СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Игры и упражнения для детей старшей группы на развитие высших психических процессов и эмоционально-волевой сферы.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Игры и упражнения для детей старшей группы на развитие высших психических процессов и эмоционально-волевой сферы.»

Игры и упражнения, направленные на развитие и коррекцию речи, ВПФ и ЭВС

Работу выполнила: Худорожкова Дарья Сергеевна, 43а группа


Параметры развития

Возраст

Описание игр и упражнений

Высшие психические функции

Восприятие

3-5 лет

«Кто разбудил Мишутку?»

Оборудование: мягкая игрушка (мишка) средних размеров, нарядно одетая с бантиком, пояском, передником и пр.

Описание. В игре участвуют все дети группы. Одному ребёнку предлагается укачать Мишутку. Он садится спиной к остальным участникам игры, убаюкивает игрушку. Затем педагог показывает на одно из детей, не называя его по имени, предлагает ему четко и достаточно громко произнести знакомые слова: «Мишутка, Мишутка, довольно спать, пора вставать!». Ребенок с мишкой подходит к детям, находит среди них того, кто произнес слова, и кладет мишкины лапы ему на плечи или усаживает мишку к нему па колени. Проснулся Мишутка? А знаешь, кто тебя разбудил? Иди к нам и найди его. Ребенок с мишкой подходит к детям, находит среди них того, кто произнес слова, и кладет мишкины лапы ему на плечи или усаживает мишку к нему па колени. Все аплодируют мишке, а он кланяется. Затем снова выбирается тот, кто будет убаюкивать Мишутку, и игра начинается заново.

5-7 лет

«Кошка и мышки»

Оборудование: «кошки» (два одинаковых пластиковых стаканчика, например из-под йогурта), «мышки» (разноцветные пластмассовые контейнеры из-под шоколадных яиц, к одной из половин которых прикреплены шнурки - «хвостики» длиной 20—25 см), игральный кубик с разноцветными гранями (цвета кубика должны соответствовать цветам «мышек»), небольшой столик, два стула. «Мышек» должно быть 9—10.

Описание (дети играют в нее парами по очереди). Ведущий на одном конце столика раскладывает «мышек» в ряд так, чтобы их «хвостики» наполовину свисали со стола. На противоположную сторону стола ведущий ставит «кошку» (стаканчик, перевернутый вверх дном). Один из участников будет играть за «мышек», другой — за «кошку», взяв один пластиковый стаканчик. Ведущий бросает кубик. Тот, кто играет «мышками», должен быстро дернуть за «хвостик» «мышку» того цвета, который выпал на игральном кубике. Тот, кто играет за «кошку», должен попытаться успеть поймать «мышку», накрыв ее сверху стаканчиком. Если «мышка» поймана, то ее забирает играющий за «кошку», а если не поймана, то ее берет играющий за «мышек». Игра продолжается до тех пор, пока все «мышки» не окажутся задействованными в ней. После этого нужно подсчитать результаты. У кого из двух игроков оказалось больше «мышек», тот и победил. Теперь игроков можно поменять местами или пригласить поиграть новую пару ребят.

Внимание

3-5 лет

«Запоминайка»

Оборудование: разнообразные предметы (игрушки, книги и т. п.).

Описание. Разложить на столе или на ковре несколько предметов. Предложить ребенку внимательно посмотреть и постараться запомнить, в каком порядке они лежат. Затем смешать предметы и попросить ребенка, разложить все как было.

5-7 лет

«Большие и маленькие»

Описание. Дети садятся или становятся полукругом. Ведущий называет предметы. Если слово означает что-то довольно большое, то дети становятся на носочки и поднимают руки вверх, а если наоборот, что-то очень маленькое (например, иголка, мышка), то дети садятся на корточки. Ведущий может сознательно ошибаться, а многие ребята непроизвольно, в силу подражания, будут повторять действия ведущего. Необходимо выполнять правильно, кто ошибается – выбывает из игры. И так до тех пор, пока не останутся 2-3 человека.

