Т. В. Игнатович, кандидат педагогических наук, доцент кафедры риторики и методики преподавания языка и литературы БГУ, учитель-методист Лицея БГУ
Тема. Обобщающее изучение односоставных предложений
(XI класс, повышенный уровень)
Аннотация. В статье раскрываются особенности изучения односоставных предложений как структурно-семантической разновидности предложений в аспекте развития речи учащихся.
Ключевые слова: односоставные предложения; назывные, определённо-личные, неопределённо-личные, безличные предложения; функционирование; художественный текст; сочинение-рассуждение.
Введение
Коммуникативный аспект обучения русскому языку предполагает развитие речевой деятельности, овладение культурой речи и поведения, формирование языкового чутья и потребности пользоваться всем богатством языка.
Широкие возможности обогащения речи учащихся появляются при изучении темы «Простое односоставное предложение». Методическая ценность данной темы определяется лингвистической сложностью грамматического материала (неоднозначностью трактовки), трудностями в освоении его учащимися, богатством семантико-стилистических оттенков в значении предложений.
На изучение односоставных предложений как структурно-семантического типа предложений программой по русскому языку для XI класса на повышенном уровне отводится 2 часа [2]. В ней рекомендуется актуализировать и систематизировать знания учащихся о видах односоставных предложений, способах выражения главного члена в них, ознакомить их со стилистическими возможностями односоставных предложений и их функциями в тексте. Программа также предусматривает формирование умений выявлять функционально-стилистические возможности односоставных предложений и соответствующим образом использовать их в речи*
Основная часть
Односоставные предложения являются средством компактной и экономной передачи информации, а также ярким выразительным средством. Эти свойства указывают на необходимость активного введения данных конструкций в речь старшеклассников, обучения их правильному использованию в речи. Традиционное изучение данной темы предполагает изучение структурных особенностей односоставных предложений, что мало способствует их эмоциональному восприятию, что, в свою очередь, не вызывает стремление использовать такие конструкции в речи.
Актуализация и систематизация знаний о видах односоставных предложений, об их функциональных возможностях может быть осуществлена с помощью аналитической работы с текстами миниатюр В. Астафьева [1]. 1. Языковая разминка.
Узнай^ «портреты» односоставных предложений.
Говорящему важно указать действие каких-либо лиц, а сами эти лица «остаются в тени».
Деятель не назван в предложении, но мыслится вполне определённо.
Действие или состояние, выраженное сказуемым, в таких предложениях вообще не соотносится ни с каким деятелем.
Эти предложения утверждают, что предмет, названный главным членом, существует, что он есть в тот момент, когда о нём говорится. В построении этого предложения из группы второстепенных членов им по духу не противоречат только согласованные и несогласованные определения. Ни дополнений, ни обстоятельств они не признают.
2. Составление алгоритма определения типа односоставного предложения.
Классификация односоставных предложений основана на способе выражения главного члена.
Если в предложении нет подлежащего, выясняем:
1) можно ли подставить подлежащее
Двусо ставные предло жения | Односоставные предложения |
Определённо личные | Неопределённо- личные | Без личные |
3-е лицо мн. числа; прош. вр. мн. числа; условн. накл. мн. числа: читают, читали, читали бы
нужен ли контекст для понимания смысла предложения
Двусоставное неполное с пропущенным подлежащим
Приведите примеры пословиц и поговорок, иллюстрирующих все структурные типы предложений с обобщающим значением:
двусоставные полные: На воре шапка горит.
двусоставные неполные: За дымом погнался, без огня остался. То же слово, да не так бы молвил.
определённо-личные: Слезами горю не поможешь. Не спеши языком, торопись делом.
неопределённо-личные: Языком капусту не шинкуют. Мудрость обретают в трудном споре.
безличные: Нет пророка в своём отечестве.
Докажите, что предложения с обобщённым значением отражают присутствие автора (его жизненный опыт, желание поделиться важной информацией, его оценку каких-либо событий).
Исследование текстов.
Четыре группы учащихся изучают лирические миниатюры В. Астафьева, анализируют структуру предложений в художественных текстах.
