СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Индивидуализация учебной деятельности как фактор, обеспечивающий успешную подготовку старшеклассников к ЕГЭ по математике.

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Доклад в помощь учителю математики, работающему в старших классах.

Просмотр содержимого документа
«Индивидуализация учебной деятельности как фактор, обеспечивающий успешную подготовку старшеклассников к ЕГЭ по математике.»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«Тамазатюбинская Средняя общеобразовательная школа»

Бабаюртовского района РД.









Доклад.




«Индивидуализация учебной деятельности как фактор, обеспечивающий успешную подготовку старшеклассников к ЕГЭ по математике».


(выступление на районном семинаре учителей математики)









Учитель математики

Дагирова П. С.






2017 г.



Уважаемые коллеги, я рада приветствовать вас на своем выступлении. Надеюсь, что каждый из вас возьмет для себя что-нибудь полезное, и с вашей стороны жду сотрудничества.

Важная задача учителя – учить детей учиться, создать ситуацию, в которой обучающийся просто не мог бы не учиться сам и делал бы это с удовольствием. Необходимо сделать так, чтобы ученики умели и хотели самостоятельно добывать знания, тем более что старшеклассникам, выпускникам средней школы уже совсем скоро придется окунуться в такую деятельность в ВУЗах и Сузах, в которой наличие навыков индивидуальной деятельности очень пригодятся. Поэтому мне близка позиция учителя-помощника, учителя-партнёра, учителя – мотиватора как одна из существенных составляющих успеха в процессе приобретения знаний обучающимися.

Каждый молодой человек, пришедший в 10 класс, ставит перед собой (как минимум) цель сдать единый государственный экзамен через два года и получить аттестат о среднем образовании. Что и как он будет для этого делать – сформулирует учитель. Чаще всего обучение строится по принципу «что скажут – то и сделаем», «что дадут – то и возьмем». Сегодня, во многом, обучение, нацелено на среднего ученика. Но после окончания школы, за ее порогом всем без исключения (и средним, и сильным) понадобятся навыки индивидуальной учебной деятельности, от наличия которых и зависит: будет образование получено или нет. Поэтому для меня тема индивидуализированной деятельности обучающихся в процессе обучения математике является всегда актуальной.

Что такое, на мой взгляд, идивидуализация учебной деятельности?

Как ни странно, я хотела бы сначала дать понятие индивидуальной предпринимательской деятельности. Если коротко, тезисно, то это

« САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ работа НА СЕБЯ, это вложение В СЕБЯ, В СВОЕ РАЗВИТИЕ, В СВОЕ БУДУЩЕЕ и под СВОЮ ответственность». Если провести аналогию, то под индивидуальной учебной деятельностью я понимаю выстроенный учителем процесс на уроке и во вне его, обеспечивающий максимальную продуктивную работу каждого старшеклассника ЛИЧНО, создание условий для полной мобилизации и развития СВОИХ способностей, склонностей и интересов, создание СОБСТВЕННОГО активного мотивационного поля.

Основными принципами моей работы в этом направлении являются:

- максимальное разнообразие предоставленных возможностей;

- возрастание роли внеурочной деятельности;

- индивидуализация образовательных траекторий обучения;

-создание условий для совместной работы учащихся при минимальном

участии учителя;

-свобода выбора учащимися форм получения консультаций, помощи,

наставничества.

О некоторых формах своей работы в данном направлении я расскажу более подробно.

Что же такое ЕГЭ? Всем прекрасно известно, как расшифровываются эти три буквы. Единый государственный экзамен - централизованно проводимый в Российской Федерации экзамен в средних учебных заведениях — школах и лицеях. Служит одновременно выпускным экзаменом из школы и вступительным экзаменом в вузы и Сузы.

Но последнее десятилетие слово ЕГЭ наводит страх не только на учеников, но и на родителей и даже учителей.

Следовательно, перед нами учителями-предметниками встает важная задача «как помочь выпускнику набрать те заветные баллы, которые решат его судьбу»

Сегодня грех жаловаться на нехватку методической литературы, КИМов, пособий-репетиторов или тестовых заданий, но подготовка по ним не дает тех нужных высоких баллов.

