«Я в мир удивительный это вхожу» по картинам И.И.Левитана
КГКУ «Центр содействия семейному устройству г.Уссурийск»
Воспитатель: Максимова И.А.
г.Уссурийск
«Я в мир удивительный этот вхожу» по картинам И.И.Левитана
Цель: Стимулировать желание рассказывать о понравившейся картине, сформировать эмоционально-личностное отношение к картине.
Задачи: Формирование творческого восприятия картины. Развитие разнообразных ассоциаций, эмоций, чувств.Способствовать развитию умения рассуждать, доказывать, анализировать, делать выводы.
Програмное содержание:
Вызвать интерес к произведениям изобразительного искусства, формировать эстетический вкус.
Обогащать словарный запас, развивать связную речь детей.
Учить детей давать полные ответы на вопросы, подготавливая к составлению описательного рассказа по картине.
Развивать умение связно и последовательно составлять описательный рассказ.
Активизировать внимание и память детей, развивать логическое мышление.
Учить сравнивать, анализировать, устанавливать простейшие причинно-следственные связи, делать обобщения.

«Март»
В кипучем и темпераментном художнике нередко просыпалась буйная радость жизни- и в один из таких счастливых периодов им был создан звонколикующий «Март». В чём тайна очарования левитанского полотна «Март», написанного весной 1895 года в Горках.
Дом «угодил» в композицию картины совсем невыгодно: часть стены с плохо видными окнами, крыльцо с полуобтаевшей крышей, водосточная труба, недавно сброшенные с забитых на зиму окон доски. Дровни с терпеливой лошадкой.
Синеющий на солнце снег. Стволы берёз, особенно отчётливые на фоне сосен. Чьи-то следы, убегающие в ближний лесок.
Это прекрасное время года, которое поэтическиназывается «весна света».
Блестающее солнце делает нетерпимым сияние небес и белизну ещё не сошедшего снега.
Могущественное пробуждение природы чувствуется во всём- в радостном перезвоне капели. В трепетной оголённости берёз, в их лиловых ветках уже начинает пробуждаться жизнь, во всей рыхлости снежного покрова, оставленного уходящей зимой.
Эти ночи, эти дни и ночи!
Дробь капелей к серединедня,
Кровельный сосулек худосочье,
Ручейков бессоных болтовня.
Борис Пастернак.



Методика работы по ознакомлению с живописью.
Предварительная работа включает задания и игровые упражнения по обогащению и активации словаря,развитию выразительной речи, формированию монологической речи.
Рассматривание репродукций картин на занятии требует от детей умение быстро найти нужное и точное слово, подобрать эпитеты, синонимы, образные выражения.
Активизируют словарь в предварительной работе словесные игры и упражнения.
Для подбора образных сравнений полезны упражнения «С чем можно сравнить лес, луг, снег? «Кто сравнит более красиво?»
Для активации слов, выражающих настроение в картине, используют словесные упражнения: «Узнай, о ком или о чем я рассказываю?», «Соотнеси слово и настроение картины», «Кто больше назовет слов, передающих настроение в картине?»
Для развития выразительности речи проводяться упражнения, подготавливающие детей к восприятию произведения: «Какая красивая картина.Какой грустный пейзаж».
Одним из важных педагогических условий подготовки детей к восприятию произведений живописи является создания в группе спокойной, доброжелательной, эмоционально-положительной атмосферы.



Искусство спосопствует воспитанию различных чувств. Активизирует интерес к общественной жизни, видам деятельности человека, к ценностям, художественному творчеству. У детей формируется нравственное сознание.
Эстетическая функция учит детей видеть красоту человеческих поступков, взаимоотношений, сравнивать изображенное в произведении искусства явления с реальной действительностью.
Этапы ознакомления детей с живописью
Первый этап- искусствоведческий рассказ педагога.
Структура искусствоведческого рассказа.
Сообщение названия картины.
Сообщение фамилии художника.
О чем написана картина.
Что самое главногое в картине.
Как оно изображено (цвет, построение,изображение).
Что изображено вокруг главного в произведении и как с ним соеденены детали.
Что красивого показал своим произведением художник.
О чем думается, что воспоминается.
Искусствоведческий рассказ можно дать после того, как дети самостоятельно рассмотрят произведение. Затем задать им вопрос с целью закрепления понимания содержания картины.
Вопросы должны быть подробными и конкретными, направленные на перечисление увиденного в картине, на детальное рассмотрение её, с учётом принцыпа настроения сложности.
Например:
Что изображено на картине?
Где расположены изображеные на картине предметы, люди?
Как вы думаете, что самое главное в картине?
Как это изобразил художник?
Что в картине самое яркое?
Как вы догодались что именно такое настроение отражено?
Как это удалось сделать художнику?
О чём думается или воспоминается, когда вы смотрите на эту картину?
Второй этап.
Задачи:
Развивать умение самостоятельно анализировать содержание картины.
Выделять выразительные средства.
Формировать умение «читать» картины.
Мотивировать эмоционально-личностные отношения к произведению.
Исключается искусствоведческий рассказ педагога. Рассматривание картин начинается с постановки вопросов более обобщённого характера.
Например:
Очём картина?
Почему думаете так, расскажите?
Как бы вы назвали картину?
Почему именно так?
Что красивого и удивительного передал художник?
Как он изобразил это в картине?
Какое настроение вызывает картина?
Отчего возникает такое настроение?
Что хотел сказать художник своей картиной?
Используемая литература: «Рассказы о русских художниках» автор Н.С.Шер. Издательство «Детская литература» Москва 1966г.
«Беседы о живописи в школе» научно исследовательский институт художественного воспитания.Издательство «Искусство» Москва 1966год.
«О великих русских художниках» автор В.Н.Яковлев издательство «Академия художеств» Москва 1962год.
«Третьяков и история создания его галереи» автор Д.Безрукова издательство «Просвещение».
Репродукции картин.