СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Игра-тренинг по профориентации: Игра «Профессия и моя ассоциация»

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели игры:

- в легкой увлекательной форме выявить существенные особенности различных профессий;

- выявить истинное отношение подростков к разным профессиям и, по возможности, подкорректировать это отношение.

Просмотр содержимого документа
«Игра-тренинг по профориентации: Игра «Профессия и моя ассоциация»»

ИГРА-ТРЕНИНГ ПО ПРОФОРИЕНТАЦИИ: ИГРА «ПРОФЕССИЯ И МОЯ АССОЦИАЦИЯ»



Цели игры:

- в легкой увлекательной форме выявить существенные особенности различных профессий;

- выявить истинное отношение подростков к разным профессиям и, по возможности, подкорректировать это отношение.

Условия проведения игры

Участвует весь класс (учащиеся 7-8, а также и более старших классов). Время на проигрывание - 15 минут. Для игры необходимы классная доска и мел.


Процедура проведения игры

1 ЭТАП. Мотивация

Здравствуйте, ребята! Вы учитесь уже в 8 классе. Через год вы окончите основную школу, и наверняка перед вами встанет вопрос «А что мне делать дальше?». Вы все наверняка помните стихи:

«У меня растут года,

Будет мне семнадцать.

Где работать мне тогда,

Чем заниматься?»

В настоящее время насчитывается более 40 тысяч профессий. И у каждой профессии свои особенности.

Сегодня мы с вами проведем игру «Профессия и моя ассоциация». Цель игры - выявить существенные особенности различных профессий, чтобы в дальнейшем вам суметь сделать правильный выбор. С помощью ассоциативных вопросов вы будете отгадывать различные профессии. Во время игры вы сможете показать и расширить свои знания о профессиях.

Сейчас я предлагаю на добровольной основе стать главными игроками трем желающим.

У вас будет несколько попыток отгадывания, и затем другие смогут побывать в роли отгадывающих.

2 ЭТАП. Знакомство с условиями игры

Все участники знакомятся с инструкцией (вопросы одновременно проецируются на экран).

Инструкция: Сейчас 3 человека выйдут из класса и в течение 2-3 минут придумают по два интересных ассоциативных вопроса, связанных с профессиями (всего – шесть на отгадывающую группу), а класс загадает какую-либо профессию. Смысл ассоциативного вопроса в том, что нельзя спрашивать об условиях труда, об используемых средствах, об одежде работающих и т.п. Иными словами, нельзя задавать «правильные» вопросы.

Когда отгадывающие придут, каждый из них сможет по очереди задать классу свои вопросы (при этом лучше обращаться к конкретным участникам!: конкретно указывайте, кому именно вы их задаете. И по их ответам отгадывающая группа назовет свои варианты отгадки (каждый отгадывающий назовет по одному вариантувсего будет три варианта отгадки). У каждого из вас будет иметься только по одной попытке угадать профессию.

Если хотя бы один вариант окажется верным, то считается, что группа профессию отгадала. А потом, когда загаданная профессия будет всем известна, будет организовано краткое обсуждение, насколько ответы были правильными, насколько они вообще позволяли отгадать профессию.



- Итак, нам понятно, что сами вопросы должны быть несколько отвлеченными. Например, можно спросить: «С каким животным ассоциируется профессия?». Или можно спросить: «С каким видом общественного транспорта (с какой частью тела, с какой планетой, с каким блюдом, с каким напитком и т.п.) ассоциируется профессия такая-то?», «Какого цвета эта профессия?», «На какую мебель похожа?» и т.д.

Давайте поупражняемся. Ответьте:

- С каким животным может ассоциироваться профессия инспектор ГИБДД?..

- С каким животным может ассоциироваться профессия вахтера?..

Разберем ещё для примера профессию «врач-терапевт». Какой у неё цвет? - Скорее всего, белый. А каков её запах? - Что-то связанное со спиртом («лекарство» называть нельзя - слишком наводящий ответ). Интересными будут ответы, например, «С утренней свежестью» (кабинеты стерильные), «С запахом мыла» (врачи часто моют руки) и т.п. Какой мебелью пользуется? - Стеклянный шкаф или кушетка. И т.д.

И ещё предупреждаю всех, что следует успевать готовить вопросы и придумывать варианты ответов. В противном случае, если вы не готовы, то ваша команда проигрывает...

3 ЭТАП. 3 человека выходят из класса. Класс быстро загадывает профессию. Чтобы оптимизировать этот выбор ведущий предлагает назвать три профессии, а потом выбрать наиболее интересную из этих трех.

- Хочу предупредить, что спросить могут каждого, поэтому надо быть готовым к правильным, но не наводящим ответам.

4 ЭТАП. Ведущий приглашает отгадывающих, которые, встав перед доской, по очереди задают вопросы классу. Очередной отгадывающий спрашивает конкретного участника в классе и тот сразу же отвечает.