Память

3-5 лет

«Построй на образцу»
Оборудование: счётные палочки, поднос

Описание. На подносе выкладываем из палочек простую фигуру - треугольник или квадрат. Просим запомнить, далее закрываем поднос, просим учащихся построить такие же фигуры. Можно усложнять задание, используя палочки разных цветов. Можно строить разные фигуры, цифры, буквы.

5-7 лет

«Чемодан»
Оборудование: чемодан из картона и различные картинки.

Описание. Поясняем игровую задачу - папа собирался в командировку и взял с собой много вещей. Нам с вами нужно внимательно рассмотреть и запомнить все, что папа положил в чемодан. Далее складываем в чемодан различные предметы - картинки, называем, комментируем. Потом закрываем чемодан и просим детей вспомнить, какие предметы там лежали. Игру можно варьировать, придумывая разные сюжеты, например - бабушка поехала на дачу и взяла с собой... мама пошла в магазин и купила там.., мальчик Саша пошёл в детский сад и положил в рюкзак. Для наглядности так же можно использовать коробки - чемоданчики для мелочей, пряча в них разные картинки или игрушки.

Мышление

3-5 лет

«Строители»

Оборудование: объемные геометрические фигуры — шар, куб, параллелепипед, цилиндр большие и маленькие и т. п.

Описание: покажите ребенку объемные фигуры, рассмотрите их вместе, а потом найдите их на схеме-рисунке. Отметьте: цилиндр сверху — это круг, сбоку — прямоугольник и т. п. Найдите проекции всех фигур на рисунке. А как из двух параллелепипедов, призм сложить куб — пусть ребенок попробует сам. Закрепляем: покажите стороны, вершины куба, призмы, параллелепипеда (отметьте, что у конуса есть только одна вершина). Рассмотрите и обследуйте их. Делайте из них несложные постройки: домик, стул, — или конструируйте: полушар, брусок - грибочек и т. д. Находите их проекции на рисунках.

5-7 лет

«Рисовайкин»

Оборудование: карточки с изображением 6 кругов.

Описание: ребенку дать карточку с изображением 6 кругов, предложить закрасить их таким образом, чтобы закрашенных и не закрашенных фигур было поровну. Затем просмотреть и просчитать все варианты закрашивания. Так же можно провести соревнование: кто найдет наибольшее количество решений.

Речь

Лексика (словарный запас)

3-5 лет

Оборудование: картинки: предметы одежды, самолёт, ручка, солнце, собака, пчела, снежинка.
Описание. Приходит Неумейка и приносит картинки. Задача детей подобрать слова, которые обозначают действия, относящиеся к предметам или явлениям, изображённым на картинках. Например, что можно сказать о самолёте? (он летит, гудит, поднимается); что можно делать с одеждой? (стирать, гладить, зашивать); что можно сказать о солнце? (греет, светит, восходит); что можно делать с куклой? (играть, одевать, обувать) и т.д.

5-7 лет

«Репортёр»

Оборудование: микрофоны, карточки с предметами.

Описание. Ребёнку дают в руки игрушечный микрофон, и он отвечает на вопросы журналиста. В руках педагога тоже микрофон.

План вопросов:

Что это? (Головной убор …).

Из каких частей состоит?

Какого цвета?

В какое время года носят?

Кто одевает? (мужчины, женщины, дети).

Грамматический строй речи

3-5 лет

«Один – много»

Оборудование: парные картинки с изображениями игрушек, на одной из которых нарисован один предмет, а на другой — несколько таких же предметов: мячи, неваляшки, пирамидки, лошадки, грузовики, зайчата.

Описание. Вначале воспитатель выкладывает предметные картинки с изображением одного предмета. Ребенок составляет простое предложение: «Одна утка»… и т.д.
Затем воспитатель выкладывает картинки, где изображено много предметов. Ребенок составляет предложение: «Много уток» и т.д.

