С. И. Якелевич, учитель русского языка и литературы ГУО «Гимназия № 1 имени академика Е. Ф. Карского г. Гродно»
Правописание Н и НН в причастиях и отглагольных прилагательных VII класс
Цели урока:
* формировать навык написания одной и двух букв н в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени и отглагольных прилагательных;
* повторить правописание н и нн в прилагательных, образованных от существительных, вид глагола, причастный оборот;
* формировать навык различать отглагольные прилагательные и причастия и правильно писать -н- и -нн- в суффиксах;
* формировать интерес школьников к произведениям литературы.
Оборудование: мультимедийная презентация, листы с заданиями, фразеологический словарь.
Ход урока
Организационный этап. Психологическая настройка на работу.
До самой сути.
В работе, в поисках пути,
В сердечной смуте.
До сущности протекших дней,
До их причины,
До оснований, до корней,
До сердцевины.
Всё время схватывая нить
Судеб, событий,
Жить, думать, чувствовать, любить,
Свершать открытья.
На экране демонстрируется портрет Б. Л. Пастернака и его стихотворение.
Какова основная мысль стихотворения? (Если человек своим трудолюбием, упорством достигает истины в чём-либо, то это и есть его открытие.)
А вы хотели бы «свершать открытия»? Хотелось бы вам «дойти до самой сути»? Сначала проверим, как усвоены те открытия, которые были сделаны вами ранее.
Проверка изученного материала.
— Запишите слова, объяснить выбор Н и НН.
Песенный, операционный, пламенный, глиняный, овчинный, пустынна, подветренный, ржаной, рьяный, павлиний, юный, именной, иностранный, гостиный (двор), лиственный.
Взаимопроверка, выставление отметок.
Сформулируйте правило, опираясь на данные таблицы.
Прилагательные, образованные от существительных
н + н | -онн-, -енн- | н + ий | -ан-, -ян-, -ин- | Непроизводное слово |
| искл. ветреный | | искл. оловянный, деревянный, стеклянный | |
Краткая форма прилаг. = полная форма прилаг. (н=н, нн=нн).
Формулирование темы и целей урока.
Определите «третье лишнее» в рядах слов:
а) прилагательное, глагол, причастие;
б) таинстве__а, свойстве__а, прочита__а;
в) коше__ый, некоше__ый, скоше__ый.
Как пишутся данные слова?
Какова тема нашего урока? Цель?
Изучение нового материала.
Исследовательская работа (в группах).
1-я группа: бракованный товар; корчёванный лес.
1-я группа:
тканый ковёр — тканный мастером ковёр; варёный картофель — варенный утром картофель.
2-я группа:
тканый (нетканый) ковёр — вытканный ковёр;
варёный (неварёный) картофель — сваренный картофель.
Учащиеся афишируют результаты своей работы.
Сопоставление результатов с материалом учебника. Изучение исключений (с. 133— 135 учебника).
н | нн |
1. Нет -ова-, -ева-, -ирова- | 1. Есть -ова-, -ева-, -ирова- (асфальтированный) |
2. Нет зависимого слова (топлёное масло) | 2. Есть зависимое слово (топленное на слабом огне масло) |
3. Образовано от глагола несовершенного вида (топлёный — что делать? топить) | 3. Образовано от глагола совершенного вида (брошенный — что сделать? бросить) |
Физкультминутка для глаз
Закрепление изученного материала.
Задание 1. Вставьте пропущенные буквы, объясните правописание (или распределите слова в две колонки в зависимости от написания н/нн и обозначьте орфограмму).
Писа..ая красавица, кипячё..ое молоко, вскипячё..ое молоко, замаскирова..ый дом, нечая..ая встреча, гружё..ая повозка, груже..ая кирпичом машина, изране..ый солдат, неглаже..ая рубашка, хоже..ые тропы, неезже..ые дороги, моче..ый в молоке хлеб, реза..ый ножом, титулова..ый боец.
Задание 2.
а) мясо тушёное с овощами и б) мясо, тушенное с овощами.
От чего зависит написание? (Разница в написании слов зависит от «способа» приготовления блюда: а) «тушёное» мясо тушится без овощей, они подаются уже к готовому блюду, поэтому в данном случае отглагольное прилагательное, в котором пишется одна буква н; б) мясо тушится вместе с овощами, и так как слово, образованное от глагола «тушить», имеет зависимое слово, то в нём пишется нн).
Задание 3.
Масля..ое пятно — промасле..ая бумага.
Серебря..ый подсвечник — серебрё..ая ложка.
Бесчисле..ые вопросы — перечисле..ые деньги.
Це..ые бумаги — уценё..ая одежда.
Пуга..ая ворона — испуга..ый щенок.
