Тема: Игра «Умники и умницы»
Класс:8 класс
Цели: формирование умений и навыков работы за компьютером; увеличение интереса школьников к изучению информатики.
Задачи:
Выявить творческий потенциал и способности школьника, независимо от оценок по предмету.
Повысить интерес, увлечь предметом , привить любовь к информатике через совместную деятельность.
Стимулировать поисково - познавательную деятельность.
В игровой форме повторить основные понятия.
Обобщить и систематизировать знания, полученные во время обучения информатике.
Развивать умение применять полученные знания в нестандартных ситуациях.
Воспитывать культуру поведения и общения школьников.
Материально – техническое оснащение мероприятия:
Оборудование: Компьютеры.
Реквизиты: фигуры геометрические, карточки, листы, карандаши, грамоты
Ход мероприятия
Формирование команд
Сегодня вы присутствуете на игре « Умники и умницы» и являетесь ее участниками. В игре участвуют три команды по 5 человек. Давайте вытянем жребий и узнаем, кто в какой команде будет играть. Вам предлагается три фигуры: прямоугольник, круг, треугольник. Ребята, которые выбирают прямоугольник будут играть в первой команде, прошу пройти за первый стол. Кто выбирает фигуру круга, будут играть во второй команде, и прошу вас сесть за второй стол. Кто выбрал фигуру треугольник, играют в третьей команде, прошу сесть за последний стол. На игре работает жюри в составе 3 человек, прошу их занять свои места.
Выбор названия команды
Ребята вам необходимо придумать название своей команде.
(ученики представляют свои команды)
В игре есть « Главный закон»: если команда готова отвечать, она поднимает фигуру, которая лежит на столе.
За каждый тур вы получаете баллы оценочные.
Ход игры
У нас есть три команды, которые имеют замечательные названия. И теперь можем начать игру. Информатику, друзья,
Не любить никак нельзя.
Очень нужная наука,
Интересная наука.
Это- информатика.
Первый тур игры «Разминка»
По данным определения отгадайте компьютерный термин или понятие информатики, которое является многозадачным словом. Команды за одну минуту отвечают по очереди по часовой стрелке. Если не знаешь слово, скажи « дальше», не задерживай время. Оценка верного ответа – 1 балл.
Железная, женская, формальная, дедуктивная, математическая … (логика)
Своевременная, ложная, полная, генетическая, секретная, массовая, проверенная …(информация)
Святая, старая, избитая, прописная, объективная, неопровержимая …(истина)
Дырая , слабая, короткая, девичья, вечная, моторная, оперативная, внешняя …(память)
Текстовой, графический, табличный, центральный …( процессор)
Достойная, высокая, заработная, своевременная, материнская …(плата)
Агентурная, торговая, рыболовная, любовная, глобальная …(сеть)
Итоги тура
Второй тур « Что лишнее»
Сейчас назову четыре предмета, а вы должны выбрать из них один лишний по какому- либо признаку и объяснить, почему именно это слово, а не другое. Первые четыре предмета назову для первой команды, все остальные молчат и не подсказывают.
Если команда не отвечает, право переходит к той команде, которая быстрее поднимет фигуру. Оценка верного ответа – 1 балл.
Книга, портфель, чемодан, кошелёк. ( книга)
Лодка, машина, мотоцикл, велосипед. (Лодка)
Компьютер, клавиатура, мышка, кошка. (Кошка)
Иван, Федор, Петров, Семён. ( Петров)
Минута, год, утро, час. (Утро)
Молоко, сыр, мясо, кефир. (Мясо)
Итоги тура.
Третий тур « Порешай - ка»
Вам будут предложены логические задачи, которые вы должны решить. Первая задача звучит для команды, которая пока на последнем месте. Все остальные внимательно слушают. Зная правильный ответ, не выкрикивайте, а то вы поможете своим соперникам. Вы тихонько поднимайте свои фигурки. Оценка верного ответа – 1 балл.
1. Программистка Клава Мышкина в рабочее время ищет в сети кулинарные рецепты. Yandex дал ей 983 ссылки, а Rambler — 736. Насколько Yandex вреднее Rambler’а для производственного процесса?
2. Хакер Вова Крутой написал программу, подбирающую пароль из 8 символов за час. За какое время Вова Крутой подберет забытый пароль из 32 символов к своему собственному компьютеру, на котором находится единственный экземпляр программы?
3. Юзер Вася Чайников решил приобрести себе компьютер. Новый компьютер стоит в фирме 1000 у.е. Но, поскольку у Васи уже был блок питания, он решил докупить остальное и собрать компьютер самостоятельно. Он купил материнскую плату за 100 у.е., процессор за 200 у.е., винчестер за 150 у.е и монитор за 300 у.е. Сколько у.е. сэкономил Вася Чайников, если на третьей секунде работы его блок питания сжег все остальные комплектующие?
Итоги тура
Четвертый тур «Загадки»
Мы любим загадки, но кричать отгадки мы не станем, а на пишем их на экране( на листе бумаги)! Кричать НЕЛЬЗЯ !!! Нужно поднять лист с отгадкой, команда, давшая правильный ответ быстрее других, получает 1балл.
1. Раньше такого умного друга у школьников не было в нашей округе.
Теперь в каждом доме, на каждом столе, стоит он, помощник тебе, да и мне (компьютер)
2. Корпус из пластика, стали, стекла, в нем материнская плата жила,
А также процессор, ОЗУ, дисковод... Что это за корпус, скажите, народ? (системный блок)
3. Вставишь диск в него, и вот — заработал... (дисковод)
4. Компьютер будет молчалив, коль нет с ним рядом дев таких.
