СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

И.С.Тургенев. "Муму" . Крепостное право.

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

материалы  к уроку

Просмотр содержимого документа
«И.С.Тургенев. "Муму" . Крепостное право.»

И.С. Тургенев. «Муму».  Тема бесправия в рассказе.  Неравный брак

И.С. Тургенев. «Муму». Тема бесправия в рассказе. Неравный брак

ЦЕЛИ ОБУЧЕНИЯ:  6.2.4.1 анализировать эпизоды драматических и прозаических произведений, важные для характеристики главных героев;  6.2.5.1 характеризовать героев, используя план и цитаты из текста

ЦЕЛИ ОБУЧЕНИЯ: 6.2.4.1 анализировать эпизоды драматических и прозаических произведений, важные для характеристики главных героев; 6.2.5.1 характеризовать героев, используя план и цитаты из текста

Словарная работа Крепостное право – совокупность юридических норм государства, закреплявших наиболее полную и суровую форму зависимости крестьянина от помещика.

Словарная работа

Крепостное право – совокупность юридических норм государства, закреплявших наиболее полную и суровую форму зависимости крестьянина от помещика.

Указы об ужесточении крепостного права:    1747 г. – помещику предоставляется право продавать своих крестьян в солдаты любому лицу; 1760 г. – помещик получил право ссылать крестьян в Сибирь без следствия, суда и проверки. Как правило, помещик старался сбыть старых, увечных, негодных к работе людей. Почти все они погибали в пути.

Указы об ужесточении крепостного права:

1747 г. – помещику предоставляется право продавать своих крестьян в солдаты любому лицу;

1760 г. – помещик получил право ссылать крестьян в Сибирь без следствия, суда и проверки. Как правило, помещик старался сбыть старых, увечных, негодных к работе людей. Почти все они погибали в пути.

Выводы Именно при крепостном строе существовало самое страшное право – эксплуатация одного человека другим.

Выводы

Именно при крепостном строе существовало самое страшное право – эксплуатация одного человека другим.

Продажа крепостных с аукциона. К. В. Лебедев. 1910 год.

Продажа крепостных с аукциона. К. В. Лебедев. 1910 год.

Василий Перов. «Тройка»

Василий Перов. «Тройка»

Иван Сергеевич Тургенев « Я не мог дышать одним воздухом, оставаться рядом с тем, что я возненавидел… В моих глазах враг этот имел определенный образ, носил известное имя: враг этот был – крепостное право .»

Иван Сергеевич Тургенев

« Я не мог дышать одним воздухом, оставаться рядом с тем, что я возненавидел…

В моих глазах враг этот имел определенный образ, носил известное имя: враг этот был – крепостное право .»

История создания «Муму́» — рассказ русского писателя Ивана Сергеевича Тургенева, написанный в 1852 году. В основе произведения лежат реальные события, происходившие в московском доме матери писателя, Лутовиновой Варвары Петровны.

История создания

«Муму́» — рассказ русского писателя Ивана Сергеевича Тургенева, написанный в 1852 году. В основе произведения лежат реальные события, происходившие в московском доме матери писателя, Лутовиновой Варвары Петровны.

Прототип- реальное лицо,  послужившее автору для создания литературного героя.  Прототипом образа Герасима явился немой дворник Андрей, который жил у Варвары Петровны, матери писателя.  Это был красавец с русыми волосами и синими глазами, огромного роста и с такой же силой, как у Герасима, он поднимал 10 пудов.

Прототип- реальное лицо, послужившее автору для создания литературного героя.

Прототипом образа Герасима явился немой дворник Андрей, который жил у Варвары Петровны, матери писателя.

Это был красавец с русыми волосами и синими глазами, огромного роста и с такой же силой, как у Герасима, он поднимал 10 пудов.

Андрей и Герасим  Обиды, которые терпел Герасим от своей барыни, почти полностью повторяют обиды, нанесённые реальному дворнику Андрею.  Андрей, в отличие от Герасима, служил барыне до конца жизни, сохранил рабскую покорность ей даже после уничтожения собаки.

Андрей и Герасим

Обиды, которые терпел Герасим от своей барыни, почти полностью повторяют обиды, нанесённые реальному дворнику Андрею.

Андрей, в отличие от Герасима, служил барыне до конца жизни, сохранил рабскую покорность ей даже после уничтожения собаки.

Кто виноват?  Всем ходом повествования Тургенев доказывает, что в судьбе Герасима виновата не столько барыня, сколько существующий строй, основанный на зависимости одного человека от другого, т.е. крепостное право.  В образе Герасима показаны лучшие черты народа-труженика: благородство, душевная чистота, глубина чувств, любовь к родному краю, чувство собственного достоинства, а главное, способность противостоять несправедливости.

Кто виноват?

Всем ходом повествования Тургенев доказывает, что в судьбе Герасима виновата не столько барыня, сколько существующий строй, основанный на зависимости одного человека от другого, т.е. крепостное право.

В образе Герасима показаны лучшие черты народа-труженика: благородство, душевная чистота, глубина чувств, любовь к родному краю, чувство собственного достоинства, а главное, способность противостоять несправедливости.

Образ и характеристика Татьяны. Татьяна - женщина с тяжелой судьбой:  «С ранней молодости ее держали в черном теле: работала она за двоих, а ласки никакой никогда не видала; одевали ее плохо; жалованье она получала самое маленькое; родни у ней все равно что не было». Татьяна - запуганная, боязливая женщина. Татьяна очень боится своей барыни.

Образ и характеристика Татьяны.

