Индивидуализация обучения как фактор повышения качества образования
Интерес к учению есть только там, где есть
вдохновение, рождающееся от успеха».
В.А. Сухомлинский.
Обычно класс состоит из учащихся с неодинаковым развитием и степенью подготовленности, разной успеваемостью и разным отношением к учению, разными интересами и состоянием здоровья. Учитель не может при традиционной организации обучения равняться на всех одновременно. И он вынужден вести обучение применительно к среднему уровню – к среднему развитию, средней подготовленности, средней успеваемости – иначе говоря, он строит обучение, ориентируясь на некоторого мифического «среднего» ученика. Это неизбежно приводит к тому, что «сильные» ученики искусственно сдерживаются в своем развитии, теряют интерес к учению, которое не требует от них умственного напряжения, а «слабые» ученики обречены на хроническое отставание, они также теряют интерес к учению, которое требует от них слишком большого умственного напряжения.
Учитель же должен создать на уроке оптимальные условия для умственного развития каждого, чтобы преодолеть постоянно возникающие противоречия между массовым характером обучения и индивидуальным способом усвоения знаний и умений. Все это приводит к необходимости использования уровневой дифференциации на уроках. В условиях дифференцированного обучения комфортно чувствуют себя «сильные» и «слабые» ученики. В условиях дифференциации проявляется отношение к каждому ученику как к уникальной, неповторимой личности.
Цель дифференцированного обучения – обеспечить каждому ученику условия для максимального развития его способностей, удовлетворения его познавательных потребностей. Обучение каждого ребенка должно происходить на доступном для него уровне и в оптимальном для него темпе.
В качестве основного пути осуществления дифференциации обучения предлагается формирование групп. Деление на группы осуществляется, прежде всего, на основе критерия достижения уровня обязательной подготовки.
Были созданы две группы учащихся: базовая и с углубленным изучением математики.
В базовой группе преподает Подпорина О.В, а с углубленным изучением математики Бугакова О.В. По данной схеме мы работаем второй год, начиная с 7 класса.
В моей группе учащиеся тоже разные, с разными интересами и склонностями, с разными особенностями восприятия, воображения, мышления. Одному необходима основательная опора на наглядные образы и представления, другой менее нуждается в этом. Один медлителен, другого отличает относительная быстрота умственной ориентировки. Один запоминает быстро, но не прочно, другой – медленно, но продуктивно.
В моей группе тоже выделяются две подгруппы учащихся В и С
Учащиеся группы В имеют достаточные знания программного материала, могут применить их при решении стандартных заданий. Затрудняются при переходе к выполнению упражнений нового типа; не справляются самостоятельно с решением сложных (нетиповых) заданий.
Группу С составляют учащиеся, которые могут сводить сложное задание к цепочке простых действий, самостоятельно освоить новый материал, находить несколько способов для выполнения задания.
Работа этих групп может проходить в рамках обычных уроков или можно выделить для отдельных занятий.
Дифференцированный подход к учащимся осуществляю на всех этапах урока.
1. Опрос
При письменном опросе использую карточки различной степени сложности, тесты двух уровней. Часто использую для опроса нетрадиционные формы: кроссворды, ребусы, чайнворды различной степени сложности. При письменном опросе предлагаю всем задание одинаковой трудности, и одно или несколько более сложных.
Устная проверка знаний: средние В отвечают, сильные С же дети исправляют и дополняют ответы, или сами ученики могут задавать вопросы друг другу. Часто для этого даю задания учащимся-- найти дополнительные сведения по тому или иному вопросу (элементы исследовательской деятельности), или даю материал для сообщения каких-то интересных сведений, в качестве дополнения ответов детей.
В конце изучения раздела провожу контрольные работы с дифференцированными заданиями, и итоговое контрольное тестирование по 2 уровням В и С.
2. Объяснение нового материала
При объяснении нового материала ставлю проблемные вопросы. Детей прошу подготовить самостоятельно некоторые вопросы нового материала и самим рассказать об этом одноклассникам, при этом они готовят наглядные пособия (рисунки, таблицы, схемы и т. д.).
3. Закрепление нового материала
При закреплении нового материала предлагаю работу с учебником или сразу выполнить практическое задание. Учащиеся групп В и С работают самостоятельно, учитель подбирает задания, которые должны развивать учащихся и вместе с тем должны быть доступными. Часто при закреплении нового материала провожу самостоятельные работы. Количество заданий, а также время для их выполнения для двух групп даю различное. При закреплении материала, с целью выработки навыков решения практических задач для учащихся, подбираю задания с постепенно увеличивающейся степенью трудности.
Если материал сложный, то формирую пары, куда входит один из учеников В или С групп, и провожу работу в парах сменного состава. Вначале материал проговаривает сильный ученик своему партнеру, второй слушает его и поправляет, затем материал проговаривает средний учащийся, сильный его контролирует и поправляет.
