Игры и упражнения на развитие воображения.
Какая игрушка?
Цель: Научить придумывать разнообразные ответы, основываясь на одном и том же схематическом изображении предмета. Поддерживать инициативу каждого ребенка, но постараться создать установку на оригинальный ответ.
Ход игры:
Взрослый предлагает детям придумать, глядя на картинку, на какую игрушку похожа изображенная на ней фигурка. Показывает первую картинку из набора. Спрашивает у детей по очереди, на какую игрушку она похожа. Обращает внимание на то, чтобы дети не повторяли ответов друг друга. При предъявлении каждой следующей картинки взрослый спрашивает ребенка, который еще не отвечал первым.
2-я младшая группа – 3-4 картинки.
Средняя группа - 5-6 картинок.
Старшая группа - 7-8 картинок
Подготовит. группа – 8-10 картинок
Что это такое?
Цель: Учить создавать в воображении новые образы на основе восприятия заместителей предметов.
Материал: круги разных цветов, полоски разной длины,
мяч.
Ход игры:
Дети встают в круг. Взрослый показывает один из цветных кружков, например, красный, кладет его в центр и предлагает рассказать, на что он похож. Отвечает тот ребенок, к которому взрослый прикатит мяч. Ответы не должны повторяться. Затем детям показывают кружок другого цвета, игра продолжается. Далее можно использовать кружки разных цветов, полоски разной длины.
Взрослый должен отмечать оригинальность ответов детей, обращать на это внимание других детей.
2-я младшая группа – 2-3 вида материала.
Средняя группа - по 2 заместителя предметов.
(Образ и действие, если предмет - персонаж одушевлен)
Старшая группа - по 2 заместителя предметов. (Образ и действие, если предмет - персонаж одушевлен)
Подготовит. группа – по 2 заместителя предметов.
(Образ и действие, если предмет - персонаж одушевлен)
Дети на прогулке.
Цель: Учить детей создавать новые образы на основе восприятия схематических изображений.
Материал: Несколько картинок, на каждой из которых изображен ребенок с неопределенным предметом в руке.
Ход игры:
Взрослый показывает детям картинку и объясняет: «Художник нарисовал мальчика, который идет на прогулку, но не успел дорисовать то, что у него в руках». Предлагает детям самим придумать, что мальчик взял с собой на прогулку. Каждый ребенок должен дать свой ответ, отличающийся от ответов товарищей. Если дети затрудняются, взрослый предлагает несколько вариантов ответов.
В игре участвуют 5-7 человек. На одном занятии анализируют:
2-я младшая группа – 1-2 картинки (придумывают предметы).
Средняя группа - 1-2 картинки (придумывают предметы и целую
историю по картинке)
Старшая группа - 1-2 картинки (придумывают предметы и целую
историю с данным предметом по картинке)
Подготовит. группа – 1-2 картинки (придумывают предметы и целую
историю с данным предметом по картинке).
Веселый гном.
Цель: Учить создавать образы на основе восприятия схематического изображения предмета.
Материал: Картинка, на которой изображен гном с мешочком в руках и несколько вырезанных из бумаги мешочков разной формы, которые можно накладывать на рисунок и менять в руках у гнома.
Ход игры:
Взрослый показывает детям картинку и говорит, что в гости к детям пришел гном; он всем принес подарки, но что и для кого он принес ребята должны угадать сами. Дети по очереди придумывают, что находится в каждом мешочке.
После того, как дети придумают достаточное количество ответов, основываясь на форме и величине мешочков, можно повторить игру, используя мешочки других форм и размеров.
Игра проводится со средней группы. В старшей группе можно предложить детям придумать историю про один из подарков и про ребенка, который его получил, наметив план рассказа.
На что это похоже?
Цель: Учить, в воображении создавать образы предметов, основываясь на их схематическом изображении.
Материал: Набор из 10 карточек; на каждой карточке нарисована 1 фигурка, которая может восприниматься как деталь или контурное и изображение отдельного предмета.
Ход игры:
Посмотреть на картинку и придумать, на что она похожа.
Взрослый показывает детям первую картинку из набора. Если ребенок затрудняется с ответом, спрашивают следующего. При показе второй картинки из набора игра начинается с другого ребенка, чтобы у каждого из детей была возможность ответить первым.
