Игровые технологии в коррекции неконструктивного поведения детей.
АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОБЛЕМЫ.
Я работаю воспитателем много лет и опыта у меня достаточно. Сегодняшние мои воспитанники
отличаются от своих сверстников предыдущих лет: они раскованнее, сообразительней, но все чаще ставит в тупик поведение современных детишек. Я очень хочу понять, чем вызвано подобное поведение и как мне, на него реагировать, а ещё лучше научиться его предвидеть и предупреждать.
А сейчас я представлю небольшое описание каждой формы, а вы сможете понять к какой из них можно отнести детей с неконструктивным поведением в вашей группе.
1.Импульсивное поведение отличает невероятная двигательная активность и повышенная отвлекаемость, невнимательность. Ребенок сидя на стуле корчится, извивается, легко отвлекается на посторонние предметы, с трудом дожидается очереди во время игр, занятий, на вопросы отвечает не задумываясь, с трудом сохраняет внимание при выполнении заданий и игр, часто переходит от одного не завершённого действия к другому. Этот ребенок ссорится со сверстниками и быстро мирится. Это самый шумный ребенок в группе.
2.Конформное поведение. Это кардинально противоположная форма неконструктивного поведения.
Это так называемые «тихони», которые готовы согласиться с взрослыми. Дети «тихони»,также легко идут на поводу у более активных сверстников. Если поведение закрепляется, то оно приводит к искажению его личностного развития.
3.Демонстративное поведение. Признаками такого поведения будет стремление ребенка к демонстрации своей индивидуальности через кривляние и капризы, чем и привлекает к себе внимание.
4.Протестное поведение. Это негативизм, упрямство, строптивость. Ребенок отказывается выполнять поручения, стремление настоять на своем. Эти дети инициируют конфликтные ситуации
Или попадают в них. Они протестуют, конфликтные ситуации разрешают криками, обзыванием, криком.
5.Агрессивное поведение выражается в драках с другими детьми, в разрушении вещей и предметов. Ребенок рвёт книги, ломает игрушки, как правило не свои.
6.Недесциплинированное поведение – это поведение при котором человек нарушает общественные правила. Этим детям свойственна безответственность, леность, неряшливость, эгоизм.
7.Симптоматическое поведение – это те дети, которые часто демонстрируют недомогание, слабость и ожидают заботы о себе. Манипулируя этим взрослых.
Сегодня, когда игра эффективно применяется во многих сферах даже взрослой жизни: в экономике, политике, не говоря о том, что игра основной вид деятельности в дошкольном возрасте. Доказано, что дети, имеющие богатый игровой опыт более подготовлены к творческой деятельности, чем их сверстники с дефицитом игровой практики.
Рассмотрим какие игры наиболее эффективны для профилактики и коррекции неконструктивного поведения старших дошкольников.
1.Игры с правилами
2.Игры – соревнования
3.Длительные совместные игры.
Игры с правилами хороши тем, что в них четко предусмотрены требования к поведению детей. Ребенок вынужден подчиняться этим требованиям, т.е. не нарушать правила, если он желает играть и не хочет разрушить игру.
В играх соревнованиях правила отличаются не только четкостью, понятностью, но и открытостью: выполняет ребенок правила или нарушает – это сразу же замечают другие игроки, что создает наилучшие условия для самостоятельного контроля за собственным поведением и одновременно за выполнением правил. Игры соревнования – наиболее сильное «испытание» для импульсивного ребенка. Особенно поначалу, когда только зарождающиеся выдержка и самообладание вытесняются безудержным стремлением выиграть. Например популярная настольная игра «Лото» - это пример игры с правилами и одновременно игры-соревнования.
Вместе с детьми с импульсивным поведением к играм с правилами целесообразно привлекать и их недисциплинированных сверстников. В заданных игрой обстоятельствах, под воздействием игровых правил, безответственность, неряшливость постепенно нивелируются, а их место занимают новые, желательные качества.
Игры-драматизации, образно-ролевые игры хороши в преодолении конформного поведения детей.