Вопросы, связанные с подготовкой и проведением ЕГЭ, до сих пор стоят довольно остро, несмотря на то, что эта форма итоговой аттестации обучающихся стала реальностью. Математика – обязательный для всех выпускников средней школы экзамен, и альтернативы ЕГЭ как формы его проведения сегодня нет. При неоднозначном отношении к ЕГЭ, мы, учителя математики, понимаем, что невозможно достичь высоких результатов по сдачи ЕГЭ без системной, долгой, продуманной работы по подготовке учащихся к независимой экспертизе качества знаний выпускных и вступительных экзаменов.

Конечно, задания ЕГЭ составлены в пределах школьной программы, но все они рассчитаны на максимальную стимуляцию нестандартного мышления при его выполнении. Невольно встал вопрос: «Как подготовить всех детей к успешной сдачи ЕГЭ?» Научить школьника математике и подготовить к успешному написанию ЕГЭ по математике – это две абсолютно разные вещи. Думаю, что это осознал каждый школьный учитель, и каждый встал перед вопросом: «С чего начать?»

Первое, с чего начинаю – это подготовительная работа по подготовке к ЕГЭ:

1.     тщательно изучаю демоверсию ЕГЭ (цель – понять особенности заданий, которые будут предложены учащимся в этом году);

2.     оцениваю готовность учащихся к ЕГЭ, выявляю проблемы, как для данного класса, так и индивидуально для каждого ученика;

3.     планирую работу по развитию навыков выполнения первой части экзаменационного задания;

4.     веду психологическую подготовку обучающихся к ЕГЭ, не пугаю школьников предстоящим ЕГЭ, убеждаю их в том, что если очень постараться, то можно получить вполне приличный балл.

Второе – повторение пройденного материала

На этом этапе разрабатываю план подготовки к ЕГЭ, который включает в себя список ключевых тем для повторения. Это позволит параллельно с изучением нового материала системно повторить пройденное ранее.

Используя, литературу начиная с 10 класса, провожу зачеты по заданиям части 1 содержащей 8 заданий базового уровня сложности с кратким ответом, следующим образом. Ребята дома решают все задания части, например №1, затем сдают теорию по этой части, затем на зачете решают любые 10 заданий при мне. На выполнение заданий отводится 2 недели, тот кто не сдает зачет, приходит ещё раз. Результаты зачета доводятся до сведения классного руководителя и родителей. В течении 2 недель ребята в любое время задают вопросы по непонятным задачам. Стараюсь выслушать все подходы к решению каждой задачи и только потом раскрываю секреты, где и как можно было решить задачу быстро и хитро, чтобы сэкономить время.



Третье - устные  упражнения

Одним из них наиболее важных моментов при подготовке к ЕГЭ является развитие вычислительных навыков. Известно, что 20% ошибок выпускники допускают из-за невнимательности и при простейших вычислениях. Для развития вычислительных навыков полезно в начале каждого урока предлагать ученикам устные задания, которые содержат задачи на изучаемую тему и задачи на повторение, что позволяет развитию скорости вычислений и преобразований и ликвидации пробелов по определенным темам. Для организации устной работы удобно использовать математические тренажеры, предназначенные для закрепления навыков счета и усвоения основных алгебраических формул.

В целях эффективного использования времени на экзамене, учу школьников приемам быстрого и рационального счета.

Например, добиваюсь применения формулы корней квадратного уравнения с четным вторым коэффициентом и теоремы обратной теореме Виета, разложением на множители подкоренного выражения при извлечении квадратного корня.

Для достижения правильности и беглости устных вычислений, преобразований, решения задач в течение всех лет обучения в среднем и старшем звене на каждом уроке  стараюсь отводить 5-7 минут для проведения упражнений в устных вычислениях, предусмотренных программой каждого класса.

3) -2,8-3,2

: 1,2

*1,6

+8,5

______

?

Устные упражнения активизируют мыслительную деятельность учащихся, требуют осознанного усвоения учебного материала; при их выполнении развивается память, речь, внимание, быстрота реакции.

