, (НЕ)ВЫДАННОЕ, однако, ни словом, ни взглядом. Рассказ оказался ничуть (НЕ)СТРАШНЫМ.
При мягком вечернем освещении расставленные в высоких вазах розы казались (НЕ)БЕЛЫМИ, а кремовыми.
Ночь окутала лес тишиной, и лишь спокойное журчание ручья слышалось (НЕ)ВДАЛЕКЕ.
Ответ: ______________________________________.
13. Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.
Припомнилось Заряницкому, что ровно год назад в ЭТО(ЖЕ) время бродил он по этому тротуару ТАК(ЖЕ) уныло и одиноко, как и теперь.
(НА)СКОЛЬКО поначалу зрители были смущены, когда на сцене появился столь юный дирижёр, (НА)СТОЛЬКО теперь, когда звучала волшебная музыка, они были восхищены и очарованы.
(К)СЧАСТЬЮ, в стороне блеснул тусклый свет и помог заблудившимся в пещерах людям найти другое отверстие (НА)ПОДОБИЕ двери.
(В)НАЧАЛЕ апреля снег растаял, и, несмотря на ещё стоявшие холода, (КОЕ)ГДЕ начала пробиваться молодая травка.
(В)ПРОДОЛЖЕНИЕ недели были подведены предварительные итоги работы над проектом, которая (НА)ПРОТЯЖЕНИИ трёх лет велась несколькими отделами предприятия.
Ответ: ______________________________________.
14. Укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) пишется одно Н.
В письме Катерина писала брату, что он выдумал себе неверное представление о собст- ве(1)ом облике, ведь чувства человека непостоя(2)ы и единстве(3)ая це(4)ость — это правильное, по мере возможности, суждение о том, что происходит или произошло, которое основа(5)о на неопровержимом опыте сравнения.
Ответ: ______________________________________.
15. Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.
1) В сияющих люстрами и мрамором залах громко и торжественно звучала музыка.
2) Ещё ребёнком Пушкин видел Карамзина слушал разговоры взрослых на литературные темы.
3) Аспирантка проводила многие часы в экспозициях и фондах музеев в архивах и библиотеках.
4) Ледоход — это движение льда на реках и озёрах под воздействием течения или ветра.
5) В 1872 году в Москве по инициативе Общества любителей естествознания антропологии этнографии при Московском университете был создан Политехнический музей.
Ответ: ______________________________________.
16. Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Не без воздействия Сперанского (1) ненавидевшего придворные круги (2) и (3) стремившегося максимально ограничить их политическую роль в государстве (4) первый директор Лицея Малиновский пытался оградить это учебное заведение от влияния двора путём строгой замкнутости.
Ответ: ______________________________________.
17. Расставьте все недостающие знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Конечно же (1) инженер (2) ясно видел, что предложенное ему задание (3) мягко говоря (4) нелепое, и (5) поэтому (6) он не планировал (7) даже (8) приступать к его выполнению.
Ответ: ______________________________________.
18. Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Во второй половине XIX века большими успехами была отмечена (1) работа учёных- физиков (2) среди имён которых (3) имя А.Г. Столетова — создателя отечественной физической школы — по праву занимает (4) одно из первых мест.
Ответ: ______________________________________.
19. Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Алексей Мересьев расправился с «фокке-вульфом» (1) и (2) когда вывел свой самолёт (3) из сумасшедшего вертикального пике (4) впервые необыкновенно ярко ощутил радость победы.
Ответ: ______________________________________.
20. Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.
Творчество Михаила Юрьевича Лермонтова, в котором сочетаются вместе гражданские, философские и личные мотивы, отвечавшие потребностям духовной жизни русского общества, ознаменовало новый расцвет русской литературы и оказало большое влияние на виднейших русских писателей и поэтов XIX и XX веков.
Ответ: ______________________________________.
Прочитайте текст и выполните задания 21 -26.