5-7 лет

«Подумай и назови»

Описание. Предлагаем детям дать словами правильные определения.
Образец ответа: Если на рубашке грязь, то рубашка грязная. При затруднении задается вопрос «какая?» («какой?»).

Примерный речевой материал:

Если на улице очень холодно, то день …

Если на улице шум, то улица ...

Если человеку сопутствует удача, то человек ...

Если у человека талант, то человек ...

Если весь день идет дождь, то день ...

Если корова приносит людям пользу, то корова ...

Если у человека есть здоровье, то человек ...

Связная речь

3-5 лет

«Расскажи по картинкам»

Оборудование: сюжетные картинки.

Описание. Педагог предлагает ребёнку рассмотреть картинки и рассказать, что на них изображено. Если у ребёнка возникнут трудности, педагог может задавать наводящие вопросы. Так же можно предложить ребёнку придумать название для картинок.

5-7 лет

«В гостях у лесника»

Оборудование: игрушка – белка, ветка, листы, карандаши.

Описание.

- Сегодня мы пойдём в гости к дедушке, который следит за порядком в лесу, охраняет его. Это лесник. Дом его стоит в лесу. Это какой дом? (Лесной.) К дому лесника ведёт тропинка. Это какая тропинка? (Лесная) Послушайте слова«лес»«лесник»«лесной». Какая часть слышится во всех словах? (Лес.)

Лесная тропинка узкая, а дорога (широкая). Деревья в лесу высокие, а кусты (низкие). Вот речка глубокая, а ручеёк (мелкий).

- Как много тропинок в лесу! По какой бы нам пойти? У кого спросить? А вот белочка. Здравствуй, белочка! Как найти дорогу к леснику?

- Отгадай мою загадку. Рыжая, пушистая, на сосну взбирается, шишками кидается.

Дети отгадывают, что это белка. Белка просит:

- Опишите меня, чтобы было видно, какая я и что умею делать.

При затруднении взрослый помогает связками: шубка у тебя…; на ушках…; хвостик у тебя…; ты умеешь…и очень любишь…

Белка говорит, что она любит прыгать с ветки на ветку. Взрослый ставит ветку, белка прыгает, а дети называют действие: прыгает, спрыгивает, перепрыгивает, запрыгивает, выпрыгивает.

Взрослый предлагает ребёнку составить рассказ про то, как они встретили белку, и зарисовать схему встречи с белкой, чтобы потом рассказать леснику.

Эмоционально-волевая сфера

Эмоциональная сфера

3-5 лет

«Угадай эмоцию»

Оборудование: карточки с эмоциями.

Описание. На столе раскладываются картинкой вниз схематичные изображения эмоций. Ребенок берет одну карточку, не показывая ее никому. Затем ребенок должен узнать эмоцию и изобразить ее с помощью мимики, пантомимики, голосовых интонаций. Остальные отгадывают изображенную эмоцию.

5-7 лет

«Отгадай настроение сказочных героев»

Оборудование:  сюжетные картинки, на которых изображены сказочные герои, комплекты пиктограмм (8 шт.).

Описание: У каждого ребенка на столе лежат комплекты пиктограмм (8 шт.). Взрослый поочередно показывает детям карточки с различными настроениями сказочных героев. Дети должны поднять пиктограмму с соответствующей эмоцией.

Выразительность речи и движений

3-5 лет

«Пантомима»

Описание. Дети одной команды с помощью пантомимы показывают предмет (поезд, утюг, телефон, гриб, дерево, цветок, пчела, жук, заяц, собака, телевизор, кран, бабочка, книга). Дети другой команды угадывают.

5-7 лет

«Танец розы»

Оборудование: музыкальное сопровождение.