Практика показала, что систематическая работа с устными упражнениями способствует значительному повышению продуктивности вычислений и преобразований. Сокращается время на выполнение таких операций, как решение квадратных уравнений, линейных неравенств и неравенств 2-ой степени, разложение на множители, построение графиков функций, преобразования иррациональных выражений и другие. Эти операции переходят из разряда самостоятельной задачи в разряд вспомогательной и становятся инструментом (“таблицей умножения”) для решения более сложных задач.


Четвертое – домашние задания.

Важной составной частью учебного процесса являются домашние задания. Усвоение знаний учащимися, приобретение умений и навыков в основном происходит на уроке. Однако ограниченность урока во времени не предоставляет возможности продолжать работу по дальнейшему осмысливанию и закреплению нового материала. Поэтому работа переносится на дом. Значение домашних заданий исключительно велико. Домашние задания создают условия для ликвидации известного отрыва в изложении учебного материала, устраняют фрагментарность в овладении учащимися знаниями и умениями, устанавливают определенную связь между уроками данного предмета. Выполнение домашних заданий носит, как правило, индивидуальный характер и рассчитано на полную самостоятельность учащегося. При выполнении домашних заданий индивидуальные особенности учащегося, его отличия в обучаемости должны проявляться еще в большей степени, чем в классе. Кроме того, на качество выполнения домашних заданий может оказать решающее влияние место, время и различные обстоятельства домашних условий работы. К тому же многие учащиеся дома оказываются вне всякого контроля, им предоставляется полная свобода в учении. Все это обуславливает необходимость и обязательность последовательного осуществления индивидуального подхода к учащимся при домашних заданиях. Индивидуализация домашних заданий у нас осуществляется через:

1) частичную индивидуализацию общеклассного домашнего задания,

2) применение индивидуальных домашних заданий,

3) применение, наряду с обязательными домашними заданиями, также не обязательных («желательных») заданий и рекомендаций,

4) выполнение учащимися индивидуальных заданий, рассчитанных на длительную подготовку («долгосрочные домашние задания (ДДР)»), каждый учащийся по желанию получает свой вариант задач и начинает его решать. В варианте содержится 20–25 разнообразных задач. Решив все задачи, учащийся приобретает навыки самостоятельного решения задач, уходит страх перед зачетом, экзаменом, появляется интерес к результату своего труда. Как правило их сдача заканчивается зачетом, где добавляются какие-то заранее неизвестные детям условия.

Пятое – дифференцированная работа с классом

Для качественной подготовки школьников к экзамену определены три группы учащихся:

первая группа – учащиеся, которые имеют минимум знаний и рассчитывают лишь преодолеть порог успешности (6-8 заданий);

вторая группа – учащиеся, которые поставили перед собой цель – получить не очень высокие баллы (на уровне 45-60 баллов по 100-балльной шкале), но достаточные для поступления в вуз, не предъявляющий высоких требований к уровню математической подготовки;

третья группа – учащиеся, которые хотят получить высокие баллы (больше 60 баллов по 100 балльной шкале), необходимые для поступления в технические вузы.

Для каждой группы определена своя линия подготовки к ЕГЭ.

Учащимся первой группы необходимо преодолеть рубеж 6 – 8 заданий первой части базового уровня сложности с кратким ответом. Выявляются сильные и слабые стороны математической подготовки каждого ученика, и работаем с теми заданиями, которые уже получаются, добавляя посильные задания из уже усвоенного материала. Выполняем осмысленную отработку базовых математических навыков, не забывая попутно о критическом мышлении.

Для второй группы необходимо уверенно выполнять 9-12 заданий первой второй части, которые содержат 4 задания (9-12) повышенного уровня сложности с кратким ответом. Желательно и №13повышенного уровня сложности с развёрнутым ответом . Цель работы – сформировать навыки самопроверки и добиться устойчивого результата по работе с задачами на уровне – 9-12 заданий, повторить темы, дающие возможность решения определенных заданий второй части повышенного уровня сложности с развёрнутым ответом .

