СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

ЯКЕЛЕВИЧ С. И. Урок "Правописание Н и НН в причастиях и отглагольных прилагательных" VII класс РЯиЛ 2019-11

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«ЯКЕЛЕВИЧ С. И. Урок "Правописание Н и НН в причастиях и отглагольных прилагательных" VII класс РЯиЛ 2019-11»

С. И. Якелевич, учитель русского языка и литературы ГУО «Гимназия № 1 имени академика Е. Ф. Карского г. Гродно»

Правописание Н и НН в причастиях и отглагольных прилагательных VII класс

Цели урока:

* формировать навык написания одной и двух букв н в суффиксах страдательных при­частий прошедшего времени и отглагольных прилагательных;

* повторить правописание н и нн в при­лагательных, образованных от существитель­ных, вид глагола, причастный оборот;

* формировать навык различать отгла­гольные прилагательные и причастия и пра­вильно писать -н- и -нн- в суффиксах;

* формировать интерес школьников к произведениям литературы.

Оборудование: мультимедийная презента­ция, листы с заданиями, фразеологический словарь.

Ход урока

  1. Организационный этап. Психологиче­ская настройка на работу.

  • Во всём мне хочется дойти

До самой сути.

В работе, в поисках пути,

В сердечной смуте.

До сущности протекших дней,

До их причины,

До оснований, до корней,

До сердцевины.

Всё время схватывая нить

Судеб, событий,

Жить, думать, чувствовать, любить,

Свершать открытья.

На экране демонстрируется портрет Б. Л. Пастернака и его стихотворение.

  • Какова основная мысль стихотворе­ния? (Если человек своим трудолюбием, упорством достигает истины в чём-либо, то это и есть его открытие.)

  • А вы хотели бы «свершать открытия»? Хотелось бы вам «дойти до самой сути»? Сначала проверим, как усвоены те открытия, которые были сделаны вами ранее.

  1. Проверка изученного материала.

— Запишите слова, объяснить выбор Н и НН.

Песенный, операционный, пламенный, глиняный, овчинный, пустынна, подве­тренный, ржаной, рьяный, павлиний, юный, именной, иностранный, гостиный (двор), лиственный.

Взаимопроверка, выставление отметок.

Сформулируйте правило, опираясь на данные таблицы.

Прилагательные, образованные от существительных

н + н

-онн-, -енн-

н + ий

-ан-, -ян-, -ин-

Непро­изводное слово


искл.

ветре­ный


искл.

оловянный,

деревянный,

стеклянный


Краткая форма прилаг. = полная форма прилаг. (н=н, нн=нн).

  1. Формулирование темы и целей урока.

Определите «третье лишнее» в рядах слов:

а) прилагательное, глагол, причастие;

б) таинстве__а, свойстве__а, прочита__а;

в) коше__ый, некоше__ый, скоше__ый.

  • Как пишутся данные слова?

  • Какова тема нашего урока? Цель?


  1. Изучение нового материала.

  1. Исследовательская работа (в группах).

1-я группа: бракованный товар; корчёванный лес.

1-я группа:

тканый ковёр — тканный мастером ковёр; варёный картофель — варенный утром картофель.

2-я группа:

тканый (нетканый) ковёр — вытканный ковёр;

варёный (неварёный) картофель — сва­ренный картофель.

Учащиеся афишируют результаты своей работы.

  1. Сопоставление результатов с материалом учебника. Изучение исключений (с. 133— 135 учебника).

н

нн

1. Нет -ова-, -ева-, -ирова-


1. Есть -ова-, -ева-, -ирова- (асфальтиро­ванный)

2. Нет зависимого слова (топлёное мас­ло)


2. Есть зависимое сло­во (топленное на сла­бом огне масло)

3. Образовано от гла­гола несовершенного вида (топлёныйчто делать? топить)

3. Образовано от глаго­ла совершенного вида (брошенныйчто сде­лать? бросить)

Физкультминутка для глаз


  1. Закрепление изученного материала.

Задание 1. Вставьте пропущенные буквы, объясните правописание (или распределите слова в две колонки в зависимости от напи­сания н/нн и обозначьте орфограмму).

Писа..ая красавица, кипячё..ое молоко, вскипячё..ое молоко, замаскирова..ый дом, нечая..ая встреча, гружё..ая повозка, груже..ая кирпичом машина, изране..ый солдат, неглаже..ая рубашка, хоже..ые тропы, неезже..ые дороги, моче..ый в молоке хлеб, реза..ый ножом, титулова..ый боец.

Задание 2.

  • Сравните два выражения:

а) мясо тушёное с овощами и б) мясо, ту­шенное с овощами.

  • От чего зависит написание? (Разни­ца в написании слов зависит от «способа» приготовления блюда: а) «тушёное» мясо тушится без овощей, они подаются уже к готовому блюду, поэтому в данном случае отглагольное прилагательное, в котором пишется одна буква н; б) мясо тушится вместе с овощами, и так как слово, образо­ванное от глагола «тушить», имеет зависи­мое слово, то в нём пишется нн).

Задание 3.

  • Одинаково или по-разному вы sazz- шете слова в парах? Выбор н или нн обос­нуйте.

Масля..ое пятно — промасле..ая бумага.

Серебря..ый подсвечник — серебрё..ая ложка.

