Урок русского языка в 10 классе
Тема «Имя существительное как часть речи. Лексико-грамматические разряды. Постоянные и непостоянные грамматические признаки имен существительных».
Цели урока
предметные:
– повторить постоянные и непостоянные грамматические признаки имен существительных;
- развивать навыки морфологического разбора существительных;
метапредметные:
- учить преобразовывать информацию в кластер;
- развивать навыки анализа, умений делать выводы, строить рассуждения;
- продолжать учить работать индивидуально и в группе;
личностные:
- воспитывать уважительное отношение к хлебу и труду людей, осознание необходимости владения русским языком для эффективного общения, а также способность строить связное монологическое высказывание, выступать перед аудиторией сверстников.
Оборудование: медиадоска, учебник «Русский язык. 10-11 кл. под ред. Власенкова А.И. М.: Просвещение, 2016.
Тип урока: урок комплексного применения знаний, умений и навыков.
Ход урока
1. Мультимедийная презентация, коллективный диалог. (Слайд №1,2)
- Что вы видите на этих картинках? ( Ответы учащихся о том, как выращивают урожай, а потом выпекают хлеб). 2 мин.
- Это тяжёлый труд? Как мы должны относиться к хлебу?
- Прочитайте текст. (Слайд № 2). Спишите текст.
Хлеб – всему голова.
Очень трудно вырастить хороший урожай пшеницы и ржи. Трактористы день и ночь пашут землю. Агрономы проверяют качество зерна. Комбайнёры убирают урожай, стараясь не потерять ни одного зёрнышка. На хлебозаводе выпекают пшеничный и ржаной хлеб, ароматные булочки и другие вкусные изделия из собранных колосьев, переработанных в муку. Необходимо бережно относиться к хлебу, уважать труд тех, кто заботится о том, чтобы ежедневно на нашем столе был теплый хлеб. 6 мин.
- О какой части речи мы будем сегодня говорить? (Слайд № 3).
- Что вы знаете о существительном? (Самостоятельная часть речи, обозначает предмет, отвечает на вопросы кто? что?)
- Какие слова в тексте отвечают на вопрос кто? А какие - на вопрос что? (Одушевлённые и неодушевлённые).
- Что ещё можно сказать о существительном, исходя из этого текста? (м.р., ж.р. и ср.р. – привести примеры: хлеб, голова, зёрнышко). А ещё есть какой род, не указанный в тексте? (Общий).
- Ещё какие категории существительного вы помните? (Склонение: 1-е – пшеница, 2-е – урожай, изделие, 3-е – рожь, ночь;
ед. и мн. число и падеж (привести примеры из текста).
- Скажите: что у существительного постоянное, а что может меняться? (Меняется только число и падеж).
- Какой ещё лексико-грамматический разряд у существительных мы не указали? (Собственные и нарицательные существительные). 5 мин.
- А теперь сформулируйте тему сегодняшнего урока. (Слайд №4).
2. Составьте лингвистический ответ об имени существительном. Приём «Снежный ком» в игре «Аквариум»: одна группа учащихся составляет монологическое высказывание о существительном, а зрители слушают и оценивают их ответы. (Слайд № 5,6) 3 мин.
3. Изучение нового материала. Рассмотрим картинки (слайды № 7-18). Как вы назовёте те существительные, которые здесь видите?
А) студент – студенты – студенчество; крестьянин – крестьяне – крестьянство; ребёнок – ребята – ребятня. Это … (собирательные существительные).
Б) сахар, молоко, бензин. Это … (вещественные существительные).
В) грусть, одиночество, радость, счастье. Это … (отвлечённые существительные).
Остальные существительные называются конкретными. (Термины записать). 2 мин.
4. Составьте кластер «Имя существительное». (Работа в группах: рисунки на листах А 4). (Образцы – слайды № 19-21). (Выставка кластеров) 4 мин.
5. Морфологический разбор существительного (образец – слайд № 22). Повторение изученного. 1 мин.
6. Самостоятельная работа. Морфологический разбор существительного по вариантам. Девушке Розе подарили букет роз.
I вариант: Розе. II вариант: роз.
Взаимопроверка в парах по слайду № 23.
I вариант:
I.Розе – сущ., н.ф. Роза.
II.Собст., одуш., конкр., ж.р., I скл. ед.ч., Д.п.