Укажите пары слов, в которых в одном из словосочетаний есть прилагательное, образованное от существительного. Объясните смысл фразеологизма пуганая ворона. Приведите синоним. (Излишне осторожный человек, который всего боится потому, что его часто и сильно пугали. У страха глаза велики.)
Задание 4. Н и нн во фразеологизмах.
Наша речь будет красивой, яркой, выразительной, если мы будем использовать устойчивые выражения. Знаете ли вы фразеологизмы, где есть слова с н и нн?
Учащимся предлагаются картинки, к которым надо подобрать фразеологизм, записать его, дать толкование.
Рассеянный с улицы Бассейной. Из стихотворения «Вот какой рассеянный» (1928) поэта Самуила Яковлевича Маршака (1887— 1964) о невнимательном, забывчивом, чудаковатом человеке: Жил человек рассеянный / На улице Бассейной. // Сел он утром на кровать, / Стал рубашку надевать, / В рукава...
Дарёному коню в зубы не смотрят. Если коня дарили, то смотреть ему в зубы, т. е. оценивать качество подарка в присутствии дарителя, было верхом неприличия. Иными словами, подарок должно принимать таким, какой он есть.
Вилами по воде писано. Очень сомнительно, неясно, неопределённо, неизвестно, будет так или нет. Первоначально слово вилы означало круги, поэтому выражение означает нечто непонятное, исчезающее так же быстро, как круги на воде.
Гроша ломаного не стоит. Не представляет никакой ценности, ничего не стоит; пустяковый. Яйца выеденного не стоит.
Земля обетованная. Место, где царит довольство, изобилие, счастье, куда кто-то стремиться попасть, От библейского выражения, означавшего ‘обещанная земля’ (Палестина), куда Бог, выполняя своё обещание, привёл евреев из Египта, где они томились в плену. Бог обещал Моисею, что приведёт людей «в землю хорошую и пространную, где течёт молоко и мёд». Обетованной, т. е. обещанной, эта земля названа в Послании апостола Павла.
Как (будто, словно, точно) в воду опущенный. Подавленный чем-либо, расстроенный, угнетённый, удручённый. Нос повесить. Повесить голову.
Как заведённая машина. 1. Ритмично, однообразно, непрерывно. 2. Механически, не раздумывая.
Крылья обрезаны. Кто-либо лишён возможности проявить себя, развернуть деятельность; кто-либо лишён веры в себя, в свои силы, возможности.
Стреляная птица (воробей). Очень опытный, бывалый человек, которого трудно обвести, обмануть, ввести в заблуждение. Стреляный воробей. Тёртый калач.
Заколдованный круг. Безвыходное положение, стечение обстоятельств, из которого трудно найти выход.
Индивидуальные задания.
— Спишите, вставьте пропущенные буквы и расставьте знаки препинания. Начертите схему предложения.
Карточка 1
На картине писа..ой масля..ыми красками были изображены дикови..ые фрукты а на льня..ой скатерти, тка..ой шёлком, была поставлена китайская ваза.
Карточка 2
Осе..яя кладовка заполне..ая стекля..ыми банками карто..ыми коробками сушё..ыми фруктами бездо..ыми бочками с пчели..ым мёдом даёт ощущение необыкнове..ого порядка и спокойствия.
6. Загадки.
Спишите, вставьте пропущенные буквы.
Мешено, квашено, валяно, на стол поставлено. (Хлеб.)
Четыре брата одним кушаком подпоясаны, под одной шляпкой стоят. (Стол.)
Стоит Матрёшка на одной ножке, закутана, запутана. (Капуста.)
Тебе дано, а люди используют. (Имя.)
Шапочка алая, жилеточка нетканая, кафтанчик рябенький. (Курица.)
В поле стоят столбики белены, на них шапочки зелены. (Берёза.)
В новой стене, в круглом окне, днём стекло разбито, за ночь вставлено. (Прорубь.)
Бегут кони буланы, на них узды порваны. Не догнать, не достать, и не могут они стать. (Облака.)
Рефлексия. Подведение итогов.
Давайте мы запомним без проблем, Когда мы пишем дважды букву н:
Если в слове приставка живёт, кроме не-, Две н написать ты можешь вполне.
Если слово закончится на -ева- иль ова-, То и здесь написать их будьте готовы. Если слово с зависимым рядом находится, Снова две н писать нам приходится.
Если слово образуем от глагола (Совершенный вид, приставки нет!),
То с уверенностью снова Написать две н даю совет.
Эти условия очень важны:
Две н писать тогда мы должны!
В других же случаях — одно без сомненья. Запомните лишь только исключенья!
При каких условиях пишется вв?
Когда следует писать одну букву н?
Есть ли исключения?
Домашнее задание. Упр. 252, § 29; найти фразеологизмы, где есть прилагательные или причастия с н и нн, объяснить значение фразеологизмов (на выбор).