Вопросы, связанные с подготовкой и проведением ЕГЭ, до сих пор стоят довольно остро, несмотря на то, что эта форма итоговой аттестации обучающихся стала реальностью. Математика – обязательный для всех выпускников средней школы экзамен, и альтернативы ЕГЭ как формы его проведения сегодня нет. При неоднозначном отношении к ЕГЭ, мы, учителя математики, понимаем, что невозможно достичь высоких результатов по сдачи ЕГЭ без системной, долгой, продуманной работы по подготовке учащихся к независимой экспертизе качества знаний выпускных и вступительных экзаменов. Конечно, задания ЕГЭ составлены в пределах школьной программы, но все они рассчитаны на максимальную стимуляцию нестандартного мышления при его выполнении. Невольно встал вопрос: «Как подготовить всех детей к успешной сдачи ЕГЭ?» Научить школьника математике и подготовить к успешному написанию ЕГЭ по математике – это две абсолютно разные вещи. Думаю, что это осознал каждый школьный учитель, и каждый встал перед вопросом: «С чего начать?» Первое, с чего начинаю – это подготовительная работа по подготовке к ЕГЭ: 1. тщательно изучаю демоверсию ЕГЭ (цель – понять особенности заданий, которые будут предложены учащимся в этом году); 2. оцениваю готовность учащихся к ЕГЭ, выявляю проблемы, как для данного класса, так и индивидуально для каждого ученика; 3. планирую работу по развитию навыков выполнения первой части экзаменационного задания; 4. веду психологическую подготовку обучающихся к ЕГЭ, не пугаю школьников предстоящим ЕГЭ, убеждаю их в том, что если очень постараться, то можно получить вполне приличный балл. Второе – повторение пройденного материала На этом этапе разрабатываю план подготовки к ЕГЭ, который включает в себя список ключевых тем для повторения. Это позволит параллельно с изучением нового материала системно повторить пройденное ранее. Используя, литературу начиная с 10 класса, провожу зачеты по заданиям части 1 содержащей 8 заданий базового уровня сложности с кратким ответом, следующим образом. Ребята дома решают все задания части, например №1, затем сдают теорию по этой части, затем на зачете решают любые 10 заданий при мне. На выполнение заданий отводится 2 недели, тот кто не сдает зачет, приходит ещё раз. Результаты зачета доводятся до сведения классного руководителя и родителей. В течении 2 недель ребята в любое время задают вопросы по непонятным задачам. Стараюсь выслушать все подходы к решению каждой задачи и только потом раскрываю секреты, где и как можно было решить задачу быстро и хитро, чтобы сэкономить время.
Третье - устные упражнения Одним из них наиболее важных моментов при подготовке к ЕГЭ является развитие вычислительных навыков. Известно, что 20% ошибок выпускники допускают из-за невнимательности и при простейших вычислениях. Для развития вычислительных навыков полезно в начале каждого урока предлагать ученикам устные задания, которые содержат задачи на изучаемую тему и задачи на повторение, что позволяет развитию скорости вычислений и преобразований и ликвидации пробелов по определенным темам. Для организации устной работы удобно использовать математические тренажеры, предназначенные для закрепления навыков счета и усвоения основных алгебраических формул. В целях эффективного использования времени на экзамене, учу школьников приемам быстрого и рационального счета. Например, добиваюсь применения формулы корней квадратного уравнения с четным вторым коэффициентом и теоремы обратной теореме Виета, разложением на множители подкоренного выражения при извлечении квадратного корня. Для достижения правильности и беглости устных вычислений, преобразований, решения задач в течение всех лет обучения в среднем и старшем звене на каждом уроке стараюсь отводить 5-7 минут для проведения упражнений в устных вычислениях, предусмотренных программой каждого класса. 