«Умники и умницы»(9-10 класс)
Организаторы (2—3 ученика во главе с учителем) готовят: а) ордена «умников» по числу вопросов.
б) дорожки трех цветов (с клетками-квадратами),
в) вопросы и задания (они должны требовать логического мышления и умения применять знания в новых условиях). Красная дорожка состоит из двух квадратов, желтая — из трех, зеленая — из четырех; дорожки во время игры расстилаем на сцене. Вначале выявляем троих «умников». Для этого необходимы 15-20 вопросов.
Ответившему правильно и полно на очередной вопрос вручается орден. Три владельца наибольшего числа орденов разыгрывают дорожки. Особенности дорожек: на красной — игрок не должен ошибаться, ему задают всего один вопрос;
на желтой — должен верно ответить на один из двух предложенных вопросов, он имеет право на одну ошибку;
на зеленой игрок должен ответить правильно хотя бы на один из трех вопросов.
Прошедший свою дорожку становится «умником» и садится на «трон». Не прошедший — присоединяется к «теоретикам». Далее игра идет между умниками.
Участники игры получают либо оценки в журнал, либо награды.
«Отборочные» вопросы
1. Нарисуйте траекторию движения
а) центра колеса велосипеда относительно дороги; б) точки на ободе колеса относительно дороги;
в) точки на ободе относительно центра колеса.
2. При каком условии летчик летящего истребителя может рассмотреть пролетающий мимо артиллерийский снаряд?
3. Нарисуйте траектории движения иглы швейной машины относительно машины и прошиваемой ткани.
4. На сколько скорость 72 км/ч больше скорости 10 м/с?
5. Тело, брошенное вертикально вверх, упало обратно. Начертите графики изменения его координаты, скорости и ускорения.
6. Какие из приведенных уравнений описывают равномерное движение:
7. Автомобиль движется по шоссе со скоростью 100 км/ч. Назовите тело, относительно которого его скорость равна 0.
8. По графикам рис. 1 и 2 определите скорости тел.
9. Посмотрите на рис. 3 и скажите, как двигался велосипедист.
10. Перед вами рис. 4. Определите скорость тела через 3 с после начала движения.
11. Проанализируйте графики, изображенные на рис. 5. Опишите характер движения тел.
12. Определите по графику, который представлен на рис. 6, как двигалось тело в разные интервалы времени.
13. Зависимость скорости тела от времени задана формулой v= 12 —4t. Запишите уравнение движения, если х0 = 5.
14. Изменится ли ускорение падающего вертикально вниз тела, если сообщить ему начальную скорость?
15. Каковы особенности и закономерности свободного падения тел?
16. Сокол, спикировав отвесно на свою добычу, достиг скорости 100 м/с. Какое расстояние пролетел при этом хищник?
17. Первый участок пути поезд прошел за полчаса со скоростью 60 км/ч, а остаток пути в 120 км за 1,5 ч. Найдите среднюю скорость движения.
18. Постройте график движения по его уравнению: v = 3 + 2t.
19. Определите вид движения, описываемого каждым из уравнений: х1 = 3t + 4t2; х2 = -3t - 4t2; х3 = -3t + 4t2; x4=3t - 4t2; x5 =-4t2; x6 =2t + 3; x1 = 3 t.
20. Установлено, что человек может безопасно для жизни прыгнуть лишь с высоты 2 м. С какой скоростью он достигнет при этом земли?
Вопросы для состязания умников
• Для игрока на красной дорожке:
Даны: шарик, секундомер, измерительная лента. Определите ускорение свободного падения.
• Для игрока на желтой дорожке:
1. Что установил Г.Галилей, исследуя свободное падение тел?
2. Перед вами рис. 7. Как определить ускорение шарика на участке В?
Рис. 7.
• Для игрока на зеленой дорожке:
1. Два шара одновременно и с одинаковой начальной скоростью начали движение по поверхностям А и С (рис. 8). Сравните их скорости в точках В ж В'.
2. Какая формула «спрятана» за графиком на рис. 9?
3. Едущий по дороге велосипедист крутит педали. Каково при этом движение педалей: поступательное или вращательное?
Для вовлечения в работу зрителей, особенно приглашенных младших школьников, проводим с ними забавную игру типа телеперадачи «Устами младенцев» на основе устных «микросочинений» о свете, тепле, электричестве, магнитах. Вот выдержки из этих сочинений:
Свет
Он бывает в космосе, дома, на улице, в классе тоже. Есть и у автомашин, чаще снаружи. Без него дома скучно. Он бывает естественным и искусственным. Без него было бы мрачно.
Без него никто бы не работал. И мы бы не учились. С ним и ночью в лесу не страшно. Его не любит сова и летучая мышь. Когда он есть, дети плохо спят.
Кошкам он не очень нужен. Летом его очень много. Зимой мало. Без него растения растут белыми. Он может быть красным, белым и зеленым.
Магнит
Он есть в стереоколонке. Он хорошо прилипает к некоторым вещам. Мой папа приклеивает им бумаги или фото в машине. Он полезен человеку. Говорят, что он лечит некоторые болезни.
У него нет голоса, но без него в телевизоре исчезает звук. Без него дверь шкафа все время открывается. С ним быстро можно найти потерянную иголку.
Им пользуются в школе на уроках. Если их два, с ними можно играть. Одной стороной они липнут друг к другу, другой нет. Они любят очень прилипать к разным железкам.
Тепло
Без него люди умирают, растения тоже, у детей возникает грипп. Чтобы его получить, раньше наши бабушки и дедушки в корытах месили коровьи лепешки, делали из них кирпичи, сушили их, а потом сжигали. А сейчас для этого нужны фабрики с трубами.
Когда его очень много, хочется в душ. Когда его очень мало, мы не можем жить.
У него странное поведение: наверху его всегда больше, чем внизу.
Когда оно есть, все люди веселые и ходят на работу и в школу, а когда его нет, дети прячутся по домам. Животные и растения получают его от Солнца.
Предлагаем еще ребятам-зрителям быстро составить загадки на предложенную физическую тему. Вот несколько из них.
Об энергии: «Она нужна всем. Когда работают, ее теряют». О работе : «У тех, у кого нет сил, она равна нулю».
О двигателе: «Это «сердце» практически любой техники». О весах: «Мой предмет — знак зодиака».
О рычаге: «Наш помощник и простейший механизм. Им может быть даже лом». Что это?