СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

И.С. Тургенев. Цикл «Записки охотника» в историческом контексте. Рассказ «Бирюк». Образы повествования и героев произведения.

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

И.С. Тургенев. Цикл «Записки охотника» в историческом контексте. Рассказ «Бирюк». Образы повествования и героев произведения.

Цели урока. Расширить знания обучающихся о личной и творческой биографии И.С.Тургенева. Знакомство обучающихся с рассказом И.С.Тургенева.

Просмотр содержимого документа
«И.С. Тургенев. Цикл «Записки охотника» в историческом контексте. Рассказ «Бирюк». Образы повествования и героев произведения.»

Урок № 21 _________________

И.С. Тургенев. Цикл «Записки охотника» в историческом контексте. Рассказ «Бирюк». Образы повествования и героев произведения.

Цели урока. Расширить знания обучающихся о личной и творческой биографии И.С.Тургенева. Знакомство обучающихся с рассказом И.С.Тургенева.

Ход урока.

I. Организационный момент

2. Проверка домашнего задания

3. Актуализация знаний

- С каким произведением в вашей памяти  связано имя  И. С. Тургенева? (рассказ «Муму»)

Сегодня мы с вами вновь отправимся в чудесный мир классической литературы, ещё раз перелистаем страницы биографии удивительного писателя И.С.Тургенева. Конечно, имя этого писателя вам уже знакомо. Вы уже встречались с ним, поэтому целью нашего урока является расширение знаний о творческой биографии писателя. который когда-то сказал о себе: «Вся моя биография в моих сочинениях…»

4. Работа по теме урока

1. Работа с учебником стр. 238-240, 253

2. Записки охотника были опубликованы в1852 году. Они явились непосредственным и наиболее глубоким выражением общественной и литературной борьбы 1840-х годов х1х столетия. Центром этой борьбы был вопрос о крепостничестве, т. е. вопрос о судьбе закрепощенного народа.

Напомните мне, пожалуйста, почему целых 25 рассказов и очерков объединены в одну книгу?

(Во всех рассказах присутствует один и тот же герой - Петр Петрович. Это дворянин из села Спасское. Он рассказывает о случаях, произошедших с ним во время охоты. Поэтому сборник назван "Записки охотника").

Сегодня мы рассмотрим еще один рассказ И. С. Тургенева. Это рассказ "Бирюк", который вы прочли дома, и выясним, как проявляется характер человека через его портретное описание, интерьер его жилища, через отношение героя к природе и людям.

А начнем мы с истории создания рассказа "Бирюк".

Рассказ "Бирюк" был написан в 1847 году. Создавая это произведение, как и весь цикл "Записки охотника", Тургенев опирался на собственные впечатления о жизни крестьян в Орловской губернии. Многие герои, упоминаемые в рассказах, были знакомы автору. В имении матери Тургенева был лесник Бирюк, которого в лесу убили свои же крестьяне.

Чтобы вспомнить содержание текста, обратимся к сюжету этого рассказа. А для этого сначала вспомним литературный термин. Сюжет - что это?

Сюжет - основные эпизоды событийного ряда литературного произведения в их художественной последовательности (т. е. в той последовательности, которая предусмотрена композицией данного произведения).

Вспомним еще один термин - фабула.

Фабула - расположение основных событий (эпизодов) литературного произведения в их хронологической последовательности.

Совпадают ли сюжет и фабула в данном рассказе?

Определите тему рассказа, о чем в нем говорится? (в тексте рассказывается о встрече охотника с лесником)

Прежде чем обратиться к композиции, ученикам предлагается вспомнить, что это?

Композиция - построение художественного произведения, расположение его частей в определенной последовательности; способы соединения образов и совокупность всех средств их раскрытия; это внутренняя организация, единая целостная система определенных форм или способов худ-го изображения.

В рассказе "Бирюк" выделим элементы композиции:

Завязку-

Развитие действия-

Кульминацию-

Развязку-

- Какова роль композиции этого рассказа? (в рассказе "Бирюк" композиция не отличается от других рассказов "Записок". Петр Петрович встречается с бирюком во время охоты).

Бирюк - главный герой этого рассказа. Обратимся к его портрету и попробуем разобраться, для чего автор дает нам портрет героя.

Портрет- изображение в произведении внешности персонажа (включая его одежду, походку, жестикуляцию и т. п.). В портрете отражаются характер героя, его душевные качества и социальные условия его жизни.

В. И. Даль: Бирюк 1) зверь, волк. 2) нелюдимый, угрюмый человек.

Давайте попробуем найти связь между внешним видом и внутренней сущностью Бирюка.