Средняя группа – 5-6 картинок.
Старшая группа – 8-10 картинок.
Подготовительная группа – 8-10 картинок.
Волшебная мозаика.
Игра проводится с подгруппами из 2-7 человек.
Цель: Учить создавать в воображении образы предметов, основываясь на схематическом изображении деталей этих предметов.
Материал: набор вырезанных из плотного картона геометрических фигур. Несколько кругов, квадратов, треугольников, прямоугольников разной величины
Ход игры:
Взрослый раздает детям наборы геометрических фигур и говорит, что это – волшебная мозаика, из которых можно сложить много интересных вещей. Нужно разные фигуры, кто какие хочет, приложить друг к другу так , чтобы получилось что -нибудь интересное.
Когда дети научатся выполнять задания, можно предложить соревнование: кто сложит больше разных предметов из своей мозаики.
Поможем художнику.
Цель: Учить воображать предметы на основе заданной схемы.
Материал: Большой лист бумаги, прикрепленный к доске, с нарисованным схематическим изображением человека. Цветные карандаши или краски.
Ход игры:
Взрослый рассказывает детям, что художник не успел дорисовать картину и попросил ребят помочь закончить ее. Показывает большой лист бумаги с схематическим изображением человека и говорит, что дети будут придумывать, как лучше закончить картину, а он будет рисовать все, что ребята придумают.
Кто нарисован?
Какие глаза?
Как его(ее) зовут? Во что одет? Какого цвета рубашка? и т.д.
Самые интересные ответы взрослый воплощает в картине.
После того, как рисунок будет закончен, можно предложить детям придумать историю про нарисованного человека.
Средняя группа – просто вообразить, кто нарисован на картине.
Старшая группа – придумать рассказ про нарисованного человека.
Подготовительная группа – рассказу предъявляются более высокие требования: оценивается его связность, последовательность изложения событий, оригинальность.
Волшебные картинки
Цель: Учить воображать предметы и ситуации на основе схематических изображений отдельных деталей и предметов.
Материал: Карандаши, наборы из 5 карточек, на которых, схематически изображены детали какого – либо предмета или геом. фигуры. У всех детей изображения одинаковые и расположены так, чтобы на листе осталось место для дорисовывания.
Ход игры:
Дети рассаживаются за столики. Взрослый раздает им карандаши и наборы карточек. Каждую фигуру на картинке надо превратить в такую, какую они захотят. Для этого надо дорисовать к фигурке все, что угодно. После того как задание выполнили все дети, взрослый отбирает картинки, которые не повторяются (все нарисовали круг – яблоко, а один круг – лицо клоуна) и обращает на них внимание детей. Подчеркивает их оригинальность.
Средняя группа – 5 карточек
Старшая группа – 7 карточек
Подготовительная группа – 10 карточек.
Старшая группа.
« Перевертыши »
Цель: Учить детей создавать в воображении образы предметов на основе восприятия схематических изображений отдельных деталей этих предметов.
Материал: Карандаши, наборы из 8 карточек (одинаковые). В каждом наборе должны быть 4 карточки с одним изображением и 4 карточки с другим. Изображения должны располагаться так, чтобы осталось место для дорисовывания.
Ход игры:
Воспитатель: «На карточках изображены фигурки, каждую из них можно превратить в любую картинку. Надо взять первую картинку и дорисовать все что захочется. Затем надо взять следующую картинку с той же фигурой, перевернуть ее и дорисовать все что захочется. Так можно одну и туже фигурку превратить в разные картинки.
Игра проводится со старшей группы. В подготовительной группе вносится элемент соревнования. Побеждает ребенок, который дорисует больше оригинальных фигурок.
Камушки на берегу.
Цель: Учить создавать новые образы на основе восприятия схематических изображений.
Материал: Большая картина, на которой изображены морской берег, несколько камушков (5-7)разной формы (каждый камень имеет сходство с каким – либо предметом, животным или человеком).
Ход игры:
Взрослый показывает детям картинку и говорит: «По этому берегу прошел волшебник и за несколько минут все на своем пути превратил в камушки. Вы должны угадать, что было на берегу, сказать про каждый камушек, на кого или на что он похож».
Камушки могут быть самые разные: похожие на мячик, волчок, птичку, рыбку, человека, ведерко. Несколько камушков должны быть одинаковые по форме, но воспитатель должен помочь детям найти разные варианты ответов.
