СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Индивидуальная рабочая программа по русскому языку «В гостях у причастия » 7 класс

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Индивидуальная рабочая программа по русскому языку «В гостях у причастия»             

7 класс.  Цель программы: углубленное изучение отдельных тем школьного курса русского языка с целью формирования умений грамотно пользоваться ресурсами родного языка в своей речевой практике, педагогическое сопровождение  и развитие одарённых детей в области русского языка.   (Тема: «В гостях у причастия»).

Просмотр содержимого документа
«Индивидуальная рабочая программа по русскому языку «В гостях у причастия » 7 класс»

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

Писаревская средняя общеобразовательная школа

Кантемировского муниципального района Воронежской области




Рассмотрена

на заседании методического объединения


Протокол 1 от

«__26_» августа___ 2013г.



«Согласовано»

Заместитель директора по УВР

_____ /В.П.Ширина/

ФИО

«27» августа 2013г.


«Утверждаю»

Директор школы

_____ /И.В.Семенова/

ФИО

Приказ № № 65 от

«27» августа 2013г.





Индивидуальная рабочая программа


по русскому языку «В гостях у причастия »


7 класс


Составитель учитель русского языка и литературы Мотузок Валентина Петровна

должность, Ф.И.О. педагога


Первая квалификационная категория

квалификационная категория























2013- 2014 учебный год.




Актуальность проблемы.

Сегодня, обучая детей русскому языку, необходимо уделять большое внимание развитию у одарённых детей творческих способностей, интеллектуальной инициативы, критического мышления, социальной ответственности и качеств бескорыстного лидерства. Главной задачей является пробуждение в детях желания исследовать, проверять гипотезы, анализировать.

Наиглавнейшая проблема современного общества – воспитание и образование молодого поколения, способного в будущем обеспечить позитивное развитие нашего общества, основанного на принципах гуманизма и добра.  Именно талантливые дети и молодёжь обеспечат тот потенциал ресурсов, который позволит качественно обустроить все сферы жизни. Сегодняшняя жизнь требует от школы подготовки выпускника, способного адаптироваться к быстро меняющимся условиям жизни, коммуникабельного, конкурентно способного, являющегося личностью неординарной, оригинально мыслящей, способной к нестандартному поведению и умению ориентироваться в любой ситуации. Поэтому очень важно сегодня знать, что интересно современному школьнику, вовремя заметить его способности к тому или иному виду деятельности, к той или иной теме, выявить степень одарённости, развивать и воспитывать. Это должно стать одной из главных задач образования вообще и образования по предметам гуманитарного цикла. Работа с одарённым ребёнком требует от учителя изменения стиля отношений между учителем и учеником, внесения изменений в рабочие программы по предметам ( в частности – по русскому языку и литературе), создания индивидуальных программ по интересующим ученика темам.

Забота об одарённых детях сегодня – это забота о развитии науки, культуры и социальной жизни в будущем.

Система работы с одарёнными детьми в области гуманитарного образования – это максимальное развитие умений, навыков, познавательных и творческих способностей учащихся не только на уроках, но и во внеурочной и внеклассной работе, когда они могут проявить свои способности гораздо быстрее и самостоятельно осознать свою одарённость.

Пояснительная записка.

Рабочая программа опирается на Федеральный компонент Государственного стандарта основного общего образования, утверждённого приказом МО РФ №1089 от 05.03. 2004 г., Примерную программу основного общего образования по русскому языку и программу по русскому языку 5-9 классы(автор программы В. В. Бабайцева и др.)

Цель программы: углубленное изучение отдельных тем школьного курса русского языка с целью формирования умений грамотно пользоваться ресурсами родного языка в своей речевой практике, педагогическое сопровождение и развитие одарённых детей в области русского языка. (Тема: «В гостях у причастия»).

Задачи:

  1. Прививать интерес к самостоятельной исследовательской деятельности учащихся.

2. Стимулировать лингвистическое развитие одарённых учащихся.

  1. Обеспечивать участие одаренных детей в предметных олимпиадах всех уровней, в том числе – дистанционных; в конкурсах по русскому языку.

  2. Формировать потребность учащихся в поиске новой информации (широкая информационно – коммуникативная адаптация) и переработке.

  3. Совершенствовать устную и письменную речь учащихся, активизировать рост познавательной деятельности.

