Программа включает в себя цикл занятий по коррекции нарушений эмоционально-волевой сферы.
Психологическая коррекция
нарушений эмоционально–волевой сферы детей.
Любое отклонение от нормы в развитии предполагает нарушение не только отдельной функции. Полноценность ребенка снижается во всех его жизненных проявлениях, в том числе и в эмоциональной сфере, которая определяет содержание мотивов деятельности и тем самым регулирует его поведение (К.С. Лебединская).
Структура коррекционной программы включает в себя:
первичное диагностическое обследование уровня сформированности и особенностей эмоциональной сферы детей;
направленное коррекционное воздействие с целью оптимизации нарушенных эмоциональных реакций и состояний детей;
рекомендации родителям по осуществлению коррекционно–воспитательных воздействий на детей;
заключительное психодиагностическое обследование для определения эффекта коррекционного воздействия.
Для определения результативности коррекционного воздействия психодиагностическое обследование необходимо осуществлять непосредственно до и после проведения программы.
Содержание коррекционного воздействия. Оно включает в себя индивидуальные с целью коррекции эмоциональных нарушений детей с интеллектуальными нарушениями через оптимизацию межличностного взаимодействия. Программа включает в себя 8 занятий. Время одного занятия 25 минут.
Занятие 1. Как видит себя ребенок в окружающем мире.
Цель: дать возможность ребенку с помощью вербальных и невербальных приемов объяснить окружающим свое понимание себя в окружающем его мире.
Стимульный материал: цветные карандаши, фломастеры, большие листы ватмана, маленькие призы.
Порядок проведения. Ребенку предлагается выбрать образ сказочного героя, с которым бы он мог себя сравнить, или представить себя сказочным героем, который больше всего нравится.
Затем ребенку дают возможность объяснить, почему он выбрал именно этого сказочного персонажа и что в нем больше всего привлекает.
После этого ребенку предлагается нарисовать свой образ сказочного персонажа на карточке и потом эту карточку приколоть к одежде. На протяжении занятия ребенку предлагается вести себя как выбранный им персонаж. В заключительной части ребенку предлагается объяснить, что именно привлекло их в манере общения того или иного сказочного персонажа.
Занятие 2. Умею ли я слушать другого человека.
Цель: формирование положительных эмоциональных реакций ребенка в отношениях с другими людьми.
Стимульный материал: музыкальные фрагменты с записями спокойной и агрессивной музыки.
Порядок проведения: ребенку рассказывается сказка о том, как жили–были в одной стране разные сказочные герои, а потом ребенку дается возможность рассказать, как жили, что делали, как общались между собой сказочные герои. После этого специалист, включая фрагменты с записями агрессивной музыки, обращает внимание ребенка на негативные формы общения. После этого необходимо сделать вывод о том, как важно уметь внимательно слушать другого человека, а также ободрить положительное эмоциональное реагирование детей.
Занятие 3. Хочу сказать приятное другому человеку.
Цель: формирование эмпатических реакций ребенка.
Порядок проведения: задание состоит в том, чтобы сказочные персонажи, по очереди входя в помещение, сначала похвалили других, а потом и себя. По ходу выполнения задания психолог обращает внимание на ту похвалу, которая вызвала положительные реакции окружающих. Затем он просит рассказать о том, что чувствовали дети, когда их хвалили, и что больше им понравилось: слушать похвалу в свой адрес или самому хвалить другого.
В заключение психолог дает задание детям похвалить своих родственников, друзей, знакомых и даже незнакомых людей.
Занятие 4. Роли, которые играют люди.
Цель: формирование навыков эмоционально стабильных реакций детей в ситуациях отсутствия предварительного опыта.
Стимульный материал: разные атрибуты – шапочка доктора, указка учителя, кисточка художника и т.д.
Порядок проведения. Детям предлагается сначала определить роли сказочных героев. Согласно выбранным ролям строится ситуация общения, после чего дети должны объяснить, как изменилось их эмоциональное состояние и поведение.
Вторая часть занятия включает в себя моделирование ситуаций, в которых сказочные герои действуют как профессионалы, используя соответствующие атрибуты. После этого дети должны объяснить, как изменились их эмоциональное состояние и поведение.
Занятие 5. «Портрет из зазеркалья»
Цель: развитие у подростков навыков рефлексии.
Стимульный материал: листы бумаги, цветные карандаши, зеркало.
Порядок проведения. Ребенку предлагается посмотреть на себя в зеркало и описать того, кто находится в зазеркалье. Кто это? Что он любит? Чем он отличается от других? Какими чертами обладает? К чему стремится? Затем на листе бумаги нарисовать схематически составленный портрет себя из зазеркалья и рассказать о нем. Вопросы для обсуждения:
- В чем различие между реальным и зазеркальным портретом?
- Чем мир зазеркалья отличается от твоего мира реального?
- Кто из известных героев книг или фильмов мог попадать в мир зазеркалья, и что там происходило с ним?
- Что дает человеку путешествие в свое зазеркалье?
- О чем вы хотели бы спросить зеркало, если оно было бы волшебным?
Занятие 6. Нравится-не нравится.
Цель: создать возможность, чтобы ребенок мог задуматься о природе человеческой привлекательности и симпатии.
Стимульный материал: изображения человеческих лиц.
Порядок проведения. Психолог показывает ребенку изображения разных людей и просит отметить те, которые им более всего понравились. Затем ребенок выбирает те портреты, которые понравились ему, и просит объяснить, почему именно эти портреты привлекли внимание. Ребенок описывают свои эмоциональные реакции, возникающие при просмотре тех или иных изображений.
В следующем упражнении детям предлагается объяснить смысл поговорки: «Не все то золото, что блестит». В результате занятия психолог подводит детей к пониманию того, что не только внешняя привлекательность, но и внутренние достоинства человека позволяют нам признать его красоту.
Занятие 7. «Рассерженные шарики».
Цель: научить ребенка справляться со своими негативными эмоциями.
Стимульный материал: воздушные шары.
Порядок проведения. Ребенку предлагают выбрать для себя шары и надуть их. При надувании можно предложить им вдохнуть в шар вместе с воздухом свою злость, обиду, гнев и пр. После чего ребенку предлагается надуть еще один шарик, но не завязывать его, затем выпустить часть воздуха из шарика , как бы «выпуская» свой гнев. Делается акцент на более безопасное выпускание своего гнева и агрессии, без причинения вреда другим и себе. Вопросы для обсуждения:
- Какие чувства вы испытывали, когда надували шарики со своей злостью или обидой?
- Изменилось ли ваше состояние, когда вы просто выпустили часть воздуха, вместе с негативными эмоциями из своих шариков? Почему?
- что у вас получилось лучше всего на занятии?
- какие встречались барьеры и трудности?
- назовите, одним словом ваше состояние после занятия
Занятие 8. Учимся сочувствию
Цель: познакомить ребенка с тем, как важно испытывать сочувствие к другим людям.
Порядок проведения. В начале занятия конструируется сказочная ситуация, в которой персонажи помогают одному из них справиться со сложным положением, причем его дети выбирают сами. Затем психолог просит объяснить каждого ребенка, что он чувствовал, когда помогал другому, и в итоге подводит всех к выводу о том, что помощь может вызывать радостные чувства и у того человека, который ее оказывает.
3