Идеи взаимодействия семейного и общественного воспитания в середине двадцатого века
Несколько в ином ключе идеи взаимодействия семейного и общественного воспитания раскрывались в середине двадцатого века В.А. Сухомлинским. Он рассматривал активное участие родителей в жизни образовательного учреждения, создание отношений доверия и сотрудничества между воспитателями и родителями как условия успешного решения задач воспитания. То есть путь к успеху – единство целей и задач семьи и детского сада.
В 1960-1970-е годы целью педагогических исследований стало обоснование путей и средств педагогической помощи родителям и обеспечения функционирования системы «образовательное учреждение – семья – общественность». В связи с этим в работах И.В. Гребенникова, А.М. Низовой, Г.И. Лёгенького, Н.П. Харитоновой и др. появились такие понятия как: «педагогическая пропаганда», «педагогическое просвещение», «взаимодействие семейного и общественного воспитания» и т.п. В результате исследователи пришли к выводу, что необходимо сочетать «воспитание ребенка в семье с необходимостью воспитания его в детском саду в коллективе сверстников», так как каждый из этих социальных институтов имеет свои преимущества и недостатки и они невозможны друг без друга.
На основе этих исследований в 1970-1980-е годы с целью повышения педагогической культуры родителей был создана целая система педагогического просвещения родителей, так называемый «педагогический всеобуч - целостная система форм пропаганды педагогических знаний с учетом различных категорий родителей». Исследуя проблему «педагогического всеобуча», О.Л. Зверева рассмотрела самые разные практические методы работы педагогов с родителями:
групповые и общие родительские собрания,
стенды для родителей,
папки-передвижки и т.д.
Однако при этом отметила, что всеобуч проводился только в ряде детских садов, в связи с недостаточной подготовленностью педагогов к работе с родителями. Кроме того, исследуя отношение родителей к мероприятиям, организуемым детским садом она пришла к выводу, что отношение родителей к мероприятиям зависит, прежде всего, от постановки воспитательно-образовательной работы в детском саду, инициативы администрации, от ее причастности к решению вопросов педагогического просвещения родителей. Кроме того, она указывала, что в поисках путей совершенствования работы с родителями педагоги ограничиваются нахождением новых форм, забывая о совершенствовании ее содержания и методов.
Однако в этот период педагоги рассматривают работу с родителями не только как пропаганду и просвещение. В работе В. И. Безлюдной в работе «Взаимодействие детского сада и семьи в педагогической коррекции отношений дошкольников со сверстниками» доказывается, что семья и дошкольное учреждение не могут изолированно решать задачи воспитания и коррекции проблем развития ребенка.
Кроме того, ряд педагогов (Е. П. Арнаутова, В. М. Иванова, В. П. Дуброва и др.) подняли в этот период вопрос о специфике педагогической позиции воспитателя по отношению к родителям. По их утверждению эта позиция не должна ограничиваться назиданием и воспитанием, а должна сочетать две функции – формальную и неформальную. То есть для родителей воспитатель одновременно и официальное лицо и тактичный, внимательный собеседник. Кроме того, эти авторы впервые рассматривают детский сад как открытую систему, в которой родители могут по своему усмотрению знакомиться с деятельностью ребенка в детском саду, стилем общения воспитателя с детьми, участвовать в жизни группы. Это позволяет родителям лучше понять своих детей, увидеть их «другими глазами».
Реформа образования 1990-е годы
Реформа образования, проведенная в 1990-е годы вызвала глубокие изменения во взаимодействии семьи и дошкольного учреждения, в частности признание положительной роли семьи в воспитании детей и необходимости взаимодействия с ней. Кроме того, новая концепция взаимодействия семьи и дошкольного учреждения расставила иные акценты, утверждая, что за воспитание детей несут ответственность родители, а все другие социальные институты призваны только помочь, направить, дополнить их воспитательную деятельность.
В связи с этим начали разрабатываться новые подходы к сотрудничеству с родителями, которые базируются на взаимосвязи двух систем – детского сада и семьи, сообществе семьи и детского сада. Педагоги- практики начали поиск новых, нетрадиционных форм сотрудничества с родителями.
Педагог Л.М. Кларина разработала целый комплекс содержательных и организационных направлений сотрудничества детского сада и семьи. В частности в него включалось «создание в детском саду методического кабинета, оснащенного психолого-педагогической литературой для родителей, совместное обсуждение с ними прочитанного с целью возможного использования приобретенных таким образом знаний в условиях детского сада, открытие на этой основе дискуссионного клуба профессионалов и родителей, библиотеки детской литературы, которая может быть использована как в детском саду, так и в семье, организация спортивной секции для детей и родителей, разнообразных клубов по интересам и др.».
Продолжение реформирования системы образования привело к развитию ряда инновационных изменений на разных уровнях организации дошкольной образования. Достаточно полно эти типы были охарактеризованы в материалах «Прогнозирование развития дошкольного образования в России до 2010 года» подготовленных сотрудниками Института развития дошкольного образования РАО: доктором психологических наук В.И. Слободчиковым, В.А. Петровским, С.Г. Якобсон и др.
1. Трансформация статуса единого «общественного дошкольного воспитания» в «дошкольное образование» – открытую систему, в рамках которой избирательно удовлетворяются образовательные потребности разных слоев населения за счет возникновения сети негосударственных дошкольных образовательных учреждений. Эта система более оперативно реагирует на запросы родителей и образовательного учреждения.
2. Смена унифицированного «детского сада» разными видами и типами дошкольных учреждений для обеспечения преемственности дошкольного и общего среднего образования (центры развития, дошкольные группы на базе школ и др.)
3. Смена типовой общей программы вариативными, инновационными разработками «сквозных», интегрированных образовательных программ и технологий, увеличение интенсивности психологического сопровождения образовательного процесса.
В настоящее время данные теоретические позиции интенсивно реализуются в практике дошкольного образования для достижения требования ФГОС ДО.