3) -2,8-3,2 : 1,2 *1,6 +8,5 ______ ? Устные упражнения активизируют мыслительную деятельность учащихся, требуют осознанного усвоения учебного материала; при их выполнении развивается память, речь, внимание, быстрота реакции. Практика показала, что систематическая работа с устными упражнениями способствует значительному повышению продуктивности вычислений и преобразований. Сокращается время на выполнение таких операций, как решение квадратных уравнений, линейных неравенств и неравенств 2-ой степени, разложение на множители, построение графиков функций, преобразования иррациональных выражений и другие. Эти операции переходят из разряда самостоятельной задачи в разряд вспомогательной и становятся инструментом (“таблицей умножения”) для решения более сложных задач. Четвертое – домашние задания. Важной составной частью учебного процесса являются домашние задания. Усвоение знаний учащимися, приобретение умений и навыков в основном происходит на уроке. Однако ограниченность урока во времени не предоставляет возможности продолжать работу по дальнейшему осмысливанию и закреплению нового материала. Поэтому работа переносится на дом. Значение домашних заданий исключительно велико. Домашние задания создают условия для ликвидации известного отрыва в изложении учебного материала, устраняют фрагментарность в овладении учащимися знаниями и умениями, устанавливают определенную связь между уроками данного предмета. Выполнение домашних заданий носит, как правило, индивидуальный характер и рассчитано на полную самостоятельность учащегося. При выполнении домашних заданий индивидуальные особенности учащегося, его отличия в обучаемости должны проявляться еще в большей степени, чем в классе. Кроме того, на качество выполнения домашних заданий может оказать решающее влияние место, время и различные обстоятельства домашних условий работы. К тому же многие учащиеся дома оказываются вне всякого контроля, им предоставляется полная свобода в учении. Все это обуславливает необходимость и обязательность последовательного осуществления индивидуального подхода к учащимся при домашних заданиях. Индивидуализация домашних заданий у нас осуществляется через: 1) частичную индивидуализацию общеклассного домашнего задания, 2) применение индивидуальных домашних заданий, 3) применение, наряду с обязательными домашними заданиями, также не обязательных («желательных») заданий и рекомендаций, 4) выполнение учащимися индивидуальных заданий, рассчитанных на длительную подготовку («долгосрочные домашние задания (ДДР)»), каждый учащийся по желанию получает свой вариант задач и начинает его решать. В варианте содержится 20–25 разнообразных задач. Решив все задачи, учащийся приобретает навыки самостоятельного решения задач, уходит страх перед зачетом, экзаменом, появляется интерес к результату своего труда. Как правило их сдача заканчивается зачетом, где добавляются какие-то заранее неизвестные детям условия. Пятое – дифференцированная работа с классом Для качественной подготовки школьников к экзамену определены три группы учащихся: первая группа – учащиеся, которые имеют минимум знаний и рассчитывают лишь преодолеть порог успешности (6-8 заданий); вторая группа – учащиеся, которые поставили перед собой цель – получить не очень высокие баллы (на уровне 45-60 баллов по 100-балльной шкале), но достаточные для поступления в вуз, не предъявляющий высоких требований к уровню математической подготовки; третья группа – учащиеся, которые хотят получить высокие баллы (больше 60 баллов по 100 балльной шкале), необходимые для поступления в технические вузы. Для каждой группы определена своя линия подготовки к ЕГЭ. Учащимся первой группы необходимо преодолеть рубеж 6 – 8 заданий первой части базового уровня сложности с кратким ответом. Выявляются сильные и слабые стороны математической подготовки каждого ученика, и работаем с теми заданиями, которые уже получаются, добавляя посильные задания из уже усвоенного материала. Выполняем осмысленную отработку базовых математических навыков, не забывая попутно о критическом мышлении. Для второй группы необходимо уверенно выполнять 9-12 заданий первой второй части, которые содержат 4 