Информационная справка (фоновые знания)
«Затеей» Виктора Астафьева — это короткие рассказы-воспоминания, раздумья о жизни, природе, любви, бытовые зарисовки. В них звучит горячий призыв писателя к ответственности человека за всё, что происходит на земле и в его личной жизни.
Затесь — это стёс, сделанный на дереве топором или другим острым предметом. Делали его первопроходцы и таёжники для того, чтобы белеющая на стволе дерева метка была видна издалека. Ходили по тайге от метки к метке, часто здесь прокладывалась тропа, затем дорога, и где-то в конце её возникали поселения.
— Каждый тип односоставного предложения имеет свои структурные и смысловые особенности, сферу распространения и стилистического использования.
Определённо-личные предложения.
G помощью определённо-личных предложений можно выразить просьбу, пожелание, призыв, может быть, мольбу.
Определённо-личные предложения дают возможность избежать излишнего повторения личных местоимений. Употребление определённо-личных предложений делает повествование динамичным, живым, непринуждённым, так как всё внимание сосредоточивается на самом важном для автора действии. Особая экспрессия достигается употреблением ряда определённо-личных предложений.
Неопределённо-личные предложения.
Заострить внимание на действиях неопределённых лиц помогают неопределённо-личные предложения. Автору важно само действие» а не лица, которые его производят, он описывает происходящее с героем в этот страшный момент.
Безличные предложения.
Безличные предложения — это лаконичная
форма обозначения состояния природы или окружающей среды. С помощью безличных предложений можно дать выразительную характеристику физического или нравственного состояния человека. Безличные предложения делают повествование более лиричным (ср.: И я хочу сказать — Мне хочется сказать.) С помощью безличных предложений действию можно придать оттенок стихийности* Безличные предложения, в которых сказуемые выражены независимым инфинитивом, имеют значения волеизъявления или невозможности осуществить действие.
Номинативные (назывные) предложения.
Называя предметы, расцвечивая их определениями, автор рисует обстановку. Они кратки, лаконичны, вводят читателя в обстановку действия. В них называются только отдельные детали ситуации, но детали важные, выразительные, рассчитанные на опыт и воображение слушателя или читателя — такие, по которым он может представить себе общую картину описываемой обстановки или событий. Лаконизм и в то же время установка на передачу широкого общего содержания обусловливают экспрессивность назывных предложений.
Задание для исследовательской работы (по группам).
Прочитайте текст. Определите его тему и основную мысль. Подчеркните в предложениях грамматические основы. Определите типы предложений по структуре. Сделайте вывод о том, как «работают» в тексте предложения разной структуры.
Окно
Ничто не наводит на меня такую печаль, ничто не повергает в такое чувство беспомощности, как одиноко светящееся окно в скоплении современных домов.
Подъезжаешь рано утром к большому городу, входишь в этот сделавшийся привычным, но неё же веющий холодом и отчуждённостью каменный коридор — и ощущение такое, словно медленно-медленно утопаешь в глухом, бездонном колодце. Равнодушно и недвижно стоят современные жилища с плоскими крышами, с тёмными квадратами окон...
И вдруг раскалённым кончиком иголки проткнётся из тёмных нагромождений огонёк, станет надвигаться, обретать форму окна — и стиснет болью сердце: что там, за этим светящимся окном? Кого и что встревожило, подняло с постели? Кто родился? Кто умер? Может, больно кому? Может, радостно? Может, любит человек человека? Может, бьёт?..
Поди узнай! Это тебе не в деревне, где крик о помощи слышен от околицы до околицы. Далеко до каменного окна, и машину не остановишь.
Что же всё-таки у тебя, брат мой, случилось? Что встревожило тебя? Что подняло с кровати? Буду думать — не беда. Так мне легче. Буду надеяться, что минуют твой казённый дом беды, пролетят мимо твоего стандартного окна.
Так мне спокойней. Успокойся и ты. Все вокруг спят и ни о чём не думают. Спи. Погаси свет. - ~ .
В тексте девять определённо-личных предложений.
