Азарова К.М. Текст: Пособие по русской литературе XIX в. Ч. 1. — М.: Прометей, 1995.
К.М. Азарова
Идейно-художественное своеобразие
«Песни про купца Калашникова»
«Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калаш- никова» была напечатана в 1838 году в «Литературных прибавлениях к «Русскому инва- лиду».
В.Г. Белинский:
Здесь поэт от настоящего мира не удовлетворяющей его русской жизни перенесся в ее историческое прошедшее, подслушал биение его пульса, проник в сокровеннейшие и глубо- чайшие тайники его духа, сроднился и слился с ним всем существом своим, обвеялся его звуками, усвоил себе склад его старинной речи, простодушную суровость его нравов, богатырскую силу и широкий размет его чувства...
(«Стихотворения М. Лермонтова»)
«Песня...» — романтическая национально-историческая поэма (как «Беглец», 1839;
«Боярин Орша», 1835–1836), написанная в фольклорной традиции.
Черты романтического метода в «Песне про купца Калашникова»:
В центре романтические характеры: Кирибеевич, Калашников, Иван Грозный. Каждый герой — носитель романтической страсти.
— Калашников — честь:
Опозорил семью нашу честную
Злой опричник царский Кирибеевич; А такой обиды не стерпеть душе
Да не вынести сердцу молодецкому...
В.Г. Белинский:
Первое появление его на сцену располагает вас в его пользу: почему-то вы чувствуете, что это один из тех упругих и тяжелых характеров, которые тихи и кротки только до тех пор, пока обстоятельства не расколыхают их...
— Кирибеевич — любовь:
Как увижу ее, я и сам не свой: Опускаются руки сильные; Помрачаются очи бойкие;
(«Стихотворения М. Лермонтова»)
В. Г. Белинский:
Скучно, грустно мне, православный царь, Одному по свету маяться.
Какая сильная, могучая натура! Ее страсть — лава, ее горесть тяжела и трудна; это удалое, разгульное отчаяние, которое в молодечестве, в подвиге крови и смерти ищет своего утоления!
(«Стихотворения М. Лермонтова»)
Основной структурный элемент, как во многих романтических поэмах, — поеди- нок.
Поединок — бой равных.
Вот молча оба расходятся, Богатырский бой начинается.
Калашников побеждает, так как он стоит за правду — типичное фольклорное раз- решение конфликта.
Образ Калашникова связан с романтической концепцией русского национального характера.
— В этом отношении интересно сравнить «Песню...» со стихотворением «Бородино».
«ПЕСНЯ...»
Буду насмерть биться, до последних сил; А побьет он меня — выходите вы
За святую правду-матушку.
Могутные плечи распрямливает Да кудряву бороду поглаживает.
«БОРОДИНО»
Уж постоим мы головою За родину свою!
Да, были люди в наше время, Не то, что нынешнее племя:
Богатыри — не вы!
— Калашников — русский богатырь, честный, отважный, сильный духом:
Я скажу тебе, православный царь:
Я убил его вольной волею,
А за что про что — не скажу тебе, Скажу только Богу единому.
Образ Калашникова связан с темой простого человека в творчестве Лермонтова. Лермонтовский простой человек — цельная личность — противопоставлен рефлек- сирующему типу:
На вас меньше грехов накопилося, Так авось Господь вас помилует!
Романтический мотив судьбы, рока:
Да недобрый день задался ему:
Ходят мимо баре богатые,
В его лавочку не заглядывают.
Романтическая тема свободы — несвободы. Герой несвободен; несмотря на удач- ную развязку боя, его ждет трагический конец (ср. с «Мцыри»).
Образ Ивана Грозного.
В работе над поэмой Лермонтов использовал два основных источника:
Книгу «Древние российские стихотворения, собранные Киршею Даниловым». Именно в этом фольклорном сборнике была напечатана историческая песня-баллада
«Мастрюк Темрюкович» (Мария Темрюковна — одна из жен Ивана Грозного). Влия- ние строя этой песни на лермонтовскую песню очевидно:
«А и гой еси, царь, государь, Царь Иван Васильевич!
Все князи, бояра, Могучие богатыри Пьют, едят, потешаются На великих радостях; Один не пьет, не ест
Твой царской гость дорогой Мастрюк Темрюкович».
В этом произведении царь добр, выступает на стороне народа:
А не то у меня честь во Москве, Что татары-те борются;
То-то честь в Москве, Что русак тешится!
— Другой источник — «История государства Российского» Карамзина. У Карамзина Грозный жесток, но его жестокость, во-первых, оправдывается жестокостью народа, во-вторых, обусловлена натурой царя.
В «Песне» этот образ трактуется романтически. В нем совмещаются два начала: жестокость и благородство (шеллингианская трактовка). Грозный, можно сказать, олицетворяет судьбу, рок.
Молодую жену и сирот твоих Из казны моей я пожалую,
Твоим братьям велю от сего же дня По всему царству русскому широкому Торговать безданно, беспошлинно.
А ты сам ступай, детинушка, На высокое место лобное,
Сложи свою буйную головушку. Чтобы знали все люди московские, Что и ты не оставлен моей милостью...
В.Г. Белинский:
И едва ли во всей истории человечества можно найти другой характер, который мог бы с большим правом представлять лицо судьбы, как Иоанн Грозный!..
(«Стихотворения М. Лермонтова»)
Элементы фольклора в поэме:
Лермонтов назвал свое произведение «песней». Исследователи отмечают также черты, приближающие поэму к русской народной балладе.
Композиционные элементы.
запев:
припев:
концовка:
Язык.
