СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Игра по теме "Дубровский"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Игра по теме "Дубровский"»



Литературная игра по роману А.С.Пушкина «Дубровский»

Цели урока: 1. Познавательный аспект: формировать внимательное отношение к детали в худ-м пр-и, к её роли и идейно-образной структуре; проверить знание пр-я, степень овладения литературоведческим аппаратом 2.развивающий аспект: развивать мыслительно-речевую деятельность , умение обобщать, логически верно излагать свои мысли; продолжать работу по раскрытию творческих способностей; создавать условия для развития коммуникативных навыков;  3.воспитательный аспект: развитие системы ценностных отношений к лит-ре; ответственного отношения к слову автора и собственному слову, формирование эстетического восприятия с помощью других видов искусств: музыки, живописи; совершенствование навыков этичного межличностного общения. 

Задание 1. Значение имени (задание капитанам)

  1. Имя этого героя в переводе с греческого обозначает «господин, владыка, повелитель», а отчество – скала, утёс, камень (КириллаПетрович Троекуров) 

  2. Имя этого героя в переводе с греческого обозначает мужественный, храбрый, а его отчество в переводе – сильный муж или крепость. О ком идёт речь? (Андрей Гаврилович Дубровский). 

  3. Задание 2. Композиция романа. Команды работают с карточкой



Задание 3. О каких сценах, событиях идёт речь?

  1. «Он шёл не разбирая дороги; сучья поминутно задевали и царапали его, ноги его поминутно вязли в болоте, он ничего не замечал.» О каком герое идёт речь? В какой момент он так изображается? (Владимир Дубровский после похорон отца) 

  2. «…ужасное смятение изобразилось на лице его; багровый румянец заступил место обыкновенной бледности, глаза засверкали, он произносил невнятные звуки» (Андрей Гаврилович Дубровский, когда увидел Троекурова перед смертью) 

  3. Что сделал Троекуров, когда Шабашкин явился к нему с поклоном и поздравлениями в связи с приобретением имения Дубровского?(прогнал его) 

  4. Дубровский был отменно сердит, прежде сего никогда люди Троекурова, известные разбойники, не осмеливались шалить в пределах его владений…» На что сердит Дубровский? (мужики Троекурова воровали лес) 

  5. «Вдруг он поднял голову, глаза его засверкали, он топнул ногою, оттолкнул секретаря с такою силою, что тот упал». Назовите героя эпизод. (Дубровский в суде после провозглашения приговора) 

  6. Что сделал Дубровский с покровскими мужиками, воровавшими у него лес? (проучил прутьями) 

  7. По какому поводу был дан званый обед в поместье Троекурова, после которого Дубровский ограбил Антона Пафнутьича? (церковного праздника) 

  8. Что делал мальчик, посыльный Дубровского, в саду Троекурова, по его собственным словам? (собирал ягоды) 

  9. Чем была занята у окна Марья Кирилловна, когда получила вторую записку от Дубровского? (вышивала на пяльцах) 

  10. С какой целью Дубровский стремился попасть в дом Троекурова? (отомстить) 

Задание 4. Звания героев (1 член команды)

  1. В каком звании вышел из кадетского корпуса Владимир Дубровский? (корнет) 

  2. Назовите чин Андрея Гавриловича Дубровского (отставной поручик гвардии) 

  3. В каком чине вышел в отставку Кирилла Петрович Троекуров? (генерал-аншеф, высший генеральский чин) 

  4. Назовите титул героя по фамилии Верейский (князь) 

Творческое задание 5

  1. Придумайте название газете, которая бы выходила в губернском городе, и напишите заметку о розыске молодого разбойникаВладимира Дубровского (до 5 баллов) 


Задание 6. Исторические реалии. Особенности лексики.

  1. «Накануне был отдан приказ псарям и стремянным быть готовыми к пяти часам утра. Кто такой стремянный? (конюх-слуга,ухаживающий за лошадью барина) 

  2. «Кирилла Петрович громко засмеялся при дерзком замечании своего холопа». Кто такой холоп?(крепостной слуга) 

  3. Чем занимается гувернёр? (воспитатель) 

  4. Кто такой стряпчий? Где он работает? (стряпчий  ходатай по служебным делам) 

  5. «На днях покровский пономарь сказал на крестинах у нашего старосты: полно вам гулять; вот ужо приберет вас к рукам Кирилла Петрович». Где служит пономарь?  христианской церкви) 

  6. Что такое купчая? (документ на приобретённое, купленное имущество) 

  7. Кем был по профессии у себя на родине настоящий Дефорж-француз? (кондитер) 

  8. - И вестимо, барин: заседателя, слышь, Кирилла Петрович   и в грош не ставит, исправник у него на посылках». Кто такой исправник? (начальник местной полиции) 

  9. «Троекуров часто говаривал Дубровскому: «Слушай, брат, Андрей Гаврилович, коли в твоём Володьке будет путь, так отдам за него Машу; даром что он гол как сокол». Что обозначает выражение «гол как сокол»? (беден, сокол – стенобитное орудие )

  10. «Не наше холопье дело разбирать барские воли, а, ей-богу, напрасно батюшка ваш пошёл на Кириллу Петровича, плетью обуха не перешибёшь» что значит пословица «плетью обуха не перешибёшь»?  твердолобом человеке; обух  тупая сторона острого орудия) 

  11. «Соседи рады были угождать малейшим его прихотям; губернские чиновники трепетали при его имени; Кирилла Петрович принимал знаки подобострастия как надлежащую дань»… Что такое подобострастие? (льстивость, угодливость) 

  12. «Несмотря на необыкновенную силу физических способностей, он раза два в неделю страдал от обжорства и каждый вечер бывал навеселе… С крестьянами и дворовыми обходился он строго и своенравно, но они тщеславились богатством и славою своегогосподина». Что значит тщеславились? (хвалились, кичились).