III.Подарили (кому?) Розе.
--------
II вариант:
I.Роз – сущ., н.ф. роза.
II.Нариц., неодуш., конкр., ж.р., I скл., мн.ч., Р.п.
III.Букет (чего? какой?) роз.
--------
ﮧﮧﮧﮧﮧﮧﮧ 3 мин.
7. Дифференцированная работа: (слайд № 24)
а) для «сильных учащихся» - творческая работа: по 5 именам существительным составить небольшой текст:
Самолёт, снег, мальчик, икона, хлеб. (Групповая работа. По окончании – коллективное прочтение)
Примерный текст
Шёл второй год войны. Мальчик-сирота брёл по снегу, бережно неся за пазухой краюху хлеба, которую ему дала сердобольная старуха в деревне. Вдруг из-за туч послышался рёв немецкого самолёта. Малыш что было духу бросился к находившейся неподалёку церквушке. Самолёт сбросил смертоносный груз и полетел дальше. К счастью, бомба упала в поле, не задев храм. Мальчонка сел в углу под иконой Спаса и, размазывая слёзы, стал есть хлеб.
б) для остальных - самостоятельная работа: выполнение упражнения 89 (выписать в 2 столбика слова, которые имеют форму:1) только ед. числа, и 2) только мн. числа.
Самопроверка упражнения и самооценка. 7 мин.
8. Устная фронтальная творческая работа с кеннингами (слайд №25)
Кеннинг (kenning) — разновидность метафоры. Кеннинг представляет собой описательное поэтическое выражение, состоящее из двух существительных и применяемое для замены обычного названия какого-либо предмета или персоны. Пример: вепрь волн — корабль.
- Что означают кеннинги: цветы жизни – …(дети); царь зверей –… (лев); хранительница очага – … (женщина); зеркало души – … (глаза). (Слайд №26)
Создайте кеннинги к словам: небо – (шатёр земли); гараж – (спальня автомобиля); школа –(дом знаний); звёзды – (фонарики неба); дождь – (слёзы тучи); любовь – (огонь сердца); книга-(источник знаний) (слайд №27). 4 мин.
9. Творческая работа (групповая работа) – задания на выбор:
Составление синквейна о существительном) (слайд №28).
Примерные синквейны
Существительное Хлеб
Главное, значимое мягкий, тёплый
Называет, обозначает, впечатляет. Кормит, спасает, насыщает
Основная часть лексики языка. Продукт питания - символ жизни.
Предмет. Вкуснотища.
Или «Ода существительному»
Примерный текст
О имя существительное! Какое ты мудрое и нужное!
Ты называешь прекрасные чувства: любовь, доброта, радость.
У тебя есть и жестокие, злые слова: ненависть, война, смерть.
Но ты же и противопоставляешь им другие: милосердие, благородство, мир, жизнь! С тобой мы - всегда в дружбе и взаимопомощи. Так будем учиться грамотно писать и употреблять в устной речи имена существительные!
Или «За что нужно уважать эту часть речи?» 4 мин.
10. Дом. задание (на выбор) (слайд №28).
1. Выполнить упр.88 (стр. 75-76). Определить синтаксическую роль существительных (репродуктивное задание).
2. Оформить красиво на листе А4 кластер о существительном с собственными примерами на каждую категорию (конструктивное задание).
3. Придумать 15 кеннингов с толкованием их. 2 мин.
11.Рефлексия (слайд №30).
- Чему вы научились на сегодняшнем уроке?
- Что было наиболее трудным?
- Что понравилось больше всего? 1 мин.
12. Заключительное слово учителя.
Ребята! Сегодня мы повторили теоретические сведения об имени существительном на более высоком и глубоком уровне. Вы активно работали, проверяли и оценивали друг друга и сами себя. Поэтому, я надеюсь, урок нам всем был впрок. На следующих занятиях мы повторим правописание существительных, а затем и других частей речи, так что в результате вы будете намного грамотнее и писать, и говорить, а также анализировать, отстаивать свою точку зрения и составлять интересные и оригинальные тексты. Нужно только не лениться, а учиться, потому что стыдно не НЕ ЗНАТЬ – стыдно НЕ УЧИТЬСЯ. Я желаю вам успеха на трудном, но необходимом пути за знаниями! Спасибо за работу! 1 мин.