Ох ты гой еси, царь Иван Васильевич! Про тебя нашу песню сложили мы, Про твово любимого опричника
Да про смелого купца, про Калашникова; Мы сложили ее на старинный лад,
Мы певали ее под гуслярный звон И причитывали да присказывали.
Ай, ребята, пойте — только гусли стройте! Ай, ребята, пейте — дело разумейте!
Уж потешьте вы доброго боярина И боярыню его белолицую!
Красно начинали — красно и кончайте, Каждому правдою и честью воздайте.
Тароватому боярину слава! И красавице боярыне слава!
И всему народу христианскому слава!
Архаизация языка:
использование устаревших деепричастий на -учи, -ючи:
играючи, разгоняючи, смеючись.
склонение кратких прилагательных:
кудряву бороду, на широку грудь
Просторечные обороты:
поцалуемтесь
мово верного слугу
мово лучшего бойца Кирибеевича честнова отца
Двойные названия:
роду-племени снегом-инеем гудит-воет колокол
Традиционные обращения:
Государь ты мой, красно солнышко...
Образность:
основной прием — олицетворение:
Из-за дальних лесов, из-за синих гор По тесовым кровелькам играючи, Тучки серые разгоняючи,
Заря алая подымается; Разметала кудри золотистые,
Умывается снегами рассыпчатыми, Как красавица, глядя в зеркальце, В небо чистое смотрит, улыбается.
Уж зачем ты, алая заря, просыпалася? На какой ты радости разыгралася?
отрицательный параллелизм:
Не сияет на небе солнце красное, Не любуются им тучки синие:
То за трапезой сидит во златом венце, Сидит грозный царь Иван Васильевич.
постоянные эпитеты:
солнце красное дума крепкая удалой боец добрый молодец сыра земля красны девушки поле чистое
постоянные сравнения:
Ходит плавно — будто лебедушка; Смотрит сладко — как голубушка; Молвит слово — соловей поет.
гиперболы:
Синтаксис.
Подхваты:
Вот об землю царь стукнул палкою, И дубовый пол на полчетверти
Он железным пробил оконечником —
Да не вздрогнул и тут молодой боец.
Повалился он на холодный снег, На холодный снег, будто сосенка, Будто сосенка, во сыром бору
Под смолистый корень подрубленная.
Что послал ты за нами во темную ночь, Во темную ночь морозную?
Синтаксический параллелизм:
Опускаются руки сильные, Помрачаются очи бойкие...
Мои очи слезные коршун выклюет, Мои кости сирые дождик вымоет...
Анафоры:
Не позорил я чужой жены,
Не разбойничал ночью темною,
Не таился от свету небесного...
— типичное начало строк: «И», «Аи», «Да», «Гей».
И бугор земли сырой тут насыпали,
И кленовый крест тут поставили. И гуляют, шумят ветры буйные Над его безымянной могилкою...
Инверсии:
Магические числа:
Как сходилися, собиралися Удалые бойцы московские
На Москву-реку, на кулачный бой...
Трижды громкий клич прокликали...
Схоронили его за Москвой-рекой, На чистом поле промеж трех дорог
Промеж тульской, рязанской, владимирской...
Стих тонический, близок к фольклорному сказовому стиху (см. пушкинские песни о Стеньке Разине).
Исторические детали в поэме.
Пир у царя:
Позади его стоят стольники, Супротив его все бояре да князья, По бокам его все опричники...
Улыбаясь, царь повелел тогда Вина сладкого заморского, Нацедить в свой золоченый ковш...
Нам чарку поднес меду пенного...
Жизнь купечества:
Шелковые товары раскладывает, Речью ласковой гостей он заманивает, Злато, серебро пересчитывает.
Казачество в приволжских степях:
Отпусти меня в степи приволжские, На житье на вольное, на казацкое.
Обычаи и нравы:
А смотрели в калитку соседушки, Смеючись, на нас пальцем показывали...
Отвечает так Кирибеевич,
Царю грозному в пояс кланяясь...
Прежде свахе смышленой покланяйся И пошли дары драгоценные
Ты своей Алене Дмитревне:
Как полюбишься — празднуй свадебку, Не полюбишься — не прогневайся.
А из роду ты ведь Скуратовых,
И семьею ты вскормлен Малютиной!..
Семейные отношения:
Ты наш старший брат, нам второй отец; Делай сам, как знаешь, как ведаешь,
А уж мы тебя, родного, не выдадим.
Горько-горько она восплакалась, В ноги мужу повалилася...
Кулачные бои:
И приехал царь со дружиною, Со боярами и опричниками,
И велел растянуть цепь серебряную, Чистым золотом в кольцах спаянную. Оцепили место в двадцать пять сажень Для охотницкого бою, одиночного.
И велел тогда царь Иван Васильевич Клич кликать звонким голосом...
Скидает с могучих плеч шубу бархатную... (Кирибеевич)
Боевые рукавицы натягивает... (Калашников)
Описание казни:
Как на площади народ собирается, Заунывный гудит-воет колокол, Разглашает всюду весть недобрую. По высокому месту лобному
Во рубахе красной с яркой запонкой, С большим топором навостренныим, Руки голые потираючи,
Палач весело похаживает...
Религиозные обряды и обычаи:
А свеча перед образом еле теплится... По одном из нас будут панихиду петь,
И не позже, как завтра в час полуденный...
На груди его широкой висел медный крест Со святыми мощами из Киева..
Помолитесь сами в церкви Божией Вы за душу мою, душу грешную!
Одежда:
шуба бархатная, шапка алая, бархатная, «черным соболем отороченная», парчовый кафтан, кушак шелковый.
бухарская полосатая фата, ленты яркие, узорный платок.
Оружие:
сабля закаленная, копье бусурманское.