Упражнение можно предлагать неоднократно, но при этом следует менять картинку (форму камешков).
2-я младшая группа – 1-2 картинки (придумывают предметы).
Средняя группа - 1-2 картинки (придумывают предметы и целую
историю по картинке)
Старшая группа - 1-2 картинки (придумывают предметы и целую
историю с данным предметом по картинке)
Подготовит. группа – 1-2 картинки (придумывают предметы и целую
историю с данным предметом по картинке).
Сочиняем сказку.
Цель: Учить детей создавать в воображении ситуации, основываясь на использовании отдельных заместителей предметов.
Материал: разноцветные кружки (3 разных по цвету кружка).
Ход игры:
В игре принимает участие вся группа.
Взрослый раздает детям цветные кружки: при первом проведении по два, при последующих по три. Кружки у всех детей разных цветов.
Воспитатель: « Посмотрите на свои кружки, придумайте, кого они могут обозначать, и сочините про них историю». Следует подчеркнуть, что кружки у всех разные и сказки должны быть разные.
Дается 5-7 минут на обдумывание и начинает опрос. Выслушивает всех ребят, поощряет оригинальность ответов, но при оценке учитывает, соответствуют ли выбранные персонажи цвету кружков.
Если дети затрудняются, дает образец сказки, делая упор на соответствие персонажей цвету, на соблюдение структуры сказки.
Кому что нужно?
Цель: Учить создавать в воображении образы предметов и ситуаций на основе восприятия схематических изображений отдельных предметов.
Материал: несколько больших картин, на каждой из которых схематически изображена ситуация; под каждой ситуацией схематически изображено несколько предметов.
- Мальчик сидит за столом ( круг, прямоугольник, палочка, человек).
- Двое детей (круг, палочка, животное, человек ).
- Девочка в лесу (домик, животное, гриб )
- Мальчик в доме (животное, человек, машина, книга)
- Девочка во дворе (человек, машина, шарик)
Ход игры:
Взрослый показывает одну картину и говорит: «Перед вами неоконченная картина. Вы должны придумать и рассказать, кто здесь нарисован и что он делает. Для этого надо использовать один предмет, который нарисован внизу».
На одном занятии следует рассматривать одну картину с одним набором схематических изображений.
Разные постройки.
Цель: Учить варьировать в воображении образы предметов.
Материал: 3 одинаковых комплекта, состоящих из 4-5 деталей строителя (1комплект – 2кубика, 1брусок, 2треугольные призмы на каждого ребенка). Важно, чтобы у каждого ребенка все три комплекта были одинаковые по составу.
Ход игры:
Дети рассаживаются за столиками. Каждому ребенку взрослый дает 3 одинаковых комплекта деталей и говорит, что сейчас дети будут сооружать разные постройки. Необходимо сделать 3 разные постройки. При затруднении воспитатель дает образец.
Игру можно повторить, используя при этом набор из других деталей.
В подготовительной группе вводятся элементы соревнования: побеждает ребенок, который сумеет из своих комплектов сделать 3 разные постройки, отличающихся от построек других детей.
Разные сказки.
Цель: Учить детей воображать различные ситуации, используя в качестве плана наглядную модель.
Материал: 3 рамочки из бархатной бумаги, которые могут быть расположены на фланелеграфе; 2 стрелки из бархатной бумаги, которые располагаются между рамочками; фигурки-силуэты, которые размещаются в рамочках (2 стоящих человечка,2 бегущих человечка, 3 дерева, 1 домик).
Для повторного проведения игры могут быть использованы любые другие фигурки или заместители предметов – полоски разной длины, разноцветные кружки.
Ход игры:
Взрослый объясняет: надо составить сказку, но непросто придумать ее, а использовать для подсказки фланелеграф. Размещает на фланелеграфе
3 рамочки, между ними 2 стрелки, а внутри рамок отдельные фигурки. В первой рамке – домик, во второй – 2 стоящих человечка, в третьей – 3 дерева и два бегущих человечка. Объясняет: сказку надо рассказать, глядя на фланелеграф. Каждый ребенок должен сделать это по-своему.
Если дети испытывают затруднения при составлении сказок, взрослый предлагает свой образец. Желательно детализировать образец, например, можно описать, как выглядел домик, как звали мальчиков, кого они встретили в лесу и т.д.