  4. Мотивировать одарённых учащихся к углубленному изучению русского языка и стремлению к творческой самореализации, создавая творческую среду.

  5. Повышать уровень владения одарёнными учащимися языковыми, коммуникативными, социальными компетенциями.

Важный фактор развития детской одаренности — формы организации учебной деятельности. В системе своей работы по развитию детской одаренности по русскому языку  и литературе считаю приоритетными:

  • Дифференцированный подход.

  • Проблемное обучение.

  • Проектная деятельность.

  • Развитие критического  мышления.

  • Работа в группах и парах.

  • Исследовательская деятельность.

  • Предметные олимпиады.

  • Очные и заочные творческие конкурсы.

К группе одарённых детей мною отнесены обучающиеся,   имеющие более высокие по сравнению с большинством остальных сверстников интеллектуальные способности, восприимчивость к учению, творческие возможности и проявления;   имеют доминирующую, активную познавательную потребность;   испытывающие радость от умственного труда; любящие читать, сочинять, а самое главное – любящие учиться и ощущающие недостаточность информации по изучаемым темам.

Для углубленного изучения в 7 классе мною выбрана тема «Причастие», так как данная тема так же, как и тема «Имя состояния» (была выбрана для углубленного изучения в 6 классе) вызывает у учёных – лингвистов множество вопросов, споров и дискуссий. Тема «Причастие» всегда вызывает у моих учащихся как много трудностей, так и интересных вопросов, свидетельствующих о глубине погружения в тему. У одарённых детей особый интерес вызывают способы образования страдательных причастий, гипотезы о происхождении причастий, об использовании причастий в старорусских или древнерусских текстах, вопросы синонимии. Я считаю, что углубленное изучение данной темы развивает у учащихся коммуникативные, социокультурные, культурологические компетенции, прививает навыки лингвистического мышления и анализа текстов разных стилей речи, формирует представление о языке, как о развивающемся, совершенствующемся во времени явлении.

ФОРМЫ И МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ.

При выборе форм и методов обучения опираюсь на основные положения технологий дифференцированного обучения,
технологии саморазвития личности,
технологий развития критического мышления через чтение и письмо.

Реализация индивидуальности, возможностей каждого одаренного ребенка зависит от его самооценки, мотивации. Поэтому в качестве показателя развития ребенка мною выбраны не только традиционные показатели (достижения в олимпиадах, творческих конкурсах), но и показатели развития индивидуальности личности.

Программа рассчитана на 17 часов (1 занятие в 2 недели).

  1. Содержание индивидуальной программы.

Введение. Вопрос о статусе причастия. Из истории причастия. Адъективация. Причастия сослагательного наклонения. Образование причастий от глаголов на – сти и от глаголов с суффиксом –ну-. Особенности образования страдательных причастий. Судьба страдательных причастий в древнерусском языке. Образование и правописание причастий на –мый. Причастия – не причастия. Правописание причастий – не причастий (отглагольных прилагательных и собственно причастий). Особенности образования кратких форм причастий. Принадлежность причастий к книжным стилям речи. Синтаксические функции причастий. Исконно – русские причастия на –учий –ачий. Этимологический словарь причастий. Использование причастий в текстах художественной литературы.

Ожидаемые результаты:

учащиеся должны знать/уметь/понимать:
  1. Знать основные сведения о лингвистике как науке, о роли старославянского и древнерусского языков в становлении и развитии современного русского языка.

  2. Владеть научными сведениями по теме «Причастие » и уметь применять их на практике.

  3. Понимать роль причастий в текстах книжных стилей речи и в текстах художественной литературы, анализировать тексты разных жанров и стилей речи.

  4. Знать морфологические, синтаксические и грамматические свойства причастий, уметь производить все виды разбора.

  5. Уметь редактировать тексты с неверным использованием причастий, уметь использовать причастия в письменной и устной речи, правильно и свободно говорить и писать, соблюдая нормы литературного языка в целом и нормы употребления причастий в речи в частности.

  6. Уметь использовать знания и умения по теме в практике проведения синтаксического и пунктуационного анализа предложения.

  7. Уметь пользоваться разными типами словарей и справочников, удовлетворять потребность в получении и объёме информации.

  1. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ.


п/п

Тема занятия.

Коли-чество

часов

Содержание занятия. Теоретические сведения.