(1)Перейдя дорогу, мы с Валей двинулись в лесопарк, куда лентой увиливала тропа, ведущая к невидимой городской окраине. (2)Вокруг нас, как добрые гиганты, высились зелёнозолотистые сосны, островками выделялся пышный кустарник, тянуло смолистым сквознячком и звонко насвистывали пичужки.
(3)Мы были одни.
(4)Я думал, наша прогулка будет простой и весёлой, как телефонный разговор, но что-то вдруг сковало меня. (5)Я уже не скрывал от себя, как вчера, что влюбился в Валю, но боялся влюблённости, потому что уже дважды она заканчивалась плачевно: девчонки отшатывались от меня, как только я делал намёк на желание встречаться. (6)Поэтому я решил раз и навсегда: да ну их, этих девчонок! (7)И вдруг опять!.. (8)Теперь я знал, что надо таиться, чтобы дольше продлилась эта невесомость. (9)Во мне билось ликование, но я подавлял его. (10)Мне бы говорить и говорить с Валей, но я молчал; мне бы плясать вокруг неё, но я спокойно брёл рядом; мне бы смеяться, но я почти хмурился; мне бы не сводить с неё глаз, но я косился на неё лишь украдкой.
—(11)Аскольд, ты уже был здесь? — спросила Валя.
—(12)Был. (13)Вон там маслята собирал.
—(14)С кем?
—(15)Как с кем? (16)Один.
—(17)А почему ты покраснел?
—(18)Потому что вопрос странный.
—(19)Сам ты странный.
(20)Она отбежала в сторону, набрала сосновых шишек и стала кидать в меня. (21)Пятясь, я ловил их и складывал в карман.
(22)У выхода из лесопарка Валя убежала, не дав себя проводить, а я пешком через весь город поплёлся домой.
(23)Приняв тёплый душ, я бухнулся на прохладный диван, закрыл глаза и... взлетел. (24)Я стрижом унёсся к лесопарку и увидел юношу и девушку. (25)Она удивительно красива, а он так себе, на тройку с минусом, почти двоечник по красоте, но это, кажется, не беспокоит её, наоборот, она улыбается ему, кидает в него шишки, вытирает платком его запачканный лоб. (26)Он влюблён в неё, а она?.. (27)Чем он привлекает её?.. (28)А может, и не привлекает вовсе. (29)Может быть, это просто так, и завтра он поймёт это. (30)Она позвонит и скажет: всё, мальчик, больше я с тобой не играю... (31)Хотя нет, вот они на завтра назначают новую встречу, правда, деловую, но встречу!
(32)Я прервал этот волшебный полёт и открыл глаза от ощущения какой-то тревоги. (33)И вдруг с болью догадался, что этой прогулки с Валей могло бы и не быть! (34)Ведь разгорись наша с Зефом драка — и всё, сидел бы я дома, отмачивал синяки, вправлял суставы или вообще неизвестно что могло быть... (35)Ужас как тесно соседствуют добро и зло! (36)Научиться бы так управлять своей жизнью, чтобы всё в ней было хорошо! (37)Нет, от явных глупостей надо открещиваться! (38)Например, от внешней вражды с Зефом. (39)Внутренне расходимся, и хватит. (40)3ачем я ему врезал-то? (41)Иногда сам с собой расходишься, так не лупить же себя!
(42)Я встал, подумал, как начать разговор, и набрал номер. (43)3еф отозвался мигом.
—(44)А-а, ты-ы! — протянул он.
—(45)Слушай, Зеф, ты чего сбежал?
—(46)Откуда?
—(47)Откуда! (48)Назначил драку, а сам утёк!
—(49)Может, я по расписанию дерусь! — заиграл Зеф. — (50)Может, у меня очередь на драку! (51)Или ты спешишь?
—(52)Я не спешу! (53)Я предлагаю мир.
—(54)Мир? — удивился и даже несколько растерялся Мишка. — (55)Так мы же ещё не воевали.
—(56)Вот и не надо, а то будет поздно.