Задание 7. Роман «Дубровский» в иллюстрациях

Вопрос эрудитам: Назовите художников, которые иллюстрировали роман (Д.Шмаринов, Б.Кустодиев, Б.Косульнико, Е.Лансере, А.Пахомов, Б.Бойма ) – по 1 баллу за фамилию.

Назовите эпизоды из романа, которым соответствуют представленные иллюстрации:

  • Слайд 3. На псарне у Троекурова 

  • Слайд 4. Сцена в суде Д.Шмаринов 

  • Слайд 5. «Больной указывал пальцем на двор с видом ужаса и гнева» Б.Косульников 

  • Слайд 6. Пожар Б.Кустодиев 

  • Слайд 7. Дефорж и медведь 


Задание 8. Узнайте героев романа по описанию:

  1. «…в залу вошёл, насилу передвигая ноги, старик высокого роста, бледный и худой, в халате и колпаке». (Андрей ГавриловичДубровский) 

  2. Он лишился матери с малолетства и, почти не зная отца своего, был привезён в Петербург на восьмом году своего возраста» (ВладимирДубровский) 

  3. «Будучи расточителен и честолюбив, он позволял себе роскошные прихоти, играл в карты и входил в долги, не заботясь о будущем…»(Владимир Дубровский) 

  4. Этот герой «…выказывал пороки человека необразованного», «привык давать волю всем порывам пылкого нрава и всем затеям довольно ограниченного ума». «Надменный… с людьми самого высшего звания», «с крестьянами и дворовыми обходился строго и своенравно» ? (Троекуров) 

  5. Маленький человечек в кожаном картузе и фризовой шинели вышел из телеги. О каком герое идёт речь? (заседатель Шабашкин) 

  6. Ему «было около пятидесяти лет, но он казался гораздо старее. Излишества всякого рода изнурили его здоровье и положил на нём свою неизгладимую печать» (князь Верейский) 

  7. Кто в доме Троекурова между всеми отличался, танцевал более всех, все барышни выбирали его и находили, что с ним легко вальсировать. (Дефорж) 

  8. Фамилия Антона Пафнутьевича, который из-за страха перед Дубровским решил переночевать в комнате француза и был им же ограблен. (Спицын). 


Задание 9. Второстепенные и эпизодические персонажи.



Задание 10. Дворянские усадьбы

  1. Как называется деревня Троекурова? (Покровское) 

  2. Как называется деревня Дубровского? (Кистенёвка) 

  3. Как называлось имение князя Верейского? (Арбатово) 

  4. «Он ехал берегом широкого озера, из которого вытекала речка и вдали извивалась между холмами; на одном из них над густоюзеленью рощи возвышалась зелёная кровля и бельведер огромного каменного дома; на другом  пятиглавая церковь и стариннаяколокольня». Назовите имение. (Покровское) 

Задание 11. «Дубровский» в цифрах

  1. Сколько душ крестьян было у Дубровского? (70) 

  2. Сколько денег предложил Дубровский Дефоржу за его документы? (10 тыс.) 

  3. Сколько денег послала Анна Савишна Глобова своему сыну? (две тысячи) 

  4. Сколько лет было Владимиру Дубровскому по полицейскому описанию? (23) 

  5. Сколько душ крепостных крестьян было у князя Верейского? (3 тысячи) 
    Задание 12. Музыкальные вопросы
    Вопрос эрудитам: Кто автор оперы «Дубровский»? (Э.Ф.Направник)
    Вопросы командам: 1.Какую песню постоянно насвистывает Троекуров? («Гром победы раздавайся…») 2.На каком музыкальном инструменте играла Марья Кирилловна? (фортепиано) 
    Творческоезадание. Загадайте с помощью жестов и мимики эпизод из романа «Дубровский» (до 5 баллов).

Подведение итогов игры, определение команды–победителя.







ЛИТЕРАТУРНЫЕ ЗАГАДКИ И ШАРАДы

1. Её поэты сочиняют, царям, героям посвящают. (Ода)2. Восклицанье, утвержденье, всё - поэта сочиненье. (О + Да = Ода.)3. Составитель словарей для больших и для детей. (В. Даль)

4.Ты меня, наверно, знаешь, я сказки Пушкина герой.Но если «Л» на «Н» заменишь, сибирской стану я рекой. (Елисей - Енисей.)

ЛИТЕРАТУРНЫЕ АНАГРАММЫ. Переставьте буквы в предложенных словах так, чтобы из них получились или литературные термины, или имена писателей, или имена книжных персонажей.

КИТ (Ритмическое ударение, сильное место в стихе.)(Икт.) МЕЛ (Польский писатель-фантаст.) (Лем Станислав.) ФЕОД à Д (Английский писатель.) (Дефо Даниель.) КРЕН (Адресат стихотворения «Я помню чудное мгновенье...» А. С. Пушкина.) (Керн А. П.) ОПЕР (Инструмент писателя.) (Перо.)НЕРВ (Французский писатель-фантаст.) (Верн Жюль.) РИНГ (Русский писатель.) (Грин А. С.) ОВАЛ (Псевдоним Н. В. Гоголя.)