Сам ведущий кратко записывает на доске вопросы – ответы (это понадобится для последующего обсуждения), следит за тем, чтобы вопросы задавались конкретным учащимся, а не всему классу, следит за динамикой игры.

5 ЭТАП. Когда все вопросы и ответы произнесены (и записаны на доске), ведущий предлагает в течение одной минуты обдумать трем отгадывающим свои ответы, а классу посмотреть на доску и молча подумать, чьи ответы на ассоциативные вопросы были не очень удачными:

- Уважаемые отгадчики, вам дается 1 минута на обдумывание и отгадывание профессии, а класс, глядя на доску, молча думает, чьи ответы были не очень удачными.

6 ЭТАП. Отгадывающие называют свои варианты ответов. При этом каждый предлагает по одному варианту (всего – три на группу отгадывающих), которые также выписываются на доске.

- Вопрос классу: Отгадали или нет?

И класс решает, насколько удачно отгадывающие выполнили свою задачу, т.к. ответы могут не совсем совпадать с угаданной профессией, например, загадана профессия «военный летчик», а ответы такие: «космонавт», «милиционер», «автогонщик». Как видно, «военный летчик» и «космонавт» довольно близки. Право определить, отгадали школьники профессию или нет, предоставляется классу. Однако, окончательно этот вопрос решается после обсуждения.

Загаданная профессия называется.

7 ЭТАП. Обсуждение игры

Порядок обсуждения:

- А сейчас у нас начинается наиболее ответственный этап – обсуждение правильности ответов на ассоциативные вопросы.

Сначала ведущий спрашивает у того, кто задал первый вопрос:

- Вы. Зная теперь, какую профессию загадали, можете сказать, насколько удачным (точным) был данный вам ответ?»

Если ответ удачный, то переходим ко второму вопросу и соответствующему ответу и т.д.

Если отгадывающий говорит, что ответ неудачный, ведущий просит того, кто дал этот ответ, пояснить, как этот ответ соотносится с загаданной профессией.

Если пояснение убедительное, то переходим к следующим ответам. Если неубедительное, то сам отгадывающий должен сказать, какой ответ на его ассоциативный вопрос был бы более удачным, не забыв и сам объяснить, почему.

- Попробуйте придумать вместо неудачных ответов более соответствующие загаданной профессии.

(Участвовать в этом может и ведущий, корректируя, таким образом, представления учеников о профессии).

- Вопрос отгадывающим: Какие ответы лучше всего вам помогли, а какие, наоборот, ввели в заблуждение?

После корректировки ответов уточнить, кто же выиграл:

- Кто же выиграл?

Если большинство ответов оказались верными, а отгадывающие так и не назвали правильного варианта, то считается, что они проиграли.

Если большинство ответов оказались неудачными, то отгадывающие не виноваты. И тогда уже сам класс решает, выиграли они или нет, в зависимости от интересности их вопросов и их собственных вариантов возможных ответов на свои же вопросы (когда ответы других участников уже были «забракованы»).

В этом случае класс может признать, что никто не выиграл («ничья»).



Далее игра повторяется с другими участниками и с другой загаданной профессией.

За одну игру можно загадать 2 профессии (это как раз и займет 15 мин.).



ИТОГ. РЕФЛЕКСИЯ. ВЫВОДЫ

- Наша игра «Профессия и моя ассоциация» закончилась. Подведём итоги.

  • Смогли ли мы достичь цели – выявить существенные особенности различных профессий и показать к ним своё отношение?

  • Что оказалось самым трудным?

  • Что понравилось?

  • На что следует обратить внимание, чтобы дать реальную характеристику какой-либо профессии, указать её особенности?

  • Что можно сделать в перспективе, чтобы больше узнать о новых появившихся профессиях и их особенностях?

Шекспир когда-то заявил устами одного из героев пьесы «Как вам это нравится?»:

Весь мир - театр.

В нем женщины, мужчины – все актеры.

У них есть выходы, уходы.

И каждый не одну играет роль…

Каждый из вас в течение жизни выполняет пять главных ролей: гражданина, семьянина, потребителя, собственника и труженика. Каждый из вас согласно статье 23 Всеобщей Декларации прав человека имеет право на труд, на свободный выбор работы.

Выбор профессии — дело сложное и важное. И поскольку жизнь человека неразрывно связана с определенной профессией, нет ничего важнее проблемы выбора жизненного пути. Человек становится неудачником зачастую потому, что ему в начале жизненного пути не помогли найти свое место, на котором он смог бы творчески реализовать себя, испытать радость и свободу труда по призванию.

Я желаю вам сделать правильный выбор, чтобы будущая трудовая деятельность приносила вам радость и удовлетворение ежедневно.



Интересная получилась у нас сегодня игра. Молодцы, играли дружно, мыслили креативно. Спасибо всем за активное участие!