Внеклассное мероприятие по математике
Конкурсная программа "Я в современном мире"
Цели:
- способствовать развитию познавательного интереса школьников;
- расширить кругозор учащихся;
- стимулировать творчество учащихся;
- стимулировать развитие нестандартного мышления школьников;
- воспитать уважение к научным знаниям.
Оборудование: Мультимедийный проектор, карточки с заданиями, карточки для графического диктанта, фломастеры, чистые листы А-4, ножницы 3 шт.
Подготовительная работа:
- Создание трёх команд из учащихся 9-х классов;
-Исследовательская работа учащихся на основе анкетирования одноклассников и отражение результатов исследования в виде презентации;
- Выбор названия и девиза команды, а также подарок для жюри с математическим смыслом.
Ход мероприятия:
Учитель:
Чтобы в жизни состояться, (слайд 1)
Верно выбрать главный путь,
Нужно в школе постараться
Во все науки заглянуть.
Очень рада встрече с вами
Шлю сердечный всем привет
И желаю остроумно
Находить на всё ответ!
Мы сегодня собрались с вами поговорить о том, что вас ждёт за школьным порогом. И на самом деле: кем быть? Какую профессию выбрать? Кто- то из вас уже определился в выборе дальнейшего пути, кому-то ещё предстоит сделать выбор- какое место займу я в современном мире. Сегодня я вам хочу предложить попробовать свои силы в некоторых жизненных ситуациях, с которыми неизбежно столкнётся каждый из вас на большом жизненном пути. А наше уважаемое жюри в составе: … оценит каждое задание и определит победителя.
1 конкурс. «Давайте познакомимся». 1+ 2+3 балла
Название, девиз. Подарок жюри с математическим смыслом.
2 конкурс. «Собеседование».10+ 9 баллов
Мы живём в непростое, но интересное время конструктивных перемен и всеобщей информатизации общества. Вторая ступенька на пути к успешности - собеседование. Здесь очень важно умение грамотно говорить и писать, владеть определёнными знаниями в разных науках, в том числе и в математике. Проверим свои силы?
Во то время, пока одна из трёх команд отвечает на мои вопросы, остальные грамотно составят предложения на зелёных карточках, а затем сдадут их в жюри. При составлении предложений будет учитывается не время, а грамотность: за каждое правильно написанное слово начисляется 1 балл. А вот при устных ответах на мои блиц- вопросы, помимо правильности будет ещё учитываться скорость , на ответ даётся не более 5 секунд.
Вопросы для I команды:
Чему равна длина окружности радиуса 5? (10
)
В каком Европейском городе есть улица Коперника? (Амстердам)
Что такое абак? (Счеты)
Что представляет график функции y = к/x? (Гипербола)
Как называется вторая координата точка? (Ордината)
Как называют отрезок, соединяющий две точки окружности? (Хорда)
Назовите прибор, используемый для построения окружности. (Циркуль)
Чему равен 1 фунт? (400 гр)
Какова единица массы драгоценных камней? (Карат)
Может ли при умножении получиться 0? (Да)
Вопросы для II команды:
Какую часть часа составляют 20 минут? (1/3)
Что такое астролябия? (Прибор для измерения углов)
Наименьшее натуральное число? (1)
Что такое 1%? (1/100 часть)
Мог ли Лобачевский быть учеником Евклида? (Нет)
Кто из древних математиков был первым олимпийским чемпионом по кулачному бою?(Пифагор)
Как называется отрезок, соединяющий две не соседние вершины четырехугольника?(Диагональ);
Чему равен объем 1 кг воды? (1 литр)
Может ли при делении получиться 0? (Да)
Чьи штаны во все стороны равны? (Пифагора)
Вопросы для III команды.
Чему равна ¼ часть часа? (15 минут)
Чему равен 1% метра? (1 см)
Назовите наибольшее натуральное число? (Нет)
Чему равна масса 1 кубического метра воды? (Тонна)
Как называют утверждение, принимаемое без доказательства. (Аксиома)
Назовите третью букву греческого алфавита? ( гамма
)
Что представляет собой график функции y = x2? (Парабола)
Как называется первая координата точки? (Абсцисса)
Прибор для измерения и построения углов? (Транспортир)
Крышка стола имеет 4 угла. Если отпилить один угол, сколько углов останется? (5)
Перед праздником коллеги купили для новогоднего стола 8 (кг) (яблоки) и 900 (г) (помидоры). |
В этом году наша фабрика стала более (рентабельная) и начала отправлять в магазины больше (носки), (чулки), (ботинки) и модельных (туфли). |
Ответ |
Перед праздником коллеги купили для новогоднего стола 8 килограммов яблок и 900граммов помидоров . |
В этом году наша фабрика стала более рентабельной и начала отправлять в магазины больше носков, чулок, ботинок и модельных туфель. |
3 конкурс. «Контракт». 5 (-1) баллов +2 +2 балла.
Итак, собеседование пройдено. Какое следующее испытание нам предстоит пройти? Правильно- подписание контракта. Каждого интересует вопрос- что мне предстоит делать и, естественно, что я буду за это получать? Я предлагаю вам, в качестве разминки решить такую задачу: «Я хочу получать максимально возможную зарплату в размере… (запишите её с помощью четырёх троек)». Команды, посовещавшись, записывают ответ на жёлтых листахДавайте проверим, кто же из вас получит самую высокую зарплату? (слайд 2 с ответом) Поздравляю! Вы получили дополнительный балл. Михаил Васильевич Ломоносов говорил: «Математику уже затем учить надо, что она ум в порядок приводит», а составление контракта- дело весьма непростое. Нужно всё заранее продумать и просчитать различные варианты. Давайте попробуем свои силы в решении этих непростых задач.
