Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Писаревская средняя общеобразовательная школа
Кантемировского муниципального района Воронежской области
Рассмотрена на заседании методического объединения Протокол 1 от «__26_» августа___ 2013г. | «Согласовано» Заместитель директора по УВР _____ /В.П.Ширина/ ФИО «27» августа 2013г. | «Утверждаю» Директор школы _____ /И.В.Семенова/ ФИО Приказ № № 65 от «27» августа 2013г. |
Индивидуальная рабочая программа
по русскому языку «В гостях у причастия »
7 класс
Составитель учитель русского языка и литературы Мотузок Валентина Петровна
должность, Ф.И.О. педагога
Первая квалификационная категория
квалификационная категория
2013- 2014 учебный год.
Актуальность проблемы.
Сегодня, обучая детей русскому языку, необходимо уделять большое внимание развитию у одарённых детей творческих способностей, интеллектуальной инициативы, критического мышления, социальной ответственности и качеств бескорыстного лидерства. Главной задачей является пробуждение в детях желания исследовать, проверять гипотезы, анализировать.
Наиглавнейшая проблема современного общества – воспитание и образование молодого поколения, способного в будущем обеспечить позитивное развитие нашего общества, основанного на принципах гуманизма и добра. Именно талантливые дети и молодёжь обеспечат тот потенциал ресурсов, который позволит качественно обустроить все сферы жизни. Сегодняшняя жизнь требует от школы подготовки выпускника, способного адаптироваться к быстро меняющимся условиям жизни, коммуникабельного, конкурентно способного, являющегося личностью неординарной, оригинально мыслящей, способной к нестандартному поведению и умению ориентироваться в любой ситуации. Поэтому очень важно сегодня знать, что интересно современному школьнику, вовремя заметить его способности к тому или иному виду деятельности, к той или иной теме, выявить степень одарённости, развивать и воспитывать. Это должно стать одной из главных задач образования вообще и образования по предметам гуманитарного цикла. Работа с одарённым ребёнком требует от учителя изменения стиля отношений между учителем и учеником, внесения изменений в рабочие программы по предметам ( в частности – по русскому языку и литературе), создания индивидуальных программ по интересующим ученика темам.
Забота об одарённых детях сегодня – это забота о развитии науки, культуры и социальной жизни в будущем.
Система работы с одарёнными детьми в области гуманитарного образования – это максимальное развитие умений, навыков, познавательных и творческих способностей учащихся не только на уроках, но и во внеурочной и внеклассной работе, когда они могут проявить свои способности гораздо быстрее и самостоятельно осознать свою одарённость.
Пояснительная записка.
Рабочая программа опирается на Федеральный компонент Государственного стандарта основного общего образования, утверждённого приказом МО РФ №1089 от 05.03. 2004 г., Примерную программу основного общего образования по русскому языку и программу по русскому языку 5-9 классы(автор программы В. В. Бабайцева и др.)
Цель программы: углубленное изучение отдельных тем школьного курса русского языка с целью формирования умений грамотно пользоваться ресурсами родного языка в своей речевой практике, педагогическое сопровождение и развитие одарённых детей в области русского языка. (Тема: «В гостях у причастия»).
Задачи:
Прививать интерес к самостоятельной исследовательской деятельности учащихся.
2. Стимулировать лингвистическое развитие одарённых учащихся.
Обеспечивать участие одаренных детей в предметных олимпиадах всех уровней, в том числе – дистанционных; в конкурсах по русскому языку.
Формировать потребность учащихся в поиске новой информации (широкая информационно – коммуникативная адаптация) и переработке.
Совершенствовать устную и письменную речь учащихся, активизировать рост познавательной деятельности.
Мотивировать одарённых учащихся к углубленному изучению русского языка и стремлению к творческой самореализации, создавая творческую среду.
Повышать уровень владения одарёнными учащимися языковыми, коммуникативными, социальными компетенциями.
Важный фактор развития детской одаренности — формы организации учебной деятельности. В системе своей работы по развитию детской одаренности по русскому языку и литературе считаю приоритетными:
Дифференцированный подход.