—(57)Ха! — воскликнул Мишка. — (58)Я ему — всего лишь шуточку, а он мне — в лоб, и квиты? (59)Математик нашёлся!
—(60)Ты мне этой шуточкой в душу плюнул! (61)А мне, может, легче в лоб получить, чем в душу!
—(62)Шустряк! — вяло крякнул Мишка. — (63)А может, сначала только перемирие для раздумий, а?
—(64)Ну, перемирие.
—(65)Ладно, Эп, я тоже не любитель мордобоя. (66)С тебя за это две задачки по физике.
—(67)Я ещё не решил.
—(68)Решай и звони.
—(69)Идёт!
(70)Я положил трубку. (71)Более серьёзно выяснять отношения с Зефом не стоило: его близким другом я не хотел быть, а для закрепления перемирия хватит двух задач и пустячной болтовни. (72)С Зефом — блеск! (73)Нет у меня больше врагов! (74)И нет огорчений!
(75)А на подоконнике, разъершив чешуйки, лежат одиннадцать сосновых шишек, которыми Валя кидала в меня... (По Г.П. Михасенко*)
*Геннадий Павлович Михасенко (1936-1994 гг.) — русский советский писатель, драматург, поэт.
21. Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.
Ответ: ______________________________________.
22. Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.
1) В предложениях 22-23 представлено рассуждение.
2) В предложении 2 содержится описание.
3) В предложении 25 представлено повествование.
4) Предложение 31 содержит факт, опровергающий высказанное в предложении 30 предположение.
5) Предложение 34 поясняет содержание предложения 33.
Ответ: ______________________________________.
23. Из предложений 7-10 выпишите один фразеологизм.
Ответ: ______________________________________.
24. Среди предложений 20-25 найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим с помощью форм слова и личного местоимения. Напишите номер(-а) этого(-их) предложения(-ий).
Ответ: ______________________________________.
Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который Вы анализировали, выполняя задания 21—24.
В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номерам терминов из списка. Запишите в таблицу под каждой буквой соответствующую цифру.
Последовательность цифр запишите в БЛАНК ОТВЕТОВ № 1 справа от номера задания 25, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и других дополнительных символов.
Каждую цифру пишите в соответствии с приведёнными в бланке образцами.
25. «Картина природы дана через восприятие рассказчика. Для создания пейзажа использованы тропы: (А)___(«зелёно-золотистые сосны», «пышный кустарник», «смолистым сквознячком» в предложении 2) и
(Б)___(«лентой» в предложении 1, «как добрые гиганты» и «островками» в предложении 2). Сопоставляя возможное проявление чувств, которые он испытывал, со своим поведением рядом с Валей, рассказчик использует приём — (В)___(в предложении 10). Разговор с одноклассником имеет другую эмоциональную окраску, которую во многом создаёт использование такого лексического средства, как (Г)___(«утёк» в предложе нии 48, «квиты» в предложении 58, «шустряк» в предложении 62, «мордобоя» в предложении 65)».
Список терминов:
1) эпитет
2) метафора
3) сравнение
4) фразеологизм
5) ряд однородных членов
6) разговорная и просторечная лексика
7) синтаксический параллелизм
8) синонимы
9) парцелляция
Ответ:
Не забудьте перенести все ответы в БЛАНК ОТВЕТОВ № 1 в соответствии с инструкцией по выполнению работы.
Часть 2
Для ответа на это задание используйте БЛАНК ОТВЕТОВ № 2.
26. Напишите сочинение по прочитанному тексту.
Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста.
Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в комментарий два примера- иллюстрации из прочитанного текста, которые, по Вашему мнению, важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования).
Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Напишите, согласны или не согласны Вы с точкой зрения автора прочитанного текста. Объясните почему. Своё мнение аргументируйте, опираясь в первую очередь на читательский опыт, а также на знания и жизненные наблюдения (учитываются первые два аргумента).
Объём сочинения — не менее 150 слов.
Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, такая работа оценивается нулём баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
8