Бухгалтер, рассчитывая вашу зарплату, получил 23 тыс. рублей. При расчётах он использовал все четыре основных арифметических действия и скобки. Восстановите формулу расчета. (Числа нельзя менять местами.) 7 9 12 3 2 = 23 Подсказка: (7•9 12) 3 2 = 23 | Разбился циферблат часов на четыре части. Причем так, что римские числа на каждом куске в сумме дают двадцать. Попробуйте определить как треснул циферблат. Циферблат стандартный со стандартными римскими цифрами. Ответ: Исходя из того, что сумма цифр на циферблате равна 78, следует, что не получится оставить в каждой части только целые числа. Тогда решение таково: 1 часть: II; III; IV; V; VI. 2 часть: XII; I; VII, также здесь останется центр часов. 3 часть: VIII; XI; I , где I - это первая часть числа IX. 4 часть: X; X , где X - вторая часть числа IX. [1] | Курьер принёс вам письмо с грифом «Совершенно секретно». Дешифровка куда- то пропала, а расчёты шеф требует немедленно. Какие цифры скрываются за буквами?[2] РЕШИ X ЕСЛИ ------ СИЛЕH ***** **** ***** -------- ******** Подсказка: Р=4,Е =6 Ответ: 4623 X 6183 ------ 13869 36984 4623 27938 -------- 28784009 |
4 конкурс. «Владение ПК» 5 баллов
Судьи подводят итоги конкурса «Контракт». Но мало много желать, нужно и самому многое уметь и отвечать современным требованиям работодателей. Жюри оценит ваше умение анализировать информацию и владение ПК, посмотрев ваше домашнее задание.
5 конкурс. «Верная рука и точный глаз.» 3 +4 балла
Молодцы. Вы владеете основными компетенциями, необходимыми в современном обществе, но умение находить выход из самых запутанных ситуаций значительно облегчит вам жизнь , кем бы вы ни стали.
Капитанам выдаются листы тетради чистые и ножницы. Они должны прорезать в листе отверстие, через которое могли бы пролезть сами.
(Ответ: сложить открытку вдвое, сделать надрез по сгибу, не доводя до конца, затем сделать надрезы, перпендикулярные линии сгиба и краю открытки. Получившуюся ленту растянуть. ) [6]
А в это время командам на 3 секунды показывается карточка, на которой изображены разноцветные фигуры с написанными на них числами:
синий квадрат (19); зеленый круг (27); красный треугольник (45); желтый ромб (36
Задание :
Вопрос | Ответ |
Какое число записано в квадрате? | 19 |
Какого цвета круг? | Зеленого |
Какая фигура последняя? | Ромб |
В какой фигуре число 45? | В треугольнике |
Ответы в виде графического диктанта (слайд 3).
6 конкурс. «Интуиция» . 2 балла
Представьте себе: вы- брокер на бирже. Продавать или покупать- вот в чём вопрос. Анализа ситуации иногда не достаточно, необходимо полагаться на интуицию. И вы сейчас попробуете воспользоваться ею, если не знаете точный ответ.
В черном ящике лежит древний геометрический инструмент, который по утверждению римского поэта Овидия (1 век), был изобретен в Древней Греции.
Что в черном ящике? (Циркуль)
7 конкурс. « Вся жизнь- театр…» 3 балла
Искусство общения с разными людьми предполагает наличие у нас артистических качеств. Давайте оценим сейчас следующий конкурс – изобразить пантомимой математическую операцию 1.«Извлечение квадратного корня из числа4» остальные команды отгадывают. 2. «Возвести в квадрат число2» … 3. «Упростите выражение, применив распределительное свойство умножения, относительно сложения a•(b + c)= a•b + a•c ».
Подведение итогов.
Награждение победителей…Древняя мудрость гласит: «Умный человек всегда найдёт выход из самой сложной ситуации. А мудрый человек никогда в неё не попадёт!» [3] Желаю всем вам мудрости на жизненных дорогах, удачи и везения во всём. (Слайд 4)
Игра со зрителями: разгадывание ребусов (слады 3-8) + задачи на карточках.
У человека было 6 частей цепи из 8, 7, 5, 4, 3 и 2 звеньев, которые он хотел соединить вместе таким образом, чтобы получить цепь, состоящую из 29звеньев. Он спросил у кузнеца, сколько надо будет заплатить за работу. Кузнец объяснил, что за 50 коп. готов открыть любое звено и за 75 коп. согласен сварить его. Если бы вы были на месте кузнеца, то какую бы цену постарались получить с клиента? А если бы вы были на месте клиента, то по какой цене вам выгодно получить цепь? [4] |
*Половина- треть его. Какое это число? *Запишите число 37 при помощи пяти троек.[5] (Слайд 2) |
Картина Перова “Охотники на привале”. Сколько охотников изобразил художник?(3).
Сколько медведей на картине Шишкина “Утро в сосновом бору”? (4)
Сколько персиков на картине Серова “Девочка с персиками”? (4 )
Сколько бурлаков на картине Репина “Бурлаки на Волге”? (11).