Заморское чудо У высокого административного здания высадили ливанские ели, лапчатые, подёрнутые вроде бы искусственной сединой, и придумали хранить их в зимнюю пору нашими, россий- скими ёлками. Нарубят их, колючих, бедных, возами из лесу навезут и навалят плотно на холёные деревца. Те и млеют под зелёной теплой шубой.
Не так ли вот во все времена, во всю историю российскую спасают заморских «друзей» жизнями русских мужичонок, теплом их тел сберегают хлипкую заморскую красоту.
В тексте семь неопределённо-личных предложений.
Какое сырое утро За окном мутно. Каплет с крыши. Каплет с черёмух. Окна залеплены серым снегом. Он медленно сползает по стеклу, лепится к рамам, набухает...
Как болят кости! Ах, как болят кости! Но надо вставать. Надо вставать и работать.
Наступило утро. Все люди работают. И мне тоже надо работать.
Но как болят кости! И старые раны болят. Полежу ещё маленько, чуть-чуть...
Я ведь заработал право полежать?
Но мало ли кто и чего заработал! Кто подсчитывал? Надо вставать. Вставать! Вставать!..
В тексте девять безличных предложений.
Предел
Ночь. Темнота. Давно ветер не звучит за окном.
Терпение кончилось. Предел. Надо помогать себе. Высыпаю горький порошок в рот. Половину мимо. Слёзы застревают в ростках бороды, смывают перхоть порошка.
Провал. Забытьё.
В тексте пять назывных предложений.
Выводы каждой группы обобщаются в информационном сообщении.
— Итак, в течение урока мы с вами рассматривали односоставные предложения, наблюдали, анализировали их функционирование в художественном тексте. Рассмотрев лирические миниатюры В. Астафьева, мы отметили следующие особенности, употребления односоставных предложений в тексте.
Группа назывных предложений позволяет описать картину, указать большое количество подробностей, деталей, передать стремительное развитие действия. С помощью безличных предложений можно дать выразительную характеристику физического или нравственного состояния человека. Часто безличные предложения Астафьев использует для описания пейзажей, обстановки, где происходят события, для выражения различных оттенков — необходимости, возможности и т. п. Безличные предложения делают повествование более лиричным. С помощью них действию можно придать оттенок стихийности. Опредёленно-личные предложения заставляют фиксировать взгляд на действии, а не на его производителе. Особенно выразительными кажутся те предложения, в которых носитель действия представлен как лицо неопределённое. Подчёркнутая глагольность придаёт им особый динамизм. Таким образом писатель показывает, что действие важнее деятеля. Такие глаголы-сказуемые делают речь автора живой, непринуждённой, что позволяет нам, читателям и слушателям, стать участниками повествования.
Самостоятельная исследовательская работа учащихся.
Прочитайте текст. Определите его тему и основную мысль. Подчеркните в предложениях грамматические основы. Определите типы предложений подструктуре. Сделайте вывод о том, как «работают, в тексте предложения разной структуры.
Приветное слово
Холодно. Ветрено. Конец весны, а приходится на прогулку прятаться в лес.
Иду. Кашляю. Скриплю. Надо мной пустынно шумят березы, никак не разрождающиеся листом, серёжками лишь обвешанные и щепотками зелёных почек осенённые. Настроение мрачное. Думается в основном о конце света.
Но вот навстречу по вытоптанной тропинке чешет на трёхколесном велосипеде девочка в красной куртке и красной шапочке. За ней мама коляску катит с малышом.
Длястуй, дядя! — сияя чернющими глазами, кричит девочка и шурует дальше.
«Здравствуй, маленькая! Здравствуй, дитятко моё!» — хочется крикнуть и мне, да не успеваю.
Мать в синем плащике, наглухо застёгнутом, — боится застудить грудь, поравнявшись со мной, устало улыбнулась:
Оглянулся —“мчится девочка в распахнутой красной куртке по весеннему березняку, приветствует всех, всем радуется.
Много ль человеку надо? Вот и мне сделалось легче на душе. .
Тема текста — приветное слово (заголовок) (обращается внимание на различие в семантике паронимов приветливый и приветный), основная мысль — много ль человеку надо? Приветное слово облегчает человеку физические и душевные страдания, поднимает настроение.