По тексту: Бирюк - высокого роста, плечист, черная, курчавая борода, мужественное лицо, сросшиеся брови, небольшие карие глаза:

Герой рассказа действительно нелюдимый и замкнутый . Его сделала таким жизнь: положение лесника, ненависть мужиков, одиночество. Тургенев считает, что человек, близкий к природе, любящий и понимающий ее не может озлобиться. Именно близость к природе, слитность с ней, природную красоту героя и подчеркивает автор.

Портрет героя помогает понять авторский замысел, идею произведения Какова идея произведения, что автор выразил им? (Человек, близкий к природе, любящий и понимающий ее, не может озлобиться, он способен сострадать, быть милосердным. Человек - единое целое с природой).

Для того чтобы понять Бирюка, давайте познакомимся с его жилищем, ведь в литературном произведении описание жилища героя может многое добавить к его портрету.

Интерьер- часть изображенного мира худ-го произведения, литературное описание внутреннего убранства какого-либо помещения. Используется для косвенной характеристики персонажа.

(близкий к тексту пересказ: "жилище Бирюка")

Познакомившись с описанием жилища Бирюка, что вы можете сказать о нем?

(Благодаря этому описанию, мы глубже понимаем героя. Его жизнь трагична и безотрадна).

Обратим внимание на пейзаж, т. к. он является элементом композиции, и определим его роль в произведении и снова обратимся к словарю урока.

Пейзаж - изображение в художественной литературе картин природы; пейзаж может быть описанием места действия, но чаще он выполняет эмоционально-психологическую функцию, создает определенное, нужное автору настроение. (выразительное чтение учеником описания грозы)

Для чего автор описывает грозу? Какую функцию выполняет в этом рассказе пейзаж?

(Описание природы подготавливает читателя к появлению главного героя. Гроза - образ, символ. Бирюк - гроза воров. Гроза - психологическое состояние мужика, его страх, отчаяние, гнев.)

Тургенев постоянно использует средства выразительности, чтобы оживить природу, подчеркнуть ее красоту, своеобразие.

Какие изобразительно-выразительные средства помогают сделать рассказ ярким, запоминающимся? (Олицетворения: гроза надвигалась, ракиты тревожно лепетали, деревья забушевали, капли дождя зашептали и т. д.)

Еще раз перечитаем сцену столкновения Бирюка с мужиком (чтение по ролям).

Ожидали ли вы такой развязки? Почему же Бирюк все-таки отпускает мужика? Какое чувство вызвал у вас Бирюк при чтении рассказа? Почему жалкие и униженные просьбы мужика и заступничество барина не тронули Бирюка, тогда как гневный взрыв отчаявшегося мужика достигли цели?

Неотъемлемой частью рассказа является конфликт.

Конфликт - художественно выраженное противопоставление, столкновение, противоборство, противоречие, важное для раскрытия содержания произведения. Конфликт - это основа произведения, ему подчиняется развитие сюжета. Конфликт может быть внешним и внутренним.

В чем же заключается внешний и внутренний конфликт рассказа "Бирюк", и каково его значение?

(Конфликт внешний - это столкновение мужика вора и Бирюка. Конфликт внутренний - внутри самого главного героя - его чувство долга вступает в противоречие с чувством сострадания к положению вора. Побеждает чувство жалости и сострадания. Без конфликта не было бы развития сюжета).

Название произведения - это ключ к его пониманию.

Почему рассказ называется "Бирюк"?

Какие высокие человеческие качества русского крестьянина отразились в данном рассказе? (человечность, сострадание близким, но и принципиальность).

Анализ текста невозможен без знания теории литературы.

К какому роду литературы относится произведение "Бирюк"?

Назовите жанр произведения.

Какие признаки рассказа можно выделить? (небольшой объем; читается в течение от10 минут до часа; малое количество действующих лиц; представляются 2-3 эпизода из жизни героев.)

Какое отношение имеет этот рассказ к общему содержанию "Записок охотника"? (герои" Записок" - простые крестьяне, чьи поступки и отношение к жизни говорят об их высоком благородстве, о глубине их чувств. Их духовные силы противоречат их рабскому положению. Все рассказы имеют антикрепостническую направленность.)

Вопрос классу: чем мы занимались сегодня на уроке? Что узнали и повторили?

На этом уроке мы сделали анализ рассказа И.С. Тургенева "Бирюк". Мы смогли увидеть, как писатель раскрывает различные стороны характера героя через его портретное описание, интерьер его жилища, через отношение героя к природе и к людям. Мы повторили многие понятия, которые относятся к теории литературы и узнали, что конфликт - это основа любого прозаического произведения.