Проблемное обучение.
Проектная деятельность.
Развитие критического мышления.
Работа в группах и парах.
К группе одарённых детей мною отнесены обучающиеся, имеющие более высокие по сравнению с большинством остальных сверстников интеллектуальные способности, восприимчивость к учению, творческие возможности и проявления; имеют доминирующую, активную познавательную потребность; испытывающие радость от умственного труда; любящие читать, сочинять, а самое главное – любящие учиться и ощущающие недостаточность информации по изучаемым темам.
Для углубленного изучения в 7 классе мною выбрана тема «Причастие», так как данная тема так же, как и тема «Имя состояния» (была выбрана для углубленного изучения в 6 классе) вызывает у учёных – лингвистов множество вопросов, споров и дискуссий. Тема «Причастие» всегда вызывает у моих учащихся как много трудностей, так и интересных вопросов, свидетельствующих о глубине погружения в тему. У одарённых детей особый интерес вызывают способы образования страдательных причастий, гипотезы о происхождении причастий, об использовании причастий в старорусских или древнерусских текстах, вопросы синонимии. Я считаю, что углубленное изучение данной темы развивает у учащихся коммуникативные, социокультурные, культурологические компетенции, прививает навыки лингвистического мышления и анализа текстов разных стилей речи, формирует представление о языке, как о развивающемся, совершенствующемся во времени явлении.
ФОРМЫ И МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ.
При выборе форм и методов обучения опираюсь на основные положения технологий дифференцированного обучения,
технологии саморазвития личности,
технологий развития критического мышления через чтение и письмо.
Реализация индивидуальности, возможностей каждого одаренного ребенка зависит от его самооценки, мотивации. Поэтому в качестве показателя развития ребенка мною выбраны не только традиционные показатели (достижения в олимпиадах, творческих конкурсах), но и показатели развития индивидуальности личности.
Программа рассчитана на 17 часов (1 занятие в 2 недели).
Содержание индивидуальной программы.
Введение. Вопрос о статусе причастия. Из истории причастия. Адъективация. Причастия сослагательного наклонения. Образование причастий от глаголов на – сти и от глаголов с суффиксом –ну-. Особенности образования страдательных причастий. Судьба страдательных причастий в древнерусском языке. Образование и правописание причастий на –мый. Причастия – не причастия. Правописание причастий – не причастий (отглагольных прилагательных и собственно причастий). Особенности образования кратких форм причастий. Принадлежность причастий к книжным стилям речи. Синтаксические функции причастий. Исконно – русские причастия на –учий –ачий. Этимологический словарь причастий. Использование причастий в текстах художественной литературы.
Ожидаемые результаты:
учащиеся должны знать/уметь/понимать:
Знать основные сведения о лингвистике как науке, о роли старославянского и древнерусского языков в становлении и развитии современного русского языка.
Владеть научными сведениями по теме «Причастие » и уметь применять их на практике.
Понимать роль причастий в текстах книжных стилей речи и в текстах художественной литературы, анализировать тексты разных жанров и стилей речи.
Знать морфологические, синтаксические и грамматические свойства причастий, уметь производить все виды разбора.
Уметь редактировать тексты с неверным использованием причастий, уметь использовать причастия в письменной и устной речи, правильно и свободно говорить и писать, соблюдая нормы литературного языка в целом и нормы употребления причастий в речи в частности.
Уметь использовать знания и умения по теме в практике проведения синтаксического и пунктуационного анализа предложения.
Уметь пользоваться разными типами словарей и справочников, удовлетворять потребность в получении и объёме информации.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ.