 С третьей группой вырабатываю умение уверенно выполнять 11-12 заданий части повышенного уровня сложности , задания 13,15 второй части повышенного уровня сложности с развёрнутым ответом, определяю его возможности относительно остальных заданий второй части. С такими учащимися регулярно решаем задания, развивающие творческие способности учащихся к решению задач повышенного уровня сложности.

В каждодневной работе использую указанную уровневую дифференциацию. При таком подходе каждый ученик имеет возможность овладевать учебным материалом в зависимости от его способностей и индивидуальных особенностей личности. Для реализации принципа дифференциации мною собран банк упражнений по определенным заданиям первой и второй частей контрольно-измерительных материалов с образцами решений, рекомендациями по их выполнению.

Применяются различные приемы подачи материала и организации работы ученика: индивидуальные рабочие листочки (аналоги рабочих тетрадей), в которых предлагается заполнить пропуски, закончить решение, решить по образцу, найти и исправить ошибку, выявить список теорем из готового решения, по рисунку выявить максимум теорем связывающих его элементы и т.д. Для младших школьников (5-6 класс) возможны игровые формы проведения урока.

В работе используются различного вида карточки, таблицы, наглядные пособия (по стереометрии), в 95% случаев с учеником ведется отдельная теоретическая тетрадь для записи формул, теорем, блок-схем, алгоритмов решения типовых заданий и др.

Моя цель состоит в том, чтобы помочь каждому школьнику научиться быстро решать задачи, оформлять их чётко и компактно. Развиваю способность мыслить свободно, без страха, творчески. Стараюсь давать возможность каждому школьнику расти настолько, насколько он способен.

Шестое – организация и проведение мониторингов

Очень часто мы слышим, что не надо натаскивать детей на решение тестов ЕГЭ. Согласна, не надо. Но решать тесты надо по двум причинам: во - первых, много решающий тренирует свою собственную интуицию, учит сам себя «прикидывать» правильность полученных ответов, оттачивает, совершенствует (а где-то и изобретает или вспоминает забытое) свои собственные вычислительные навыки, во- вторых, с точки зрения психологии привыкает к устройствам КИМов, не боится выполнять задания не по порядку, может почувствовать себя в роли сдающего экзамен и т.д.

Все тренировочные тесты стараюсь проводить с ограничением времени, чтобы учащиеся могли контролировать себя – за какое время сколько заданий они успевают решить.

Восьмое – контролирующий. Максимализация нагрузки по содержанию и по времени для всех учащихся одинакова. Это необходимо, поскольку тест по своему назначению ставит всех в равные условия и предполагает объективный контроль результатов.

И опять же учитель-мотиватор создает им ситуацию: предоставлено множество вариантов тестов (в бумажном виде), без оглашения они обновляются. Для того чтобы результаты индивидуальной деятельности каждого были видны мы ввели в оборот, так называемые ШАХМАТКИ (закрашивая которые каждый простраивает свою картинку, свою траекторию) По итогам первого полугодия шахматка и результаты декабрьской диагностики по математике вручаются родителям на родительских собраниях, даются советы и рекомендации по дальнейшему продвижению (создаются новые условия взаимодействия учитель-ученик, учитель-родитель, ученик- родитель). Вся работа с шахматками осуществляется только во внеурочное время.

Остановлюсь на этом моменте чуть подробнее. У каждого ученика имеется папка, в которой собираются работы ученика, выполненные на листочках, а во втором полугодии 11 класса – на бланках ЕГЭ. После каждой работы ученик заносит свои результаты с таблицы, вложенные в папку.

Таблица 1. Результаты диагностических работ Щукиной В.

Дата










№1










№2…










№18










№19










Всего

первичных баллов










Всего тестовых баллов










Оценка















Таблица 2. Динамика подготовленности Щукиной В.

дата










Первичных баллов

Тестовых баллов










32

100










31

98










30

96










29

94










28

92










27

90










26

87










25

85










24…

83…











В системе СтатГрад мониторинг по математике включает в себя диагностические работы в формате ЕГЭ и регулярные тренировочные работы. Основная цель подобных работ – оперативное получение информации о качестве усвоения определенных тем, анализ типичных ошибок и организация индивидуальной работы с учащимися по устранению пробелов в знаниях. Наша школа ведёт строгий учет результатов выполнения таких работ.