Итог урока. Рефлексия. - Какие знания вы сегодня получили на уроке? - Чем на уроке вы порадовали учителя, одноклассников? Какое у вас настроение от урока?

Домашнее задание

- Прочитать рассказ И.С. Тургенева «Хорь и Калиныч».











































Год написания и публикации – «Бирюк» рассказ из цикла «Записки охотника», над которым писатель работал в 1848 году. Он был издан во 2-м номере «Современника» в 1848 году.
История создания – Тургенев описывает личные наблюдения за жизнью крестьян Орловской губернии. Бывший крепостной писателя, сельский учитель А. И. Замятин, со слов матери и бабушки, рассказал о том, что практически все персонажи из «Записок охотника» списаны с реальных людей. Многим автор даже вывел под их настоящими именами. Крестьянин Бирюк действительно существовал. В итоге свои же крестьяне убили его.

Жанр – Рассказ. Направление – Реализм.

Основная идея – Протест Тургенева против государственной нормы, принятой в России – крепостного права. Автор показывает, как существующие порядки уродуют характеры крестьян и их жизнь, хотя и по-разному отражаются на каждом из них.

Проблема – Имея такую тяжелейшую жизнь, крестьянам сложно не сломаться, сохранять собственные принципы и достоинство. В рассказе Тургенева “Бирюк” главный герой, которого считают грозным, непреклонным слугой барина, оказывается человечным и милосердным. За суровой внешностью, богатырским сложением скрывается доброе сердце. Описание Фомы Кузьмича у Тургенева говорит не только о его физической, но и духовной силе. Идея произведения проста — внешность бывает обманчива, внутренний мир человека всегда загадочен и непредсказуем. В рассказе “Бирюк” герои раскрываются не сразу, неожиданно и показаны очень реалистично. Характеристика персонажей будет полезна для читательского дневника, подготовки к уроку, написания сочинений.

Характеристика героев “Бирюк” Главные герои

Барин Рассказчик, гость Бирюка. Человек вежливый, культурный, добрый. Сочувствует и Бирюку, и крестьянину — оба они находятся за чертой бедности. Просит лесника не наказывать крестьянина, предлагает заплатить за дерево, срубленное мужиком. В избе лесника заступается за крестьянина, понимая, что тот без лошади пропадёт, его семья будет голодать. Искренне удивляется, когда Бирюк выталкивает мужика за дверь и отпускает домой. Барин видит “другого” Бирюка, человечного, мудрого, усталого.

Фома (Бирюк) Лесник, суровый мужчина. Честный справедливый работник, отличный лесник. Угрюмый, серьёзный, неразговорчивый. Его семья состоит из маленькой дочки и малыша в люльке. Сбежавшую жену он считает умершей, его характер суров и непреклонен. Фома заботится о двоих детях, что говорит о нём как о хорошем отце. Крестьяне ненавидят его, пытаются загубить, называют Бирюком. О нём как о леснике, ходят легенды: не даёт красть из лесу дрова, охотиться. Его не задобрить ни слезами, ни деньгами. Бирюк дорожит своей работой. Он человечный, трудолюбивый, умный, наблюдательный, физически сильный.

Крестьянин-вор Бедняк, который рубил деревья в лесу. Худой, нездоровый, по лицу заметно — любитель выпить. Связанного вора Бирюк заводит в свой дом, отбирает лошадь. Крестьянин пытается уговорить его отпустить, умоляет, просит, объясняя свой поступок голодом. Когда понимает, что Бирюк неприступен, начинает угрожать, называет его кровопийцей, убийцей, напрашивается на драку. Проклинает лесника, кричит, что ему не жить без кормилицы-лошади.

Второстепенные персонажи

Улита Дочь Бирюка, худенькая девочка 12 лет.

Автор описывает ребёнка — грустного, печального. Мать бросила их с братишкой, сбежала с мещанином. Вся забота по хозяйству и присмотру за малышом лежит на девочке. В доме чувствуется отсутствие женской руки, от этого картина становится ещё более тоскливой.

п.1. Тематика и проблематика

1. Тема: Крепостное право в России. Проблема: Тяжелейшая жизнь крестьян вынуждает их нарушать законы. Отчаявшийся мужик идет в господский лес, рубит дерево для своих нужд.

2. Тема: Тяжелая жизнь крепостных

Проблема: Убогая, голодная жизнь крестьян по-разному влияет на разных людей. Есть люди, сильные духом, которых невозможно сломить.