В соответствии с группами при организации учебной деятельности разрабатываю варианты дифференцированных заданий. При этом можно использовать два вида дифференцированной формы учебной деятельности: групповую дифференцированную и индивидуальную дифференцированную работу учащихся.
В первом случае учащиеся одной группы выполняют свое дифференцированное задание коллективно (по 3–4 человека), консультироваться друг с другом, сверять результаты, обсудить общий план решения, подразделить его на части и, выполняя каждый свою часть, выйти на общий результат.
во втором – индивидуально.
При групповой форме деятельности на уроке организуется отчет каждой группы, а при индивидуальной форме проверяется и оценивается работа каждого ученика. Результаты работы могут быть подведены по-разному: сдать все работы на проверку учителю (лучше оценить), обсудить решение у доски (выделить время на этом уроке или на следующем), работу могут оценить сами ученики или консультант.
4. Домашнее задание
Первой группе на дом предлагаются задания и плюс более сложные задачи и упражнения из учебника. Для второй группы задания из учебника дополняются задачами из различных пособий. При определении объема работы следует исходить из средней нормы времени, затрачиваемого на приготовление задания, дня недели, загруженность школьников другими предметами.
Детей учу работать с дополнительной литературой, выполнять дополнительные задания творческого характера, а также провести небольшие исследования. Эти дети часто выступают с дополнительными сообщениями, докладами.
Учащиеся группы В и С работают на продвинутом уровне, работа нацелена на развитие мышления, углубление знаний учащихся. Предлагаются нестандартные задания, требующие от учащихся определенных творческих усилий.
Учащиеся данной группы участвуют во многих конкурсах , турнирах и олимпиадах:
«Звезда», «Саммат», «МФТИ», ВШЭ, кенгуру, НОУ
и занимают призовые места,
«Сириус» -поездка в г.Сочи (Растоги, Жаглин)
Применение данного обучения помогает учителю достичь следующих целей:
Развивать обобщенный интерес к предмету;
Закрепить и повторить имеющиеся знания и способы действия;
Актуализировать имеющиеся знания для успешного изучения нового материала;
Сформировать умения самостоятельно работать над заданием;
Развивать интеллектуальные умений учащихся
Сформировать новые способы действия, умения выполнять задания повышенной сложности;
Характерные особенности дифференциации по уровню
Дифференциация по уровню умственного развития не получает в современной педагогике однозначной оценки: в ней имеются как положительные, так и некоторые отрицательные аспекты.
В данной работе имеются , как положительные так и некоторые отрицательные аспекты.
Каковы же положительные аспекты:
исключаются неоправданные и нецелесообразные для общества уравниловка и усреднение детей;
у учителя появляется возможность уделять внимание «сильному»;
отсутствие в классе отстающих снимает необходимость в снижении общего уровня преподавания;
реализуется желание «сильных» учащихся быстрее и глубже продвигаться в образовании;
повышается уровень мотивации учения;
в группе, где собраны учащиеся одинаковых способностей, ребенку учиться легче.
Наряду с положительными аспектами имеются и отрицательные:
«слабые» лишаются возможности равняться на более способных, получать от них помощь, соревноваться с ними;
перевод в «слабые» группы может быть воспринят детьми как унижение их достоинства;
в элитарных группах возникает иллюзия исключительности, эгоистический комплекс; в «слабых» группах снижается уровень самооценки, появляется установка на фатальность своей слабости, в связи с этим может понижаться уровень мотивации учения;
перекомплектование в группах может способствовать ухудшению благоприятного микроклимата в классных коллективах.
Вполне очевидно, что в процессе внедрения технологии уровневой дифференциации главная роль принадлежит учителю. Проходя через творческое сознание педагога, через его личный опыт и преобразуя этот опыт, идеи уровневой дифференциации обучения приобретают живое воплощение. Обеспечив методически новую технологию, учитель обязательно увидит ее плюсы, подтвердит ожидаемые позитивные результаты.
Технология уровневой дифференциации обучения направлена на непосредственную реализацию образовательных стандартов в учебном процессе, на «выращивание» и адаптацию стандартов к ученику и к школе. Тем самым она призвана внести весомый вклад в модернизацию образования, а значит, имеет полное право быть востребованной педагогами.
Данный подход необходим, т. к. делает обучение более эффективным. В связи с этим можно обратиться к высказыванию Анатолия Гина, руководителя международной Лаборатории образовательных технологий «Образование для Новой Эры»: «Приемы педагогической техники – каждодневный инструмент учителя. Инструмент без работы ржавеет... А в работе – совершенствуется».
Все дети рождаются быть успешными.
Единственное, в чем они нуждаются – в развитии своих талантов. Я твердо верю в это.
Вера - двигает горы…
Вера в учеников может поднять их на такие высоты, которые нам трудно даже представить.
Каждый день можно собирать большой урожай детских успехов.
Не позволять ни одному ребенку быть неудачником. Учить со страстью, учить с преданностью и стальной уверенностью в успехе.