  • Татьяна - женщина с тяжелой судьбой:
  • «С ранней молодости ее держали в черном теле: работала она за двоих, а ласки никакой никогда не видала; одевали ее плохо; жалованье она получала самое маленькое; родни у ней все равно что не было».
  • Татьяна - запуганная, боязливая женщина.
  • Татьяна очень боится своей барыни.
«Татьяна, состоявшая, в должности прачки (впрочем, ей, как искусной и ученой прачке, поручалось одно тонкое белье), была женщина лет двадцати осьми, маленькая, худая, белокурая, с родинками на левой щеке. Татьяна не могла похвалиться своей участью. С ранней молодости ее держали в черном теле; работала она за двоих, а ласки никакой никогда не видала; одевали ее плохо, жалованье она получала самое маленькое. Когда-то она слыла красавицей, но красота с нее очень скоро соскочила. Нрава она была весьма смирного, или, лучше сказать, запуганного, к самой себе она чувствовала полное равнодушие, других боялась смертельно; думала только о том, как бы работу к сроку кончить, никогда ни с кем не говорила и трепетала при одном имени барыни, хотя та ее почти в глаза не знала». Охарактеризуйте Татьяну, опираясь на план и используя цитаты из текста. План характеристики 1. Определение места героя в произведении 2. Портрет. Внешний облик, возраст 3. Речевая характеристика. 4. Черты характера. 5. Судьба Татьяны

«Татьяна, состоявшая, в должности прачки (впрочем, ей, как искусной и ученой прачке, поручалось одно тонкое белье), была женщина лет двадцати осьми, маленькая, худая, белокурая, с родинками на левой щеке. Татьяна не могла похвалиться своей участью. С ранней молодости ее держали в черном теле; работала она за двоих, а ласки никакой никогда не видала; одевали ее плохо, жалованье она получала самое маленькое.

Когда-то она слыла красавицей, но красота с нее очень скоро соскочила. Нрава она была весьма смирного, или, лучше сказать, запуганного, к самой себе она чувствовала полное равнодушие, других боялась смертельно; думала только о том, как бы работу к сроку кончить, никогда ни с кем не говорила и трепетала при одном имени барыни, хотя та ее почти в глаза не знала».

Охарактеризуйте Татьяну, опираясь на план и используя цитаты из текста.

План характеристики

1. Определение места героя в произведении

2. Портрет. Внешний облик, возраст

3. Речевая характеристика.

4. Черты характера.

5. Судьба Татьяны

Восстановите последовательность эпизодов в рассказе «Муму». 1. Герасим самовольно уходит из барского дома в деревню. 2. Жизнь Герасима в доме барыни. 3. Герасим находит щенка. 4. Любовь Герасима к Татьяне. 5. Расставание с Татьяной. 6. Барыня требует уничтожить собаку. 7. Барыня решает женить пьяницу-башмачника на Татьяне. 8. Герасим подчиняется воле помещицы, утопив собаку. 9. Встреча Муму и барыни

Восстановите последовательность эпизодов в рассказе «Муму».

1. Герасим самовольно уходит из барского дома в деревню.

2. Жизнь Герасима в доме барыни.

3. Герасим находит щенка.

4. Любовь Герасима к Татьяне.

5. Расставание с Татьяной.

6. Барыня требует уничтожить собаку.

7. Барыня решает женить пьяницу-башмачника на Татьяне.

8. Герасим подчиняется воле помещицы, утопив собаку.

9. Встреча Муму и барыни

Итоги обсуждения.  Герасим был крепостным и вынужден выполнять все приказы и капризы свой госпожи. “Почему же Герасим не ушел в деревню с Муму? ”.  Он не посмел ослушаться барыни, но и не захотел жить в доме, где распоряжаются жестокие и бесчеловечные люди.

Итоги обсуждения.

Герасим был крепостным и вынужден выполнять все приказы и капризы свой госпожи. “Почему же Герасим не ушел в деревню с Муму? ”.

Он не посмел ослушаться барыни, но и не захотел жить в доме, где распоряжаются жестокие и бесчеловечные люди.

Победа Герасима Автор концовкой рассказа выражает свое торжество – победу Герасима не только над гнетом барыни, но и над самим собой, над привычкой терпеть и повиноваться, привычкой не иметь и не сметь иметь своих решений.

Победа Герасима

Автор концовкой рассказа выражает свое торжество – победу Герасима не только над гнетом барыни, но и над самим собой, над привычкой терпеть и повиноваться, привычкой не иметь и не сметь иметь своих решений.

В городе Онфлёр, Франция, установлен памятник Муму

В городе Онфлёр, Франция, установлен памятник Муму

Памятник Муму  25 марта 2004 года в Санкт-Петербурге на площади Тургенева состоялось открытие памятника Муму, приуроченное к 150-летию со дня первой публикации рассказа.  Отлитая из чугуна скульптурная композиция представляет собой пса, свернувшегося у огромных сапог.

Памятник Муму

25 марта 2004 года в Санкт-Петербурге на площади Тургенева состоялось открытие памятника Муму, приуроченное к 150-летию со дня первой публикации рассказа.

Отлитая из чугуна скульптурная композиция представляет собой пса, свернувшегося у огромных сапог.

Интернет-ресурсы: https://i.7fon.org/thumb/370052.jpg https://ru.depositphotos.com/9840143/stock-photo-old-books.html https://jooinn.com/images/grunge-background-265.jpg

Интернет-ресурсы:

  • https://i.7fon.org/thumb/370052.jpg
  • https://ru.depositphotos.com/9840143/stock-photo-old-books.html
  • https://jooinn.com/images/grunge-background-265.jpg