А если есть, он говорит, поет, играет и пищит.
Стоят над ним в сторонке близняшки две —... (колонки)
5. С помощью такого устройства откопировать книгу можно.
Тексты, картинки любые станут с ним цифровыми (сканер)
6. Указатель на экране буквам всем укажет место.
С ним работать легче станет, он — экранная пометка.
На экране видит взор, как мигает мне... (курсор)
7. Не каждый совершить сумеет сам процесс создания компьютерных программ.
Искусство это тщательно планируем, а сам процесс зовется... (программированием)
Итоги тура
Пятый тур « Анаграммы»
Что такое «анаграммы»? Это слова, в которых переставлены буквы или слоги. Вам будут предложены слова в которых перепутаны буквы. Вам необходимо переделать слова правильно. Чья команда справляется быстрей, поднимает фигурку, но ждет остальных и проверяем все вместе ответы, поднятые на листе.
КДСИ ЕМДОМ ТИРНРЕП НОЛИКОК
СЙЖДКОТДИ ТЬМИЛУЕАИДМ РАВЛУАТИКА ПЕТОРКОР
(диск, принтер, джойстик, клавиатура, модем, колонки, мультимедиа, проектор)
Итоги тура
Шестой тур « Сказка – быль»
Давным-давно, когда не было реактивных самолетов, водолазных костюмов и подводных лодок, не было телевизоров, компьютеров и даже электрических кастрюль и чайников, люди мечтали о том, чтобы человек мог подниматься и опускаться на дно морское, чтобы вода сама домой пришла, а горшок без огня кашу варил.
Шло время... Сказки стали былью, и чудеса превратились в умные машины, в помощников людей. И никого не удивляет теперь, что вода сама приходит домой, что в аэросани не надо впрягать лошадь, что один человек при помощи динамита может целую гору своротить, что телевизор передает изображение на большое расстояние. Все эти чудеса стали для нас обычными. Наша действительность великими достижениями науки и техники осуществлю давние мечты людей.
Нет, волшебные русские сказки не лгали
Про Кощееву смерть, про ковер-самолет.
Нет, не праздные люди те сказки слагали,
А провидцы, в чьих замыслах правда живет.
Разве сказки не справились те в самом деле,
Что светили когда-то, как звезды в ночи?
Мы Кощеево царство разрушить сумели,
Мы от тайн вековых отыскали ключи.
Н. Рыленков
Вы читали и знаете русские народные сказки, знакомы и с новейшими достижениями науки и техники. Попробуйте их сопоставить. Перед вами в одном столбце сказочные чудеса, а в другом изобретения, машины и приборы. Каждое правильное сопоставление приносит команде 1 балл.
1. Телевизор
2. Радиолокатор.
3. Аэросани.
4. Компьютер.
5. Космическая ракета.
6. Воздушный лайнер.
7. Прожектор.
8. Водолаз в скафандре.
9. Компас.
1. Конек-горбунок.
2. Ковер-самолет.
3. Золотой петушок.
4. Сани-самокаты.
5. Чудо-зеркальце.
6. Перо Жар-птицы.
7. Клубок ниток, указывающий путь.
8. Садко с гуслями на дне морском.
9. Волшебная лампа Алладина.
1 2 3 4 5 6 7 8 9
↓ ↓ ↓ ↓ ↓ ↓ ↓ ↓ ↓
5 3 4 9 1 2 6 8 7
Итоги тура
Седьмой тур « Кроссворд»
У вас на столах лежат карточки. На карточках изображены кроссворды и записаны вопросы. Вы разгадываете кроссворд. Каждый правильный ответ оценивается 1 баллом.

Вопросы к кроссворду:
Устройство ввода.
Устройство для ввода звуковой информации.
Устройство вывода информации на бумагу.
Устройство вывода звуковой информации.
Устройство для считывания графической информации.
Устройство для управления движением на экране.
Графопостроитель.
« Мозг» компьютера.
Итоги тура
Пока жюри подводит итог нашей игры, мы немного отдохнем и вспомним пословицы:
Кончил отдыхай, играй смело.(Кончил дело , гуляй смело.)
Семь раз подумай, один раз нажми.(Семь раз отмерь, один раз отрежь.)
Игре время, потехе день. ( Делу время, потехе час.)
Не всё дискета, что крутит. (Не всё золото, что блестит.)
Без труда не изучишь игру из сети. (Без труда не выловишь рыбку из пруда)
Готовь домашку днем, а играй вечером. (Готовь телегу зимой, а сани летом.)
Награждение
Итак, начинаем церемонию награждения. Вручаем грамоты командам.
Всем спасибо за отличное настроение и игру.
Библиографический список
Босова Л.Л. Занимательные задачи по информатике.- М.: Бином, 2006.
Златопольский Д.М. Внеклассная работа по информатике. Сборник заданий//1 сентября.-2001.-№1
Агеева И.Д. Занимательные материалы по информатике и математике. Методическое пособие. - М.: ТЦ Сфера, 2006.
Угринович Н.Д. Информатика и ИКТ- М.: Бином, 2011.
Методические рекомендации.
Интеллектуальная игра рассчитана на учащихся 8 класса при изучении информатики.
Для проведения игры должна быть проведенная подготовительная работа под руководством учителя. Приготовить фигуры, повторить теоретический материал предмета, определить темы, вопросы для игры такие, которые были бы понятны и интересны и ученикам, которые еще не изучают предмета. Игра проводится на предметной неделе.