После того как сказку рассказали 3-4 ребенка, фигурки в рамочках меняют местами. Игру можно поводить несколько раз, усложняя ситуацию от конкретной к абстрактной, от схематичных человечков, домиков, деревьев к цветным кружкам и полоскам разной длины.
Чудесные превращения.
Цель: Учить создавать в воображении предметы и ситуации на основе наглядных моделей.
Материал: карточки с изображением заместителей предметов (1-2 карточки для каждой игры). На каждой карточке нарисованы 3 полоски разной длины или 2-3 кружка разных цветов. Листы бумаги и цветные карандаши.
Ход игры:
Взрослый объясняет: надо рассмотреть картинки, придумать что они обозначают, нарисовать на своем листе соответствующую картинку или несколько картинок.
Законченные рисунки педагог анализирует вместе с детьми: отмечает их соответствие изображенным предметам заместителям, оригинальность содержания.
Повторять игру можно неоднократно с разными карточками.
Где, чей дом?
Цель: Учить изображать ситуации на основе схематических изображений отдельных предметов.
Материал: картинки, на которых схематически изображены домики: высокий и узкий, широкий и низкий.
Ход игры:
Взрослый показывает одну картинку с домиками и предлагает придумать, какое животное живет в этом домике, что там делает, кто ходит к нему в гости.
Дети придумывают истории, в которых участвуют реальные и фантастические звери. Взрослый может предложить им сначала нарисовать придуманное животное, а потом рассказать про него историю. По каждой картинке историю составляют 3-5 ребят.
При оценке ответов следует обращать внимание на полноту рассказов и соответствие схеме.
Чудесный лес.
Цель: Учить создавать в воображении ситуации на основе их схематического изображения.
Материал: Одинаковые листы бумаги на каждого играющего, на которых нарисовано несколько деревьев и в разных местах расположены неоконченные, изображения. Наборы цветных карандашей.
Задание: нарисовать лес полный чудес, рассказать про него сказочную историю.
Где может быть?
Цель: Развивать умение детей строить сложную картину на основе ее несуществующего фрагмента.
Материал: Карточки с объектами: цветок, лист, вишенка, огурец, зайчик, девочка, мальчик и др.
Ход игры:
Взрослый показывает детям отдельные изображения и просит ответить, где может находиться то, что изображено на карточке. Например, цветок может расти на полянке, в саду, на балконе, в горшке; может быть изображен на платье, на скатерти, на картине.
Основная задача состоит в том , чтобы каждый ребенок назвал как можно больше вариантов.
Вывески.
Цель: Развивать способность передавать сложный фрагмент действительности с помощью символов и знаков.
Материал: несколько листов картона, в центре которых изображены какие-либо учреждения, магазины: булочная, обувной магазин , парикмахерская, магазин игрушек. Набор картинок с изображениями отдельных предметов, которые могли бы служить вывесками этих учреждений. 20 красных квадратиков.
Ход игры:
Взрослый показывает картинку, изображающую магазин «Овощи-фрукты», и говорит: «Для того чтобы узнать, что продается в этом магазине не обязательно заглядывать в окна или заходить в него. Достаточно посмотреть на вывеску, и станет ясно, что это за магазин. (Показывает вывеску, где изображены несколько овощей и фруктов сразу, или по одному: лук, морковь, яблоко и т.д.). Если мы видим такие вывески ( показывает картинки на которых изображены батон хлеба, булка, бублик, пряник), то что они могут означать?» Дети отвечают: « Это булочная, пекарня».
Взрослый: «Если мы видим вот такую вывеску (кукла, лошадка, пирамидка, мячик). Что это означает. Дети: «Игрушечный магазин», «Детский мир».
Далее взрослый показывает витрину обувного магазина и предлагает подумать, какие вывески сюда подойдут. Ребенок, придумавший самую оригинальную вывеску, получает приз – красный квадратик. Игра продолжается, ребята придумывают вывески к магазину « Одежда», хозяйственному магазину, к аптеке, парикмахерской.
Выигрывает ребенок, набравший карточек больше всех.
. Игру продолжить: придумать вывески для почты, вокзала, зоопарка, стадиона, театра. На вывеске могут быть изображены 1 – 2 предмета.