В тексте 18 предложений, из них одно назывное, четыре определённо-личных и семь безличных. Функции этих предложений в тексте: назывное обозначает ситуацию (Конец весны), определённо-личные позволяют сосредоточиться на действии, а не на его исполнителе, безличные характеризуют состояние пряроды (Холодно. Ветрено) и состояние человека (пять предложений).
На примере этой лирической миниатюры можно проанализировать роль разных типов односоставных предложений в художественном тексте.
Назывное предложение создаёт образную, зримую картину природы; запечатлевает одно мгновение, один кадр; фиксирует только настоящее время; даёт возможность читателю додумать, довоображать, представить общую картину.
Определённо-личное предложение сосредоточивает внимание на глаголе (действии, чувстве, мысли); создаёт интонацию доверительности.
Безличное предложение описывает состояние природы, человека; вносит в текст ощущение предопределённости; передаёт состояние человека (например, чувство тревоги, одиночества, пустоты, безысходности).
Неопределённо-личное предложение обозначает действие безотносительно к конкретному лицу, позволяет сосредоточить всё внимание на характере обозначаемой деятельности. Эта задача не соответствует авторскому замыслу, поэтому в тексте нет неопределённо- личных предложений.
Работа над написанием сочинения-рассуждения.
Начало
— Сегодня мы обобщили материал по теме «Односоставные предложения». Посмотрели, как работают односоставные предложения в художественном тексте, каковы их экспрессивные возможности и стилистическая роль.
Какие предложения называются односоставными? Односоставные предложения — это особый тип простого предложения. В них имеется один главный член. К односоставным предложениям относятся определённо-личные, неопределённо-личные, безличные, назывные. Односоставные предложения могут выступать и самостоятельно, и в составе сложных предложений. Каждый из этих типов предложений имеет свои структурные и смысловые особенности, сферу распространения и стилистического использования. Рассмотрим каждый тип отдельно.
Основная часть
Аргументы — типы односоставных предложений с примерами и их роль в тексте.
Концовка
И вот сегодня мы постарались увидеть, почувствовать, как удаётся «творить чудеса» великим писателям, проследили, как у В. Астафьева в «Затесях» «работают» односоставные предложения.
Подведение итогов.
— Итак, в течение урока мы рассматривали односоставные предложения, наблюдали, анализировали, как их использует в произведениях В. Астафьев. Мы были внимательны к русскому языку, старались проникнуть в тайны писательского труда, приобщиться к культуре художественного слова, культуре народа.
Мы повторили и обобщили знания о видах односоставных предложений, способах выражения в них главных членов, об употреблении таких предложений в речи.
Заключение
При изучении односоставных предложений нужно всегда помнить, что только изучение грамматической и стилистической сторон языковых явлений в их органическом единстве даст возможность изучить их не формально," а глубоко, сознательно, раскрыть в каждом отдельном явлении его подлинное содержание, увидеть его в работе в различных речевых и функциональных стилях. Грамотность — это не только умение правильно писать, но и умение правильно, уместно употреблять речевые средства в различных контекстах, обстоятельствах, ситуациях и целях. Только такое изучение грамматических явлений, в том числе и односоставных предложений, обеспечит высокую речевую культуру.
Необходимо также отметить преимущества изучения односоставных предложений на основе художественных текстов. Это позволяет наглядно продемонстрировать способы функционирования односоставных предложений в реальной речевой ситуации, показать всё многообразие таких предложений и осуществить интеграцию занятий русского языка и литературы. Лингвистический анализ текста со стороны содержания и формы позволяет относиться к изучаемом грамматическим явлениям как к элементам целого высказывания (речевого произведения), учит отбирать языковые средства с учётом конкретной речевой задачи.
Список цитированных источников
Астафьев, В. Затеей [Электронный ресурс] / Библиотека Максима Мошкова. — Режим доступа: http://www.lib.ru/PROZA/ASTAFIEW/zatesi.txt. — Дата доступа: 11.02.16.
Русский язык // Учебные программы по учебным предметам для учреждений общего среднего образования с русским языком обучения: XI класс (повышенный уровень). — Минск : Национальный институт образовашЕЯ, 2016. — С. 32—54.