СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Игровые конкурсы на физике

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Телепередачи «Что? Где? Когда?», «Счастливый случай», «КВН», «Поле чудес» — стали любимыми передачами для многих учащихся. Эти интеллектуальные игры легко трансформируются в узкопредметные внеурочные занятия. Учащиеся с большим желанием участвуют в них, проявляя творческую активность. Вот описание одной игры, трансформированной из телепередачи. Она проводится по правилам соответствующей телевизионной игры «Умники и умницы»

Просмотр содержимого документа
«Игровые конкурсы на физике»

«Умники и умницы»(9-10 класс)

Организаторы (2—3 ученика во главе с учителем) готовят: а) ордена «умников» по числу вопросов.

б) дорожки трех цветов (с клетками-квадратами),

в) вопросы и задания (они должны требовать логического мышления и умения применять знания в новых условиях). Красная дорожка состоит из двух квадратов, желтая — из трех, зеленая — из четырех; дорожки во время игры расстилаем на сцене. Вначале выявляем троих «умников». Для этого необходимы 15-20 вопросов.

Ответившему правильно и полно на очередной вопрос вручается орден. Три владельца наибольшего числа орденов разыгрывают дорожки. Особенности дорожек: на красной — игрок не должен ошибаться, ему задают всего один вопрос;

на желтой — должен верно ответить на один из двух предложенных вопросов, он имеет право на одну ошибку;

на зеленой игрок должен ответить правильно хотя бы на один из трех вопросов.

Прошедший свою дорожку становится «умником» и садится на «трон». Не прошедший — присоединяется к «теоретикам». Далее игра идет между умниками.

Участники игры получают либо оценки в журнал, либо награды.

«Отборочные» вопросы

1. Нарисуйте траекторию движения

а) центра колеса велосипеда относительно дороги; б) точки на ободе колеса относительно дороги;

в) точки на ободе относительно центра колеса.

2. При каком условии летчик летящего истребителя может рассмотреть пролетающий мимо артиллерийский снаряд?

3. Нарисуйте траектории движения иглы швейной машины относительно машины и прошиваемой ткани.

4. На сколько скорость 72 км/ч больше скорости 10 м/с?

5. Тело, брошенное вертикально вверх, упало обратно. Начертите графики изменения его координаты, скорости и ускорения.

6. Какие из приведенных уравнений описывают равномерное движение:

7. Автомобиль движется по шоссе со скоростью 100 км/ч. Назовите тело, относительно которого его скорость равна 0.

8. По графикам рис. 1 и 2 определите скорости тел.

9. Посмотрите на рис. 3 и скажите, как двигался велосипедист.

10. Перед вами рис. 4. Определите скорость тела через 3 с после начала движения.

11. Проанализируйте графики, изображенные на рис. 5. Опишите характер движения тел.

12. Определите по графику, который представлен на рис. 6, как двигалось тело в разные интервалы времени.

13. Зависимость скорости тела от времени задана формулой v= 12 —4t. Запишите уравнение движения, если х0 = 5.

14. Изменится ли ускорение падающего вертикально вниз тела, если сообщить ему начальную скорость?

15. Каковы особенности и закономерности свободного падения тел?

16. Сокол, спикировав отвесно на свою добычу, достиг скорости 100 м/с. Какое расстояние пролетел при этом хищник?

17. Первый участок пути поезд прошел за полчаса со скоростью 60 км/ч, а остаток пути в 120 км за 1,5 ч. Найдите среднюю скорость движения.

18. Постройте график движения по его уравнению: v = 3 + 2t.

19. Определите вид движения, описываемого каждым из уравнений: х1 = 3t + 4t2; х2 = -3t - 4t2; х3 = -3t + 4t2; x4=3t - 4t2; x5 =-4t2; x6 =2t + 3; x1 = 3 t.

20. Установлено, что человек может безопасно для жизни прыгнуть лишь с высоты 2 м. С какой скоростью он достигнет при этом земли?

Вопросы для состязания умников

• Для игрока на красной дорожке:

Даны: шарик, секундомер, измерительная лента. Определите ускорение свободного падения.

• Для игрока на желтой дорожке:

1. Что установил Г.Галилей, исследуя свободное падение тел?

2. Перед вами рис. 7. Как определить ускорение шарика на участке В?

Рис. 7.

• Для игрока на зеленой дорожке:

1. Два шара одновременно и с одинаковой начальной скоростью начали движение по поверхностям А и С (рис. 8). Сравните их скорости в точках В ж В'.

2. Какая формула «спрятана» за графиком на рис. 9?

3. Едущий по дороге велосипедист крутит педали. Каково при этом движение педалей: поступательное или вращательное?

Для вовлечения в работу зрителей, особенно приглашенных младших школьников, проводим с ними забавную игру типа телеперадачи «Устами младенцев» на основе устных «микросочинений» о свете, тепле, электричестве, магнитах. Вот выдержки из этих сочинений:

Свет

Он бывает в космосе, дома, на улице, в классе тоже. Есть и у автомашин, чаще снаружи. Без него дома скучно. Он бывает естественным и искусственным. Без него было бы мрачно.

Без него никто бы не работал. И мы бы не учились. С ним и ночью в лесу не страшно. Его не любит сова и летучая мышь. Когда он есть, дети плохо спят.

Кошкам он не очень нужен. Летом его очень много. Зимой мало. Без него растения растут белыми. Он может быть красным, белым и зеленым.

Магнит

Он есть в стереоколонке. Он хорошо прилипает к некоторым вещам. Мой папа приклеивает им бумаги или фото в машине. Он полезен человеку. Говорят, что он лечит некоторые болезни.

У него нет голоса, но без него в телевизоре исчезает звук. Без него дверь шкафа все время открывается. С ним быстро можно найти потерянную иголку.

Им пользуются в школе на уроках. Если их два, с ними можно играть. Одной стороной они липнут друг к другу, другой нет. Они любят очень прилипать к разным железкам.

Тепло

Без него люди умирают, растения тоже, у детей возникает грипп. Чтобы его получить, раньше наши бабушки и дедушки в корытах месили коровьи лепешки, делали из них кирпичи, сушили их, а потом сжигали. А сейчас для этого нужны фабрики с трубами.

Когда его очень много, хочется в душ. Когда его очень мало, мы не можем жить.

У него странное поведение: наверху его всегда больше, чем внизу.

Когда оно есть, все люди веселые и ходят на работу и в школу, а когда его нет, дети прячутся по домам. Животные и растения получают его от Солнца.

Предлагаем еще ребятам-зрителям быстро составить загадки на предложенную физическую тему. Вот несколько из них.

Об энергии: «Она нужна всем. Когда работают, ее теряют». О работе : «У тех, у кого нет сил, она равна нулю».

О двигателе: «Это «сердце» практически любой техники». О весах: «Мой предмет — знак зодиака».

О рычаге: «Наш помощник и простейший механизм. Им может быть даже лом». Что это?