Роль, которую принимает на себя ребенок, это не просто роль, а роль образ. Ребенок может исполнить роль зайчика, но при этом создать различные образы зайчика: смелого, слабого, трусливого и т.д.
Коллективные дидактические игры в работе по коррекции протестного поведения детей. Где приоритетной задачей является развитие навыков сотрудничества. Например, игра «Собери самолет». Дети играют парами, лучше если в паре с конфликтным ребенком будет уравновешенный
или застенчивый его сверстник. Набор составлен педагогом так, что только обменявшись с партнером недостающими деталями, каждый участник игры сможет точно воспроизвести кораблик.
Так же изменить известную игру «Съедобное и не съедобное» на игру «Ассоциации». Предлагаю со мной поиграть. Я ведущий кидаю мяч и называю слово «Солнце» , напротив сидящий педагог называет слово ассоциацию например- горячее, далее следующий – пирожок, следующий – капуста и т.д. Игра развивает воображение, внимание, ловкость. Так же хороши игры для развития интереса к сверстнику и расширения хороших качеств его. Вашему вниманию предлагаю игра «Волшебные очки». Чем необычней и смешнее они, тем больше вызывают интерес у детей и полное доверие, что они волшебные.
Ход игры: взрослый торжественно объявляет «Я хочу показать вам волшебные очки. Тот кто их наденет, видит только хорошее в других и даже то хорошее, что человек прячет от всех. Вот я сейчас примерю эти очки… Ой, какие вы все красивые, веселые, умные!» Подходя к ребенку взрослый называет какое либо его достоинство, в данном случае педагога сидящего напротив ( какое красивое платье, какие пышные волосы, голубые глаза и т.д.) А теперь мне хочется, что бы каждый из вас примерил эти очки и хорошенько рассмотрел своего соседа. Может они помогут рассмотреть то, что вы раньше не замечали. Дети по очереди надевают волшебные очки и называют достоинства своих товарищей.
Сюжетно – ролевая игра в коррекции демонстративного поведения детей.
Бывает так, что роль, которую исполняет ребенок с демонстративным поведением в сюжетно-ролевой игре соответствует его идеалу, а потом любые требования им принимаются. Например, любимая роль девочки с демонстративным поведением – Принцесса или Королева. В соответствии с сюжетом и к своему удовольствию девочка изображает Принцессу капризной, эгоистичной. В дальнейшем поведение Принцессы в ходе игры изменяется и девочка должна изменить свой характер.
Психотехнические освобождающие игры в коррекции агрессивного поведения детей.
Эти игры направленны на ослабление внутренней агрессивной напряженности ребенка.
Например игра «Тир». В ней ребенок «стреляет» по движущимся мишеням игрушкам с помощью мяча. Или игра «Цыплята». Агрессивному ребенку предлагается приготовить корм для цыплят, то есть разорвать лист бумаги на мелкие кусочки. А известная игра «Замри», «Стоп» учит элементарным навыкам самообладания.
А сейчас вашему вниманию я предлагаю тоже немного снять напряжение и поиграть в игру «Бумажные снежки». Мы разделимся на две команды и с помощью листа бумаги, который превратим в снежок, смяв его, начнем кидать друг в друга. Побеждает та команда, у которой после сигнала ведущего на поле окажется меньше «снежков». Проводится игра с педагогами.
Эта игра дает возможность агрессивному ребенку кидать «снежки» с начало с агрессией, а в ходе игры настроение изменяется, ребенок начинает радоваться от общения со сверстниками.
И ещё одну игру я хочу представить вашему вниманию мы её придумали с ребятами сами и с удовольствием играем. Она закрепляет знания детей о частях тела человека, учит взаимодействовать друг с другом и просто поднимает настроение «Человек человеку друг». Итак разбейтесь на пары. Ведущий говорит следующие слова: «Человек-человеку друг локтем». Необходимо соединиться локтем, «Человек-человеку друг спиной» и т.д. А в конце предлагаю обняться.
Может кто ни будь из коллег поделится интересными играми? Нам было бы интересно перенять опыт.
Спасибо за внимание!