Описание. Под красивую мелодию (грамзапись, собственный напев) исполнять танец удивительно прекрасного цветка — розы. Ребенок сам придумывает к нему движения.

Внезапно музыка прекращается. Это порыв северного ветра «заморозил» прекрасную розу. Ребенок застывает в любой придуманной им позе.

1. Предложить детям пройти по камешкам через ручей от лица любого персонажа (сказки, рассказа, мультфильма) по их выбору.

2.  Предложить ребенку от лица любого персонажа подкрасться к спящему зверю (зайцу, медведю, волку).

3.   Предложить ловить бабочку или муху от лица различных персонажей.

4.  Изобразить прогулку семейства трех медведей, но так, чтобы все три медведя вели себя и действовали по-разному.

Моторная сфера

3-5 лет

«Дойди до конца»

Оборудование: мешочки с крупой, плоская игрушка.

Описание. На голову (в положении   стоя) или спину (на четвереньках) кладется мешочек с крупой или легкая   плоская игрушка. И ребенок должен доставить мешочек до цели, не уронив его на   пол.

5-7 лет

«Удочка»

Оборудование: толстая веревка, шнур или скакалка с привязанным на конце отягощающим, но мягким предметом (например, мешочек с песком, кусочек резинового шланга), чтобы не травмировать игроков.

Описание. Из числа игроков выбирается водящий, который располагается в центре игрового поля. Остальные игроки встают вокруг него на расстоянии, соответствующем длине веревки.

Водящий в процессе игры вращает веревку по кругу над самой землей, а игроки подпрыгивают вверх, поджимая ноги так, чтобы мешочек не задел их. Тот игрок, который не успел подпрыгнуть и которого задела веревка, становится водящим.

Саморегуляция

3-5 лет

«Будь внимателен»

Описание. Попросите ребенка ответить на ваши вопросы. Но ответ на каждый вопрос должен звучать только после произнесения вами волшебной фразы: «Раз, два, три! Говори!». Вопросы могут быть самыми разными.

Сколько лап у кошки?

Апельсин — это овощ?

Где живет медведь?

5-7 лет

«Черепахи»

Описание. Предложите ребенку представить, что вы очень медлительные черепахи, и вам необходимо добраться до определенного места (например, из комнаты в кухню). Черепахи медленно, не останавливаясь, ползут к намеченной цели. Выигрывает та черепаха, которая приползет последней.

Игры с правилами

3-5 лет

«Не забегай в круг»

Оборудование: мел.

Описание.

1 вариант.

На полу выкладывают или чертят большой  круг. Дети располагаются за линией круга на одной стороне, воспитатель становится в круг. По сигналу дети перебегают на другую сторону, забегая в круг, но быстро стараясь выбежать из него. Воспитатель ловит тех, кто не успел выбежать из круга.

2 вариант.

В центр круга становится ребёнок, можно предложить перебежать прямым галопом, с захлёстом голени.

5-7 лет

«Лиса и заяц»

Оборудование: мячи разных размеров.

Описание. Я хочу предложить вам игру, которая называется «Лиса и заяц». Станьте все вместе в круг и внимательно меня послушайте, чтобы запомнить правила.
Этот маленький мяч – заяц, большой мяч – лиса. Заяц идет от ребенка к ребенку по кругу, немного позже выбегает лиса. Лиса должна поймать зайца. Когда лиса его поймает, заяц стартует заново – но в этот раз в другом направлении. Вскоре за ним снова начинает охотиться лиса. Давайте сыграем пару раз по этим правилам.
А теперь сыграем с двумя зайцами. Оба зайца должны бежать в одном направлении. И еще одно новое правило. Каждый из вас может поменять направление, в котором бежит лиса, крикнув при этом: «Все наоборот!» Тогда лиса бежит в другом направлении и зайцы тоже. Когда мы играем с двумя зайцами, игра становится сложнее, и мне очень интересно, как часто лиса будет ловить зайца.