Суть приема заключается в следующем: в данном математическом объекте (заготовке, задаче, поисковой ситуации) изменяется только один какой-либо элемент записи (чертежа). Этот игровой приём ценен и для развития ума, и для эффективного усвоения учащимися учебного материала.
Просмотр содержимого документа
«Игровой прием «Подправление объекта»»
Игровой прием «Подправление объекта»
Суть приема заключается в следующем: в данном математическом объекте (заготовке, задаче, поисковой ситуации) изменяется только один какой-либо элемент записи (чертежа). В результате должна появиться какая-либо новая возможность (ресурс), которой не было в предыдущей ситуации. Полученный объект для краткости можно называть «хорошим».
Учитель может создать ситуацию, чтобы попутно с обычной деятельностью ученики «вышли» на идею «подправления». Например, предлагается задание с опечаткой в условии, ученики выполняют его, но их ответ не сходится с ответом к задаче. Появляется предположение, что в условие задачи вкралась ошибка, но если её исправить (а возможность такого исправления должна быть почти очевидной!), то ответ уже получается. На основе этих действий появляется идея «намеренного делания ошибки». Учитель показывает школьникам ценность этого игрового приёма и для развития ума, и для эффективного усвоения ими учебного материала.
Осталось определить понятие «только одно изменение». Ученики предлагают свои версии. В итоге возникает общее соглашение, которого учащиеся и обязуются придерживаться в рамках данной игры. Одним изменением математического объекта считается одно из следующих действий:
- стереть (убрать) какой-либо элемент объекта;
- добавить (дописать) какой-либо элемент;
- стереть элемент и вместо него дописать другой.
Результат каждого из этих действий будем называть «подправлением объекта». Например, после исследования функции
ученики отмечают, что она положительна. Предлагается «подправить» многочлен, стоящий в правой части равенства так, чтобы это свойство сохранилось. Ученики догадываются, что можно добавить любое положительное число или исключить (стереть) слагаемое
Последнее предложение оказывается уже не таким очевидным.
Один из самых простых подходов к составлению подобных заданий заключается в следующем. Ученик находит или составляет задачу, решаемую с помощью той или иной оригинальной идеи. Далее он вносит одно исправление, которое «портит» условие задачи, т.е. данная идея не срабатывает. Предлагает полученное задание одноклассникам, которым надо провести эту процедуру в обратном направлении. При этом сама идея, с помощью которой будет решаться задача, либо сообщается ученикам (или даётся какая-то информация о ней), либо нет. Тогда они должны сами о ней догадаться и нужным образом «подправить» задачу. При этом ими могут быть найдены и другие перспективы исправления.