Бесчисле..ые вопросы — перечисле..ые деньги.

Це..ые бумаги — уценё..ая одежда.

Пуга..ая ворона — испуга..ый щенок.

  • Укажите пары слов, в которых в од­ном из словосочетаний есть прилагатель­ное, образованное от существительного. Объясните смысл фразеологизма пуганая ворона. Приведите синоним. (Излишне осторожный человек, который всего боит­ся потому, что его часто и сильно пугали. У страха глаза велики.)

Задание 4. Н и нн во фразеологизмах.

  • Наша речь будет красивой, яркой, вы­разительной, если мы будем использовать устойчивые выражения. Знаете ли вы фразе­ологизмы, где есть слова с н и нн?

Учащимся предлагаются картинки, к которым надо подобрать фразеологизм, за­писать его, дать толкование.

Рассеянный с улицы Бассейной. Из сти­хотворения «Вот какой рассеянный» (1928) поэта Самуила Яковлевича Маршака (1887— 1964) о невнимательном, забывчивом, чуда­коватом человеке: Жил человек рассеянный / На улице Бассейной. // Сел он утром на кровать, / Стал рубашку надевать, / В ру­кава...

Дарёному коню в зубы не смотрят. Если коня дарили, то смотреть ему в зубы, т. е. оценивать качество подарка в присутствии дарителя, было верхом неприличия. Иными словами, подарок должно принимать таким, какой он есть.

Вилами по воде писано. Очень сомни­тельно, неясно, неопределённо, неизвест­но, будет так или нет. Первоначально слово вилы означало круги, поэтому выражение означает нечто непонятное, исчезающее так же быстро, как круги на воде.

Гроша ломаного не стоит. Не представ­ляет никакой ценности, ничего не стоит; пу­стяковый. Яйца выеденного не стоит.

Земля обетованная. Место, где царит до­вольство, изобилие, счастье, куда кто-то стре­миться попасть, От библейского выражения, означавшего ‘обещанная земля’ (Палестина), куда Бог, выполняя своё обещание, привёл евреев из Египта, где они томились в плену. Бог обещал Моисею, что приведёт людей «в землю хорошую и пространную, где течёт молоко и мёд». Обетованной, т. е. обещан­ной, эта земля названа в Послании апостола Павла.

Как (будто, словно, точно) в воду опу­щенный. Подавленный чем-либо, расстро­енный, угнетённый, удручённый. Нос пове­сить. Повесить голову.

Как заведённая машина. 1. Ритмично, однообразно, непрерывно. 2. Механически, не раздумывая.

Крылья обрезаны. Кто-либо лишён воз­можности проявить себя, развернуть дея­тельность; кто-либо лишён веры в себя, в свои силы, возможности.

Стреляная птица (воробей). Очень опытный, бывалый человек, которого труд­но обвести, обмануть, ввести в заблуждение. Стреляный воробей. Тёртый калач.

Заколдованный круг. Безвыходное поло­жение, стечение обстоятельств, из которого трудно найти выход.

  1. Индивидуальные задания.

— Спишите, вставьте пропущенные бук­вы и расставьте знаки препинания. Начерти­те схему предложения.

Карточка 1

На картине писа..ой масля..ыми краска­ми были изображены дикови..ые фрукты а на льня..ой скатерти, тка..ой шёлком, была поставлена китайская ваза.

Карточка 2

Осе..яя кладовка заполне..ая стекля..ыми банками карто..ыми коробками сушё..ыми фруктами бездо..ыми бочками с пчели..ым мёдом даёт ощущение необыкнове..ого по­рядка и спокойствия.

6. Загадки.

Спишите, вставьте пропущенные буквы.

  1. Мешено, квашено, валяно, на стол по­ставлено. (Хлеб.)

  2. Четыре брата одним кушаком подпо­ясаны, под одной шляпкой стоят. (Стол.)

  3. Стоит Матрёшка на одной ножке, за­кутана, запутана. (Капуста.)

  4. Тебе дано, а люди используют. (Имя.)

  5. Шапочка алая, жилеточка нетканая, кафтанчик рябенький. (Курица.)

  6. В поле стоят столбики белены, на них шапочки зелены. (Берёза.)

  7. В новой стене, в круглом окне, днём стекло разбито, за ночь вставлено. (Прорубь.)

  8. Бегут кони буланы, на них узды порва­ны. Не догнать, не достать, и не могут они стать. (Облака.)


  1. Рефлексия. Подведение итогов.

  • Давайте мы запомним без проблем, Когда мы пишем дважды букву н:

Если в слове приставка живёт, кроме не-, Две н написать ты можешь вполне.

Если слово закончится на -ева- иль ова-, То и здесь написать их будьте готовы. Если слово с зависимым рядом находится, Снова две н писать нам приходится.

Если слово образуем от глагола (Совершенный вид, приставки нет!),

То с уверенностью снова Написать две н даю совет.

Эти условия очень важны:

Две н писать тогда мы должны!

В других же случаях — одно без сомненья. Запомните лишь только исключенья!

  • При каких условиях пишется вв?

  • Когда следует писать одну букву н?

  • Есть ли исключения?

  1. Домашнее задание. Упр. 252, § 29; найти фразеологизмы, где есть прилагатель­ные или причастия с н и нн, объяснить зна­чение фразеологизмов (на выбор).