Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №1 комбинированного вида» с. Айкино
Мастер-класс
«Играть по партитуре – это здорово!»
для воспитателей и музыкальных руководителей
Составила: Музыкальный руководитель
Жукова Галина Владимировна
2023 год
Цель мастер-класса: Знакомство участников мастер-класса со способами игры по партитуре при обучении старших дошкольников игре на музыкальных инструментах.
Задачи:
- познакомить участников мастер-класса с партитурой музыкального произведения «Детская полька» М. Глинка;
- вызвать интерес у педагогов к музыкальному творчеству в игре на детских музыкальных инструментах;
- убедить педагогов в важности и целесообразности применения
партитур при обучении дошкольников игре на ДМИ.
Вводное слово мастера.
Мастер: Уважаемые коллеги! Предлагаю вам поучаствовать в мастер-классе, который я хотела бы назвать - «Играть по партитуре – это здорово!»
На современном этапе развития дошкольного образования продолжает оставаться актуальным совершенствование музыкально-образовательного процесса. В исследованиях известных авторов, таких, как Н.А. Ветлугиной, Т. В. Волчанской, Л. Н. Комиссаровой, Э.П. Костиной, было доказано, что в музыкальном образовании дошкольников можно успешно использовать метод моделирования. Музыкальное мышление ребенка можно развивать с помощью специальных схем, моделей и других знаково-символических средств, которые в наглядной, доступной форме помогают детям успешно осваивать элементарные представления об особенностях музыкального языка.
Наглядное моделирование открывает широкие возможности в развитии музыкальных способностей. Метод моделирования вызывает у детей интерес к музыкальной деятельности, способствует воспитанию осознанного отношения к музыке, обеспечивает освоение навыков музыкальной деятельности и значительно обогащает творческую деятельность детей.
Моделирование даёт возможность:
накапливать опыт познания,
повысить интерес к познанию, пробудить у них желание наблюдать и экспериментировать.
Усвоение музыкального материала детьми – сложный процесс. Недостаточно просто услышать музыку, важно понять её и запомнить. Профессиональному музыканту изучать музыку помогают ноты, а ребенку приходится сталкиваться с трудностями, ведь он не знает нот. И вот здесь на помощь ему приходят наглядные средства обучения: модели, схемы,
Испытав трудности при обучении детей игре на музыкальных инструментах, я пришла к выводу, что мне нужно что-то особенное. То, что мне бы помогло в работе по этому направлению. Именно поэтому я стала составлять партитуры,
Игра на музыкальных инструментах по партитуре позволяет дошкольнику представить произведение в более развернутом виде, помогает убыстрить темп разучивания произведения. Применение партитур на занятии дает возможность провести его более содержательно и интересно,.
Составляя партитуры для обучения игре на ДМИ, я придерживаюсь следующих критериев:
-Легкодоступность для детей и педагогов;
- партитура должна быть интересной для играющих;
- партитура должна иметь групповую форму обучения.
Практическая часть.
-Уважаемые коллеги! Сегодня я вам предлагаю пройти путь - от пассивного слушателя - к активному участию в коллективном музицировании, используя следующий алгоритм:
Прослушивание и просмотр музыкального произведения (видеозапись);
Определение характера и жанра произведения;
Знакомство с партитурой и разбор каждой партии;
Проигрывание на музыкальных инструментах без сопровождения;
Коллективное исполнение с сопровождением в характере;
Представляю вашему вниманию видеофрагмент исполнения музыкального произведения детьми.
(Участники мастер-класса смотрят видеофрагмент)
- Назовите жанр, и определите характер произведения)
Вы узнали произведение и его автора? Правильно, это «Детская полька»
М. И. Глинки.
-Вот веселый танец полька!
Здесь счет такой: Раз-два! И только.
Чтоб не кружилась голова,
Считаем мы: «Раз-два! Раз-два!»
А теперь перед вами на экране партитура данного музыкального произведения. Что вы видите на ней? На ней изображены музыкальные инструменты, используемые в оркестре. Внимательно посмотрите на партитуру и выберите себе инструмент, на котором вы будете исполнять произведение. Ускорить процесс запоминания партий нам поможет устный анализ общих и различных моментов рисунка каждой партии. Благодаря такому анализу быстрее запоминается партитура, а в процессе игры закрепляются важные музыкальные представления. Моя цель как педагога при обучении игре на музыкальных инструментах состоит не в том, чтобы ребёнок освоил как можно больше музыкального материала, а в том, чтобы заинтересовать его музыкой.
Давайте разберем каждую партию (далее педагоги поэтапно работают с партитурой).
-А теперь польку будем так играть, чтобы всем захотелось танцевать!
(Исполнение пьесы)
Понравилась ли вам, уважаемые коллеги, ваша игра?
-Помогло ли вам в игре использование партитуры?
-Ускорился ли процесс разучивания произведения?
Моделирование.
Уважаемые педагоги, я предлагаю вам создать самим небольшую партитуру известной всем русской народной мелодии «Калинка». Прослушайте отрывок из этого произведения (слушают)
Перед вами – модели музыкальных инструментов. Вам необходимо придумать инструментовку музыкального произведения и выложить её на магнитной доске. Использовать можно инструменты большого и маленького размера, чтобы показать короткие и долгие звуки. Так же можно использовать паузы, четвертные и восьмые.
Желаю вам успеха в вашем творчестве!
(педагоги создают партитуру и играют по ней)
-Довольны ли вы своей работой? Удачно ли вы составили партитуру? Помогла ли вам она в игре?
(ответ педагогов)
-Мне тоже очень понравилась ваша партитура (отмечаю особенности партитуры и хвалю участников фокус-группы)
Рефлексия.
В завершение мне бы хотелось, чтобы вы высказали свое мнение о нашей с вами работе, продолжив фразу, начало которой вы выберете сами.
(Педагоги выбирают написанное на бумаге начало фразы, которое они должны продолжить).
-сегодня я узнал (узнала)…
- мне было интересно узнать, что….
-было трудно выполнять…
- теперь я могу…
- благодаря мастер-классу я научился (научилась)..
- у меня получилось…
- сегодня я смог (смогла)…
- теперь я попробую сам (сама)…
На этом наш мастер-класс закончился, желаю вам творческих успехов, поиска и вдохновения. Благодарю всех за участие.