№ п/п | Тема занятия. | Коли-чество часов | Содержание занятия. Теоретические сведения. | Дата |
по плану | по факту |
1. | Введение. | 1 | Интерпретация причастий. Общая характеристика причастий. | | |
2. | Вопрос о статусе причастий. | 1 | Образование причастий. Категории времени, вида и переходности. Образование страдательных и действительных причастий | | |
3. | Адъективация. | 1 | Переход различных частей речи в имена прилагательные, переход причастий в имена прилагательные. Утрачивание причастиями глагольных категорий и обозначение постоянный статического неизменного признака. | | |
4. | Образование причастий от глаголов на – сти и с суффиксом –ну- | 1 | Грамматические особенности данного типа причастий. Образование причастий от основы прошедшего времени непродуктивных глаголов с суффиксом-ну- (в форме прошедшего времени -ну- выпадает). Образование причастий от глаголов на –сти, когда архаические формы сохраняют исконные взрывные [д], [т]. Образование более новых форм причастий без звуков [д], [т]. | | |
5. | Причастия сослагательного наклонения. | 1 | Дискуссии о существовании в русском языке причастия сослагательного наклонения, образуемого добавлением к действительному причастию прошедшего времени частицы бы. Причастия сослагательного наклонения в художественных текстах. (В произведениях Н. В. Гоголя в виде устойчивого оборота сделавший бы честь) | | |
6. | Особенности образования страдательных причастий. Образование и правописание причастий на –мый. | 1 | Глаголы не имеющие форм страдательных причастий настоящего времени, например: бить, писать, шить, мести. Битый, писаный, шитый, метёный – формы страдательных причастий прошедшего времени; переходные глаголы не имеющие форм страдательных причастий прошедшего времени, например: любить, искать. Любимый, искомый – формы страдательных причастий настоящего времени; от глагола брать формы страдательных причастий не образуется. | | |
7. | Судьба страдательных причастий в древнерусском языке. | 1 | Чтение отрывков из старославянских памятников литературы. | | |
8. | Причастия – не причастия. | | Отличие причастий от отглагольных прилагательных. Слова в полной форме с суффиксами -н-, -нн-, -е-, -енн-. Слова в полной форме с суффиксами -им-, -ем-. | | |
9. 10. | Правописание причастий – не причастий. | 2 | Разграничение причастий и отглаголных прилагательных. Правописание не с причастиями и отглагольными прилагательными. Правописание н-нн у причастий и отглагольных прилагательных. | | |
11. | Особенности образования кратких форм причастий. | 1 | Связь кратких форм причастий и деепричастий. Анализ лингвистических статей по теме. | | |
12. | Принадлежность причастий к книжным стилям речи. | | Исследование текстов книжных стилей речи. (Преимущественно – тексов научного и официально-делового стилей речи). | | |
13 | Синтаксические функции причастий. | 1 | Разграничение синтаксических функций причастий соответственно их форме: полные причастия (склоняющиеся) выступают в роли определения, реже - сказуемого; краткие (несклоняемые) - исключительно в значении сказуемого. Синтаксический анализ текстов. | | |
14. | Исконно - русские причастия на –учий –ачий. | 1 | Исконные русские причастия настоящего времени с суффиксами -учий, -ачий. Существование исконно – русских суффиксов –учий –ачий в современных формах имён прилагательных (гремучий, зыбучий..., ходячий, стоячий, горячий | | |
15. | Этимологический словарь причастий. | 1 | Происхождение причастий. Причастия в древнерусском языке, в общеславянском, старославянском и в языках индоевропейской группы. | | |
16. 17. | Использование причастий в текстах художественной литературы. | 2 | Роль причастий в текстах художественной прозы и лирики. Анализ текстов разных жанров, стилей и типов речи. | | |
| Итого | 17 | | | |
Литература:
1. Бабайцева В.В. Русский язык: Теория. 5-9 кл.: учебник / В. В. Бабайцева, Л. Д. Чеснокова. - 3-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2014.
2. Князев Ю.П. Грамматическая семантика: Русский язык в типологической перспективе. — Языки славянских культур, 2007.
3.Мещанинов И. И. Члены предложения и части речи / Отв. ред.: В. З. Панфилов, П. Я. Скорик; Академия наук СССР. Отделение литературы и языка. — Л.: Наука. Ленингр. отд-ние, 1978.
4.Русская грамматика: Части речи.
5. https://ru.wikipedia.org/wiki/Причастие_(лингвистика)
6. https://ru.wikipedia.org/wiki/Причастие
7. https://ru.wikipedia.org/wiki/Части_речи_в_русском_языке