Нищий мужик идет воровать, а Бирюк не ворует и не берет взяток. Он игнорирует и просьбу барина, который готов заплатить за кражу мужика. Те люди, которые в состоянии выжить в сложных условиях и не сломаться, похожи на «белых ворон». Подавляющая масса крестьян ненавидит Бирюка, завидует ему. Крестьяне хотят убить его. Лесника называют кровопийцей и зверем, а человек лишь исправно выполняет свой долг и защищает свой интерес. Ведь, если пропадет дерево, то отвечать за эту пропажу придется Бирюку. И жизнь его ничем не отличается от жизни других крестьян. Возможно, даже его жизнь тяжелее. Его бросила жена, и теперь он растит двоих детей, один из которых – младенец.

В рассказе показано, что сила есть в каждом человеке. В конце произведения проявляется и сила нищего мужика. В начале он лепечет что-то «по-заячьи», жалуется на свою тяжелую жизнь, умоляет, просит его помиловать. Потом он начинает незаслуженно обвинять Бирюка, угрожать ему, поносить его последними словами. Мужик неправ, но в нем вдруг просыпается большая сила. И Бирюк отпускает его.

3. Тема: Отношение людей друг к другу.

Проблема: Чувство сострадания сильнее чем чувство долга.

Несмотря на то, что Бирюк нарушает закон, он отпускает мужика. Побеждает сострадание к человеку, такому же бедному и несчастному, как и сам Бирюк.

п.2. Идея и пафос (идейно-эмоциональная оценка)

В произведении «Бирюк» проявлен гуманистический пафос, проникнутый состраданием писателя к обездоленному, бесправному, отчаявшемуся народу. Автор рисует картины крестьянской жизни – убогая изба, разбитая супружеская жизнь, голодный младенец, который тяжело дышит, и отчаявшийся мужик в лохмотьях, ворующий лес.

Автор представляет Бирюка настоящим русским богатырем – честным, сильным, бесстрашным. Такой замечательный характер, но Бирюк вынужден направлять свои силы на поимку крестьян, обезумевших от нищеты.

И Бирюк, и крестьянин-вор – крепостные. Судя по описанию жизни Бирюка, ему живется не лучше, чем убогому крестьянину-вору, но этот человек не ломается. Он верен своим принципам. Бирюк не берет денег, которые дает ему барин, чтобы тот отпустил вора. Здесь автор показывает, какие бывают сильные, богатырские характеры, которых нельзя ни запугать, ни сломить даже очень серьезными проблемами. В этом проявлен пафос, показывающий, каким может вырастить себя человек.

п.3. Основные герои (их место в образной системе)

Образ Бирюка находится в противоборстве с образом мужика, рубившего дерево. Если барин, на которого работает лесник, не досчитается дерева, то платить придется Бирюку. И Бирюк всем сердцем ненавидит воров, расхищающих чужое имущество, он исправно несет службу.

Образы Бирюка и мужика находятся еще и в единстве – они оба из крепостных крестьян, живущих в нищете, обоим нечем кормить детей. Это единство и выручает мужика, которого Бирюк из сострадания отпускает на волю. Лесник понимает его всем сердцем. В данном случае чувства взяли вверх над профессиональным долгом сурового лесника.

Образ барина-рассказчика находится в единстве с образом мужика. Он понимает, что человек идет на воровство из-за крайней нужды. Барин понимает и Бирюка, у которого нет другого выхода. Ловить воров-крестьян – это его работа, но сочувствие к мужику сильнее, поэтому образ барина находится в конфронтации с образом Бирюка, пока тот не отпускает несчастного.

п.4. Литературные приёмы

Тургенев описывает Бирюка, похожего на былинного героя. Этим он показывает силу характера Бирюка, которого не сломили тяготы жизни.

Рассказчик впервые видит его в грозу, при свете молнии. Само описание природы в этот момент динамично – деревья бушуют, тревожно лепечут ракиты. Это описание созвучно с характером лесника и с его нелегкой судьбой. Дождь идет, не переставая. Природа показывает безрадостную жизнь крепостных, создавая особую атмосферу рассказа.

Тургенев детально описывает избу, от которой веет одиночеством, пустотой, бедностью, безрадостной жизнью. Его бросила жена, оставив на него детей. Младенчик в люльке дышит тяжело, возможно, болен. Странно видеть такое унылое жилье на фоне сильного и цельного мужика. Автор показывает, что жизнь Бирюка не лучше жизни других крепостных, но лесник не ворует и взяток не берет.

п.5. Конфликт произведения

Основной конфликт произведения - противостояние Бирюка и нищего мужика. Мужик не может прокормить семьи и идет на воровство. Бирюку приходится выбирать между чувством долга и состраданием к мужику. И побеждает сочувствие, ведь Бирюку и самому нечем детей кормить. Он понимает состояние правонарушителя. Он не губит его жизнь мужика окончательно, отпуская его.