Седьмое – погружение в предмет.

Особо хочется выделить еще один важный этап индивидуальной учебной деятельности. Погружение в предмет. Реальность такова, что этот этап чаще всего осуществляется на каникулах. Здесь нет ни перед кем никаких обязательств, здесь работает «принцип Мантессори» занимайся, чем хочешь и сколько считаешь нужным! (предлагаются серия видео-уроков, тесты-онлайн, возможность блочного повторения или опережения в изучении материала и т.д.) В перспективе создание условий для онлайн-консультаций, общение по скайпу и т.д.



Восьмое – использование ИКТ при подготовке к ЕГЭ

Но помимо работы с учителем учащиеся должны и самостоятельно получать знания, поэтому рекомендую учащимся сайты Интернета, где собран теоретический материал, а также сайты, где ученики могут самостоятельно проверить уровень своей подготовки, работы в режиме он-лайн .

1.     сайт Федерального института педагогических измерений (ФИПИ). Можно скачать ДЕМО-версии ЕГЭ по всем предметам, в том числе и по математике. Есть Открытый банк заданий ЕГЭ по предметам;

2.     официальный информационный портал ЕГЭ. Общие сведения о ЕГЭ (расписание, бланки, советы, демоверсии, консультации и т.д.), материалы для выпускников 11-х классов и поступающих в ВУЗы и ССУЗы;

3.     официальный сайт Рособрнадзора;

4.     "ЕГЭ-портал. Мы знаем о ЕГЭ все"    http://4ege.ru/novosti-ege/1532-shkala-perevoda-ballov-ege.html;

5.     сайт Ларина А.А. «Математика. Репетитор». Есть генератор вариантов ЕГЭ;

6.     Д. Гущин "Решу ЕГЭ". Базы заданий для портала «РЕШУ ЕГЭ» составлены на основе следующих источников: задания открытых банков и официальных сборников для подготовки к ЕГЭ; демонстрационные версии ЕГЭ и экзаменационные задания, разработанные ФИПИ; диагностические работы, подготовленные МИОО; тренировочные работы, проводимые органами управления образованием в различных регионах Российской Федерации. Все используемые в системе задания снабжены ответами и подробными решениями;

7.     ЕГЭ I ГИА. Информационный образовательный портал. Документы, материалы, пособия, пробники к ЕГЭ и ГИА. http://egeigia.ru/;

8.     учебные (справочные) пособия для подготовки к ЕГЭ (книги, сборники тестов в форматах djvu/zip и pdf/zip)  http://www.alleng.ru/edu/math3.htm.

Особенно часто использую в работе сайт Д.Гущина. Обучающиеся решают различные варианты, проверяю, данные вношу в таблицу, и в течение года я вижу динамику каждого обучающегося. Задания, с которыми ребята не смогли разобраться самостоятельно, прорешиваем на консультациях или уроках. 

Очень важны уроки итогового повторения в конце 11 класса. Они дифференцированно орентированны. Без ИКТ на этих уроках на обойтись: слайды с устными заданиями, с тестовыми заданиями, с заданиями из 2 части, с показами готового решения и оформления для проверки, видеоуроки ( http://egetrener.ru/ )



Рекомендации учителю 1. Материал на уроках необходимо излагать в простой, доступной, понятной большинству учащихся, форме. 2. Формы работы на уроках необходимо разнообразить, повышая тем самым интерес к предмету. 3. Необходимо добиваться от учащихся не формального усвоения программного материала, а глубокого осознанного его понимания. 4. В процессе преподавания необходимо делать определенные акценты на те разделы, которые представлены в тестах ЕГЭ. 5. Объяснение нового материала необходимо строить как можно более наглядно, создавать яркие образы и конкретные представления об изучаемом материале, чтобы в наибольшей степени воздействовать на чувства ученика, вызвать у него наглядно образное мышление. 6. Необходимо разработать систему контроля знаний учеников и возможность устранения пробелов в их знаниях. 7. Необходимо сформировать у всех учащихся достаточно высокий уровень учебной самодеятельности, которая явилась бы для них формой самоосуществления, формой свободной, творческой деятельности.