задания (9-12) повышенного уровня сложности с кратким ответом. Желательно и №13повышенного уровня сложности с развёрнутым ответом . Цель работы – сформировать навыки самопроверки и добиться устойчивого результата по работе с задачами на уровне – 9-12 заданий, повторить темы, дающие возможность решения определенных заданий второй части повышенного уровня сложности с развёрнутым ответом . С третьей группой вырабатываю умение уверенно выполнять 11-12 заданий части повышенного уровня сложности , задания 13,15 второй части повышенного уровня сложности с развёрнутым ответом, определяю его возможности относительно остальных заданий второй части. С такими учащимися регулярно решаем задания, развивающие творческие способности учащихся к решению задач повышенного уровня сложности. В каждодневной работе использую указанную уровневую дифференциацию. При таком подходе каждый ученик имеет возможность овладевать учебным материалом в зависимости от его способностей и индивидуальных особенностей личности. Для реализации принципа дифференциации мною собран банк упражнений по определенным заданиям первой и второй частей контрольно-измерительных материалов с образцами решений, рекомендациями по их выполнению. Применяются различные приемы подачи материала и организации работы ученика: индивидуальные рабочие листочки (аналоги рабочих тетрадей), в которых предлагается заполнить пропуски, закончить решение, решить по образцу, найти и исправить ошибку, выявить список теорем из готового решения, по рисунку выявить максимум теорем связывающих его элементы и т.д. Для младших школьников (5-6 класс) возможны игровые формы проведения урока. В работе используются различного вида карточки, таблицы, наглядные пособия (по стереометрии), в 95% случаев с учеником ведется отдельная теоретическая тетрадь для записи формул, теорем, блок-схем, алгоритмов решения типовых заданий и др. Моя цель состоит в том, чтобы помочь каждому школьнику научиться быстро решать задачи, оформлять их чётко и компактно. Развиваю способность мыслить свободно, без страха, творчески. Стараюсь давать возможность каждому школьнику расти настолько, насколько он способен. Шестое – организация и проведение мониторингов Очень часто мы слышим, что не надо натаскивать детей на решение тестов ЕГЭ. Согласна, не надо. Но решать тесты надо по двум причинам: во - первых, много решающий тренирует свою собственную интуицию, учит сам себя «прикидывать» правильность полученных ответов, оттачивает, совершенствует (а где-то и изобретает или вспоминает забытое) свои собственные вычислительные навыки, во- вторых, с точки зрения психологии привыкает к устройствам КИМов, не боится выполнять задания не по порядку, может почувствовать себя в роли сдающего экзамен и т.д. Все тренировочные тесты стараюсь проводить с ограничением времени, чтобы учащиеся могли контролировать себя – за какое время сколько заданий они успевают решить. Восьмое – контролирующий. Максимализация нагрузки по содержанию и по времени для всех учащихся одинакова. Это необходимо, поскольку тест по своему назначению ставит всех в равные условия и предполагает объективный контроль результатов. И опять же учитель-мотиватор создает им ситуацию: предоставлено множество вариантов тестов (в бумажном виде), без оглашения они обновляются. Для того чтобы результаты индивидуальной деятельности каждого были видны мы ввели в оборот, так называемые ШАХМАТКИ (закрашивая которые каждый простраивает свою картинку, свою траекторию) По итогам первого полугодия шахматка и результаты декабрьской диагностики по математике вручаются родителям на родительских собраниях, даются советы и рекомендации по дальнейшему продвижению (создаются новые условия взаимодействия учитель-ученик, учитель-родитель, ученик- родитель). Вся работа с шахматками осуществляется только во внеурочное время. Остановлюсь на этом моменте чуть подробнее. У каждого ученика имеется папка, в которой собираются работы ученика, выполненные на листочках, а во втором полугодии 11 класса – на бланках ЕГЭ. После каждой работы ученик заносит свои результаты с таблицы, вложенные в папку. Таблица 1. Результаты диагностических работ Щукиной В. Дата | | | | | | | | | | №1 | | | | | | | | | | №2… | | | | | | | | | | №18 | | | | | | | | | | №19 | | | | | | | | | | Всего первичных баллов | | | | | | | | | | Всего тестовых баллов | | | | | | | | | | Оценка | | | | | | | | | |