Дата

по плану

по факту

1.

Введение.

1

Интерпретация причастий. Общая характеристика причастий.



2.

Вопрос о статусе причастий.

1

Образование причастий. Категории времени, вида и переходности. Образование страдательных и действительных причастий

 


3.

Адъективация.

1

 Переход различных частей речи в имена прилагательные, переход причастий в имена прилагательные. Утрачивание причастиями глагольных категорий и обозначение постоянный статического неизменного признака.

 


4.

Образование причастий от глаголов на – сти и с суффиксом –ну-

1

Грамматические особенности данного типа причастий. Образование причастий от основы прошедшего времени непродуктивных глаголов с суффиксом-ну- (в форме прошедшего времени -ну- выпадает).

Образование причастий от  глаголов на –сти, когда архаические формы сохраняют исконные взрывные [д], [т]. Образование более новых форм причастий без звуков [д], [т].



5.

Причастия сослагательного наклонения.

1

Дискуссии о существовании в русском языке причастия сослагательного наклонения, образуемого добавлением к действительному причастию прошедшего времени частицы бы. Причастия сослагательного наклонения в художественных текстах. (В произведениях Н. В. Гоголя в виде устойчивого оборота сделавший бы честь)



6.

Особенности образования страдательных причастий. Образование и правописание причастий на –мый.

1

Глаголы не имеющие форм страдательных причастий настоящего времени, например: бить, писать, шить, местиБитый, писаный, шитый, метёный – формы страдательных причастий прошедшего времени;   переходные глаголы не имеющие форм страдательных причастий прошедшего времени, например: любить, искатьЛюбимый, искомый – формы страдательных причастий настоящего времени;

 от глагола брать формы страдательных причастий не образуется.



7.

Судьба страдательных причастий в древнерусском языке.

1

Чтение отрывков из старославянских памятников литературы.



8.

Причастия – не причастия.


Отличие причастий от отглагольных прилагательных. Слова в полной форме с суффиксами  -н-, -нн-, -е-, -енн-. Слова в полной форме с суффиксами  -им-, -ем-.



9.

10.

Правописание причастий – не причастий.

2

Разграничение причастий и отглаголных прилагательных. Правописание не с причастиями и отглагольными прилагательными. Правописание н-нн у причастий и отглагольных прилагательных.



11.

Особенности образования кратких форм причастий.

1

Связь кратких форм причастий и деепричастий. Анализ лингвистических статей по теме.



12.

Принадлежность причастий к книжным стилям речи.


Исследование текстов книжных стилей речи. (Преимущественно – тексов научного и официально-делового стилей речи).



13

Синтаксические функции причастий.

1

Разграничение синтаксических функций причастий соответственно их форме: полные причастия (склоняющиеся) выступают в роли определения, реже - сказуемого; краткие (несклоняемые) - исключительно в значении сказуемого. Синтаксический анализ текстов.



14.

Исконно - русские причастия на –учий –ачий.

1

Исконные русские причастия настоящего времени с суффиксами  -учий-ачий. Существование исконно – русских суффиксов –учий –ачий в современных формах имён прилагательных (гремучийзыбучий...ходячийстоячийгорячий 



15.

Этимологический словарь причастий.

1

Происхождение причастий. Причастия в древнерусском языке, в общеславянском, старославянском и в языках индоевропейской группы.



16.

17.


Использование причастий в текстах художественной литературы.

2

Роль причастий в текстах художественной прозы и лирики. Анализ текстов разных жанров, стилей и типов речи.




Итого

17




Литература:

1. Бабайцева В.В. Русский язык: Теория. 5-9 кл.: учебник / В. В. Бабайцева, Л. Д. Чеснокова. - 3-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2014.
2. Князев Ю.П. Грамматическая семантика: Русский язык в типологической перспективе. — Языки славянских культур, 2007.

3.Мещанинов И. И. Члены предложения и части речи / Отв. ред.: В. З. Панфилов, П. Я. Скорик; Академия наук СССР. Отделение литературы и языка. — Л.: Наука. Ленингр. отд-ние, 1978.

4.Русская грамматика: Части речи.

5. https://ru.wikipedia.org/wiki/Причастие_(лингвистика)

6. https://ru.wikipedia.org/wiki/Причастие

7. https://ru.wikipedia.org/wiki/Части_речи_в_русском_языке