Таблица 2. Динамика подготовленности Щукиной В. дата | | | | | | | | | | Первичных баллов | Тестовых баллов | | | | | | | | | | 32 | 100 | | | | | | | | | | 31 | 98 | | | | | | | | | | 30 | 96 | | | | | | | | | | 29 | 94 | | | | | | | | | | 28 | 92 | | | | | | | | | | 27 | 90 | | | | | | | | | | 26 | 87 | | | | | | | | | | 25 | 85 | | | | | | | | | | 24… | 83… | | | | | | | | | | В системе СтатГрад мониторинг по математике включает в себя диагностические работы в формате ЕГЭ и регулярные тренировочные работы. Основная цель подобных работ – оперативное получение информации о качестве усвоения определенных тем, анализ типичных ошибок и организация индивидуальной работы с учащимися по устранению пробелов в знаниях. Наша школа ведёт строгий учет результатов выполнения таких работ. Седьмое – погружение в предмет. Особо хочется выделить еще один важный этап индивидуальной учебной деятельности. Погружение в предмет. Реальность такова, что этот этап чаще всего осуществляется на каникулах. Здесь нет ни перед кем никаких обязательств, здесь работает «принцип Мантессори» занимайся, чем хочешь и сколько считаешь нужным! (предлагаются серия видео-уроков, тесты-онлайн, возможность блочного повторения или опережения в изучении материала и т.д.) В перспективе создание условий для онлайн-консультаций, общение по скайпу и т.д.
Восьмое – использование ИКТ при подготовке к ЕГЭ Но помимо работы с учителем учащиеся должны и самостоятельно получать знания, поэтому рекомендую учащимся сайты Интернета, где собран теоретический материал, а также сайты, где ученики могут самостоятельно проверить уровень своей подготовки, работы в режиме он-лайн . 1. сайт Федерального института педагогических измерений (ФИПИ). Можно скачать ДЕМО-версии ЕГЭ по всем предметам, в том числе и по математике. Есть Открытый банк заданий ЕГЭ по предметам; 2. официальный информационный портал ЕГЭ. Общие сведения о ЕГЭ (расписание, бланки, советы, демоверсии, консультации и т.д.), материалы для выпускников 11-х классов и поступающих в ВУЗы и ССУЗы; 3. официальный сайт Рособрнадзора; 4. "ЕГЭ-портал. Мы знаем о ЕГЭ все" http://4ege.ru/novosti-ege/1532-shkala-perevoda-ballov-ege.html; 5. сайт Ларина А.А. «Математика. Репетитор». Есть генератор вариантов ЕГЭ; 6. Д. Гущин "Решу ЕГЭ". Базы заданий для портала «РЕШУ ЕГЭ» составлены на основе следующих источников: задания открытых банков и официальных сборников для подготовки к ЕГЭ; демонстрационные версии ЕГЭ и экзаменационные задания, разработанные ФИПИ; диагностические работы, подготовленные МИОО; тренировочные работы, проводимые органами управления образованием в различных регионах Российской Федерации. Все используемые в системе задания снабжены ответами и подробными решениями; 7. ЕГЭ I ГИА. Информационный образовательный портал. Документы, материалы, пособия, пробники к ЕГЭ и ГИА. http://egeigia.ru/; 8. учебные (справочные) пособия для подготовки к ЕГЭ (книги, сборники тестов в форматах djvu/zip и pdf/zip) http://www.alleng.ru/edu/math3.htm. Особенно часто использую в работе сайт Д.Гущина. Обучающиеся решают различные варианты, проверяю, данные вношу в таблицу, и в течение года я вижу динамику каждого обучающегося. Задания, с которыми ребята не смогли разобраться самостоятельно, прорешиваем на консультациях или уроках. Очень важны уроки итогового повторения в конце 11 класса. Они дифференцированно орентированны. Без ИКТ на этих уроках на обойтись: слайды с устными заданиями, с тестовыми заданиями, с заданиями из 2 части, с показами готового решения и оформления для проверки, видеоуроки ( http://egetrener.ru/ ) |